Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС




Подготовила:  Лось Светлана Александровна, учитель начальных классов

Последнее время мы часто говорим о том, что нашему  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А это умение формируется в начальной школе, начиная  с первого класса.

Оценка и контрольно-оценочная деятельность, входя в состав универсальных учебных действий, выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Начнем с того, что дадим определение: что такое оценивание?

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Оценивание в начальной школе может осуществляться по-разному:

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.

В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность, Учащиеся должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной, ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:

  • оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание;

  • оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
    оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

  • оценивать можно только то, чему учат.

  • в оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

  • в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
    соблюдение принципа объективности оценки;
    соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
    комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • оценка динамики образовательных достижений младших школьников.

При оценке работы ребенка особое значение придается:

  • упорству, старанию, труду;

  • достигнутому успеху;

  • личной позиции ученика;

  • возможностям ребенка достичь большего результата.

Следует поощрять в ребенке:

  • смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;

  • готовность защищать свою точку зрения;

  • творческий подход; пытливость, любознательность;

  • самоконтроль, способность оценить свою работу;

  • стремление находить и исправлять свои ошибки.

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

Как говорилось выше, способы оценивания своей работы будут отличаться на каждой ступени обучения. Способы оценивания в 1 и 4 классах будет отличаться. Предлагаю рассмотреть конспект урока по русскому языку в 4 классе, в котором предложен способ самооценки деятельности — листы достижений.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 10 =