Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО


Автор: Наталья Ивановна Каменева
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель начальных классов


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Сегодня важно правильно понимать, что есть стандарт. Министерство образования и науки РФ обращает внимание педагогической общественности на то, что современный стандарт – это, с одной стороны, гарантированное предоставление ученику, студенту, семье качественных образовательных услуг, а с другой – гарантий работнику сферы образования .

Значительнойсоставляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеучебная деятельность» .

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Считаю, что основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Работая много лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Итак, каковы же направления и формы работы внеурочной деятельности в нашей школе, и как они применяются конкретно в 1б классе, классным руководителем которого я являюсь в данный момент?

В образовательном плане нашей школы направлениями внеурочной деятельности являются:

  • физкультурно-оздоровительное,
  • художественно-эстетическое,
  • научно-познавательное,
  • духовно-нравственное;
  • общественно полезная,
  • проектная,
  • экологическая деятельность.

Поэтому, в своей работе я использую различные формы работы по данным направлениям деятельности.

По направлению «Духовно-нравственное развитие и воспитание» в 1 классе я применяю следующие формы работы:

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников детей и родителей.
  • Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Детская благотворительность.

В этом учебном году обучающиеся 1б класса принимали участие в благотворительных акциях «Спешите делать добрые дела», «Живи, книга!», «Птицы – наши друзья».

Ведущими формами моей деятельности по научно-познавательному направлению являются:

  • Викторины, познавательные игры и беседы;
  • Детские исследовательские проекты;
  • Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся);
  • Предметные недели, праздники, уроки знаний, конкурсы.

Ученики моего класса участвуют в различных викторинах, познавательных играх, беседах. Хотя они еще малы, но уже пробуют свои силы в исследовательской работе. Пусть это только первые шаги в науку, но они уже имеют место быть.

Не остаются без внимания первоклассников и различные конкурсы познавательной направленности: «Смекалка», «Почемучка». Во многих конкурсах ребята заняли призовые места. А самые первые школьные награды не могут не радовать.

С первого класса я начинаю обучать детей проектной деятельности

В этом учебном году мои первоклассники с огромным интересом и удовольствием участвовали в научно-практической конференции на темы: «Почему снег белый?», «Почему портятся продукты?». Ученики получили дипломы за 1 и 3 место.

Первоклассники, как все знают, очень подвижны. Поэтому формы работы по физкультурно-оздоровительному направлению детям очень нравятся. В школе проходят спортивные соревнования. С учащимися моего класса и родителями ходим в походы в лес, на водоемы.

Я расширяю знания детей о здоровом образе жизни, внушаю, что здоровье – главная ценность человека.

Утренняя зарядка, физкультминутки, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня – все это по душе первоклассникам.

В конце этого учебного года я планирую совместный с родителями туристический поход в своем классе, и в параллели с 1-ми классами. Получали грамоты (2 место).

Многие мои первоклассники активно занимаются плаванием (Силкина Вика, заняла 2 место в соревнованиях), самбо, легкой атлетикой в ЦДТ.

Ведущими формами деятельности в художественно-эстетическом направлении в моем классе являются:

  • Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, на выставки;
  • Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
  • Художественные выставки;
  • Кружки художественного творчества.

Собственными силами мы организуем в классе концерты, посвященные осени, Дню матери, праздникам 23 февраля и 8 Марта, выставляли свои работы на выставки.

Всегда активно участвуем в праздничном оформлении школы и своей классной комнаты.

В этом учебном году мы с удовольствием посетили областной краеведческий музей.

Посещаем школьную и городскую библиотеку, где принимаем участие в театральном кружке, в котором дети пробуют себя в качестве актеров, играют различные роли, инсценируют русские народные сказки и знакомятся с историей театрального искусства.

В классе я веду кружок «Любители сказок», где мы инсценируем различные сказки.

Кружок «Разноцветный мир» в ЦДТ учит их тонкостям изобразительного искусства, умению видеть и ценить красоту окружающего мира.

В реализации общественно полезной деятельности я организую в классе дежурство. Каждый ученик в классе выполняет закрепленное за ним поручение. Проводим мы и трудовые десанты.

В течение года я планирую беседы и встречи с представителями разных профессий из числа родителей.

Итак, все перечисленные разнообразные виды внеурочной деятельности позволяют мне выстроить единый, сложный и взаимосвязанный образовательный комплекс, объединяющий педагогов, учащихся и родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.

На основании приведенных примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы: наша школа имеет собственные ресурсы для организации этой работы, но помощь школе могут оказать и учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.

Считаю, что наиболее продуктивной представляется схема ведения внеучебной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.

Таким образом, каждый ученик в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности.

Но главное, надо помнить, что участие детей во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе. Нельзя заставить, но можно заинтересовать. Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования я ориентирую на воспитательные результаты.

В течение всего года я прослеживаю эффективность внеурочной деятельности, которая определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям стандарта в портфеле достижений, который отражает уровень освоения образовательной программы, особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка), результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. В наполнении портфолио принимают участие воспитанники, педагоги, родители.

Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности формирования универсальных учебных действий. Я использую в своей работе следующие методики:

Коммуникативные УУД
МетодикаЦель
Левая и правая стороны

(Ж. Пиаже)

Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника
Кто прав? (Г.А. Цукерман)Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника
Рукавички (Г.А. Цукерман)Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
Дорога к домуВыявление уровня сформированности действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности
Регулятивные УУД
МетодикаЦель
Выкладывание узора из кубиковВыявление развития умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу
Проба на внимание

(П.Я. Гальперин,

С.Л. Кабыльницкая)

Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля
Корректурная пробаОценка устойчивости внимания
Нерешаемая задача

(Н.В. Витт)

Выявление уровня упорства в преодолении препятствий
Познавательные УУД
МетодикаЦель
Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия,

Л.С. Цветковой)

Выявление сформированности общего приема решения задач
Нахождение схем к задачам

(А.Н. Рябинкина)

Определение умения выделять тип задачи и способ ее решения
Решение задач (А.З. Зак)Выявление уровня развития аналитической операции, способности действовать в уме, в целом – уровень развития теоретического способа решения проблем
Оценка вербально-логического мышленияВыявление развития способности к обобщению и выделению существенных признаков
Личностные УУД
МетодикаЦель
Кто я? (модификация методики

М. Куна)

Выявление сформированности Я-концепции и самоотношения
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощиВыявление уровня усвоения нормы взаимопомощи
Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)Выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы
Незавершенная сказкаВыявление развития познавательных интересов и инициативы, действия смыслообразования

Результаты диагностики фиксирую в «Индивидуальной карточке» учащегося.

Внедрение стандарта – нелегкая задача, решение которой скорее зависит от проявления творчества, чем от жесткого руководства к действию. Поэтому сегодня так важен творческий союз педагогической и родительской общественности: совместные встречи, дискуссии, размышления, которые, бесспорно, будут способствовать решению многих вопросов.

Перед нами стоит задача организовать внедрение стандарта таким образом, чтобы оправдать все возложенные на него надежды. Планирование воспитательной деятельности в рамках воспитательной системы класса я оформляю следующим образом:

№ п/пНаправления воспитательной деятельностиСодержание воспитательной деятельности

(базовые

национальные ценности)

Название

мероприятий

Форма внеурочной деятельности

(часы

общения)

Уровень воспитательного результата
      
      
      

В портфолио моих учеников начальных входят разделы:

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Для титульного листа ребенок сам выбирает фотографию или, при желании, рисует свой автопортрет.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

Этот раздел может включать две рубрики:

1. «Автобиография» – краткая информация об основных событиях жизни ребёнка. В этом разделе он может поместить свои фотографии.

2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:

  • Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает).
  • Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье).
  • Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях).
  • Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается).
  • Моя малая родина (рассказать о своём родном городе или селе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Раздел 2. «Мои цели»

  • Мои цели в учебном году и в каждой четверти.
  • Табличка продвижения к цели.
  • Лестница успеха.

Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)

ПериодЧего хочу

добиться

Что собираюсь для этого

сделать

Результат
К концу года   
В 1 четверти   
Во 2 четверти   
В 3 четверти   
В 4 четверти   

Самоанализ по итогам года

(заполняется самостоятельно учащимся на последней неделе учебного года, либо дома)

1. Итоги прошедшего______ учебного года для меня:___________________________

2. Из запланированного мне удалось выполнить _______________________________

3. Невыполненным оказалось ____________________ потому что_________________

_____________________________________________________________________________

4. В результате изучения предметов_______________ для меня стало важным______________________________________________________________________

5. В результате изучения дополнительных курсов для меня стало важным _____________________________________________________________________________

6. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было _____________________________________________________________________________

7. Мои представления о себе за прошедший учебный год изменились _____________________________________________________________________________

8. На сегодня для меня наиболее предпочтительным является _________________________, так как______________________________________________

Сведения об участии во внеурочной деятельности

Учебный годНаправлениеФорма участияПодпись педагога
20__- 20__   
    

Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Учебный годНазвание

объединения

(кружка,

секции, клуба)

Сведения

о руководителе(ях) объединения

Название

учреждения,

в котором

организовано

объединение

20__- 20__   
    

Раздел 3. «Социальная практика»

  •  Поручения в классе.
  •  Выпуск стенгазеты.
  • Участие в субботниках.
  • Выступление на торжественной линейке.
  • Членство в детской общественной организации.

Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т.п.). Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Опыт общественной работы

Годы

работы

Наименование

организации,

движения

Выполняемая работа, порученияПодпись

руководителя

Баллы
     

Сведения об участии в общественно-полезной деятельности

Учебный годНаправлениеФорма участияПодпись педагога
20__- 20__   
    

Раздел 4. «Мои достижения»

Этот раздел может включать рубрики: «Неотправленные письма» (неопубликованные размышления на тему), «Стимулы к учёбе» (примеры из жизни), «Стимулы успеха» (что в ходе работы помогало моему прогрессу), «Мои открытия» (информация, которая удивила, закономерности, которые установил самостоятельно), «Размышления о занятии» (рефлексивный анализ учебных занятий), «Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.), «Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т. д.).

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Творческие работы

(литературные работы, фотоматериалы увлечений, рисунки)

ДатаКлассНазвание работыЧему посвящается?
1    
     

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх

п/п

КлассДата

участия

ПредметУровеньЗанятое место, участиеБаллыПодпись

педагога

        
        

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях

п/п

КлассДата

участия

Наименование

соревнований

УровеньДипломы, грамотыПодпись учителя

физической культуры

1      
       

Сведения об участии в проектной деятельности

КлассДата

участия

Название работыУровеньНаличие грамоты, диплома лауреата и т.д.БаллПодпись

педагога

        

Сведения об участии в областных, городских, районных, окружных, школьных и классных праздниках и мероприятиях

КлассДата участияНазвание мероприятия, праздникаУровеньПоощрениеПодпись педагога
1      
       

Материалы этого блока позволяют мне выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5. «Мои впечатления»

  • Отзыв о посещении театра, выставки, музея.
  • Участие в экскурсионно-познавательных программах.
  • План путешествий по городу, стране, миру.

В младших классах дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят на выставки, в театр. В завершении экскурсии или похода ребёнок может оставить свой отзыв об увиденном, в котором выразит свое впечатление, вспомнит содержание.

Раздел 6. «Коллектор»

  • «Теоретический монолог» – основные теоретические положения по теме портфолио;
  • «Что бы это значило?» – понятийно-терминологический словарь;
  • «Статистические данные» – информация в цифрах и фактах;
  • «3аконы, принципы, правила» – теоретические основы рассматриваемого материала.

– «Рабочие материалы» – графические материалы (таблицы, графики, схемы и др.), тексты сообщений и докладов; различные творческие работы; выполненные контрольные и самостоятельные работы; материалы по проектной деятельности учащегося и т.д. Этот раздел может включать рубрики: «Письменная работа» (все письменные работы, выполненные учащимся по теме), «График-органайзер» (схемы, графики, опорные конспекты, таблицы и т.д.), «Вопросы, оставшиеся без ответов», «Творчество товарищей», «Где и когда я смогу использовать…», «Банк идей», «Банк гипотез «Что будет, если…», «Диверсант» (аргументы и контраргументы на заданную тему), «Темы для исследования» (возможные темы дальнейшей исследовательской работы) и др.

Раздел 7. «Отзывы и пожелания»

  • Учителей.
  • Родителей.
  • Педагогов дополнительного образования.

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Для оформления портфолио я подготовила памятки для педагогов, родителей и детей.

Чтобы проследить эффективность формирования универсальных учебных действий, начала вести Индивидуальную карточкуучёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества). Для четкого представления к каким результатам приведет организованная мною внеурочная деятельность в моем классе, я составила модель, направленную на формирование у детей:

  1. социальной активности;
  2. представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  3. приобщение к системе культурных ценностей;
  4. трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  5. экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  6. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; 
  7. организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  8.  навыков здорового образа жизни.

Таким образом, выстроенная мною модель организации внеурочной деятельности поможет мне достичь следующих результатов:

  1.  Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
  2. Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
  3.  Творческая самореализация детей.
  4.  Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности.
  5.  Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка.
  6.  Сохранение имиджа школы, класса как общественно активной, развитие традиций школы.
  7. Формирование единого воспитывающего пространства.
  8.  Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
  9. Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1.  Закон РФ «Об образовании» ст.14, п.5; ст.15;
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» №373 от 06.10.2009 г. ;
  3. ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования;
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания;
  5. Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализация обучающихся;
  6. Базисный учебный образовательный план учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования
  7. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. №986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
  9.  Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
  10. Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
  11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  12. СанПиН 2.4.2 2821-10 в редакции от 23.07.2008 г. №45;
  13. Приказ Минобрнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г. регистрационный №19707 от 4 февраля 2011г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.21009 г. №373»;
  14.  Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. №761 нг.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 1 =