Осень в природе. Изменения в неживой природе и явления осенью у растений: урок окружающего мира в 3 классе


Автор: Ковалёва Ольга Анатольевна
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В. И. Пеллера»
Должность: учитель начальных классов


Цель ‒ познакомить с осенними изменениями в неживой природе и явлениями в живой природе у растений.

Планируемые результаты:

Личностные: Определение правил поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

Познавательные УУД: Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного и художественных текстов, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций.

Предметные результаты: развивать умение находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие осенней природы; воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация темы урока играет музыка Чайковского)

Учитель: Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике.

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихотворения. Послушайте их и постарайтесь определить тему урока.

Дети читают стихотворения:

Александр Пушкин

Алексей Плещеев

Осень

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Осень наступила, 
Высохли цветы, 
И глядят уныло 
Голые кусты. 

Вянет и желтеет 
Травка на лугах, 
Только зеленеет 
Озимь на полях. 

Туча небо кроет, 
Солнце не блестит, 
Ветер в поле воет, 
Дождик моросит.. 

Зашумели воды 
Быстрого ручья, 
Птички улетели 
В теплые края. 

Учитель:

— Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? (об осени)

— Почему вы так решили? (ответы детей)

— Правильно, ребята, все явления, о которых вы рассказали, действительно происходят осенью.

3. Постановка цели урока

— Какова тема нашего урока? (Осень в природе)

— Откройте учебник на стр. 52, 54 и прочитайте заголовок. (Чтение заголовка)

— Какие задачи мы поставим сегодня на уроке? (дети ставят задачи)

— На какие вопросы мы должны дать ответ?

(1. Какие изменения, происходят в неживой природе осенью?

2. Какие изменения происходят в живой природе у растений?)

— Правильно.

4. Открытие новых знаний

— Итак, я предлагаю перейти к решению 1 задачи. Напомните мне её

(1. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?)

— Для этого мы сыграем в игру «Верите ли вы, что…».

Условия игры таковы: Придвиньте, пожалуйста, карточки с таблицей, на ней 6 чисел, под каждым числом ставите знак «+» или «-».

1

2

3

4

5

6

      

Если верите, то ставите «+», а если не верите, то ставите «-».

— Итак, начинаем. «Верите ли вы, что …»

1. Осенью температура воздуха понижается, а вода повышается? —

2. Осенью на земле появляется иней по утрам?+

3. После 23 сентября дни становятся короче ночи в результате того, что солнце находится высоко? —

4. В октябре часто наблюдаются туманы?+

5. Ветви берез осенью оголяются?+

5. Осенью бывают теплые, солнечные деньки? +

Как считаете, на все ли вопросы вы ответили правильно?

— У нас возникли противоречия, что для этого нужно сделать? (прочитать)

— На стр. 52-53 прочитайте самостоятельно, но возвращайтесь к игре «Верите ли вы, что…». Если ваше мнение изменилось, то сделайте пометку. (дети читают и делают пометки в вопросе 1 и 3)

— Кто изменил своё мнение, свой ответ и почему?

— Ребята, меня интересует 6 вопрос. Как это называется с научной точки зрения? (Бабье лето)

— А почему так было так названо осеннее явление? (ответы детей)

Сообщение

В осени выделяют бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября. Бабье лето делят на:

1) Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября.

2) Старое Бабье лето с 14-го до 21 сентября.

Этот период осени назвали Бабьем, значит, осень дарит перед холодами еще немного летнего тепла.

— Итак, давайте вернёмся к 1 задаче.

— В чём она заключалась?

(1. Какие изменения, происходящие в неживой природе осенью?)

— Что ещё нового вы узнали об осенних изменениях в неживой природе? (ответы детей)

— Итак, с приходом осени в неживой природе происходят такие изменения.

ФИЗМИНУТКА

— Мы продолжаем свою работу и переходим ко 2 задаче.

— В чём она заключалась?

(2. Какие изменения происходят в живой природе у растений?)

— Что вы знаете об изменениях в живой природе у растений? (ответы детей)

— Вспомните стихотворение Александра Пушкина, что он говорит о цвете? (в багрец и золото одетые леса)

— В чём причина изменения цвета? (ответы детей)

(изменение температуры воздуха и почвы)

— Почему мы не можем с научной точки зрения объяснить?

— Откройте учебник на стр. 54, найдите 1 абзац и соберите модель листьев лето-осень на основе текста.

Практическая работа в парах

— Договоритесь друг с другом, кто будет выполнять модель лета, а кто осень. У вас на партах есть листики белого цвета, и есть цветные карандаши. Раскрасьте модель листа летом и осенью (выполняют).

— Покажите модель листика летом. (показываю)

— Почему летом листья имеют зелёный цвет? (ответы детей много тепла, света, влаги, вещества хлорофилла)

— Покажите модель осеннего листика. (показываю)

— Почему осенью листья поменяли свой окрас на жёлтый и красный цвет? (ответы детей – мало тепла, света, влаги и разрушается вещество хлорофилл)

— Итак, сделаем вывод

— Так, что происходит с хлорофиллом с приходом осени? (ответ детей – разрушается и поэтому листья меняют окраску)

Давайте вернемся к стихотворению Алексея Плещеева.

— Как он описывает кусты? (ответы детей – голые)

— Так какое следующее изменение происходит у растений? (листопад)

— Проанализируйте это слово с точки зрения русского языка (ответ детей – сложное имеет 2 корня – листья падают)

— Прочитайте на стр. 54, 2 абзац и сделайте пометку карандашом, которая объяснит причину данного явления.

— Так в чём причина листопада?

— Прочитайте вслух (1 человек читает)

(дети читают – в месте соединения листа с веткой образуется мёртвый пробковый слой, он перекрывает доступ растительного сока, и листья постепенно отмирают и опадают)

— А теперь всё внимание на экран, чтобы наглядно вы смогли представить пробковый слой посмотрите видео. (видеоролик о листопаде)

— На основе своих наблюдений посоветуйтесь друг с другом и скажите все ли деревья в одно и то же время сбрасывают листву. Если да, то какие? Если нет, то какие? (ответы детей)

— У вас на партах есть конверт с листьями, придвиньте. Вы будете работать парами.

— Покажите берёзовый лист, липовый, кленовый, осиновый, черёмухи.

— А что у вас ещё там есть? (веточка ели)

— А что вы скажите про хвойные деревья? (ответ детей – у них нет листьев, а есть хвоинки)

— Вы должны расположить их в таком порядке, в каком они опадают (стр. 55, 1 абзац).

— Расскажите, как вы разложили листья и почему? (ответы детей – 1 ряд берёза, липа; 2 – клён, осина, черёмуха; 3 – еловая ветка)

— А почему вы так расположили? (ответ детей – потому что опадают листья постепенно)

— А почему мы наблюдаем хвойные деревья всегда зелёные? У них нет листопада? (ответы детей)

— Чтобы более точно узнать опадают или нет, прочитайте стр. 55, 2 абзац и сделайте вывод. (дети читают самостоятельно)

— Что вы можете ответить на мой вопрос? (ответы детей – Восковой налёт листьев – хвоинок предохраняет их от излишнего испарения влаги. Потому и не бояться «зимней засухи» хвойные деревья. И всё же в хвоинках тоже накапливаются ненужные вещества, и они постепенно опадают. У ели хвоинки сменяются через 5-7 лет, у сосны – через 2-3 года. Среди хвойных деревьев есть удивительное исключение – это лиственница. Осенью мягкая хвоя желтеет и опадает.)

5. Итог урока

— Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

— Все ли задачи решили?

— Какие новые знания вы получили?

— На все вопросы нашли ответы?

— Мне на уроке сегодня очень понравилось, как вы работали и такие результаты… (выставлю отметки и комментирую)

6. Домашняя работа: Рабочая тетрадь, стр. 12-14.

7. Рефлексия

— Ребята, вы оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы, высказывали свои мнения, наблюдения.

— Кому из вас удалось пополнить свои знания?

— На ваших партах лежат листья разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листок определённого цвета и приклеит его на дерево:

— красный листок – «мне было интересно»,

— желтый листок – «я узнал много нового»,

— зеленый листок – «мне было трудно все запомнить».

Любуемся получившимся «деревом познания».

— Спасибо за работу.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 12 =