Особенности технической и тактической подготовки юных футболистов


Автор: Аркадий Иванович Зайцев
Место работы: МАОУДО «Центр детского творчества»
Должность: педагог дополнительного образования


Техническая и тактическая подготовка при проведении занятий по футболу является основой обучения, в процессе которой мальчики осваивают технико-тактические тонкости, учатся отрабатывать и совершенствовать игровые комбинации, углубляют знания и развивают способности.
Техническая и тактическая подготовка включает в себя ос­воение специальных знаний и навыков управления мячом, а также обучение и совершенствование взаимодействий в игровых упражнениях и самой игре, развитие творческих спо­собностей игроков.

Специальные знания при обучении – это процесс накопления обучающимися навыков и умений для дальнейшего формирования базы последующих действий футболистов в игре.
Обучающиеся футболу должны знать биомеханическую структуру движения, а также физиологические и биологические процессы, происходящие в организме во время учебно-тренировочных занятий, игры. Все эти знания, получаемые в процессе обучения и закрепления, повышают ре­зультативность действий, убыстряют процесс умения играть в футбол.
Техническая и теоретическая стороны игры – неотделимые части всей деятельности футболиста на поле в каждой игровой ситуации.
Основой действий футболистов в игре является техника как главное оружие игроков. В спортивных играх техника должна быть стабильной и одновременно гибкой, разнооб­разной и неотделимой от тактики. Техническая оснащенность помогает играющему решать ту или иную игровую ситуацию, поэтому в процессе обучения я постоянно расширяю арсенал технических приемов, которые прочно усваиваются и закрепляются, особенно на этапе начальной подготовки.
Следовательно, в возрасте 7-11 лет при обучении техни­ческим приемам на первое место выдвигаю такое количество повторений и их вариативность, чтобы охватить все разнообразие двигательных действий.
Прежде чем приступить к освоению основных технических приемов игры я учитываю следующие моменты:
— разучивание технических приемов начинаю с сильной ноги, т. е. с той, которой легче бить по мячу. После того как мяч начнет слушаться воспитанников, перехо­жу к разучиванию приемов другой ногой;
— закреплять технические приемы стараюсь в обстановке, приближенной к игровой;
— отрабатываю систематически технические приемы до устойчивого, правильного выполнения.
Проводя игру в футбол, советую учащимся, чтобы они примечали у партнеров или сопер­ников положительное, чтобы затем закрепить это на занятиях.
Обучение футбольной технике делю на этапы.
В возрасте от 7 до 10 лет обучение провожу с помощью специ­альных упражнений, чтобы учащиеся овладели множеством простых технических приемов и освоили широкий арсенал двигательных навыков. Беру упражнения простые и доступные, чтобы выполнять их на месте или на малой скорости, по неподвижному или катящемуся мячу, без со­противления.
В возрасте от 11 до 14 лет обучение техничес­ким элементам или приемам провожу с сокращением времени на обработку мяча, с пассивным сопротивлением в упражнениях, где применяют обманные движения, с разу­чиванием дополнительных технических приемов и исполь­зованием их в сочетании с ранее усвоенными. На этом этапе подготовки техническая оснащенность дол­жна постепенно адаптироваться к самой игре и умению мыс­лить и выполнять на поле задуманное, что является фундаментом дальнейшего обучения.
В возрасте 15-17 лет увеличиваю объем упражнений технико-тактической направленности, максимально приближенных к игре. Упражнения, применяемые и обучении, провожу с сопротивлением и конкретным заданием, с использованием в технике различных связок и соединений. Правильное и устойчивое выполнение подво­дящих упражнений, которые используются при обучении сложным двигательным функциям в дальнейшем дает возможность успешно действовать во время игры, принимать правильные решения на фоне волевых напряжений и физических нагрузок.
Выбор технических средств в конкретной игровой ситуации и игре в целом требует рассматривать тактику не изоли­рованно, а только в связи с технической обученностью, тогда игроки смогут научиться творчески и быстро выбирать и использовать именно те технические приемы, которые больше всего подходят в данной ситуации. Обучение и совершен­ствование игровых тактических комбинаций, как совместных действий футболистов, провожу практически так же, как обучение и совершенствование действий отдельного игрока.
На первом этапе главное внимание уделяю сыгранности и взаимопониманию в малочисленных составах на ограниченных площадках (1×1, 2×1, 2×2, 3×2 и т. д.), не забывая совершенствовать технику движений у каждого игрока с мячом и без мяча.
Вершина технической и тактической подготовки — освоение игровой системы, которая представляет собой новую ступень в действиях игрока, способного подчинять индивидуальные способности игровым возможностям команды.
Успех в работе с мячом – это оптимальное повторение большого количества приемов, которым нужно научить игрока, и это является основой обучающих про­цессов. Эффективное обучение приемам работы с мячом и использование их в играх является основополагающим для обучающихся, чтобы через обучение на занятиях они приоб­щились к большой игре.
На учебно-тренировочном занятии, использую упражнения на развитие чувства мяча, которые являются луч­шим мотивом для дальнейшей практики и обучению игре.
Решающее для этого время от 7 до 14 лет, когда я могу поощрить стремление детей брать на себя инициативу в игре без страха неудачи. Овладение техническими приемами дает возможность учащимся уверенно продолжать движение вперед и получать большое удовольствие от игры.
Из всего многообразия приемов в период обучения игре в футбол, стараюсь, чтобы обучающиеся усвоили четыре основных уп­ражнения и 10-12 вспомогательных упражне­ний по совершенствованию основных, после чего дальней­шее обучение, как правило, происходит быстрее и с меньшими ошибками в исполнении.
Основные упражнения:
• Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема.
• Удар по неподвижному мячу срединной или внешней час­тью подъема с разбега.
• Остановка катящегося или летящего навстречу мяча, стоя на месте, внутренней стороной стопы, серединой подъе­ма или подошвой.
• Удары и передачи мяча головой (обязательно использо­вать облегченный футбольный мяч или волейбольный).
• Обманные движения (финты).
Существуют четыре группы тренировочных упражнений для развития чувства мяча и обучения контроля мяча:
• упражнения по элементарному владению мячом;
• упражнения по защите мяча, изменение направления, обыгрывание соперника один на один;
• техника удара по мячу, передача и прием мяча;
• малые игры (игры в малых группах).
Элементарные движения с мячом:
1. Дети движутся по большому треугольнику или четырехугольнику, катят мяч впереди себя внутренней стороной стопы, затем останавливают его другой стопой.
2. Игроки движутся вперед, используя поочередно те же движения левой и правой стопы. При этом скорость произвольная.
3. При движении вперед мяч скатывается с подъема и останавливается передней частью подошвы. Все эти упражнения могут быть легко выполнены даже самыми маленькими игроками. Ключом к успеху является многократное повторение и успешное выполнение упражнений.
4. Мяч тянут подошвой, толкают подъемом и двигают вперед. Все эти движения с мячом идеальны для начала развития чувства мяча и его контролирования.
5. То же движение, но одной стопой. Все эти элементарные движения с мячом могут отрабатываться и вне тренировки. Чем больше развиваются дети, тем больше им нравится тренироваться.
6. Перекатывание мяча подошвой влево-вправо в движении обеими ногами поочередно. Многие упражнения по контакту с мячом осуществляются подошвой стопы. Ценность такого контроля над мячом проявится на более поздних стадиях программы и в действительной, реальной игре.
7. Движение вперед: игроки поворачивают мяч по направлению к противоположной стопе, используя носок стопы. Уже после нескольких месяцев игроки овладеют хорошим контролем за мячом и смогут использовать одинаково хорошо обе ноги. Развитие чувства мяча и контроля за ним является очень важным в самом раннем возрасте. С ним приходит удовлетворение от игры.
8. Аналогично предыдущему, только движения вперед осу­ществляется внутренней частью стопы.
9. В движении мяч катится подъемом и тянется назад подо­швой стопы поочередно левой и правой ногой.
10. Прием мяча и техника удара с наличием и без наличия ворот является одной из четырех тренировочных частей во время базовой тренировки. Чем выше чувство мяча, тем быстрее они осваивают технику футбола.
Выставляю специально сконструированные ворота, чтобы тренировка могла проходить с минимальными ос­тановками. Такие специально сконструированные пере­движные ворота необходимы не только для эффективного и постоянного повторения, но и повышения интереса к тренировке. Снова решающими являются постоянное по­вторение и частота ударов. Эти ворота идеально подхо­дят для тренировки в различных группах (коалициях) из двух-четырех игроков. Мяч все время находится в преде­лах досягаемости для непрерывного повторения упраж­нений.
Упражнения по элементарному владению мячом:
1. Перекатывание мяча влево-вправо с остановкой его по­очередно внутренней и внешней стороной стопы. Упраж­нение выполняется то левой, то правой ногой.
2. Перекатывание мяча назад-вперед-подошвой-подъемом, поочередно меняя ноги.
3. Аналогично предыдущему, но с чередованием левой и правой стоп.
В этот период обучения маленьких игроков техническим приемам, не осуществляю на них никакого давления. Здесь важно, чтобы за­нятие доставляло удовольствие.
4. Работа с мячом на месте поочередно правой и левой нога­ми. Игрок катит мяч внутренней стороной стопы в сторону и, не отрывая ноги от мяча, возвращает его в исходное положение внешней стороной стопы. Опорная нога слег­ка согнута в колене, чтобы мяч не откатился перед тем, как его можно будет вести обратно.
Дети, для которых выполнение этого упражнение является очень слож­ным, нуждаются в моей помощи.
5. Передней частью подошвы мяч двигается вперед и обрат­но к внутренней стороне той же стопы. Работа с мячом ведется поочередно левой и правой ногами. Это упраж­нение дает возможность в равной мере тренировать од­новременно обе ноги.
6. Подъемом ноги мяч откатывается в сторону и оттягивает­ся назад подошвой стопы. По мере развития чувства мяча, его можно откатывать дальше, не боясь потерять контроль над ним.
Регулярные упражнения развивают чувство мяча и контроль за его положением.
7. Наступают на мяч и скользят внутренней частью стопы, затем толкают его внутренней стороной той же стопы по направлению к другой стопе. В начале упражнение выполняется медленно, но чем искуснее становятся мальчики, тем быстрее они выполняют эти движения.
8. Другая вариация по оттягиванию и толчку мяча: мяч в стороне — подкатить его подошвой назад и увести его в другом направлении. Каждого игрока поощряют выполнять в его собственном темпе. На этом этапе обучения овладение техникой более важно, чем скоростью его выполнения.
9. Мяч выкатывается в сторону и отводится назад внешней стороной стопы. Это упражнение способствует постепенному увеличению подвижности лодыжки и тазобедренных суставов.
10. Время, которое уделяется отработке данных упражнений, ограничено. Каждые 10 или 15 минут чередую упражнения по элементарному контакту с мячом с упражнениями по передаче и удару по мячу.
Закрепляю технические приемы в обстановке, приближенной к игровой. Отрабатываю технические приемы не от случая к случаю, а систематически. Играя в футбол, примечаю у играющих положительное, чтобы затем попробовать это же выполнить на тренировке.
Почти при каждом соприкосновении с мячом обращаю внимание игрока на остановку мяча таким образом, чтобы в следующий момент перейти к другим техническим действиям. Остановил мяч – сделал передачу или обработал мяч – выполнил ведение мяча. Мяч в футболе от игрока к игроку движется порой с достаточно большой скоростью, различной траекторией, и нередки вращения мяча вокруг своей оси. И чтобы погасить скорость катящегося или летящего мяча для осуществления целесообразных дальнейших действий, используют технический прием – остановка мяча. Термин «остановка мяча» идентичен терминам «обработка мяча» или «прием мяча» и порой употребляется один вместо другого. Синонимичные термины употребляю, потому что способы остановки мяча могут быть разными, футболист порой полностью не останавливает мяч, а «приспосабливает» его для выполнения последующих технических и тактических действий.
Для полного понимания выражения «остановка мяча» подробней остановимся на технической составляющей данного элемента ведения игры. Остановка мяча – уступающее движение той или иной частью тела и помогающее уменьшить скорость и силу полета мяча расслаблением определенных мышечных групп.
Исходя от вышеизложенного, остановки/обработку мяча можно классифицировать.
Если после остановки мяча мяч остается лежать у ног игрока неподвижно, то такую остановку можно характеризовать как полную. Когда же движение мяча гасится не полностью, а лишь замедляется его скорость и изменяется направление движения после соприкосновения с футболистом, то такая остановка называется неполная или применим термин «прием мяча». В игре чаще всего используются неполные остановки. Современный футбол отличается повышенными скоростными действиями, интенсивностью, и, как следствие, игрок не имеет времени спокойно распоряжаться мячом. Получая мяч, игрок должен быстро сориентироваться, и процент обработки мяча на месте (полная остановка) неуклонно снижается, остановка с уходом в сторону позволяет, не задерживая командные действия, начинать атакующие действия.
Классифицировать остановки можно и по тому, какой частью тела выполняется прием-обработка мяча: ногой, туловищем или головой. При остановке/обработке мяча можно отметить общие характерные фазы выполнения данного технического приема. Подготовка к остановке – принятие решения, каким образом игрок будет останавливать мяч и принятие исходного положения игроком до момента соприкосновения с мячом. Сама остановка – уступающее (амортизирующее) движение соприкасающейся с мячом части тела (стопа, бедро, грудь), которая несколько расслаблена. В момент соприкосновения мяча с останавливающей поверхностью (или несколько раньше) начинается уступающее движение назад останавливающей части тела, которое постепенно замедляется. В конечной фазе остановки скорость движения мяча гасится до нуля. Амортизирующий путь зависит от скорости движения мяча. Если скорость невелика, то остановка осуществляется расслабленной ногой без уступающего движения.
Завершающая фаза – принятие исходного положения для последующих действий. После остановки выполняются преимущественно удары (передачи) или перемещения с мячом (ведение).
Первоначальное ознакомление с остановкой мяча начинаю с наглядного показа в замедленном темпе и разбора биомеханики выполнения приема.
В игре наиболее часто применяются остановки мяча ногой. Такие остановки характеризуются одноопорным положением. Вес тела находится на опорной ноге, которая несколько согнута в коленном суставе для устойчивости: такое положение способствует быстрому выполнению следующего технического приема – или удар по воротам, или обработка мяча с уходом в сторону, или передача. Останавливающая нога посылается навстречу мячу и развертывается к нему останавливающей поверхностью.
Начинается обучение с катящихся мячей, затем переходят к остановкам скачущих мячей и уже после этого приступают к изучению остановок летящего мяча с различной траекторией.
Удар (передача) внутренней стороной стопы – «щекой» применяется в основном при коротких и средних передачах, а также при ударах по цели с близкого расстояния и является наиболее точным ударом, чему способствует большая площадь соприкосновения стопы и мяча.

Особенности техники выполнения данного удара
Опорная нога ставится на носок и по мере выноса маховой – бьющей ноги вперед происходит перекат с носка бьющей ноги на пятку бьющей ноги. Опорная нога немного согнута в коленном суставе, направление носка опорной ноги указывает на точку – цель передачи (удара).
Место начала разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии. Замах ударной ноги выполняется за счет заднего толчка последнего бегового шага.

Ударное движение начинается с одновременного сгибания бедра и поворота кнаружи ударной ноги. В момент удара напряженная нога развернута носком кнаружи, а ее стопа находится строго под прямым углом по отношению к направлению полета мяча (параллельна к цели). Носок бьющей стопы несколько приподнят. Удар выполняется серединой внутренней поверхности стопы. Положение ноги во время удара сохраняется и во время проводки. Во время передачи (удара) туловище несколько наклонено в сторону опорной ноги, плечи наклонены вперед, что «прижимает» мяч к земле и передачи (удары) получаются стелющиеся, более точные. Если же цель послать мяч по более высокой траектории, то плечи «заваливаются» немного назад. Бьющая нога – стопа («щека») в момент отрыва мяча от стопы выполняет подкручивающее (подрезающее) движение сверху вниз, тем самым придает мячу вращательное движение, которое гасит подскоки мяча вверх о неровности игрового поля.
Повторюсь, что удар внутренней стороной стопы отличается значительной точностью, так как при ударе с мячом соприкасается большая площадь внутренней части стопы. Однако сила удара указанным способом меньше по сравнению с другими способами, так как замах ударной ноги не достигает максимальной величины замаха.

Упражнения для обучения ударов (передач) мяча внутренней стороной стопы
и совершенствования навыка
1. Подбросить перед собой мяч и, не давая мячу опуститься на землю, выполнить удар внутренней стороной стопы – «щекой», вернуть мяч обратно, прямо в руки. Выполняется правой ногой, постепенно набивание мяча доводится до автоматизма, т. е. не роняя мяч на землю и не беря его руками.
2. То же, но выполняется левой ногой.
3. То же, но выполняется поочередно правой – левой ногой, после этого ловля мяча, постепенно набивание мяча доводится до автоматизма, т. е. не роняя мяч на землю и не беря его руками.
4. Удар по неподвижному мячу «щекой» в стену выполняется правой ногой.
5. То же, но выполняется левой ногой.
6. Удар по катящемуся от игрока мячу «щекой» правой ноги.
7. То же, но выполняется левой ногой.
8. Удар по катящемуся навстречу мячу «щекой» в стену выполняется правой ноги.
9. То же, но выполняется левой ногой.
10. Удар по катящемуся мячу «щекой» в стену выполняется правой ногой после передачи левой ногой мяча вправо.
11. Удар по катящемуся мячу «щекой» в стену выполняется левой ногой после передачи правой ногой мяча влево.
12. Передачи мяча в стену выполняются поочередно правой и левой ногой по катящемуся навстречу мячу.
13. То же, но передачи выполняются с разных дистанций, делаются короткие – длинные передачи.
14. Удар по катящемуся мячу правой ногой в стену (мяч посылается левой ногой в сторону под правую ногу после остановки мяча).
15. То же, но выполняется удар по катящемуся мячу левой ногой.
16. В парах, стоя лицом друг к другу. Подбросив мяч перед собой, не давая мячу опуститься на землю, делают передачу мяча правой ногой в руки партнеру.
17. То же, выполняется левой ногой.
18. В парах, стоя лицом друг к другу. Подбрасывают мяч партнеру и, не давая мячу опуститься на землю, партнер делает передачу мяча подбрасывающему игроку правой ногой в руки.
19. То же, но выполняется левой ногой.
20. В парах, стоя лицом друг к другу. Подбрасывают мяч партнеру, мяч скачет по земле, а партнер делает передачу мяча подбрасывающему игроку правой ногой в руки.
21. То же, но выполняется левой ногой.
22. Стоя лицом к вертикальной стене на расстоянии 2-4 м, подбросив мяч перед собой, сделать n-ное количество передач правой ногой в стену, не роняя мяч на землю.
23. То же, но выполняется левой ногой.
24. Стоя лицом к вертикальной стене на расстоянии 2-4 м, подбросив мяч перед собой, сделать поочередно правой и левой ногой n-ное количество передач в стену, не роняя мяч на землю.
25. В парах, стоя лицом друг к другу на месте. Передача мяча после остановки мяча, передача по неподвижному мячу выполняется правой ногой.
26. То же, выполняется левой ногой.
27. В парах, стоя лицом друг к другу – по катящемуся навстречу мячу, выполняется передача правой ногой.
28. То же, выполняется левой ногой.
29. В парах, стоя лицом друг к другу – по катящемуся навстречу мячу, выполняется правой и левой ногой поочередно.
30. Передача мяча в парах, партнеры передвигаются по площадке по прямой, один выполняет передачу правой ногой, другой левой ногой.
31. То же, но партнеры меняются местами.
32. То же, что в упражнении 30, но мяч проходит сквозь обозначенный коридор.

33. Передача мяча в парах, партнеры передвигаются по площадке хаотично, передачи выполняются правой и левой ногой.

Удар (передача) внешней частью стопы
Применяется крайне редко, только при игре «накоротке» (1-3 метра), как обманное движение. Данный удар выполняется внешней частью стопы («шведой», «шведкой») за счет резкого отводящего движения бьющей ноги. Постановка опорной ноги не является определяющим при данной передаче.

Остановка мяча внешней стороной стопы
Используется во время игры очень редко, если выполняется остановка катящегося мяча, так как анатомическое строение тазобедренного сустава не позволяет в полной мере выполнить уступающее движение. Но когда мяч летит сзади или сбоку от игрока и опускается перед ним или несколько удаляется от игрока, остановка внешней стороной стопы используется.

Этот прием используется для последующего ухода от соперника. Техника выполнения предъявляет повышенные требования к технической вооруженности игрока. Правильное выполнение приема: опорная нога сгибается в коленном суставе, а другая выносится вперед, приподнимается и разворачивается. Мяч накрывается внешней стороной стопы, а голеностопный сустав расслабляется. Туловище слегка наклоняется в сторону мяча.

Упражнения для обучения остановки мяча внешней стороной стопы
и совершенствования навыка
1. Игрок стоит боком или под углом 30-60 градусов к другому игроку, выполняющему передачу мяча внутренней частью стопы – «щекой», и выполняет подставку внешней стороной стопы – «шведкой» – правой ноги под катящийся мяч, не сходя с места.
2. То же, но выполняется левой ногой.
3. Игрок стоит боком или под углом 30-60 градусов к другому игроку, выполняющему передачу мяча внутренней частью стопы – «щекой», и выполняет остановку катящегося навстречу мяча внешней частью стопы – «шведкой» – правой ногой на месте.
4. То же, но выполняется левой ногой.
5. Игрок стоит лицом или под углом 30-60 градусов к другому игроку, выполняющему передачу мяча внутренней частью стопы – «щекой» и выполняет остановку катящегося навстречу мяча внешней частью стопы – «шведкой» – правой ноги с уходом (уводом) мяча влево.
6. То же, но выполняется левой ногой.
7. Игрок движется шагом прямо или под углом 30-60 градусов к игроку, выполняющего передачу мяча внутренней частью стопы – «щекой», и выполняет остановку катящегося навстречу мяча внешней частью стопы – «шведкой» – правой ноги.
8. То же, но выполняется левой ногой.
9. Игрок движется бегом прямо или под углом 30-60 градусов к игроку, выполняющему передачу мяча внутренней частью стопы – «щекой», и выполняет остановку катящегося навстречу мяча внешней частью стопы – «шведкой» – правой ноги.
10. То же, но выполняется левой ногой.
11. Игрок движется бегом прямо или под углом 30-60 градусов к игроку, выполняющему передачу мяча внутренней частью стопы – «щекой», и выполняет остановку катящегося навстречу мяча внешней частью стопы – «шведкой» – правой ноги с уходом (уводом) мяча влево.
12. То же, но выполняется левой ногой.
13. Жонглирование мячом и остановка подброшенного мяча вверх внешней частью стопы – «шведкой» – правой ноги.
14. Жонглирование мячом и остановка подброшенного мяча вверх внешней частью стопы – «шведкой» – левой ноги.
15. Игрок подбрасывает мяч перед собой вверх и после отскока мяча от земли выполняет остановку мяча правой ногой стоя на месте – стопа при этом закрывает (накрывает) мяч.
16. То же, но выполняется левой ногой.
17. Жонглирование мячом, удар по мячу ногой вверх, затем остановка мяча после отскока его от земли правой ногой стоя на месте.
18. То же, но выполняется левой ногой.
19. Игрок подбрасывает мяч перед собой и после отскока мяча от земли выполняет остановку мяча правой ногой с уходом (уводом) мяча влево.
20. То же, но выполняется левой ногой.
21. Жонглирование мячом, удар по мячу ногой вверх, затем остановка мяча правой ногой после отскока его от земли с уходом (уводом) мяча влево.
22. То же, но выполняется левой ногой.
23. Игроки стоят лицом друг к другу, один бросает мяч партнеру, партнер выполняет остановку мяча внешней частью стопы – «шведкой» – правой ноги с уходом (уводом) мяча влево.
24. То же, но выполняется левой ногой.

Удар (передача) средней частью подъема
При выполнении данного приема точка соприкосновения стопы и мяча – центр мяча и середина подъема стопы. Значительная площадь соприкосновения стопы и мяча позволяет выполнить удар довольно точно. Разбег, замах и ударное движение выполняются в одной плоскости, благодаря чему «биомеханически целесообразно используется система движения» – замах максимален, голень порой выносится вперед до параллели с землей (составляя одну прямую бедро – голень – стопа), а значит, удары наносятся с большей силой по сравнению с другими способами.

Надо обязательно помнить, что удар выполняется серединой подъема с максимально оттянутым вниз носком. В связи с этим возможно задевание стопой грунта, что вызывает болевые ощущения и травмы. А это нередко приводит в дальнейшем к тому, что вследствие «охранительного торможения меняется амплитуда движения, уменьшается сила удара, снижается его эффективность». Постановка опорной ноги на носок является неотъемлемой и обязательным условием выполнения данного удара.

Упражнения для начального обучения ударам средней частью подъема
и совершенствования навыка
1. Подбросить перед собой мяч и, выполняя удар средней частью подъема, вернуть мяч обратно: подбить прямо в руки. Выполняется правой ногой, постепенно доводя набивание мяча до автоматизма, т.е. набивать, не роняя мяч на землю.
2. То же, но выполняется левой ногой.
3. То же, но выполняется поочередно правой и левой ногой с последующей ловлей мяча.
4. Подбивание мяча ногой вверх средней частью подъема правой ноги. После подбивания мяч должен удариться о землю, подскочить и на стадии опускания его нужно опять подбить вверх.
5. То же, выполняется левой ногой.
6. То же, но после каждого отскока мяча от земли мяч подбивается поочередно правой и левой ногой.
7. То же, что и упражнение 6, но мяч подбиваем поочередно правой и левой ногой, после этого отскок мяча от земли.
8. Набивание мяча правой ногой с опусканием набивающей ноги на землю.
9. То же, выполняется левой ногой.
10. Набивание мяча правой ногой, но набивающая нога на землю не ставится, т.е. упражнение выполняется, стоя на одной ноге.
11. То же, выполняется левой ногой.
12. Вышеизложенные упражнения выполняются различными мячами, а именно: резиновым мячом, но меньшего размера; мячом для игры в теннис.
При набивании мяча средней частью подъема обращаю внимание на движение голени и стопы. Голень свободно движется от колена вперед-вверх, нога согнута в голеностопном суставе почти до предела, удар по мячу выполняется пальцами ног, и за счет подкручивающего движения по мячу стопой мяч после соприкосновения летит к игроку.

Только после овладения первичных навыков игры подъемом (средней частью стопы), выработки «чувства мяча», перехожу к обучению и совершенствованию ударов внутренней частью подъема, внешней частью подъема, средней частью подъема. Перескакивание через ступень обучения чревато закреплением неправильной биомеханики удара, повышенным травматизмом при использовании этих ударов (передач).

Остановка мяча подъемом
Один из наиболее эффектных приемов остановки мяча, получивший широкое распространение в последние годы, требует точного выполнения и управления своим телом (подъемом стопы). Поверхность соприкосновения с мячом невелика, да и сам подъем стопы достаточно тверд, и незначительное отклонение в структуре движения, неточный расчет траектории полета и скорости мяча (недостаточная амортизация и «гашение» мяча) приводят к существенным ошибкам в остановке.
Опускающиеся перед игроком на расстоянии 0,5-1,5 м мячи останавливают преимущественно подъемом стопы. При остановке мячей, летящих с низкой траекторией, останавливающая нога, согнутая в тазобедренном и коленном суставах (примерно на 90°), выносится вперед. Носок стопы оттянут вниз. В момент соприкосновения мяча и подъема (при большой скорости мяча несколько раньше) выполняется амортизирующее движение назад. Останавливающая поверхность приходится на среднюю часть подъема.
При остановке мячей, опускающихся с высокой траекторией, стопа останавливающей ноги расположена параллельно земле. Нижняя часть подъема останавливающей ноги приподнята к голени. Мяч принимается на нижнюю часть подъема (ближе к пальцам). В момент соприкосновения стопы и мяча выполняется уступающее движение вниз – назад.

Упражнения для обучения остановки мяча подъемом
и совершенствования навыка
1. Игрок подбрасывает мяч перед собой, мяч ударяется о землю, игрок, стоя на месте, выполняет уступающее движение – остановку мяча подъемом правой ногой.
2. То же, но выполняется левой ногой.
3. Игрок подбрасывает мяч перед собой и выполняет, стоя на месте, уступающее движение – остановку мяча правой ногой.
4. То же, но выполняется левой ногой.
5. Жонглирование мячом, удар мяча ногой вверх, затем остановка мяча правой ногой, стоя на месте.
6. То же, но выполняется левой ногой.
7. Игроки стоят лицом друг к другу, один бросает мяч другому, тот выполняет на месте остановку мяча подъемом правой ноги.
8. То же, но выполняется левой ногой.
9. То же, что и упражнение 5, меняя высоту подбрасывания, остановка правой ногой.
10. То же, что и упражнение 5, меняя высоту подбрасывания, остановка левой ногой.
11. Игроки стоят лицом друг к другу, один выполняет навесную передачу, другой выполняет на месте остановку мяча подъемом правой ноги.
12. То же, но остановка выполняется левой ногой.
13. Жонглирование мячом подъемом правой ноги, остановка мяча подъемом правой ноги, мяч должен остаться на подъеме, затем продолжение жонглирования и т.д.
14. То же, но остановка выполняется левой ногой.
15. То же, что и упражнение 13, жонглирование только правой ногой, но нога на землю не опускается.
16. То же, что и упражнение 15, но выполняется левой ногой.
17. Жонглирование мячом выполняется подъемами правой и левой ноги. Затем остановка мяча подъемом правой ноги, мяч остается на подъеме, продолжение жонглирования, но с последующей остановкой мяча левой ногой с условием, что мяч так же останется на подъеме после остановки, и т.д.
18. Жонглирование мячом в движении шагом, подбрасывание мяча ногой вперед – вверх, затем остановка мяча, стоя на месте правой ногой.
19. То же, но остановка выполняется левой ногой.
20. Жонглирование мячом в движении бегом, подбрасывание мяча ногой вперед – вверх, затем остановка мяча правой ногой.
21. То же, но остановка выполняется левой ногой.

Удар (передача) внутренней частью подъема
Обычно используется при средних и длинных передачах. Довольно часто применяется при подачах, угловых, подрезках, прострелах вдоль ворот и ударах по цели со всех дистанций. Не исключено использование и накоротке, когда надо доставить мяч через препятствие (ногу, вратаря, игрока) к цели.
Разбег при выполнении удара производится под углом по отношению к мячу и цели. Замах ударной ноги почти максимален. Опорная нога, слегка согнутая в коленном суставе, ставится на внешнюю часть (свод) стопы (подошвы). Туловище несколько наклонено в сторону опорной ноги. Ударное движение начинается со сгибания бедра и заканчивается резким разгибанием голени. Носок стопы оттянут вниз, нога напряжена. В момент удара условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, наклонена во фронтальной плоскости, плечи наклонены вперед (рис. 8). Данное условие, а также нанесение удара в среднюю часть мяча определяет его низкую траекторию. Линия разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии.

Траектория полета мяча характеризуется тем, что при выполнении данного удара внутренняя часть подъема соприкасается с мячом ниже и левее центра мяча (если удар производится правой ногой), поэтому мяч поднимается над землей, преодолевает естественные преграды и доставляется к партнеру немного подкрученным. «Сухой лист» – одно из названий данного удара.

Удар (передача) внешней частью подъема
Наиболее часто применяется при выполнении резаных ударов, когда нет времени на применение другого подрезанного удара, например: мяч под левой ногой необходимо произвести быстрый удар по воротам, если же перекладывать мяч под правую ногу – время будет упущено и удар, не будет неожиданным для соперника. Техника движений при ударах внутренней частью подъема и внешней частью подъема схожа. Отличия заключаются только в том, что во время ударного движения голень и стопа повертываются внутрь.

Упражнения для обучения ударам (передачам) внутренней, внешней и средней частью подъема и для совершенствования навыка
1. Удар по неподвижному мячу в стену выполняется правой ногой.
2. То же, но выполняется левой ногой.
3. Удар по катящемуся от игрока мячу правой ногой.
4. То же, но выполняется левой ногой.
5. Удар по катящемуся навстречу мячу в стену выполняется правой ноги.
6. То же, но выполняется левой ногой.
7. Удар по катящемуся мячу в стену выполняется правой ногой после передачи левой ногой мяча вправо.
8. Удар по катящемуся мячу в стену выполняется левой ногой после передачи правой ногой мяча влево.
9. Передачи мяча в стену выполняются поочередно правой и левой ногой по катящемуся навстречу мячу.
10. То же, но передачи выполняются с разных дистанций, попеременно короткие и длинные передачи.
11. Удар по катящемуся мячу правой ногой в стену (мяч посылается левой ногой в сторону под правую ногу после остановки мяча).
12. То же, но выполняется удар по катящемуся мячу левой ногой.
13. В парах, стоя лицом друг к другу на месте. Передача мяча после остановки мяча, передача по неподвижному мячу выполняется правой ногой.
14. То же, но выполняется левой ногой.
15. В парах, стоя лицом, друг к другу. По катящемуся навстречу мячу выполняется передача правой ногой.
16. То же, выполняется левой ногой.
17. В парах, стоя лицом, друг к другу. По катящемуся навстречу мячу выполняется передача правой и левой ногой поочередно.
18. Передачи мяча в парах, партнеры передвигаются по площадке по прямой, один выполняет передачу правой ногой, другой левой ногой.
19. То же, но партнеры меняются местами.
20. То же, но мяч проходит сквозь обозначенный коридор.
21. Передачи мяча в парах, партнеры передвигаются по площадке хаотично, передачи выполняются правой и левой ногой.
Упражнения с 1 по 21 выполняются с условием:
1) передачи – удары могут выполняться внутренней частью подъема, внешней частью подъема, средней частью подъема;
2) мяч постоянно находится на земле (при данном условии особое внимание обращать на положение корпуса – плеч, плечи наклонены вперед).
Следующим этапом овладения и совершенствования ударов подъемом является отрыв мяча от земли во время выполнения данных технических приемов, а это достигается увеличением силы удара и изменением положения корпуса – плеч и точки соприкосновения стопы и мяча. Ударами внутренней и внешней частью подъема выполняются резаные удары. Сила удара проходит не через центр, а несколько в стороне от него.

Удар (передача) носком
В современном футболе выполняется часто, когда необходимо произвести неожиданный, без подготовки, удар по цели. Удар эффективен при выбивании мяча у противника в выпаде или шпагате. При ударе мяч и цель находятся на одной линии разбега. Замахом для удара является задний толчок последнего шага разбега. Удар выполняется напряженной ногой, слегка согнутой в коленном суставе. В момент удара носок несколько приподнят, а иначе возможно получение травмы – перелом/ушиб пальцев бьющей ноги. Опорная нога ставится нам всю стопу.
Так как при выполнении данного приема площадь соприкосновения носка бьющей ноги и мяча незначительна, то удар (передача) носком обладает меньшей точностью, чем удар «щекой» или подъемом, особенно при ударах по катящемуся мячу. По летящему и опускающемуся мячу данный удар производить не рекомендуется.

Упражнения для обучения удару (передаче) носком
и совершенствования навыка
1. Удар по неподвижному мячу правой ногой в стену.
2. Удар по неподвижному мячу левой ногой в стену.
3. Удар по скачущему мячу правой ногой в стену.
4. Удар по скачущему мячу левой ногой в стену.
5. Удар по катящемуся от игрока мячу правой ногой в стену.
6. Удар по катящемуся от игрока мячу левой ногой в стену.
7. Удар по катящемуся к игроку мячу правой ногой в стену.
8. Удар по катящемуся к игроку мячу левой ногой в стену.
9. В парах, стоя лицом, друг к другу по катящемуся навстречу мячу, выполняется передача правой ногой.
10. То же, но выполняется левой ногой.
11. В парах, стоя лицом, друг к другу по катящемуся навстречу мячу, выполняется правой и левой ногой поочередно.

Остановка мяча подошвой
Как правило, выполняется при движении мяча навстречу игроку. Техника выполнения приема не так уж сложна, но требует от обучающегося внимания и старательности. Останавливающая нога, слегка согнутая в колене, выносится навстречу приближающемуся мячу. Приподнятый носок и опущенная пятка как бы образуют над мячом косую крышу. Носок стопы разогнут (приподнят вверх) на 30-40°. Пятка стопы находится над поверхностью на расстоянии 5-10 см. Направление носка опорной ноги совпадает с направлением движения мяча. При соприкосновении мяча с подошвой нога за счет сгиба в колене отводится чуть назад, мягко прижимая мяч к земле, а туловище подается вперед.

Чтобы остановить подошвой опускающийся мяч необходимо точно считать место его приземления. Останавливающая нога, согнутая в коленном суставе, располагается над местом приземления мяча, при этом носок должен быть приподнят, а нога расслаблена. Остановка производится в момент касания мяча земли. В этом случае подошвой стопы мяч прижимается (но не давится) к земле.

Начинающие игроки, выполняя остановку катящегося мяча подошвой, часто заносят останавливающую ногу слишком высоко. Эта ошибка ведет к тому, что мяч проскальзывает под стопой. Чтобы почувствовать более точно правильность движения, рекомендуется повторить упражнение 1. После остановки игрок сильно наступает на мяч ногой – это тоже типичная ошибка. Для ее исправления необходимо после остановки сразу сделать шаг вперед останавливающей ногой. В этом случае масса тела будет перенесена на опорную ногу и мяч не выскочит из-под стопы. В игре футболисты часто останавливают опускающиеся мячи и внутренней стороной стопы, и подошвой. В первом случае опорная нога ставится примерно в 40 см впереди предполагаемого места приземления мяча. Останавливающая нога отводится назад, пропуская летящий мяч, а в момент его касания земли мягко накрывает внутренней стороной стопы. При остановке опускающегося мяча подошвой опорная нога ставится чуть позади предполагаемого приземления мяча. Останавливающая нога, согнутая в коленном суставе, выносится немного вперед. После касания мячом игрового поля он накрывается подошвой за счет некоторого выпрямления ноги, которая при этом расслабляется. Коснувшись ноги, мяч отскакивает от игрока, – вот одна из наиболее часто встречающихся ошибок при остановках мяча этими способами. Причина в том, что слишком напряжен голеностопный сустав останавливающей ноги.

Упражнения для обучения остановке мяча подошвой
и совершенствования навыка
1. Игрок стоит лицом к игроку, выполняющему передачу мяча внутренней частью стопы – «щекой», и выполняет остановку мяча правой ногой.
2. То же, но выполняется левой ногой.
3. Игрок стоит лицом к игроку, выполняющему передачу мяча внутренней частью стопы – «щекой», и выполняет остановку мяча правой ногой с последующим переводом мяча вправо или влево.
4. То же, но выполняется левой ногой.
5. Игрок подбрасывает мяч перед собой и после отскока мяча от земли выполняет остановку мяча подошвой правой ноги, стоя на месте.
6. То же, но выполняется левой ногой.
7. Жонглирование мячом, удар по мячу ногой вверх, затем остановка мяча после отскока его от земли подошвой правой ноги, стоя на месте.
8. То же, но выполняется левой ногой.
9. Игроки стоят лицом друг к другу, один бросает мяч другому, тот выполняет остановку мяча подошвой правой ноги на месте.
10. То же, но выполняется левой ногой.

Остановка мяча бедром
Частое применение данного технического приема обусловлено тем, что этот способ очень надежен, так как останавливающая поверхность велика и амортизирующий путь значителен. Бедром удобно останавливать опускающиеся по различной траектории мячи, а также сильно выполненные передачи на высоте 0,7-1,3 м. Это вызвано антропометрическими параметрами человека.
В подготовительной фазе бедро выносится вперед. Угол его сгибания зависит от траектории полета мяча: бедро должно быть перпендикулярно к опускающемуся мячу. Мяч соприкасается со средней частью бедра. При опускающемся мяче сверху выполняется уступающее движение вниз – назад.

При остановке летящего мяча на высоте около 1м бедро отводится назад в зависимости от силы и скорости полета мяча.

Упражнения для обучения остановке мяча бедром
и совершенствования навыка
1. Игрок подбрасывает мяч перед собой и выполняет остановку — уступающее движение серединой бедра – остановку мяча правой ногой, стоя на месте.
2. То же, но выполняется левой ногой.
3. Игрок подбрасывает мяч перед собой, мяч ударяется о землю и выполняется подставка бедра под мяч правой ногой, стоя на месте.
4. То же, но выполняется левой ногой.
5. Жонглирование мячом, удар по мячу ногой вверх, затем остановка мяча, стоя на месте правой ногой.
6. То же, но выполняется левой ногой.
7. Игроки стоят лицом друг к другу, один бросает мяч другому, тот выполняет остановку мяча бедром правой ноги на месте.
8. То же, но выполняется левой ногой.
9. То же, что и упражнение №5, но меняется высота подбрасывания, остановка производится правой ногой.
10. То же, что и упражнение №9, но выполняется левой ногой.
11. Игроки стоят лицом друг к другу, один выполняет навесную передачу, другой выполняет остановку мяча на месте бедром правой ноги.
12. То же, но выполняется левой ногой.
13. Жонглирование мячом осуществляется бедром правой ноги, затем остановка мяча бедром правой ноги.
14. То же, но выполняется левой ногой.
15. Жонглирование мячом осуществляется бедрами правой и левой ноги, затем остановка мяча бедром правой и левой ноги поочередно.
16. Жонглирование мячом в движении шагом, подбрасывание мяча ногой вперед — вверх, затем остановка мяча на месте бедром правой ноги.
17. То же, но остановка выполняется левой ногой.
18. Жонглирование мячом в движении бегом, подбрасывание мяча ногой вперед — вверх, затем остановка мяча бедром правой ноги.
19. То же, но остановка выполняется левой ногой.

Удары и остановки мяч, выполняемые головой
Технический прием – удар по мячу головой – является важным средством ведения игры. Удары по мячу головой используются в процессе игры, как при завершающих ударах, так и для передач мяча партнеру. Чаще всего применяют удар средней частью лба и его варианты. Однако игровые ситуации настолько разнообразны, как и направление, траектория, скорость полета мяча, что в процессе игры встречаются моменты, когда нет возможности использовать основной способ и его варианты. В данных случаях более эффективны такие способы, как удар боковой частью, затылком, теменной частью головы, но эти удары выполняются крайне редко.
В ударе по мячу головой можно выделить рабочие фазы – подготовительную, рабочую и завершающую.
Замах – подготовительная фаза. Для выполнения замаха туловище и голова отклоняются назад. При этом растягиваются мышцы брюшного пресса – разгибатели туловища. Мяч должен быть в поле зрения игрока, взгляд направлен вперед, голову запрокидывать не следует. Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу.
Ударное движение головой и проводка – рабочая фаза. Выполнение ударного движения начинается с резкого выпрямления туловища. Непосредственно удар целесообразно производить в момент, когда туловище и голова проходят вертикальную плоскость. В этом положении достигается наибольшая скорость движения головы, что позволяет выполнить удар значительной силы. Мяч должен быть в поле зрения игрока, руки находятся в согнутом положении возле туловища.
Завершающая фаза – принятие исходного положения для последующих действий. После проводки движение туловища затормаживается. Не следует сильно наклоняться вперед, так как после удара головой надо быть готовым к выполнению различных действий и перемещений.
Что характеризует игрока, хорошо играющего головой? Данный игрок всегда в момент удара лбом по мячу видит мяч, т.е. не закрывает глаза.

Удар (передача) серединой лба
Значительный замах в переднезадней плоскости позволяет выполнить удар большой силы. При этом имеется возможность зрительного контроля полета мяча и предполагаемой цели, что определенным образом обусловливает (при выполнении других важных условий) точность удара. В зависимости от игровой ситуации применяют следующие варианты удара серединой лба: без прыжка, в прыжке вверх, в падении вперед. Исходное положение при ударе серединой лба без прыжка – стойка, при которой ноги расставлен на 50-70 см (небольшой шаг). Делая замах, игрок отклоняет туловище назад, сгибает сзади стоящую ногу и переносит на эту ногу вес тела. Руки слегка согнуты в локтевом суставе и прижаты к туловищу. Ударное движение начинается с разгибания сзади стоящей ноги и выпрямления туловища, а заканчивается резким движением головы вперед. Вес тела переносится на стоящую впереди ногу. Движение лба строго по прямой за счет изменения угла наклона шеи в момент соприкосновения с мячом придаст направленное движение мячу.

Удар (передача) серединой лба в прыжке
Выполняется вверх толчком одной или двумя ногами. Прыжок является предварительной фазой удара. Руки, несколько согнутые в локтях, энергично движутся вверх до уровня груди, что способствует увеличению высоты прыжка. Непосредственно после отталкивания выполняется замах (туловище отклоняется назад), ударное движение начинается в момент (или несколько раньше) достижения наивысшей точки прыжка. Необходим точный расчет траектории полета мяча и прыжка. Удар по мячу следует выполнить в наиболее высокой точке прыжка и в момент прохождения туловищем и головой вертикальной плоскости.

Приземление происходит на носки, ноги для амортизации несколько сгибаются.

Удар (передача) серединой лба с поворотом
Применяется, когда нужно изменить траекторию полета мяча. При ударе без прыжка для замаха туловище отклоняется назад и одновременно поворачивается в сторону предполагаемого удара. Вместе с туловищем разворачиваются и ноги, которые расположены параллельно на расстоянии 30-50 см. Поворот удобнее осуществлять на носках. Возникает исходное положение, идентичное с позой при ударе серединой лба без прыжка. Поэтому остальные фазы удара и требования к ним такие же, как при рассмотренном выше ударе.
При ударе с поворотом в прыжке сразу же после отталкивания тело поворачивается в сторону удара, а туловище одновременно отклоняется назад. Дальнейшие действия схожи с ударом средней частью лба в прыжке.

 

Удары (передача) по неподвижному мячу
Игрок бьет по неподвижному мячу, когда выполняет начальные, штрафные, свободные, угловые удары, а также удар от ворот. Отмеченные выше структурные особенности техники выполнения всех способов ударов полностью относятся к ударам по неподвижному мячу. Только в предварительной фазе варьируется величина и скорость разбега, что обусловлено тактическими задачами при выполнении того или иного удара.

Удары (передача) по катящемуся мячу
Все основные способы ударов и их разновидности используются и при ударах по катящемуся мячу. Технические движения при данных ударах не отличаются от движений при ударах по неподвижному мячу. Главная задача при ударах по катящемуся мячу заключается в том, чтобы скоординировать скорость собственного движения с направлением и скоростью движения мяча. Выделяются следующие основные направления движения мяча: от игрока, навстречу, сбоку (справа и слева), а также смежные с ними.
Указанные направления определяют особенности постановки опорной ноги. При ударе по мячу, катящемуся от игрока, опорная нога ставится сбоку – за мяч. При ударе по мячу, катящемуся навстречу, опорная нога не доходит до мяча. Если мяч катится сбоку (справа или слева), то рациональнее выполнить удар ближней к мячу ногой.
При прострелах вдоль ворот соперника удар по мячу выполняется «дальней» ногой, т. е. той ногой, которая является дальней по отношению к делающему передачу.
Во всех случаях расстояние постановки опорной ноги и мяча очень зависит от скорости движения мяча, и его необходимо рассчитать так, чтобы во время ударного движения мяч поравнялся с опорной ногой.

Удары (передача) по летящему мячу
Траектория летящего мяча определяет особенности техники выполнения ударов по мячу. При ударах по опускающемуся или низко летящему мячу структура движения такая же, как и при ударах по катящемуся мячу. Направление движения мяча, как и при ударах по катящемуся мячу, предъявляет определенные требования к постановке опорной ноги. Так как скорость летящего мяча обычно выше, чем катящегося, то главная трудность заключается в поиске и нахождении места встреч бьющей ноги с летящим мячом и правильной постановки опорной ноги для равновесия в момент удара.
Анализируя технику выполнения ударов с поворотом, с полулета и через себя можно выделить некоторые структурные особенности.

Удар (передача) с поворотом
Используется для изменения направления полета мяча. Он выполняется средней частью подъема или внутренней частью стопы по опускающемуся или низко летящему навстречу мячу.
В подготовительной фазе задний толчок последнего бегового шага к мячу служит замахом ударной ноги. Опорная нога, несколько согнутая в коленном суставе, разворачивается в сторону предполагаемого полета мяча и ставится на внешний свод стопы. Туловище отклоняется в сторону опорной ноги. С поворотом туловища начинается ударное движение ноги в горизонтальной плоскости. После проводки ударная нога движется вперед и опускается вниз (ставится на землю) впереди опорной.

Удар (передача) через себя
Наиболее сложен в техничном исполнении и предъявляет большие требования к координации движений. Выполняется средней частью подъема, как правило, по летящему и высоко прыгающему мячу, когда необходимо произвести неожиданный удар в цель или передачу через голову назад.

Технически его можно описать так: замах осуществляется за счет заднего толчка последнего бегового шага к мячу; Опорная нога выставляется с пятки вперед; движение туловища вперед затормаживается, и оно отклоняется назад; ударное движение бьющей ноги выполняется вперед, вверх, назад; в это время происходит перекат опорной ноги с пятки на носок; после небольшой проводки ударная нога опускается вниз, туловище выпрямляется. Чем ниже место встречи ноги и мяча, тем выше траектория полета мяча. Чтобы послать мяч с более низкой траекторией, надо выполнить удар по мячу, который находится на уровне головы и над местом опоры. Этому способствует также использование удара через себя в падении. При отклонении туловища назад игрок падает на руки, а затем на спину. Во время падения выполняется более выраженное ударное движение назад.
Для производства удара со значительной силой используется удар через себя в прыжке «ножницами». Толчком одной ноги выполняется прыжок в сторону опускающегося мяча.

Маховая нога движется вверх. Туловище начинает отклоняться назад. Затем толчковая нога, которая является ударной ногой, устремляется вверх, а маховая — вниз. В момент горизонтального положения туловища выполняется удар по мячу назад. Приземление происходит на руки, а затем на спину.

Удар (передача) с полулета
Обычно производится по мячу сразу же после его отскока от земли. Выполняется удар с полулета средней, внутренней или внешней частью подъема, возможно также выполнение этого элемента, как внутренней частью стопы, так и носком. При этом важно точно рассчитать место приземления мяча и поставить опорную ногу как можно ближе к месту отскока мяча.

Ударное движение начинается до момента приземления мяча. Непосредственно после отскока мяча наносится удар. Голень в момент удара строго вертикальна, стопа максимально согнута (носок оттянут вниз) – при ударах средней, внутренней или внешней частью подъема. Во время проводки данное положение следует сохранить, что позволит выполнить удар с более низкой траекторией. Особенно важно это требование, если опорная нога значительно отстоит от линии мяча и удар производится по «далекому» мячу. В момент удара по мячу отдельно отметим положение плеч относительно земли. Плечи (туловище) должны быть наклонены вперед, что, в свою очередь, способствует «прижиманию» мяча к земле, т.е. траектория полета мяча контролируется, и точность удара повышается.

Остановка – обработка – передача мяча (увод, уход с мячом)
В современном футболе все реже пользуются полные остановками, без перевода, так как они замедляют темп игры и приходится выполнять дополнительные действия, чтобы выгодно использовать игровую ситуацию. Безусловно, встречаются ситуации, когда игровая необходимость требует от игроков выполнения остановок без перевода. Однако современный мини-футбол характеризуется тем, что футболисты еще до остановки мяча должны принять решение о дальнейших действиях. Остановки с переводом как раз и позволяют не только погасить скорость катящегося или летящего мяча, но и целенаправленно изменить его направление, удобно подготовиться для дальнейших действий.
Переводы преимущественно выполняются в сторону (вправо-влево) или назад (за спину).
Рассмотрим особенности действий на примере перевода мяча назад (за спину) внутренней стороной стопы. Останавливающая нога встречает катящийся или летящий мяч впереди опорной. Выполняется максимальное уступающее движение назад. Туловище поворачивается вокруг носка опорной ноги на 180°. Мяч со значительно меньшей скоростью продолжает движение. Туловище наклоняется вперед, ОЦТ перемещается в сторону движения мяча, который находится под контролем игрока. При выполнении перевода в сторону (например, вправо) уступающее движение осуществляется назад-вправо. Футболист поворачивается примерно на 90°. При этом не только гасится скорость мяча, но и меняется его направление. Действия при переводах другими способами во многом схожи.

Перевод мяча внутренней частью подъема
Данным способом мяч преимущественно переводится в сторону или за спину. Исходное положение — вполоборота к опускающемуся мячу. Ближняя к мячу останавливающая нога, несколько согнутая в коленном суставе, отводится в сторону, навстречу мячу. При приближении мяча нога движется за ним. Необходимо догнать мяч в момент отскока и накрыть его стопой. Встречая на своем пути расслабленную стопу, движение мяча существенно замедляется. Останавливающая нога продолжает движение за мячом, туловище поворачивается в сторону мяча.

Перевод мяча внешней частью подъема
Исходное положение – лицом к опускающемуся мячу. Останавливающая нога выносится вперед. Стопа развертывается наружу. Поза игрока идентична положению при остановке мяча внутренней стороной стопы. В данном случае мяч пропускается, и движение ноги назад за мячом производится с таким расчетом, чтобы накрыть его внешней частью подъема в момент отскока. Туловище поворачивается вокруг носка опорной ноги в сторону дальнейшего движения мяча, скорость которого значительно уменьшилась.

Для перевода мяча средней частью груди
Нужно отклониться назад и выполнить небольшое уступающее движение. Мяч при этом ударяется о среднюю часть груди и перелетает через голову. Поворачиваясь на 180º, игрок овладевает мячом.
При переводе мяча правой (левой) частью груди, который более эффективен, уступающее движение выполняется за счет поворота туловища, соответственно вправо или влево. Останавливающая часть приходится на другие мышцы, которые расслаблены. Поворачиваясь на 180º, игрок контролирует мяч, скорость которого заметно уменьшается. Подобным образом, осуществляются переводы в сторону (вправо или влево). Меньшее уступающее движение (поворот на 40-60°) позволяет не только остановить мяч, но и изменить его траекторию.

Ведение мяча
С помощью ведения осуществляются всевозможные перемещения игроков по мини-футбольной площадке с мячом. При этом мяч должен находится под их постоянным контролем. При ведении используется бег (иногда ходьба) и выполняются в различной последовательности и разном ритме удары по мячу ногой и головой. Некоторые способы ведения не имеют самостоятельного значения и в отдельности редко используются в игре. Однако в сочетании с другими видами ведения их применение бывает оправданным. Например, ведение мяча бедром или головой (типа жонглирования) тактически нецелесообразно. Но в игре часто возникают ситуации, когда выполняется несколько ударов головой, затем прыгающий мяч подыгрывают бедром и в заключение переходят к необходимым способам ведения мяча стопой. Ведение мяча (дриблинг) широко используется игроками в современном мини-футболе. Дриблинг применяется для выхода на свободную позицию, для держания мяча, когда партнеры «закрыты» и некому дать точную передачу. Ведение осуществляется внешней и внутренней частями подъема, внутренней стороной стопы, подошвой и даже носком. Однако во всех случаях дриблинг осуществляется несильными ударами – толчками. Чтобы мяч держать под контролем, необходимо научиться придавать ему обратное вращение. А для этого следует удары-толчки выполнять так, чтобы они приходились в нижнюю часть мяча. Во время тренировок важно добиваться того, чтобы при ведении мяча голова была приподнятой. Таким образом, в поле зрения будут находиться и мяч, и обстановка на поле. Если же соперник находится в непосредственной близости, мяч не следует далеко отпускать, так как соперник получит благоприятную возможность для отбора мяча. При отборе мяча соперником справа надо перевести мяч под левую ногу и наоборот – так, чтобы туловище владеющего мячом находилось между мячом и соперником.
Во время игры для преодоления больших расстояний при ведении мяча на скорости применяется ведение внешней стороной подъема, что, физиологически, наиболее оправдано. Также при ведении мяча верхняя часть туловища слегка наклоняется вперед и как бы прикрывает мяч, касание мяча производится при каждом шаге ударной ноги, взгляд не должен быть неотрывно прикован к мячу (футболисту необходимо видеть все, что происходит на поле, и действовать сообразно игровой обстановке).

Ведение мяча ногой
Это основной прием ведения, который представляет собой сочетание
бега (реже ходьбы) и ударов по мячу ногой различными способами. Различают несколько основных видов ведения, которые наиболее часто используются в игре. Их отличия заключаются только в способе нанесения ударов ногой по мячу. При ведении средней частью подъема и носком осуществляется преимущественно прямолинейное движение. Ведение внутренней частью подъема дает возможность выполнить перемещение по дуге. Ведение внутренней стороной стопы позволяет существенно менять направление движения. Наиболее универсальным можно считать ведение внешней частью подъема, которое дает возможность выполнять прямолинейное перемещение, движение по дуге и с изменением направления.

Ведение мяча головой
Используя данный прием игрок, перемещается в различных направлениях и удерживает мяч в воздухе с помощью последовательных ударов головой. Удары в основном выполняются средней частью лба. Мяч посылается вперед с такой силой и траекторией, чтобы успеть переместиться, догнать летящий мяч и произвести последующий удар головой.

Упражнения для обучения технике ведения мяча
и совершенствования навыка
1. Ведение мяча по прямой внутренней стороной стопы правой ноги, передвигаясь легко бегом.
2. То же, но выполняется левой ногой.
3. Ведение мяча по прямой внешней стороной подъема правой ноги, передвигаясь легко бегом.
4. То же, выполняется левой ногой.
5. Ведение мяча по прямой носком правой ноги, передвигаясь легко бегом.
6. То же, выполняется левой ногой.
7. Ведение мяча по прямой внутренней стороной стопы правой ноги, передвигаясь с максимальной скоростью.
8. То же, но выполняется левой ногой.
9. Ведение мяча по прямой внешней стороной подъема правой ноги, передвигаясь с максимальной скоростью.
10. То же, выполняется левой ногой.
11. Ведение мяча по прямой носком правой ноги, передвигаясь с максимальной скоростью.
12. То же, но выполняется левой ногой.
13. Ведение мяча по прямой, чередуя ведение мяча внешней стороной подъема и внутренней стороной стопы правой ноги.
14. То же, но выполняется левой ногой.
15. Ведение мяча по прямой, чередуя ведение мяча внешней стороной подъема правой ноги и внутренней стороной стопы другой (левой) ноги.
16. Ведение мяча по прямой, чередуя ведение мяча внешней стороной подъема левой ноги и внутренней стороной стопы другой (правой) ноги.
17. Ведение мяча на месте, делая передачи мяча между своих ног внутренней стороной стопы.
18. Ведение мяча, делая передачи мяча между своих ног внутренней стороной стопы с продвижением вперед.
19. Ведение мяча, внешней стороной стопы правой ноги, по кругу передвигаясь легко бегом.
20. То же, но выполняется левой ногой.
21. То же, что в упражнении №18, передвигаясь с максимальной скоростью.
22. То же, что в упражнении №19, передвигаясь с максимальной скоростью.
23. Ведение мяча спиной вперед подошвой правой ноги. Нога, выполняющая ведение на землю не ставится.
24. То же, но выполняется левой ногой.
25. То же, что и упражнение №23, но после касания подошвой мяча нога ставится на землю.
26. То же, но ведение выполняется левой ногой.
27. Ведение мяча спиной вперед подошвой правой и левой ноги поочередно.
28. Ведение мяча лицом вперед подошвой правой ноги, передвигаясь легко бегом.
29. То же, но выполняется левой ногой.
30. Ведение мяча лицом вперед подошвой правой и левой ноги, поочередно, передвигаясь легко бегом.
31. Ведение мяча по кругу спиной вперед подошвой правой ноги, передвигаясь легко бегом.
32. То же, но выполняется левой ногой.
33. То же, но выполняется ведение правой и левой ногой поочередно.
34. Ведение мяча внешней стороной подъема со сменой направления движения и ноги выполняющей ведение мяча.
35. Ведение мяча с использованием изученных приемов ведения мяча со сменой направления движения и скорости передвижения.
36. Ведение мяча, используя в качестве ориентиров кусты, деревья, стойки и т.п. для смены направления и способа ведения мяча.

Обманные движения (финты)

Финт «ложный замах на удар».
Этот финт сначала реко­мендуется выполнять без сопротивления партнеров. Вначале используйте в качестве такового любой предмет (стойку, дерево, камень).
Упражняться необходимо так: вести мяч прямо на предмет. За 2-3 шага до него сделать замах, как бы показывая, что вы будете выполнять удар вправо (влево), а сами быстро продолжите ведение мяча влево (вправо). Когда по­чувствуете, что упражнение получается довольно уверенно, попробуйте проделать его с партнером. Его задача — вы­полнять роль пассивного соперника. Постепенно предложите ему действовать более активно.
Финт «ложная остановка».
Необходимо поработать над разучива­нием этого приема вместе с товарищем. Встать в 8 шагах от него и вести мяч. За 1,5-2 шага от партнера внезапно остановиться и подошвой прижать мяч к земле. Затем быстро приподнять ногу, завести ступню за мяч и, протолкнув его вперед, сделать рывок по ходу движения. Сначала товарищ не должен реагировать на финт. Лишь по мере освоения приема он должен противодействовать вам. Периодически менять с партнером ролями.
Финт «пробрось мяч».
Приближаясь к сопернику, пробросить мяч мимо него справа (слева), а оббежать слева (справа). Сначала в качестве соперника использовать любой предмет (стойка, камень, флажок). Затем испытайте, как ученик подготовлен к борьбе с товарищем. Вначале целесообраз­но, чтобы партнер действовал не в полную силу.
Финт «уход с мячом».
Направьте мяч внутренней стороной стопы в стенку. Когда мяч отскочит к вам, сделайте ложный замах ногой дня удара, а сами перенесите бьющую ногу через мяч и поставьте ее впере­ди и сбоку от опорной ноги. Быстрым движением той же ноги оттолкнитесь и повернитесь кругом через одно­именное этой ноге плечо. Затем про­должите ведение мяча на 8-10 шагов. Повторите упражнение 10-15 раз. После этого попытайтесь использовать его в играх в группе.
Финт «выпад в сторону».
Ведите мяч навстречу партнеру. В 2-3 шагах от него сделайте выпад вправо, словно желая продолжить движение в данном направлении. Сами же пошлите мяч внешней стороной стопы левой ноги мимо среагировавшего на финт партнера и продолжите ведение мяча.
Финт «оставь мяч партнеру».
В разучивании этого приема участвуют несколько занимающихся. Один из игроков ведет мяч и за 2-3 шага до соперника внезапно оставляет его партнеру, который следует за ним, а сам совершает рывок дальше, увлекая за собой соперника. Партнер подхватывает мяч и выполняет удар в цель (ворота, мишень на стенке).
Финт «переступание через мяч».
Этот прием эффективен при попытке обыграть соперника, стоящего на пути или бегущего навстречу. Сближаясь с соперником, игрок заносит одну ногу над мячом и чуть подает туловище в сторону от поднятой ноги. Затем верхняя часть туловища резко подайся в противоположном направлении, а мяч внутренней частью подъема другой ноги проталкивается мимо соперника. Сначала рекомендуется выполнять данный финт, медленно сближаясь с партнером, который выполняет роль пассивно действующего соперника. По мере освоения приема партнер действует более активно, например, препятствует нападающему, вытягивая ногу в сторону.
Основные ошибки при выполнении финтов у начинающих футболистов таковы: ложное движение выполняется слишком близко от соперника и тот легко овладевает мячом; ложное движение выполняется слишком далеко от соперника, и он легко разгадывает финт; после ложного движения рывок с мячом выполняется недостаточно быстро, и соперник выбивает мяч.
Техническая подготовка (7-10 лет). Удары по воротам после: поворота на 360; кувырка; обводки стойки; финта; стойки на руках.
Игра в двое ворот.

 

 

 

На площадке 1х1 (2х2) после забитого мяча смена игроков. Размер площадки 8мх5м, 12х8, 15х10. Время игры каждой пары 3-5 минут.
• Ведение, обводка стоек.
• Удары в скамейку, после отскока остановка, ведение.
• Удары на точность.
• Передачи в 2-х на точность между стойками.
• Игра 1×1 в малые ворота на ограниченной площади.
• Удар (передача) в стенку, скамейку так, чтобы мяч остановился как можно ближе от препятствия (расстояние 3-7м).
• Игра 1х1 через препятствие (высота до 1м) не более 2-3 касаний мяча о землю.
• Ударом ноги после отскока от пола (без отскока) попасть в подвешенный обруч.
• Ведение и удар по воротам с расстояния 5,5-11м верхом.
• Удары с места верхом (гандбольные ворота), дистанция 7-11м.

 

Вывод. Обучение технике и тактике игры в футбол должно строиться с учетом закономерностей формирования двигательных навыков. В процессе обучения наряду с образовательными задачами необходимо решать воспитательные и оздоровительные задачи. Эффективность обучения в футбол во многом зависит от соблюдения принципов обучения: сознательности и активности; наглядности; доступности и индивидуализации; систематичности; постепенности.
Процесс обучения должен проходить при максимальной плотности занятий, включая в себя упражнения как для разучивания в группе занимающихся, так и для индивидуальной тренировки.
Особенность отбора содержания и методики построения учебно-тренировочного процесса заключается в обеспечении высокой плотности занятий даже при низком уровне материально-технической базы.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

двадцать − шесть =