Особенности выявления в поведении молодых людей признаков склонности к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению


Автор: Исаева В.В., Евстигнеева Л.Г.
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность:


Содержимое

Общие положения

Современное общество сталкивается с серьезными трудностями и внутренними конфликтами, приводящими к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Все это особенно сильно влияет на молодых людей, имеющих еще неустойчивую психику. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (насилие, нарушение общественного порядка, алкоголизм, наркомания, хулиганство, вандализм и др.), склонности к суицидальному поведению. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению ко взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый ‒это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во-вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный ‒ и мне все можно»), во время игр. В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических.

В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь молодежи и подростков. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, в котором за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда проходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит преобразование многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, появляется недоверие к другим людям.

Решение проблемы выявления в действиях молодых людей признаков склонности к насилию, массовым убийствам и суицидальному поведению носит комплексный, системный и междисциплинарный характер, требует непрерывного повышения уровня компетентности педагогических работников по вопросам профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения молодежи.

Девиантное, отклоняющееся (от лат. deviatio отклонение, deviant (фр.) отклоняющийся) поведение поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. От отклоняющегося поведения (аморального или противоправного) следует отличать странности, чудачество, эксцентричность, имеющие индивидуальную природу и не приносящие общественного вреда, а также формы инициативной, конструктивной и инновационной деятельности (нововведения), направленной на изменение сложившихся отношений и их совершенствование.

Выделяют три группы отклоняющегося поведения:

— антисоциальное (делинквентное) поведение,

— асоциальное (аморальное) поведение,

— аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение ‒ это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. В возрасте от 5 до 12 лет распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков ‒ хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

Асоциальное поведение ‒ это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество). У детей до подросткового возраста чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество). В подростковом возрасте ‒ уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) ‒ это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности (суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни).

Существует взаимосвязь между риском возникновения склонности к насилию, массовым убийствам, суицидального поведения и членством подростка в определенных референтных для него группах, которые главным образом состоят из представителей юношеского возраста.

Ученые и практики выделяют следующие опасные референтные группы подростков, проявляющие склонности к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению, это представители юношеского возраста, как правило, «одиночки»-индивиды:

— отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

— с нарушением межличностных отношений;

— испытывающие чувство одиночества;

— злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;

— сверхкритичные к себе;

— страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

— фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

— страдающие от болезней или покинутые окружением.

Причины проявления в поведении молодых людей склонности к насилию, массовым убийствам, суицидам:

— экстремальные, особенно маргинальные, условия (маргинальное положение семьи, одиночество и т. п.);

— утрата семейного и общественного престижа, особенно престижа в группе сверстников;

— конфликтная и психотравмирующая ситуация;

— уязвленное чувство собственного достоинства;

— потеря близкого или любимого человека;

— состояние переутомления;

— разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании и токсикомании;

— отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

— различные аффективные реакции по другим поводам;

— психозы и пограничные психические расстройства;

— суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, ранний постсуицидальный период (до трех месяцев);

— пьянство и употребление сильнодействующих психотропных средств;

— сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;

— неполноценность коммуникативных контактных систем;

— неадекватность самооценки личностным возможностям;

— отсутствие или утрата установок, определяющих ценности жизни.

Одной из важнейших задач в повышении профессионального мастерства педагогических кадров является вооружение их научно обоснованными, диагностически значимыми критериями и признаками, позволяющими выполнять эффективное педагогическое наблюдение, осуществляемое в ходе психолого-педагогического сопровождения.

Диагностические показатели по факторам суицидального риска


К самым общим показателям риска суицидального поведения относятся (Бачерников Н.Е., Беличева С.А., Гроллман Э.):

  1. Потеря интереса к обычным видам деятельности.

  2. Внезапное снижение успеваемости.

  3. Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям.

  4. Плохое поведение в школе.

  5. Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе.

  6. Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков.

  7. Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках.

На подростка следует обратить особое внимание в случае возникновения любых неожиданных или драматических коллизий, влекущих за собой любые изменения в поведении, индикаторами которых могут выступать как словесные, так и эмоциональные признаки. Далее в виде таблиц приведены признаки, свидетельствующие о признаках депрессии у детей и подростков, наличии симптомов склонности к насилию, массовым убийствам, суицидальной угрозе.

Признаки, свидетельствующие об угрозе склонности подростков к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению

Поведенческие

Словесные

Эмоциональные

Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких людей

Уверения в беспомощности и зависимости от других

Амбивалентность (двойственность)

переживаний («люблю- ненавижу»)

Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам

Прощание

Беспомощность, безнадежность

Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток

Разговоры или шутки о желании умереть

Переживание горя

Посещение врача без очевидной необходимости

Сообщение о

конкретном плане суицида

Вина или ощущение неудачи, поражения

Расставание с дорогими вещами или деньгами

Двойственная оценка значимых событий

Чрезмерные опасения или страхи

Приобретение средств совершения суицида

Медленная, маловыразительная речь

Чувство собственной малозначимости

Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу

Высказывания самообвинения

Рассеянность или растерянность

Пренебрежение внешним видом

 

Признаки депрессии

 

Признаки депрессии у детей и подростков

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние проявления печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушения сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Самообман ‒ негативная самооценка

Агрессивное поведение

Чувство «заслуженного отвержения»

Непослушание

Заметное снижение настроения при малейших неудачах

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Сниженная социализация

Плохая успеваемость

Агрессивное поведение

Прогулы в школе

Педагог должен отчетливо представлять и признаки эмоциональных нарушений, которые являются значимыми факторами склонности к насилию, массовым убийствам, риска суицидального поведения:

— частые жалобы на соматические недомогания (боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

— потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение по крайней мере последних дней;

— ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении деятельности, которая раньше приносила удовольствие;

— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;

— нарушение внимания со снижением качества учебы;

— погруженность в размышления о смерти;

— отсутствие планов на будущее;

— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Также педагоги должны научиться наблюдать за подростками группы риска. Организовать наблюдение поможет схема индикаторов склонности к насилию, массовым убийствам, суицидального риска (особенностей сложившейся ситуации, поведения, когнитивной деятельности, высказываний и настроения, человека, которые увеличивают степень риска отклоняющегося поведения).

Схема индикаторов склонности к насилию, массовым убийствам, суицидального риска

Ситуационные индикаторы

— конфликты с родителями,

— конфликты с преподавателями, администрацией образовательного учреждения;

— конфликты в области дружеских или любовных отношений;

— потеря (смерть, расставание) близкого человека;

— вынужденная социальная изоляция (смена места жительства);

— сексуальное насилие;

— нежелательная беременность;

— «потеря лица» (позор, унижения в группе)

Поведенческие индикаторы

— эскейп-реакции (уход из дома);

— резкое снижение повседневной активности;

— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

— неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих;

— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;

— отказ от общественной работы, от совместных дел;

— излишний риск в поступках;

— снижение или повышение аппетита; признаки постоянной усталости; посещение кладбищ;

— частое прослушивание траурной или печальной музыки;

— «приведение дел в порядок»;

— злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем.

Коммуникатив-ные индикаторы

— тоскливое выражение лица (скорбная мимика);

— общая двигательная заторможенность;

— бездеятельность, адинамия;

— двигательное возбуждение;

— усиление жалоб на физическое недомогание;

— жалобы на недостаток сна или повышенная сонливость;

— замедленная речь, тихий монотонный голос, краткость или отсутствие ответов;

— ускоренная экспрессивная речь;

— патетические интонации, причитания, склонность к нытью;

— предпочтение тем разговора и чтения,связанных со смертью, самоубийствами,загробной жизнью;

— прямые сообщения о намерениях(«хочу умереть», «ненавижу суицидальных жизнь», «я покончу с собой»);

Когнитивные индикаторы

— косвенные сообщения о суицидальных намерениях («скоро все это закончится», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «никому я не нужен», «это выше моих сил»);

— шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.

— так называемая негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира, будущего (собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное);

— «туннельное видение» ‒ неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

— эгоцентрическая направленность на свои страдания;

— нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

— пессимистическая оценка своего прошлого;

— пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;

— избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.

Эмоциональные индикаторы

— скорбное бесчувствие;

— тревога беспредметная (немотивированная); тревога предметная (мотивированная); ожидание непоправимой беды;

— страх немотивированный; страх мотивированный;

— депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние);

— склонность к быстрой перемене настроения;

— скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость;

— злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность;

— тревога, ожидание непоправимой беды, страх;

— тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;

— углубление мрачного настроения при радостных событиях.

В настоящее время выделяют основные виды профилактической работы с подростками, склонными к насилию, массовым убийствам, суицидальному риску.

Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, например, используя социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Объектом работы может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность.

Вторая форма предупреждения – информирование. Суть подхода – формирование и развитие способности личности к принятию конструктивных решений. Данное направление профилактической работы реализуется в формате лекций с использованием видеоматериалов, распространения специальной литературы, буклетов, бесед (диспутов, круглых столов).

Третье направление профилактической работы реализуется с помощью методов активного социально-психологического обучения, например, в формате групповых тренингов:

Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию, цель которого изменение установки на отклоняющееся поведение, формирование навыков распознавания рекламных стратегий, развитие способности говорить «нет» в случае давления;

Тренинг развития эмоционального интеллекта. В основе подхода лежит представление о том, что отклоняющееся поведения связано с эмоциональными нарушениями (неумение распознавать эмоции и выражать их социально приемлемыми способами). В ходе группового взаимодействия осуществляется развитие навыков эмоционального интеллекта, формируются навыки принятия решения, ведется работа по повышению самооценки, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются важные социальные умения личности: умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты.

Четвертая форма профилактической работы ‒ организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Пятая форма – организация здорового образа жизни.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активное занятие спортом, творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста обеспечивают активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

В случаях уже сформированного отклоняющегося поведения ведется работа по уменьшению негативных последствий девиантного поведения ‒ седьмая форма. Ее цель – профилактика рецидивов или их последствий.

Поскольку проблема девиантного поведения носит комплексный характер, то и превентивная работа строится по нескольким направлениям:

Непосредственная работа с ребенком, предполагающая психолого- педагогическую поддержку ученика.

Работа с педагогическим коллективом (индивидуальная работа с педагогами, участие в работе Совета по профилактике, работа в составе ПМПк и т.п.).

Работа по развитию психологической компетентности родителей (законных представителей), развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизация детско-родительских отношений.

Принципы профилактики подростковой и юношеской суицидности:

  • неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого педагога;

  • знание возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода;

  • раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

  • активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

  • неразглашение факторов суицидальных случаев в учебных коллективах;

  • рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

  • усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

  • проведение при необходимости консультации с психологом, психотерапевтом, психиатром;

  • формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

  • повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Факторы, удерживающие человека от суицидального поведения (Шнейдман Э.С.):

  • выраженная эмоциональная привязанность;

  • родственные обязанности;

  • чувство долга, понятие о чести;

  • зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида);

  • наличие планов, определяющих цель в жизни;

  • внимание к собственному здоровью;

  • представление о неиспользованных возможностях;

  • наличие эстетических критериев мышления;

  • экзистенциальное осмысление конфликта;

  • духовные ценности.

Особая роль в работе с детьми, склонными к насилию, массовым убийствам, суицидальному риску, отводится диагностической, профилактической и коррекционной работе педагога-психолога образовательных организаций.

Приоритеты работы педагога-психолога образовательной организации:

1. Создание психологически безопасной образовательной среды в организации.

2. Взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые могут оказать содействие в решении проблем учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

3. Работа школьного совета по профилактике правонарушений среди учащихся.

4. Профориентационная работа с учащимися.

5. Психологическое просвещение педагогов, учащихся и родителей, профилактика конфликтов.

6. Систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Диагностическое направление работы
педагога-психолога по вопросам профилактики девиантного поведения

С целью раннего выявление детей, нуждающихся в индивидуальном психологическом, социально-педагогическом сопровождении, рекомендуется к использованию следующий диагностический инструментарий (по категориям):

Личность, темперамент, характер

1. Личностный опросник Кеттелла, адаптированный модифицированный детский вариант (CPQ)

2. Методика Голланда (Дж. Голланд)

3. Методика Йовайши

4. Тест Айзенка (Г. Айзенк)

5. Многофакторная личностная методика Кеттелла. Форма С.

6. Многофакторная личностная методика Кеттелла (юношеский вариант 14 PF)

7. Определение выраженности склонности к риску (опросник Г. Шуберта)

8. Опросник Д. Кейрси

9. Уверенность в себе (тест Райдаса)

10. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

11. Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева

12. Опросник оценки проявлений свойств нервной системы (СНС)

13. СМИЛ

14. Модифицированый опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков

15. Методика исследования некоторых ведущих психических особенностей больных неврозами (опросник по Л.Г. Первову)

Эмоциональная сфера личности

1. Шкала самооценки личностной тревожности (Спилбергер)

2. Методика диагностики уровня школьной тревожности (Филлипс)

3. Методика «Индекс жизненного стиля» (LSI)

4. Опросник Басса-Дарки

5. Тест индивидуальной тревожности человека как индивида, субъекта деятельности и личности

6. Шкала личностной тревожности

Мотивация и воля

1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А. Прихожан)

2. Определение уровня мотивации достижения успеха (А. Мехрабиан)

3. Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан)

4. Шкала самоконтроля

5. Опросник для определения выраженности стремления к самозащите и уровня мотивации избегания неудачи

6. Определение выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успеха

7. Карта профессиональных интересов

8. Опросник профессиональной готовности

9. Тест-опросник уровня субъективного контроля

Состояния личности

1. Шкала самооценки ситуативной тревожности (Спилбергер)

2. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

3. Шкала оценки нервно-психического состояния

4. Шкала депрессии

5. Опросник для оценки острого физического утомления

6. Опросник для оценки острого умственного утомления

7. Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии

8. Определение состояния фрустрации

9. Диагностика уровня социальной фрустрированности

Межличностные отношения

1. Методика диагностикисоциально-психологической адаптации учащихся
К. Роджерса и Р. Даймонда

2. Карта наблюдений Д. Стотта

3. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.)

4. Методика Рене Жиля

5. Измерение родительских установок и реакций (опросник PARY)

6. Тест межличностных отношений (Лири)

7. Оценка способов реагирования в конфликте (тест К. Томаса)

8. Тест эмпатийного потенциала личности

9. Тест «Групповая мотивация»

10. Тест-опросник родительского отношения

11. Тест «Подростки о родителях» (ПоР)

12. Социометрия

Шкалы развития

1. Тест структуры интеллекта

2. Экспертная оценка уровня развития

3. Многофакторное исследование развития (шкала развития экспертной системы Лонгитюд)

4. Школьный тест умственного развития

5. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М. Ступницкой)

Проективные методы

1. Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо»

2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности

3. Цветовой проективный тест отношений

4. Цветовая проективная социометрия

5. Тест цветовых предпочтений

6. Проективные рисуночные тесты

Оказание психолого-педагогической помощи учащимся в кризисных ситуациях
(вероятности проявления склонности к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению)

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на это.

Процесс проживания кризисной ситуации неоднороден, состояние ребёнка постоянно изменяется.

Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации. Начало кризиса у ребёнка сопровождается подъёмом негативных эмоций, которые он «выплёскивает» на окружающих. Чаще всего это вызывает у окружения негативную реакцию, приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению и т.д.

Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п. В случае если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации.

Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям. Именно на последней фазе наиболее вероятны девиантные формы выхода из кризиса (например, физическая агрессия по отношению к окружающим и аутоагрессия вплоть до суицида), апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т.д.

Состояние личности, указывающее на склонность к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению протекает по-разному в разных возрастах.

6-10 лет

Дети данного возраста могут:

— использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;

— уменьшить способность к концентрации;

— проявить радикальные изменения в поведении;

— начать фантазировать о произошедшем со «спасением» в конце или мести другому;

— усилить склонность скрытности;

демонстрировать трудности в контроле своего поведения;

— проявить черты поведения, которые были характерны ребенку в более раннем возрасте.

10-12 лет девочки, 12-14 лет мальчики

Подростки данного возраста могут:

— вести себя по-детски (инфантильно) в отношениях с другими;

— выражать сильную злость на нечестность произошедшего, агрессию, озлобленность;

— выражать беспокойство или эйфорию по поводу выживания;

— увидеть символическое значение (знаки) происходившего до несчастья и присоединить символические причины выживания после несчастного случая;

— подавлять свои мысли и чувства, чтобы избежать конфронтации с несчастьем;

— проявить психосоматические заболевания.

12/14 – 18 лет юноши и девушки

Подростки данного возраста могут:

— чувствовать злость, стыд, предательство и выражать эти чувства через «дурашливое» поведение в школе;

— после травмы быть продуманны и осторожны в своих реакциях к другим;

— возникнуть нарушения сна и приема пищи;

— проявлять признаки депрессии;

— терять контроль над своими импульсами, и, таким образом, стать угрозой для себя и других;

— начать употреблять алкоголь и наркотические вещества;

— изменять видение своих перспектив в будущем, боясь того, что несчастье может повториться;

— проявить психосоматические заболевания.

Молодые люди в этом возрасте могут критически оценивать как свое поведение, так и поведение других людей. Их реакции схожи с реакциями взрослых людей.

В актуальной кризисной ситуации помощь педагогов должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, на поддержку в решении насущной проблемы. Важно дать ребенку успокоиться, уделить ему всё внимание, вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет, избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи. Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Необходимо позволить детям быть более зависимыми от взрослого, прочувствовать заботу, физическую поддержку, важно обновить чувство защищенности.

Свои чувства дети выражают разными способами. Необходимо принять эти особенности и адекватно реагировать.

Важно говорить с ребенком о том, что произошло. Выслушивать его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Использовать известные ребенку слова и понятия. Дать ребенку выговориться. Избегать любых слов, которые могут вызвать чувство вины. Поощрять ребенка рассказать о его чувствах, говорить о своих чувствах и сожалении о случившемся.

Примерная структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

— Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

— Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал, чтобы он убедился, что взрослый действительно понял суть услышанного и ничего не упустил: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»;

— Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»;

— Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»;

— Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Необходимо быть готовым к тому, что ребенок вообще не будет говорить. Ему может быть достаточно того, что вы рядом. Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками.

Важно знать, что поведение взрослого и его реакции очень сильно влияют на ребенка. В большинстве случаев ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.

Важно!

Скажите ребенку, что вы останетесь с ним. В случае расставания найдите себе замену.

Не ждите, что мальчик будет справляться с травмой лучше, чем девочка.

Не пытайтесь уверять, что все будет хорошо, ‒ это невозможно. Не пытайтесь навязывать свои объяснения, почему все случилось.

Не говорите пострадавшему, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого.

Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случившееся по-своему.

Не бойтесь спрашивать, как ребенок справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если пострадавший говорит об этом, слушайте его.

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисной ситуации:

Если вы слышите…

Обязательно скажите…

Не говорите…

«Ненавижу – школу!»

«Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?»

«Когда я был в твоем возрасте… Да ты

просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным. Что толку?»

«Иногда мы чувствуем себя подавленными…

Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь».

«Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!»

«Всем было бы лучше без меня…»

«Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?»

«Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом…»

«Вы не понимаете меня!»

«Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это

знать!»

«Кто же может понять подростка в наши дни?»

«Я совершил скверный поступок!»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«Что, если у меня не получится…»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное!»

«Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!»

Всем педагогам важно понимать основные правила ведения беседы при риске в кризисной ситуации. Если учащийся, на ваш взгляд, склонен к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению или имел в прошлом попытки к подобным действиям:

Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.

— Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности или стремление к насилию в данном подростке. Будьте внимательны к предупреждающим знакам. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».

— Оцените степень риска проявлений отклоняющегося поведения. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом действий. Важно выявить и другие факторы, такие как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности.

— Установите контакт и заботливые взаимоотношения. Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на безопасность ребенка. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что говорит подросток.

— Говорите искренне. Вопросы о мыслях деструктивного поведения не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, совершить насилие или массовое убийство. Подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы. Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью. Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства. Не вдавайтесь в философские рассуждения, не полемизируйте о том, хорошо или плохо совершить подобные действия. Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен», – или: «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя».

— Не оставляйте подростка одного в ситуации высокого кризисного риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

— Будьте внимательным слушателем. Подростки, склонные к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Можно сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества».

Не спорьте. Сталкиваясь с угрозой насилия, суицидального поведения, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают еще большую подавленность. Можно встретить часто и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить подросток в кризисной ситуации. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве или стремлении уничтожить чью-либо жизнь и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали.

Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис – это задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве? Или об убийстве своих обидчиков или врагов». Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве или убийстве кого-либо и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Как ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом решить эту проблему? Если ты раньше размышлял о самоубийстве или убийстве, что тебя останавливало?». Чтобы помочь подростку, склонному к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь…»

— Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о намерении совершить акт насилия, массовое убийство, о факте суицидальной угрозы, может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.

Предложите конструктивные подходы. Не предлагайте упрощенных решений: «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, наутро ты почувствуешь себя лучше». Вместо того, чтобы говорить подростку, способному совершить акт насилия, склонному к суицидальному поведению: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики деструктивных действий состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» отклоняющегося поведения является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Вселяйте надежду. В случае утраты надежды необходим поддерживающий совет, предложение какой-то альтернативы: «Как бы ты мог изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне ты мог бы противостоять?», «К кому ты мог бы обратиться за помощью?».

Обратитесь за помощью к специалистам. Подростки, склонные к насилию, массовым убийствам, суицидальному поведению, имеют суженное поле зрения, туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Ни в коем случае при проявлении отклоняющегося поведения не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов.

Технология реагирования на выявленные либо установленные факты насилия — буллинга (травли):

1. При установлении факта либо подозрении на существование ситуации буллирования специалист (педагог, воспитатель, врач, школьный психолог и др.) сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации (завучу по воспитательной работе).

2. Администрация совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

Алгоритм сбора информации по факту насилия — буллинга:

Сбор проводится по следующим направлениям (И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева):

— от самого пострадавшего;

— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

  • реальность самого буллинга;

  • его длительность;

  • его характер (физический, психологический, смешанный);

  • основные проявления буллинга;

  • участники (инициаторы и исполнители буллинга);

  • их мотивации к буллингу;

  • свидетели и их отношение к происходящему;

  • поведение жертвы (пострадавшего);

  • динамику всего происходящего;

  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Непосредственная работа с жертвами и преследователями:

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой, и предложить письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»;

6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;

7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;

8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;

9) потребовать от ребят – обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;

10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;

11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксиро-вать, кто ещё из детей принимал участие в такой «игре».

Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах.

«Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги.

Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:

1. Я тебе верю.

2. Мне жаль, что с тобой это случилось.

3. Это не твоя вина.

4. Хорошо, что ты мне об этом сказал.

5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.

Примеры упражнений по коррекции подростковой агрессивности, суицидальному поведению

Упражнение «Подростки не понимают… Родители не понимают…»

Ведущий бросает поочерёдно то синий, то красный мячик. Те, кому попадает в руки синий мяч, заканчивают фразу «Подростки не понимают, что родители…». Те, кому попадает красный мяч – «Родители не понимают, что подростки…».

В результате делается вывод, что необходимо искать точки понимания в семье, учиться договариваться.

Упражнение «Учимся договариваться»

Подростки проигрывают различные конфликтные ситуации с родителями, стараются найти пути их разрешения.

Примерные ситуации:

— «Мама никуда не отпускает меня одну».

— «Я не могу покупать ту одежду, которую хочу».

— «Меня заставляют рано ложиться спать».

— «Не дают слушать громкую музыку».

Работа в тетради.

Подростки с помощью ведущего выделяют и записывают в тетради в две колонки способы конструктивного и неконструктивного поведения на агрессию. Особо подчёркивается, что конструктивно реагирует внутренне сильный человек, а неконструктивно – слабый, неуверенный в себе. Запись может быть примерно такой: «Конструктивное реагирование: договориться, объяснить человеку, что он поступает неверно, попросить у кого-то помощи. Неконструктивное реагирование: отвечать агрессией, кричать, найти «козла отпущения», подавить волю человека».

Упражнение «Моя реакция на агрессию»

Ведущий просит ребят вспомнить, как они чаще всего реагируют на агрессию, и нарисовать себя. Ведущий спрашивает, кто нарисовал себя в конструктивной позиции. Поскольку большинство обычно рисует себя в неконструктивной позиции, ведущий интересуется, почему так трудно реагировать на агрессию конструктивно?

В результате обсуждения этого вопроса делается вывод, что труднее всего сдерживать себя. Обсуждаются различные способы, помогающие сдержаться, например, считать до десяти или постараться внимательно рассмотреть мелкую деталь на одежде противника.

Упражнение «Как поступить конструктивно?»

Ведущий предлагает участникам ситуации, часто встречающиеся в классе, и просит подумать, как в этих ситуациях поступить конструктивно. Ситуации могут быть такими:

— «На перемене Вова обидно обозвал Ваню. И тогда Ваня…»

— «На уроке Лена постоянно толкала локтем Свету. И тогда Света…»

— «Петя рассказал Саше свой секрет, но Саша передал его другим ребятам. И тогда Петя…»

— «На перемене Миша нечаянно задел Дениса. Денис тут же развернулся и стукнул его. И тогда Миша…»

Упражнение «Рисуем чувства»

Участники рисуют чувства, которые человек испытывает в ситуациях, когда удалось договориться, и когда не удалось договориться.

Упражнение «Вырази свое состояние»

Участники с помощью мимики, жестов, пантомимики изображают своё актуальное состояние. Остальные участники угадывают это состояние.

Упражнение «Покажи агрессию»

Участникам предлагаются карточки, на которых написаны определённые действия или слова, с помощью которых они должны будут выразить агрессию.

Например, если на карточке написано «нога» или «рука», значит, надо будет сделать агрессивные движения рукой или ногой; если написано «глаза», значит, надо будет так посмотреть, чтобы было понятно по взгляду, что человек настроен агрессивно; если написано слово «здравствуйте» или «мяу», значит, надо будет произнести это слово агрессивно, и т.п.

Упражнение «Кто из них агрессивный?»

Ведущий предлагает учащимся случайную подборку фотографий из журналов и газет и предлагает им по выражению лица догадаться, кто из изображённых на фотографиях людей находится в агрессивном состоянии.

Упражнение «Агрессивный… продавец»

Участники по очереди вытягивают карточки с названием той или иной социальной роли и изображают агрессивного человека в той роли, которая им досталась: учитель, продавец, шофёр, мать, отец, брат. Остальные участники должны угадать, в какой роли он выступает. Затем игра повторяется с теми же персонажами, но уже в «добром состоянии».

Упражнение «Отбросить старое, чтобы измениться»

Ведущий рассказывает участникам о том, что любое развитие, накопление новых качеств предполагает сначала избавление от каких-либо старых.

Предлагает подумать, от каких качеств они хотели бы частично или совсем избавиться. Затем подростки записывают эти качества, рисуют вокруг них большой мешок или чемодан с крепким запором. Можно рядом нарисовать какое-либо животное, которое не даст качествам выбраться наружу.

Тема «Я контролирую гнев»
(занятие с элементами тренинга по профилактике агрессивного поведения)

Цели занятия:

— снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения, предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения;

— развитие коммуникативной культуры поведения подростков и формирования навыков саморегуляции.

Задачи:

— сформировать у обучающихся понятие агрессивности;

— обозначить негативные последствия сдерживания негативных эмоций;

— обучить релаксационным техникам снятия психоэмоционального напряжения.

Методы работы: групповая работа, беседа, мозговой штурм, дискуссия.

Время поведения: 45 минут.

Ход занятия

Разминка.

Участникам выдаются картонные «ладошки» – красная и зеленая. Красную ладошку участник поднимает, если к нему высказывание не относится, зеленую, если он согласен с утверждением. Участникам задаются вопросы:

— У кого сегодня хорошее настроение? Кто сегодня пришел в школу вовремя? Кто завтракал?

— У кого в одежде есть красный цвет, поднимите зеленую ладошку, у кого нет – красную.

— У кого есть лучший друг, поднимите зеленую ладошку.

— Кто испытывал злость в последние четыре дня, поднимите зеленую ладошку, кто нет, ‒ красную.

Мы увидели, что большинство из вас иногда злятся, испытывают негативные эмоции. Это норма? Конечно, ведь все мы иногда попадаем в неприятные ситуации. Испытывать злость и гнев – нормально. Но то, как мы с ним справляемся, может быть различным у разных людей. Когда человек не способен контролировать себя в критических ситуациях, возникает агрессия. Агрессия – поведение, направленное на причинение физического или словесного вреда кому-либо. Давайте попробуем разобраться, какие ситуации провоцируют человека на агрессию (мозговой штурм).

Упражнение «Ситуации агрессии»

Предлагается участникам вместе с ведущим заполнить таблицу. Какие ситуации возникали в вашей жизни?

Как вы хотели бы поступить и как поступали на самом деле? Как окружающие реагировали на это.

Ситуации

Что ты чувствовал при этом?
Что тебе хотелось сделать?

Как реагировали окружающие?

   
   

Упражнение «Рисунок агрессивного человека»

Давайте попробуем представить себе, как выглядит агрессивный человек. Вы будете мне называть его внешние черты, а я постараюсь изобразить его на доске.

Девочка или мальчик? Сколько ему\ей лет? Какие у него глаза? Большие руки или маленькие? Как вы думаете, этот человек успешен? У него много друзей?

Упражнение «Безмолвный крик»

Цели:

— научиться при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой;

— избавиться от напряжения.

«Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Это может быть знакомое тебе место или такое, в котором ты не был ни разу. Постарайся в подробностях представить, что тебя окружает, предметы вокруг. Можешь прикоснуться к ним. Ты в безопасности.

Представь себе, что перед тобой стоит твой учитель. Он недоволен. Он говорит тебе на повышенных тонах, что ты не сдал лист с контрольной, которая была на прошлой неделе. Ты точно помнишь, что сдавал лист ей в руки. Но она продолжает кричать на тебя, что ты виноват и получишь двойку.

Представь, что учитель кричит все громче, еще сильнее раздражая тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал здесь. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты хочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!».

Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче. Ну. вот теперь хорошо! Теперь постарайся представить, как фигура учителя уменьшается. Вот он уже ростом с тебя, теперь еще ниже. Теперь он ростом не выше стола. Представь, как его голос становиться тоньше и тоньше. Вот он уже со спичечный коробок. А теперь он исчезает совсем. Постарайся выдохнуть и медленно открой глаза.»

Смогли ли в своем воображении крикнуть очень громко? Что кричали?

Что придумали, чтобы остановить этого человека? Что вы чувствовали в тот момент, когда он начал уменьшаться и исчез совсем?

Упражнение «Сердечко»

Участникам выдаются шарики, заполненные мукой. Задача участников ‒руками предать им форму сердец.

Я прошу вас испортить вашу фигурку. Постарайтесь максимально смять ее, вложите в это действие как можно больше энергии. Можете придавить, размять пальцами вашу фигурку. Давайте проанализируем, что вы чувствовали, когда лепили сердечко? Какая реакция последовала, когда я попросила вас испортить его?

Упражнение «Волшебная лавка»

Каждый участник пишет на листе бумаги пять своих положительных качеств и пять отрицательных.

Представьте, что в вашем городе открылась лавка чудес. В ней вы можете приобрести любое качество, которого, по вашему мнению, вам не хватает. Это может быть абсолютно любое качество, но, как и в любом магазине, одно из своих качеств вам придется отдать как плату.

Что вы чувствовали, когда приходилось отдавать свои качества? Как новоприобретенное качество поможет вам в жизни?

Рефлексия. Упражнение «Незаконченные предложения»

Участникам предлагается по очереди продолжить предложения:

— Я сегодня узнал, что…

— Оказывается, что можно…

— Это занятие помогло мне…

Самым важным для меня стало…

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − четыре =