Ознакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников


Автор: Владлена Михайловна Бабаченко
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 15» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему ко всему человечеству» (Д.С. Лихачев)

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, маленьким городком и в то же время являться самым любимым городом.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 272 о приоритете воспитания трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Народная педагогика гласит: «Воспитывай ребёнка, пока он поперёк лавки лежит». После пяти лет воспитывать сложнее, после седьмого года уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это выражение – глубокой привязанности и любовь ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств.

Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.

Сущность моего опыта заключается в создании творческо-исследовательской среды при ознакомлении дошкольников с родным городом, которая будет способствовать возможности непосредственно прикоснуться каждому ребенку и его семье к своей истории и культуре родного города через посещение музеев, памятных мест, мемориалов и не остаться равнодушными. Новизна опыта заключается в гибком сочетании технологии проектной деятельности с использованием ИКТ-технологий, обеспечении взаимодействия и налаживания контакта с социальными партнерами и организациями.

Патриотизм – ответственность перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, малой родине, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию : это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущения неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой часть Отечества. Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

В настоящее время в ФГОС указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; разработать систему краеведческих мероприятий способствующих развитию патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным городом. Для достижения цели поставила следующие задачи: Гражданственность – это интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине. Французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо считал гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства.

К.Д. Ушинский считал, что гражданин – это патриот обладающий чувством национального самосознания.

Была определена цель работы: разработать систему краеведческих мероприятий, способствующих развитию патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным городом. Для достижения цели поставила следующие задчи:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе, сопричастность к этому;
  • познакомить с символикой родного города;
  • пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе;
  • формировать интерес к прошлому и настоящему родного края;
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
  • обеспечить единства работы ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Изучила методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным городом наиболее близки:

  • Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Н.В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом»;
  • Д.С. Вишневский; В.Н. Гнатишин. Атлас «Люби и знай свой край»;
  • В.С. Гуревич. «ЕАО. Энциклопедический словарь»;
  • О.Л. Князева «Я, ты, мы»;
  • Лебедева А.П. «Взаимодействие ДОУ и семьи»;
  • Л.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»;
  • Л.М. Шипицына «Азбука общения».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своём селе, городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру, его культуры. Разработала перспективный план мероприятий, включающий экскурсии, путешествия по родному городу – живые впечатления, в процессе образовательной деятельности занятия, беседы, игры для закрепления знаний и впечатлений. Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло установить взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём. Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли целостную картину сведений о родном городе. Данную работу начала вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитания чувств – процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу. Центральным звеном в микросреде по знакомству с родным краем является краеведение. Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей малой родине пробуждают у детей потребность, желание и интерес получить как можно больше информации о родном городе. Содержание работы построила по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному.

В своей работе активно сотрудничаю с многими организациями, например: краеведческий областной музей, где в зале Природы ребята в живую прикоснулись к истории, к природе родного края, узнали много интересного о заповеднике «Бастак» и заказниках, расположенных в ЕАО. Это не просто музей, но ещё и кинозал, в котором нам продемонстрировали видео о жизни животных, насекомых в ЕАО. Войдя в музей мы словно оказались на лесной поляне, в тайге, на дне реки. Здесь мы получили информацию об уникальных экосистемах и животных, обитающих на особо охраняемых территориях. сотрудники всегда рады нам, отмечают нашу активность, готовят для наших ребят интересные и познавательные встречи, проводят конкурсы, в которых мы активно участвуем и всегда с нетерпением ждем новых встреч.

Сотрудничаем с пожарным музеем города, т.к. противопожарная пропаганда среди воспитанников и их родителей является одним из важных направлений в воспитательно-образовательном процессе. Но, когда об этом рассказывает пожарный, совсем по-другому усваиваются правила пожарной безопасности детьми, Ведь для детей пожарный – человек героический, и в былые годы, и сегодня, спасающий из огня людей. Благодаря такому мероприятию, как экскурсия в пожарную часть, дети пополняют свой багаж знаний – знакомятся с основными причинами пожаров, учатся осторожному обращению с огнем. Воспитанники были ознакомлены через документальный фильм с диспетчерской пожарной части, куда поступают тревожные звонки со всех районов нашего города; про пост безопасности дети узнали, что пожарные каждый день проводят учения, для повышения своего профессионального мастерства, дети увидели применение спасательных аппаратов, которые используют в задымленных местах, узнали историю возникновения пожарной охраны с рассматриванием фотографий разных лет. С огромным желанием и восхищением дети рассматривали пожарные машины, аварийно-спасательное оборудование. Они услышали звук сирены, примерили каску пожарного, посидели в кабинах пожарных машин.

Ребята приняли участие в конкурсе рисунков приуроченном к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. По итогам были награждены благодарственными письмами и памятными подарками.

Дети получают огромный заряд положительных эмоций от экскурсий! Работу по данному направлению начала с детьми средней группы. Целью своей работы поставила: создание условий знакомства детей с родным городом через развивающуюся среду и положительные эмоции. Создала для детей психологический комфорт в группе, помогающий повысить интерес к истории родного города; способствовала проявлению у детей положительных эмоций; вместе с детьми и родителями оформили:

  • книгу «История города Биробиджана»;
  • папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного края»;
  • фотогалерея «Достопримечательности города Биробиджана»;
  • фотовыставка «Любимое место в городе»;
  • фотовыставки «Мамочка любимая», «Улица родная»;
  • Презентация «Мы растем вместе с городом нашим»;
  • Коллаж «Семейные традиции»;
  • Родительское собрание «Семейные традиции»;
  • Сделали куклу в национальном костюме.

Работу выстроила по блокам

«Моя семья»

Цель ‒ развивать взаимодействие детей, педагогов и родителей. Семья и детский сад лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у детей начинается постепенно складываться образ собственного дома, с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Если в семье есть свои привычки, традиции, правила (готовить друг другу подарки, сюрпризы, отмечать какие-то даты вместе и так далее), то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка. Как приятны воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Например, на занятиях: «Я и моя семья, « Наша дружная семья», «Моя мама», «Мой папа», «Традиции семьи» и т. д. при проведении бесед: «Что значит любить родителей?», «Домашние обязанности членов семьи?», «Как провели выходные дни?» дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках. Рисуют рисунки на тему: «Мой дом», «Мы спортивная семья», «Портрет моей мамы», «Моя любимая бабушка, готовят подарки для мам, пап, родных и близких.

Использовала в работе лэпбук с дидактическими играми: «Любимые профессии», «Кому что нужно для работы», «Любимые занятия в семье», «Как я расту», пальчиковые игры на тему «Семья».

Родители совместно с детьми оформляли выставку семейных фотографий, фотоальбомы и фотогазеты о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях. Организация совместных праздников, чаепитий, семейных встреч, экскурсий является формой взаимодействия детей, педагогов и родителей.

«Детский сад»

Цель ‒ воспитывать уважение к людям, работающим в детском саду, их профессиям, формировать умение ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду. Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно. С младшего возраста приучала детей здороваться и прощаться с сотрудниками детского сада и детьми. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе. Одной из эффективных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомятся с сотрудниками, с условиями и особенностями их труда, с расположением помещений детского сада, они с удовольствием посещали кабинеты и служебные помещения. Дети свободно и самостоятельно ориентировались в здании. Совершая экскурсии по территории детского сада, рассматривали здание детского сада, особенности его строения, обращали внимание на архитектуру здания. Рассмотрели оборудование детских площадок, растения, деревья, цветы, которые растут на территории детского сада. Дети узнали, что многие растения приносят пользу человеку. Так же дошкольники узнали о том, кто украшает строения, поддерживает чистоту на территории детского сада и для чего это делается. Они осознали сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. После проведённых экскурсий на основе полученных знаний и впечатлений дети отражали своё отношение в разных видах деятельности. Например, в игровой, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», дидактических играх «Кому, что нужно для труда?», «Так бывает или нет?» и других , в художественно творческой деятельности (рисуют детский сад, медицинский кабинет, музыкальный зал).Была оформлена выставка «Мой любимый детский сад» где дети запечатлели дом, который им стал родным. Рассматривали альбом «История детского сада».

«Малая родина»

(мой двор, история возникновения улиц, улицы города).

Цель ‒ дать понятие о том, что такое улицы города, познакомить с близлежащими улицами их названиями, микрорайоном, историей малой родины. С детьми проводились целевые прогулки по близлежащим улицам, в ходе которых дала понятие детям, что такое улицы, какими они должны быть. Предлагала вспомнить и назвать их домашний адрес. Познакомила дошкольников с названием улиц, которые названы в честь героев и известных людей, так же с дворами, улицами на которых живут дошкольники, дети рассказывали об истории самых известных улиц. Организовала НОД «Рассказ об улице Шолом-Алейхема». Совместно с родителями была проведена акция «Сделаем город чище». Вызывала у ребят желание поддерживать чистоту на улицах города, чтобы он был всегда чистым и красивым. Дала детям понять, что они хоть и маленькие, но являются жителями Биробиджана и их называют биробиджанцами, это формирует у детей представление о родном городе, его устройстве, достопримечательностях. НОД на тему «Дом, в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы города» по своему содержанию помогали воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. Изготовила пособие «Река времени», где дети сравнивали область в 30-е годы и в наше время. Кроме этого сделала дидактический куб «Путешествие по городу и области» (называли области ЕАО, символику, памятники, скверы, еврейские праздники, традиции). Самыми яркими стали экскурсии, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются красивыми местами города, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой. Для многих детей это целое открытие. Проводились экскурсии в школу, библиотеку, на телерадиокомпанию « Бира», на площадь «Дружбы» и т.д. Это помогает детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей, о том, как и кто, заботится о жителях города. Большая часть работы проходила вне занятий ‒ это беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города. Закрепление знаний проходило на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.

Кроме этого много мы говорили о природе родного края. Пополнила уголок краеведения новым материалом, оформили с ребятами альбомы: «Наш город», «Животные нашего края», «Птицы дальнего востока», «Флора и фауна ЕАО».

Экскурсия в парк помогла увидеть красоту родного города. Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задач о бережном отношении к родному городу, природе, зарождению желанию сохранять, бережно относиться к созданию подобной красоте, ведь чем красивей город, тем больше мы его любим.

«История родного города»

Цель ‒ познакомить с историей возникновения города, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитывать уважение к далёким предкам, бережное отношение к истории родного края. При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность. Детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия микрорайона, улицы на которой они живут на занятиях и в свободное от занятий время дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории названии некоторых улиц. Ознакомление с фото с разными видами улиц города, способствовало уточнению и получению дополнительных знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Знакомить детей с историей возникновения города, с его достопримечательностями, символикой начала со старшей группы. Дошкольники узнали о том, как жил и развивался наш город в прошлом с момента его рождения, о важных событиях, которые проходили в городе. Провела НОД «Старые имена» по стихотворению Наума Фридмана, где дети познакомились со старыми еврейскими именами, окунулись в атмосферу того времени. Кроме этого было интересное занятие «История невымышленных лет» основано на произведениях местных поэтов. (Дети перевоплощались в переселенцев, узнали историю города, жизнь людей в то время. Познакомила детей с символами города и области. Рассказала, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила внимание ребят что у каждого города свой герб. Рассмотрев герб нашего города и области, дети с помощью наводящих вопросов смогли разобраться в значении символов, изображённых на гербах. С целью закрепления знаний детей о гербах, умения находить их среди других и знать символику гербов провела дидактические игры: «Найди герб своего города», «Найди герб края», «Сложи герб». «Сложи карту».

Развивая интерес к истории города, проводила пешие экскурсии: в краеведческий музей, в художественный музей, к мемориальной доске «Почётные жители города», к самым первым улицам города, в строительный музей, монумент «Первые переселенцы», памятник «Шолом-Алейхему», в сквер Победы. Накануне праздника Победы провела беседу-рассказ на тему «Герои нашего города и Отечества». Подвела детей к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою Родину, Отчизну. Заострила внимание детей, что наши отцы и деды внесли огромный вклад в Великую Победу. Рассказала детям об обелиске погибшим, о их подвигах, возложили цветы и почтили память о погибших минутой молчания. Все это способствовало воспитанию у дошкольников духа патриотизма, уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Я доносила до детей мысль, что спустя много, много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память о погибших, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, школ, в их честь воздвигнуты памятники.

Много времени уделялось на проведение индивидуальных и групповых бесед, составлению иллюстрированных рассказов.

В подготовительной группе закрепляла знания детей о родном городе, систематизировала их, давала новые знания об истории города, связывала их с историей России, чтобы дети осознавали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны.

В библиотеке ребята познакомились с профессией библиотекаря. Дети участвовали в викторинах, конкурсах, литературных гостиных с местными авторами.

Деятельность организованная и проведенная в нетрадиционной форме позволяла мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость. Совместно с родителями организовывали экскурсии. Проводила родительские собрания на темы «Семейные традиции», «Учим детей любить и беречь родной город», консультации на темы «Семейный маршрут выходного дня», «Отдыхаем всей семьёй». Помогла многим семьям проводить выходные всей семьёй, гулять по знакомым и любимым местам, уточнить и закреплять знания о родном городе. Традициями группы были утренние и вечерние беседы с родителями, давала информацию о том, что рассказывала детям по теме «Мой родной город».

Работа в данном направлении вызвала интерес у родителей, что побудило их лучше узнать историю родного города и вызвало чувство гордости за него. Этот положительный отклик послужил примером для их детей.

Тема моего опыта была интересна не только детям их родителям, но и педагогическому составу детского сада. Я выступила на педсовете с докладом «Воспитание у детей любви к родному городу и краю», подготовила консультацию «С чего начинается Родина».

Считаю, что основным результатом моей работы по данной теме является то, что воспитанники моей группы стали духовно богаче. Они много узнали о своём городе, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям прославившим город, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы.

Также у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились чувства коллективизма, сопереживания к людям, животным, доброжелательные отношения к окружающим. Дети отличаются устойчивым интересом к истории родного города, краю, желанием облагородить территорию детского сада.

Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу. Пыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике. Воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приёмов педагогического воздействия.

Я изучила методическую литературу по данной проблеме, составила перспективный план, создала развивающую среду, подобрала дидактические игры, подготовила и реализовала проект «Родная сторонка» для дошкольников младшего возраста (2018 г.).

Проект и программа помогли детям и родителям приобщиться к традициям родного города, не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, через проектную деятельность и программу воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой родине.

Философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Поэтому необходимо постоянно трудиться над собой, над совершенствованием своего мастерства. Мастерство воспитателя – систематический, кропотливый труд, наполненный раздумьями и новыми открытиями.

В дальнейшей работе по краеведческому направлению буду уделять внимание формированию патриотического сознания: любовь к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу и области.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

8 − 5 =