Составитель: Шамрай Н.Л. учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Пояснительная записка
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся. Предметные умения обучающихся формируются на основе не только системы основополагающих лингвистических знаний, но и осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Чтобы обеспечить формирование у обучающихся УУД в объеме, необходимом для дальнейшего образования, уделяю внимание построению алгоритмов и памяток.
Важной особенностью данной памятки (рекомендаций) является нацеленность разработки на помощь учителю организовать процесс обучения русскому языку через самостоятельную работу учащихся над собственными ошибками. Обучающимся выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Предназначена для работы на уроках русского языка и при выполнении домашнего задания.
Как работать с памяткой
1.Найди ошибку (если она не показана).
2.Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее.
3.Выпиши слово с «окошком» на месте той буквы, которая выбрана неверно.
4.Реши, какое правило нужно применить.
(Строго по цифре определи категорию своей ошибки). 5.Сделай работу над своей ошибкой по образцу. (выполни нужные действия и вставь букву)
6.Вспомни правило! Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее. 7.Старайся больше не допускать эту ошибку.
Вид ошибки | Как работать над ошибками | Образец выполнения |
1. Пропуск или замена буквы | Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву | Делай так: маятник, прячутся, озеро. |
2.Оформление границ предложения. | Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. | Делай так: Садись за парту и выполняй задание в тетради. |
3. Перенос слова. | Раздели слово для переноса. | Делай так: оле -ни, подъ -ем, мас –са, конь -ки. |
4. Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн. | Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. |
Делай так: речка, мощный, точный. |
5. Гласные после шипящих. | Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. | Делай так: малыши, роща, туча. |
6. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. | Запиши слово. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. | |
7. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением | Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. | Делай так: дома (дом), молодой (молодость, молоденький). |
8. Двойные согласные в слове. | Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. | Делай так: ванна, ван –на, ванночка, ванный |
9. Большая буква в именах собственных. | Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с той же орфограммой. | Делай так: Игнат, Амурзет, Амур, Биробиджан. |
10. Соединительные гласные в сложных словах. | Выпиши слово. Выдели корень .Подчеркни соединительную гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой. | Делай так: паровоз, самолёт, разноцветные, жизнеописание. |
11. Гласные и согласные в приставках | Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с той же приставкой. | Делай так: Полетели, поплыли, пробежала. |
12. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных. | Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. | Делай так: Ель, день, пеньки. |
13. Разделительный мягкий знак ь. | Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и гласную букву. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. | Делай так: Вьюга, друзья, соловьи. |
14. Разделительный твёрдый знак ъ. | Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. | Делай так: Съезд, объём, съёмка. |
15. Парные звонкие и глухие согласные. | Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. | Делай так: мороз (морозы), беседка (беседовать), дубки (дубы). |
16. Непроизносимые согласные. | Запиши слово. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Обозначь орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. | Делай так: честный — честь, сердце – сердечный, известный — известие. |
17. Правописание предлога со словами | Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму. | Делай так: к_другу; к (какому?) другу, к (нашему?) другу. |
18. Правописание приставки со словами. | Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. | Делай так: Красить, покрасить, закрасить, перекрасить. |
19.Правописание суффиксов. | Выпиши слово. Выдели суффикс. Запиши еще два слова с таким суффиксом. | Делай так: Садик, мальчик, ключик. Домовой, садовый, береговой. |
20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих. | Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. | Делай так: Меч (м. р.), шалаш, плащ. Дочь (ж.р.), ночь, мышь. |
21. Не с глаголом. | Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму | Делай так: не влез, не доучил, не переписал. |
22. Однородные члены предложения. | Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. | Делай так: В садах поспевают яблоки, груши и сливы |
23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. | Делай так: на дорожке (дорога, 1 скл.) на полянке (поляна, 1 скл.) |
24. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. | Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. | Делай так: к внуку (какому?) любимому – м.р., ед.ч., Д.п. |
25. Предлог с местоимением. | Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. | Делай так: у тебя, ко мне, с нами. |
26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. | Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой. | Делай так: пишешь, зовешь, создаешь (наст.вр., 2 л., ед.ч.) |
27. Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь) | Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой. | Делай так : улыбаться (н.ф., что делать?), беречь (н.ф., что делать?). |
28. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. | Делай так: пишешь — писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют) ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят) |
29. Сложное предложение. | Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Подчеркни запятую | Делай так: Когда наступил рассвет, земля озарилась яркими лучами солнца. |
30. Предложение с прямой речью. | Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания | Делай так: Учитель сказал: «К доске идёт Денис Кораблёв». А: «П.» |
31.Правописание наречий. | Выпиши наречие. Подчеркни орфограмму. Запиши еще два слова. | Делай так: быстро, весело, смешно. Вверху, внизу, сбоку. |
32. Предложение с обращением. | Выпиши правильно предложение. Подчеркни обращение и знаки препинания, которыми оно выделяется. | Делай так: Привет, Денис! |