Класс: 1
Форма проведения: урок-исследование
Цель: изучение материала через проблемный метод с использованием исследовательского метода обучения
Задачи:
познакомить учащихся с понятием периметр;
учить находить периметры заданных фигур;
закрепить знания в области геометрии (узнавать различные геометрические фигуры);
развивать умение пользоваться линейкой, вести измерения.
Ход урока.
- Организационный момент. 1-2 мин.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас.
Пожелаем всем удачи.
За работу! В добрый час!
— Мы отправляемся в путешествие по Математическому королевству.(Слайд№2)
2. Актуализация знаний. 4-5 мин.
-Устный счёт:
— Слушайте и считайте.
1) найдите сумму чисел: семи, трех и шести (7+3+6) (16)
2) чему равна сумма чисел: тринадцати ,двух и четырех (13+2+4) (19)
3) В гости к королю приехали 4 принцессы, 6 принцев и 2 королевы. Сколько гостей приехало к королю? (12)
4) В подарок королю гости привезли 4 сундука с золотом, столько же сундуков с серебром и 3 сундука с драгоценными камнями. Сколько сундуков привезли гости королю? (11)
-Матем. королевство необычное.
— Рассмотрите страницы учебника.
— Чем они необычны? (состоят из геометрических фигур)
3. Постановка учебной задачи. 4-5 мин.
Математика – это точная наука. Она требует не только правильно решать, но и точно выражать свои мысли – точным математическим языком, математическими понятиями.
— Перед вами схема. (слайд №5)
— Посмотрите, прочитайте.
— Соотнесите, соедините слова и картинки 1-ог столбика со словами второго столбика. — Какое понятие соответствует «длине границы ломаной» ? (мы не знаем)
— Какая наша задача? (Наша задача узнать новое слово, новое понятие)
№1
— Рассмотрите.
— Чем похожи эти линии? (ломаные, состоят из 3-х звеньев)
— Чем отличаются? (незамкнутая ломаная линия, замкнутая ломаная линия- треугольник)
Задание:
— Мальчики измеряют длину незамкнутой ломаной линии.
— Девочки измеряют длины замкнутой ломаной линии.
— Запишите, как вы нашли длину ваших ломаных линий.
Дети выполняют задание в тетрадях.
— Девочки измерили длину замкнутой ломаной линии. Чему она равна? (7 см)
— Мальчики измерили длину незамкнутой линии. Чему она равна? (7 см)
— Что можно сказать про длины замкнутой и незамкнутой линий? (одинаковые, равны )
— Что вы сделали, чтобы узнать длину ломаных линий?(измерили длины звеньев, сложили)
4. Физминутка «Мыши» (Слайд№7)
По реке плывет кораблик.
Он плывет из далека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке.
У них длинные хвосты.
И страшны им только кошки Только кошки да коты.
5. Открытие нового знания. 7-8 мин.
— Кто такие стражники? (охраняют королевство)
— Кто охраняет наше государство? ( пограничники )
— Почему их так называют? ( охраняют границу)
— Посмотрите упр. №2
-Сколько королевств.(3)
— Посмотрите, на что похожи границы королевств? (на геометр. фигуры; на замкнутые линии)
— Как можно назвать эти фигуры? (многоугольники)
— Значит это не только граница королевства, но и граница многоугольника.
Работа в группах.
Задание:
— Узнайте длину границы королевства или длину замкнутой ломаной линии, или длину границы многоугольника.
— Чья команда быстрее выполнит задание, поднимает руку и один ученик от команды выходит к доске и берет карточку с ответом.
— Приступайте к выполнению задания. Записывайте на карточке и считайте. Проверьте, сколько сторон у вашей фигуры, сколько чисел вы должны сложить.
Дети в группах выполняют задание. Учитель контролирует.
По одному ученику от группы выходят к доске, пишут равенство-решение, берут карточку-ответ.
— А теперь встаньте и выставите карточки с числами в порядке возрастания.
(3 ученика встают с карточками: 15,16,20.)
— Что означает число (15, 16, 20) в вашем королевстве? (длина границы государства; длина замкнутой ломаной линии)
— На что похожа граница государства? ( на многоугольники)
— Как можно назвать эти фигуры? ( многоугольники)
— Значит, длину границы государства можно назвать …
— длина границы многоугольника.
— Переверните карточки.
На доску : ПЕ РИ МЕТР.
— Периметр – это новое понятие.
— Что такое «Периметр»? (длина границы многоугольника)
Периметр – это длина границы многоугольника (определение в учебнике).
— Как же вы нашли длину границы многоугольника?
( сложили полученные результаты, нашли периметр)
6. Физминутка «Робот» (Слайд№10)
Это чей там слышен топот.
На работу вышел Робот.
Мысли металлические.
Мышцы электрические.
Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
— На экран взгляни, матрос. Я ракушками оброс.
7. Первичное закрепление. 4-5мин.
№3
.-Рассмотрите. Прочитайте.
— Будьте внимательны, длины сторон уже подписаны.
— Для удобства и точности вычислений давайте продумаем алгоритм нахождения периметра.
— Что такое алгоритм? (порядок действий)
— Что нужно сделать в первую очередь? (сложить ) (Слайд№)
АЛГОРИТМ:
1.Сложить длины сторон.
2.Записать результат.
— Сколько длин сторон каждой фигуры надо сложить? 1ряд(4), 2ряд(6), 3ряд (4).
Задание:
— Найдите периметр или длину границы многоугольника полученной фигуры самостоятельно.
Учитель корректирует работу учащихся, контролирует.
— Проверим. (на доске) -по 1 ученику.
(3+3+4+4=14), (2+2+2+2+2+2= 12), (4+4+4+5=17)
Микроитог.
8. Включение новых знаний. 7-8мин.
-Откуда пришло к нам слово- периметр.
А пришло к нам это слово из Египта. Там протекает самая длинная река в мире Нил, которая один раз в год разливается, После каждого разлива Нила египтянам приходилось раньше заново разбивать поля на участки, находить их границы.).
• Древние египтяне производили замеры локтями, которые были образцовыми мерами для всего Египта.
• Для разметки своего участка, который имел форму треугольника, они брали веревочку и отмеряли на ней 80 локтей, завязывали узелок, затем отмеряли еще 60 локтей и опять завязывали узелок, и еще раз отмеряли 100 локтей и связывали концы вместе. В узелки вставляли колышки и втыкали их в
• землю так, чтобы веревка натянулась. При этом получался треугольник, который и поныне называется египетским.
• Таким образом, длина границы каждого участка были бы равны.
80 локтей
100 локтей
60 локтей
80 локтей + 60 локтей + 100 локтей = 240 локтей
Длину границы участка называли – периметром, этот термин существует и в наше время. И мы часто будем его встречать при решении геометрических задач.
Что же такое периметр? (ответы детей)
• Это слово имеет две основные части, которые похожи на слова «ПИРЕ» и «МЕТРОС».
• «ПИРЕ» — египетское слово, которое означает «выходить», «ходить», «обходить» и т.д..
• Другая часть слова – «МЕТРОС» — имеет греческое происхождение и означает «мерить», «производить измерение».
• Таким образом, слово «ПЕРИМЕТР», означает «ИЗМЕРЯТЬ ХОТЬБОЙ».
№4.-устно
-Рассмотрите. Что видим?
-Какое задание будете выполнять?
-Алгоритм.
-Самостоятельно.
3+7+6=16см
8+8+2=18см
6+7+4=17см
Проверка на доске.
№5-обязательно.
Дифференцированное задание.
-Ск. сторон у квадрата? Каким свойством они обладают? (равны между собой).
-Составьте суммы с опорой на рисунок.
а) 2+2+2+2=8см б)3+3+3+312см в) сторона кв. 10см
9. Рефлексия деятельности. 2-3 мин.
— Какая задача стояла перед вами? ( найти новое слово, понятие)
— Удалось ли решить поставленную задачу? (да)
— Что такое периметр? ( граница длин многоугольника) (Слайд №13)
— Так как же найти периметр? (измерить все длины сторон фигуры; сложить длины всех сторон)
Хором повторить
— Какое настроение у вас на уроке?
— Выберите кружки в зависимости от того, как вы выполняли задания на уроке:
кр. – радостное настроение. – Я понял, что такое периметр, я знаю как его находить.
зел. — спокойное настроение. – Я понял, что такое периметр, но мне надо еще раз повторить, как его найти.
син. – грустное настроение. – Я не понял, что такое периметр и как его найти.
Молодцы! (Слайд№15)
Технические средства обучения:
компьютер;
телевизор.
Методическая литература:
Учебник. Математика. 1 класс. Авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова/ М.: АСТ: Астрель, 2011г.
Методические рекомендации. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика» М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова/ М.: АСТ: Астрель, 2011г.
Интернет ресурсы:
http://metodisty.ru/blogs/entry/tablicy_matematika_nachalnaya_shkola
http://ppt4web.ru/matematika/dlja-chego-nuzhna-matematika.html
http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/file/2071216/
http://www.karp.org.ua/wp-content/forum/literatura/logicheskie-zadaniya-prezentatsiya.html
Самоанализ:
Урок разработан учителем начальных классов МБОУ Николаевской СОШ №2 Николенко Ириной Александровной и проведен в 1- а классе 04.03. 2014г.
Тема урока: «Периметр»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по математике для 1 класса начальной школы и в соответствии с ФГОС.
Цель: ввести новое математическое понятие «Периметр».
Задачи:
познакомить учащихся с понятием периметр;
учить находить периметры заданных фигур;
закрепить знания в области геометрии (узнавать различные геометрические фигуры);
развивать умение пользоваться линейкой, вести измерения.
Данный урок проводился согласно тематического планирования.
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока. Я считаю, что моей основной задачей на данном уроке является создание условий для исследования, восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Такие условия, на мой взгляд, были созданы на уроке.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательский. Учащиеся класса имеютвсредний уровень подготовки, на уроке я создала условия для вовлечения учащихся в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, где ученикам надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту; соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для ребят, что позволило повысить возможность учащихся в достижении поставленных целей на уроке.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовки, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса учащихся. Ребята на уроке были активны, внимательны, работоспособны.
Для актуализации знаний я организовала групповую работу с детьми, разделив их на три группы. Предложенное каждой группе задание, способствовало не только закреплению, но и моменту осознания учениками недостаточности имеющихся знаний, что помогло им сформулировать тему урока. Постановка познавательных задач прошла в виде проблемного диалога. Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям было предложено самим прийти к выводу нового математического термина — периметр.
В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психо-эмоционального состояния. Мотивации их способностей и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Порядок и дисциплина на уроке поддерживались умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность.
Здоровьесберегающий эффект – это особый аспект на уроке. Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта, где каждый ребенок не боится высказаться, каждый успешен в своем мнении. На уроке использовались веселые физминутки.
Я активно использовала на уроке компьютерные средства обучения. Кабинет оснащен компьютером, телевизором.
План урока выполнен. Цели и задачи, поставленные перед уроком, были достигнуты, что подтвердили осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.