Урок начальной школы. 1 класс «Периметр»


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Дополнительные файлы

Класс: 1

Форма проведения: урок-исследование

Цель: изучение материала через проблемный метод с использованием исследовательского метода обучения

Задачи:

познакомить учащихся с понятием периметр;

учить находить периметры заданных фигур;

закрепить знания в области геометрии (узнавать различные геометрические фигуры);

развивать умение пользоваться линейкой, вести измерения.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 1-2 мин.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас.

Пожелаем всем удачи.
За работу! В добрый час!

— Мы отправляемся в путешествие по Математическому королевству.(Слайд№2)

2. Актуализация знаний. 4-5 мин.

-Устный счёт:

— Слушайте и считайте.

1) найдите сумму чисел: семи, трех и шести (7+3+6) (16)

2) чему равна сумма чисел: тринадцати ,двух и четырех (13+2+4) (19)

3) В гости к королю приехали 4 принцессы, 6 принцев и 2 королевы. Сколько гостей приехало к королю? (12)

4) В подарок королю гости привезли 4 сундука с золотом, столько же сундуков с серебром и 3 сундука с драгоценными камнями. Сколько сундуков привезли гости королю? (11)

-Матем. королевство необычное.

— Рассмотрите страницы учебника.

— Чем они необычны? (состоят из геометрических фигур)

3. Постановка учебной задачи. 4-5 мин.

Математика – это точная наука. Она требует не только правильно решать, но и точно выражать свои мысли – точным математическим языком, математическими понятиями.

— Перед вами схема. (слайд №5)

— Посмотрите, прочитайте.

— Соотнесите, соедините слова и картинки 1-ог столбика со словами второго столбика. — Какое понятие соответствует «длине границы ломаной» ? (мы не знаем)

— Какая наша задача? (Наша задача узнать новое слово, новое понятие)

1

— Рассмотрите.

— Чем похожи эти линии? (ломаные, состоят из 3-х звеньев)

— Чем отличаются? (незамкнутая ломаная линия, замкнутая ломаная линия- треугольник)

Задание:

—         Мальчики измеряют длину незамкнутой ломаной линии.

—         Девочки измеряют длины замкнутой ломаной линии.

—         Запишите, как вы нашли длину ваших ломаных линий.

Дети выполняют задание в тетрадях.

— Девочки измерили длину замкнутой ломаной линии. Чему она равна? (7 см)

— Мальчики измерили длину незамкнутой линии. Чему она равна? (7 см)

— Что можно сказать про длины замкнутой и незамкнутой линий? (одинаковые, равны )

— Что вы сделали, чтобы узнать длину ломаных линий?(измерили длины звеньев, сложили)

4. Физминутка «Мыши» (Слайд№7)

По реке плывет кораблик.

Он плывет из далека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке.

У них длинные хвосты.

И страшны им только кошки Только кошки да коты.

5. Открытие нового знания. 7-8 мин.

— Кто такие стражники? (охраняют королевство)

— Кто охраняет наше государство? ( пограничники )

— Почему их так называют? ( охраняют границу)

— Посмотрите упр. №2

-Сколько королевств.(3)

— Посмотрите, на что похожи границы королевств? (на геометр. фигуры; на замкнутые линии)

— Как можно назвать эти фигуры? (многоугольники)

— Значит это не только граница королевства, но и граница многоугольника.

Работа в группах.

Задание:

— Узнайте длину границы королевства или длину замкнутой ломаной линии, или длину границы многоугольника.

— Чья команда быстрее выполнит задание, поднимает руку и один ученик от команды выходит к доске и берет карточку с ответом.

— Приступайте к выполнению задания. Записывайте на карточке и считайте. Проверьте, сколько сторон у вашей фигуры, сколько чисел вы должны сложить.

Дети в группах выполняют задание. Учитель контролирует.

По одному ученику от группы выходят к доске, пишут равенство-решение, берут карточку-ответ.

— А теперь встаньте и выставите карточки с числами в порядке возрастания.

(3 ученика встают с карточками: 15,16,20.)

— Что означает число (15, 16, 20) в вашем королевстве? (длина границы государства; длина замкнутой ломаной линии)

— На что похожа граница государства? ( на многоугольники)

— Как можно назвать эти фигуры? ( многоугольники)

— Значит, длину границы государства можно назвать …

— длина границы многоугольника.

— Переверните карточки.

На доску : ПЕ РИ МЕТР.

Периметр – это новое понятие.

— Что такое «Периметр»? (длина границы многоугольника)

Периметр – это длина границы многоугольника (определение в учебнике).

— Как же вы нашли длину границы многоугольника?

( сложили полученные результаты, нашли периметр)

6. Физминутка «Робот» (Слайд№10)

Это чей там слышен топот.

На работу вышел Робот.

Мысли металлические.

Мышцы электрические.

Робот рыбок наблюдает,

Дно морское изучает.

— На экран взгляни, матрос. Я ракушками оброс.

7. Первичное закрепление. 4-5мин.

3

.-Рассмотрите. Прочитайте.

— Будьте внимательны, длины сторон уже подписаны.

— Для удобства и точности вычислений давайте продумаем алгоритм нахождения периметра.

— Что такое алгоритм? (порядок действий)

— Что нужно сделать в первую очередь? (сложить ) (Слайд№)

АЛГОРИТМ:

1.Сложить длины сторон.

2.Записать результат.

— Сколько длин сторон каждой фигуры надо сложить? 1ряд(4), 2ряд(6), 3ряд (4).

Задание:

— Найдите периметр или длину границы многоугольника полученной фигуры самостоятельно.

Учитель корректирует работу учащихся, контролирует.

— Проверим. (на доске) -по 1 ученику.

(3+3+4+4=14), (2+2+2+2+2+2= 12), (4+4+4+5=17)

Микроитог.

8. Включение новых знаний. 7-8мин.

-Откуда пришло к нам слово- периметр.

А пришло к нам это слово из Египта. Там протекает самая длинная река в мире Нил, которая один раз в год разливается, После каждого разлива Нила египтянам приходилось раньше заново разбивать поля на участки, находить их границы.).

Древние египтяне производили замеры локтями, которые были образцовыми мерами для всего Египта.

Для разметки своего участка, который имел форму треугольника, они брали веревочку и отмеряли на ней 80 локтей, завязывали узелок, затем отмеряли еще 60 локтей и опять завязывали узелок, и еще раз отмеряли 100 локтей и связывали концы вместе. В узелки вставляли колышки и втыкали их в

землю так, чтобы веревка натянулась. При этом получался треугольник, который и поныне называется египетским.

Таким образом, длина границы каждого участка были бы равны.

80 локтей

100 локтей

60 локтей

80 локтей + 60 локтей + 100 локтей = 240 локтей

Длину границы участка называли – периметром, этот термин существует и в наше время. И мы часто будем его встречать при решении геометрических задач.

Что же такое периметр? (ответы детей)

Это слово имеет две основные части, которые похожи на слова «ПИРЕ» и «МЕТРОС».

«ПИРЕ» — египетское слово, которое означает «выходить», «ходить», «обходить» и т.д..

Другая часть слова – «МЕТРОС» — имеет греческое происхождение и означает «мерить», «производить измерение».

Таким образом, слово «ПЕРИМЕТР», означает «ИЗМЕРЯТЬ ХОТЬБОЙ».

4.-устно

-Рассмотрите. Что видим?

-Какое задание будете выполнять?

-Алгоритм.

-Самостоятельно.

3+7+6=16см

8+8+2=18см

6+7+4=17см

Проверка на доске.

5-обязательно.

Дифференцированное задание.

-Ск. сторон у квадрата? Каким свойством они обладают? (равны между собой).

-Составьте суммы с опорой на рисунок.

а) 2+2+2+2=8см б)3+3+3+312см в) сторона кв. 10см

9. Рефлексия деятельности. 2-3 мин.

— Какая задача стояла перед вами? ( найти новое слово, понятие)

— Удалось ли решить поставленную задачу? (да)

— Что такое периметр? ( граница длин многоугольника) (Слайд №13)

— Так как же найти периметр? (измерить все длины сторон фигуры; сложить длины всех сторон)

Хором повторить

— Какое настроение у вас на уроке?

— Выберите кружки в зависимости от того, как вы выполняли задания на уроке:

кр. – радостное настроение. – Я понял, что такое периметр, я знаю как его находить.

зел. — спокойное настроение. – Я понял, что такое периметр, но мне надо еще раз повторить, как его найти.

син. – грустное настроение. – Я не понял, что такое периметр и как его найти.

Молодцы! (Слайд№15)

Технические средства обучения:

компьютер;

телевизор.

Методическая литература:

Учебник. Математика. 1 класс. Авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова/ М.: АСТ: Астрель, 2011г.

Методические рекомендации. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика» М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова/ М.: АСТ: Астрель, 2011г.

Интернет ресурсы:

http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Prijomy-slozhenija-i-vychitanija/004-Vychislite-perimetr-treugolnika.html

http://metodisty.ru/blogs/entry/tablicy_matematika_nachalnaya_shkola

http://ppt4web.ru/matematika/dlja-chego-nuzhna-matematika.html

http://900igr.net/prezentatsii/geometrija/Matematika-prjamougolnik-2-klass/005-Geometricheskij-material.html

http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/file/2071216/

http://www.karp.org.ua/wp-content/forum/literatura/logicheskie-zadaniya-prezentatsiya.html

Самоанализ:

Урок разработан учителем начальных классов МБОУ Николаевской СОШ №2 Николенко Ириной Александровной и проведен в 1- а классе 04.03. 2014г.

Тема урока: «Периметр»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по математике для 1 класса начальной школы и в соответствии с ФГОС.

Цель: ввести новое математическое понятие «Периметр».

Задачи:

познакомить учащихся с понятием периметр;

учить находить периметры заданных фигур;

закрепить знания в области геометрии (узнавать различные геометрические фигуры);

развивать умение пользоваться линейкой, вести измерения.

Данный урок проводился согласно тематического планирования.

Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока. Я считаю, что моей основной задачей на данном уроке является создание условий для исследования, восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Такие условия, на мой взгляд, были созданы на уроке.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательский. Учащиеся класса имеютвсредний уровень подготовки, на уроке я создала условия для вовлечения учащихся в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, где ученикам надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту; соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для ребят, что позволило повысить возможность учащихся в достижении поставленных целей на уроке.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовки, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса учащихся. Ребята на уроке были активны, внимательны, работоспособны.

Для актуализации знаний я организовала групповую работу с детьми, разделив их на три группы. Предложенное каждой группе задание, способствовало не только закреплению, но и моменту осознания учениками недостаточности имеющихся знаний, что помогло им сформулировать тему урока. Постановка познавательных задач прошла в виде проблемного диалога. Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям было предложено самим прийти к выводу нового математического термина — периметр.

В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психо-эмоционального состояния. Мотивации их способностей и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Порядок и дисциплина на уроке поддерживались умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность.

Здоровьесберегающий эффект – это особый аспект на уроке. Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта, где каждый ребенок не боится высказаться, каждый успешен в своем мнении. На уроке использовались веселые физминутки.

Я активно использовала на уроке компьютерные средства обучения. Кабинет оснащен компьютером, телевизором.

План урока выполнен. Цели и задачи, поставленные перед уроком, были достигнуты, что подтвердили осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.