Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | «До свидания, лето» | — «Подбери по цвету» (группировка растений по цвету). — «Лети, лети, лепесток» (соотнесение предметов по форме). — Лото «Величина и форма» (группировка изображений цветов по величине и форме). — «Поставим цветы в вазы» (выкладывание цветов и ваз из геометрической мозаики по цвету). |
«Наш любимый детский сад» | — «Путешествие по территории детского сада» (нахождение предметов по цвету, величине, форме). — «Чудесный мешочек» (определение геометрических фигур на ощупь). — «Уложим кукол спать» (соотнесение предметов по размеру). — «Угадай, чей голосок» (узнавание голоса детей и сотрудников группы). | |
«Осень» | — «Осенний букет» (группировка осенних листьев по цвету). — «На что похоже?» (соотнесение осенних листьев соответствующим формам). — «Соберем грибы» (размещение грибочков в соответствующие по размеру корзинки). — «Дождик» (определение силы дождя по звуку). | |
«Огород, овощи» | — Домино «Овощи» (группировка овощей по цвету и величине). — «Чудесная корзинка» (определение овощей на ощупь). — «Угадай на вкус» (узнавание по вкусу морковки, редиски, огурца, помидора). — «На что похоже?» (соотнесение овощей с геометрическими формами). | |
Октябрь | «Сад, фрукты» | — Д/игра «Собери фрукты по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. — Лепка «Вкусные яблоки». — Подвижная игра «Запомни свой цвет». — Д/игра «Найди такую же». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму. — Изучение плаката «Фрукты». — Д/игра «Разложи яблоки по величине». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. — Подвижная игра «Раздувайся пузырь». |
«Овощи и фрукты» | — Пальчиковая гимнастика «Яблоко» Цель: развитие мелкой моторики рук. — Дидактическая игра – сортировка «Назови, одним словом». Задачи. Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты» — Дидактическая игра «Что сажают в огороде» — научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. — «Заколдованные фрукты и овощи» с использованием камешков марблс. | |
«Что в лесу растет» | — «Какое выше» (определение на глаз самого высокого и самого низкого дерева). — «С какого дерева листок» (соотнесение и группировка цвета листьев с цветом дерева). — «Сложи узор» (складывание узора из геометрических фигур по образцу). — «Назови дерево» (определение 2 – 3 деревьев на ощупь по стволу). | |
«Части тела» | Н/П игра: «Кружки и квадраты» Разучивание стихотворения «Где мой пальчик». Д. И. «Чего не стало». (Развивать зрительное внимание, словарь) Игра на релаксацию «Поймай бабочку». Цель: нервно-мышечная релаксация через чередования сильного напряжения и быстрого расслабления. «Найди лишнюю фигуру Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: треугольник, шар, куб. Определить на ощупь. Игра «На чем играю». Развивать способность различать звуки по силе звучания. | |
Ноябрь | «Детский сад, игрушки» | — «Посылка с игрушками» (соотнесение игрушек соответствующим геометрическим формам). — «Привяжи куклам бантики» (соотнесение ленточек по цвету с платьем куклы). — «Собери пирамидку» (нанизывание шести колец одного цвета по величине). — «Волшебный мешочек» (определение свойств материала игрушек на ощупь). |
«Домашние птицы» | Игра «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы» Цель: учить детей группировать предметы по величине. Игра «Чем похожи, чем отличаются» Цель: закреплять понятия величины. Д/и «Кто здесь прячется?» Цель: Развивать умение ориентироваться. Игра «Один-много». Цель: Упражнять детей в умении сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. Игра «Где сидит утенок, цыпленок, гусенок?». Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве, использовать в речи предлоги: на, под, развитие мелкой моторики, настольные игры на липучках. | |
«Птицы в городе» | — «Домики для птичек» (соотнесение домиков и птичек по величине). — «Покормим птичек» (соотнесение птичек и кормушек по цвету). — «На что похоже?» (сопоставление формы частей тела птицы с геометрическими образцами). — «Птичьи песенки» (угадывание птиц по голосу). | |
«Одежда и обувь» | — «Поможем кукле подобрать одежду» (подбор предметов одежды по цвету, шесть цветов). — «Пришиваем пуговицы к кофточке» (соотнесение пуговиц и кофточек по величине). — «Сошьем кукле фартучек» (различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник). — «Ремонт одежды» (подбор заплаток к тканям по толщине). | |
Декабрь | «Наш дом» | — «Построим ворота» (соотнесение предметов по ширине и высоте). — «Подбери крышу для домика» (подбор предметов по шести цветам). — «Найди предмет такой же формы» (сопоставление форм предметов с геометрическими образцами). — «Угадай, где звучит» (определение место звучания: за домиком, за деревом и т. д.). |
«Мебель» | — «Комната для кукол» (размещение предметов мебели в соответствии с величиной кукол). — «Разноцветный коврик» (раскладывание однородных предметов разного цвета по образцу). — «Найди мебель такой же формы» (нахождение предметов мебели по заданным формам). — «Потрогай и скажи» (определение предметов мебели на ощупь). | |
«Зима» | — «Повяжи кукле шарфик» (соотнесение предметов одежды по цвету). — «Найди свой домик» (определение по форме). — «Перепрыгнем через ледяную дорожку» (сравнение двух предметов по ширине). — «Снежки» (определение на ощупь снежков из снега и ваты). | |
«Новый год» | — «Бусы для елочки» (подбор фигур приемом накладывания по образцу). — «Вставь нос снеговику» (соотнесение фигур приемом накладывания по цвету: желтый, оранжевый, розовый, красный). — «Спрячь зайку под елку» (соотнесение предметов по величине). — «Не коли нас елочка» (обследование еловой веточки на ощупь). — «Украсим шубу Деду Морозу» (составление цепочки из геометрических фигур по образцу). — «Посох для Деда Мороза» (подбор посоха соответственно росту Деда Мороза). — «Снегуркины друзья» (определение игрушечных зверей на ощупь). — «Корона для Снегурочки» (составление групп предметов по цвету). | |
Январь | «Зимние забавы» | Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости. Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур. Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Пальчиковая игра «Зайчик». Д/игра «Разные круги». Цель: учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. |
«Посуда» | — «Подбери по цвету» (соотнесение блюдец и чашек по 6 цветам). — «Украсим тарелочку» (чередование геометрических фигур по образцу). — «Что больше?» (соотнесение предметов по величине, 4 предмета). — «Определи, на ощупь» (определение деревянной и металлической посуды на ощупь). | |
«Продукты питания» | — «Подбери по цвету» (группировка предметов по цветам). — «Найди то, что я покажу» (соотнесение предметов по форме с заданным образцом). — «Чудесный мешочек» (определение предметов на ощупь: твердый, мягкий). — «Какая длиннее» (сравнение скакалок по длине). | |
Февраль | «Домашние животные» | — «Накормим собачку» (соотнесение мисок для собачек по величине). — «На что похоже?» (соотнесение частей тела домашних животных с соответствующими формами). — «Коврик для собачки» (выкладывание из мозаики четырех цветов). — «Кто как кричит?» (определение домашних животных по голосу). |
«Дикие животные» | — «Накормим зайчиков» (определение еды на ощупь, которой можно накормить зайчика). — «Угадай, чьи ушки» (соотнесение ушек зверей по форме: круг, овал, треугольник, квадрат). — «У кого длиннее хвост» (сравнение предметов контрастных по длине). — «Зеркало» (подбор изображений зверей по цвету). | |
«День защитника Отечества» | — «Самолеты» (определение самолетов по величине). — «Украсим небо салютом» (группировка предметов по цвету). — «Подбери колеса к танку» (соотнесение предметов по форме). | |
Март | «8 Марта, женские профессии» | — «Цветы для мамы» (выкладывание цветов из геометрической мозаики). — «Поможем бабушке собрать клубочки» (группировка предметов по величине). — «Кораблики» (подбор парусов к кораблям по шести цветам). — «На что похоже» (нахождение предметов по предложенной форме). — «Бусы для мамы» (группировка по цвету). — «Украсим маме платье» (украшение платья геометрическими фигурами по образцу). — «Подарки для мамы» (группировка предметов по величине). — «Угощение для мамы» (определение на вкус: конфета, йогурт, апельсин). |
«Семья» | — «Чей стульчик» (соотнесение стульчиков и членов семьи с соответствующими геометрическими формами). — «Украшаем комнату к празднику» (чередование предметов по цвету). — «Подбери мячики» (группировка и соотнесение однородных предметов по величине). — «Какая каша?» (определение крупы на ощупь). | |
«Транспорт» | — «Гаражи» (соотнесение гаражей и машин по цвету и размеру). — Паззлы «Грузовики» (составление изображения грузовика из четырех частей). — «На чем приехал мишка?» (определение транспорта по звучанию: грузовик, трактор, паровоз). — «Подбери колеса к машинам» (группировка предметов по форме). | |
«Город» | — «Построим ворота» (соотнесение предметов по ширине и высоте). — «Подбери крышу для домика» (подбор предметов по шести цветам). — «Найди предмет такой же формы» (сопоставление форм предметов с геометрическими образцами). — «Угадай, где звучит» (определение место звучания: за домиком, за деревом и т. д.). | |
Апрель | «Весна» | — «Через ручеек» (сравнение предметов по ширине). — «Построим домик для птичек» (составление скворечника из геометрических фигур). — «Покормим птичек» (соотнесение кормушек и птичек по цветам). — «Что звучит» (определение звуков капели, ручейка). |
«Комнатные растения» | — «Найди такой же цвет» (соотнесение комнатных растений по цветам). — «Найди лишнюю фигуру» (соотнесение цветов и листьев комнатных растений геометрическим формам). — «Посади цветок» (соотнесение растений и кашпо по величине). — Выкладывание из цветной мозаики на тему: «Цветочек – Огонек». | |
«Я умею делать. КГН» | — «Мой веселый, звонкий мяч» (сравнение высоты полета мяча). — «Волшебная коробка» (группировка атрибутов к подвижным играм по цвету). — «Найди свой домик» (соотнесение геометрических фигур и домиков по форме). — «Витаминная семья» (определение ягодного варенья на вкус). | |
«Русский фольклор» | — «Поставь большие и маленькие матрешки в ряд» (чередование предметов по величине). — «Кто скорее соберет игрушки?» (соотнесение однородных предметов по цвету). — «Кому какая фигура» (группировка предметов по форме). — «Чудесный мешочек» (определение народных игрушек на ощупь). | |
«Профессии» | — «Водитель» (соотнесение цвета одежды и автомобиля: 8 цветов). — «Парикмахер» (определение длины волос кукол на глаз). — «Врач» (группирование таблеток по форме, отвлекаясь на цвета). — «Чей предмет» (угадывание на ощупь кому принадлежит предмет). | |
Май | «Веселые краски» | — «Найди такой же» (нахождение предметов по заданному цвету). — «Цветок для бабочки» (соотнесение предметов по величине). — «Лепесточки» (выкладывание лепестков разной формы по образцу). — «Цветочек» (исследование строения цветка на ощупь). |
«Народная игрушка» | — «Матрешки» (складывание трехместной игрушки матрешки). — «Украсим хвост петушку» (группировка по цвету и оттенкам). — «Бусы для дымковской барышни» (группировка предметов разной формы). — «Угадай по звуку» (определение по звучанию народных игрушек: свистульки, Ваньки-встаньки, шарманки). | |
«Сказки». | «Друзья — Колобки» (подбор предметов по форме). — «Мебель для трех медведей» (группировка предметов по величине). — «Украсим новый теремок» (соотнесение рам и наличников по цвету). — «Новоселье зверей» (определение угощений по запаху). | |
«Времена года» | — «Подбери картинки для бабочек» (группировка предметов по форме, отвлекаясь на цвета). — «Угадай на вкус» (определение на вкус ягодного варенья). — «Божьи коровки» (соотнесение листочков и божьих коровок по величине). — «Живое домино» (подбор предметов по 8 цветам). |
Перспективный план работы по сенсорному развитию во 2 младшей группе
Автор: Светлана Викторовна Шестакова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 11» г. Биробиджана
Должность: воспитатель