План-конспект занятия по теме «Однодневный поход. Краеведение и экология»


Автор: Алексей Михайлович Жидков
Место работы: МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Должность: педагог дополнительного образования


Первый и второй год обучения (смешанная группа)

Цель занятия отработка туристических навыков, знакомство с природой.

Задачи:

  • Учить подбирать личное снаряжение туриста.
  • Отрабатывать методики движения в походе.
  • Учить выбирать места для привала, бивака.
  • Формировать экологические навыки.
  • Закреплять правила поведения в полевых условиях.

Материальное обеспечение: костровой и необходимый инструмент (топор, пила, рукавицы), кухонный набор: котелки, сковороды, ведра, тент).

Задачи на время выхода:

  • Проверить готовность личного снаряжения занимающихся;
  • Проверить, как подобраны обувь и одежда для выхода;
  • Отработать методы построения походного порядка;
  • Отработать систему сигналов.

Алгоритм действия:

  • Проводим линейку готовности;
  • Распаковать рюкзаки и выложить содержимое на тент или пленку. Руководитель сверяет наличие всех позиций по списку и указывает ошибки и недостатки. Укладываем рюкзаки, готовим подвесную систему рюкзаков.
  • Отряд отправляется в лес. Время переброски нужно учитывать заранее.
  • На месте отрабатываем все учебные вопросы: передвижение, сигналы, подготовка к походу; работаем в группах и в составе отряда.
  • Отрабатываем передачу сигналов по цепочке.
  • Разбираем основные ошибки и отвечаем на вопросы.
  • Возвращаемся на «базу».
ВремяМероприятиеОтветственные
ВоскресеньеСбор у клуба. Перекличка. ОтправлениеРуководитель кружка
10 – 30Прибытие на место 
11 – 00Разбивка лагеря 
11-30 ‒ 12-30Повара приступают к приготовлению обеда. В это время повторяются игры с использованием сигналов 
12-30 – 13-30ОбедПовара
13 – 30УборкаПовара
13 – 30

16 – 30

Групповые соревнования по идентификации: новички встречаются на природе в условном месте. Каждый выбирает себе площадку и изучает ее. Надо описать все виды растений и живых существ, которые будут обнаружены на ней. Ребята фотографируют живую природу так, чтобы в дальнейшем идентифицировать ее. Вы комментируете рассказы ребят. Расспросите их о том, что они могли бы сделать, чтобы уберечь природу. Практикум по маскировке. Отработка способов передвиженияКомандиры групп
16 – 30Начало подготовки к вечернему чаюПовара
17-00 – 17-30Вечерний чайПовара
17 – 30Уборка и свертывание лагеря 
Специальное оборудованиеВсе необходимое для составления гербария (баночки и проч.), фотоаппарат, кинокамера 

Начать подготовку необходимо в нескольких направлениях одновременно.

Первое – определить сроки и направление похода. От организаторов требуется тщательно изучить карту. По возможности изучить район похода, подготовить варианты аварийной эвакуации, взаимодействия со спасательными службами, способы связи. Формируется бюджет похода. Расходы, связанные с транспортом, закупкой продовольствия, медикаментов, определяются постатейно.

Второе – персональный состав групп, необходимо сформулировать условия участия в походе и требования к подготовленности личного состава. Провести предварительные собеседования. Проинструктировать навигаторов о личном снаряжении и требованиях к нему. Назначить командира группы, начальника по продовольствию и начальника по снаряжению экипажа.

Третье направление – подготовка пищевой раскладки группы. Предварительно составляется меню и готовится смета на закупку продовольствия. Сумма затрат входит в бюджет похода. Закупается необходимое количество, а затем производится раскладка продуктов на участников похода, с учетом веса и объема продуктов.

Еще одно важное направление – медицинское оснащение групп. Готовится аптечка группы, которая включает в себя основные медикаменты на случай травмирования участников. Во время подготовки необходимо помнить о том, что поход имеет конкретные цели. В нашем случае это – отработка навыков и знакомство с природой.