Первый и второй год обучения (смешанная группа)
Цель занятия‒ отработка туристических навыков, знакомство с природой.
Задачи:
- Учить подбирать личное снаряжение туриста.
- Отрабатывать методики движения в походе.
- Учить выбирать места для привала, бивака.
- Формировать экологические навыки.
- Закреплять правила поведения в полевых условиях.
Материальное обеспечение: костровой и необходимый инструмент (топор, пила, рукавицы), кухонный набор: котелки, сковороды, ведра, тент).
Задачи на время выхода:
- Проверить готовность личного снаряжения занимающихся;
- Проверить, как подобраны обувь и одежда для выхода;
- Отработать методы построения походного порядка;
- Отработать систему сигналов.
Алгоритм действия:
- Проводим линейку готовности;
- Распаковать рюкзаки и выложить содержимое на тент или пленку. Руководитель сверяет наличие всех позиций по списку и указывает ошибки и недостатки. Укладываем рюкзаки, готовим подвесную систему рюкзаков.
- Отряд отправляется в лес. Время переброски нужно учитывать заранее.
- На месте отрабатываем все учебные вопросы: передвижение, сигналы, подготовка к походу; работаем в группах и в составе отряда.
- Отрабатываем передачу сигналов по цепочке.
- Разбираем основные ошибки и отвечаем на вопросы.
- Возвращаемся на «базу».
Время | Мероприятие | Ответственные |
Воскресенье | Сбор у клуба. Перекличка. Отправление | Руководитель кружка |
10 – 30 | Прибытие на место | |
11 – 00 | Разбивка лагеря | |
11-30 ‒ 12-30 | Повара приступают к приготовлению обеда. В это время повторяются игры с использованием сигналов | |
12-30 – 13-30 | Обед | Повара |
13 – 30 | Уборка | Повара |
13 – 30 16 – 30 | Групповые соревнования по идентификации: новички встречаются на природе в условном месте. Каждый выбирает себе площадку и изучает ее. Надо описать все виды растений и живых существ, которые будут обнаружены на ней. Ребята фотографируют живую природу так, чтобы в дальнейшем идентифицировать ее. Вы комментируете рассказы ребят. Расспросите их о том, что они могли бы сделать, чтобы уберечь природу. Практикум по маскировке. Отработка способов передвижения | Командиры групп |
16 – 30 | Начало подготовки к вечернему чаю | Повара |
17-00 – 17-30 | Вечерний чай | Повара |
17 – 30 | Уборка и свертывание лагеря | |
Специальное оборудование | Все необходимое для составления гербария (баночки и проч.), фотоаппарат, кинокамера |
Начать подготовку необходимо в нескольких направлениях одновременно.
Первое – определить сроки и направление похода. От организаторов требуется тщательно изучить карту. По возможности изучить район похода, подготовить варианты аварийной эвакуации, взаимодействия со спасательными службами, способы связи. Формируется бюджет похода. Расходы, связанные с транспортом, закупкой продовольствия, медикаментов, определяются постатейно.
Второе – персональный состав групп, необходимо сформулировать условия участия в походе и требования к подготовленности личного состава. Провести предварительные собеседования. Проинструктировать навигаторов о личном снаряжении и требованиях к нему. Назначить командира группы, начальника по продовольствию и начальника по снаряжению экипажа.
Третье направление – подготовка пищевой раскладки группы. Предварительно составляется меню и готовится смета на закупку продовольствия. Сумма затрат входит в бюджет похода. Закупается необходимое количество, а затем производится раскладка продуктов на участников похода, с учетом веса и объема продуктов.
Еще одно важное направление – медицинское оснащение групп. Готовится аптечка группы, которая включает в себя основные медикаменты на случай травмирования участников. Во время подготовки необходимо помнить о том, что поход имеет конкретные цели. В нашем случае это – отработка навыков и знакомство с природой.