Подготовка учащихся 11-х классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ (устная часть)


Автор: Юлия Ризвановна Садриева
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Должность: учитель английского языка


Сегодня более 1 миллиарда людей разговаривают на английском языке. Примерно половина из них – это носители языка, для которых это родной язык. Другая половина выбрала его как иностранный.

Мировое общество в отраслях экономики, политики, спорта и науки использует английский. С 20 века он стал считаться языком международного общения. Это один из официальных и рабочих языков ООН и некоторых других крупных мировых организаций. Его используют для международных отношений, проводят переговоры и встречи, используют в документах.

Все, что касается взаимодействий между странами, везде используется английский. Он используется во многих сферах, например, банковской сфере, торговле, транспортной системе и др. Так как английский служит языком международного общения, многие выпускники 11 класса выбирают на ЕГЭ именно его, чтобы связать свою жизнь с лингвистикой или найти работу в международной компании. Специалисты со знанием языка высоко ценятся, их зарплаты на уровень выше.

В настоящее время во всех российских школах изучается британский вариант английского языка. ЕГЭ проверяет уровень сформированности коммуникативной компетенции выпускников. Начиная с 2003 года, единый государственный экзамен проводился в качестве эксперимента, а с 2009 года он стал единой формой государственной аттестации абитуриентов. Сейчас, чтобы поступить в вуз, все чаще нужно сдавать ЕГЭ по английскому языку. Разделы экзамена построены так, что его могут выполнять ученики с разным уровнем подготовки – базовым, повышенным и высоким. Последний уровень рассчитан на выпускников школ с углубленным изучением языка, которые планируют поступить в специализированные вузы. Для абитуриентов российских вузов ключевым фактором, обеспечивающим поступление в выбранное учебное заведение, является высокий балл, полученный после сдачи ЕГЭ.

Конкуренция с каждым днем возрастает, поэтому важно подготовиться к ЕГЭ в школе на максимальные баллы, чтобы обеспечить себе место в вузе.

В 2015 году в ЕГЭ по английскому языку добавили обязательную для выполнения часть – говорение. Это стало проблемой для большинства людей сдающих экзамен, так как говорить на языке – без должной подготовки и практики достаточно сложно. Более того, вам придётся не просто говорить, а сравнивать картинки, описывать их, аргументировать свое мнение.

В данном сборнике мы представляем опыт педагогической деятельности по подготовки к сдаче Единого государственного экзамена по английскому языку, раздел «Говорение».

Формат экзамена

Подготовку к сдаче ЕГЭ по английскому языку я начинаю с ознакомления учащихся с форматом раздела «Говорение».

При внедрении говорения в учебном 2014-2015 году решили пойти по пути компьютеризации, то есть отказались от участия «живого» экзаменатора (в аудитории будет только технический специалист), ученики «общаются» с компьютером, ведётся цифровая запись ответов, которая будет оцениваться экспертами после окончания экзамена.

Устная часть проводится в отдельный день, после нескольких дней перерыва.

Максимальное количество баллов за устную часть 20. За письменную 80 баллов.

Устная часть не является обязательной, но её необходимо будет сдавать тем, кто хочет получить за экзамен более 80 баллов.

Минимальный балл в настоящее время 22, раньше было 20. Порог очень низкий, 99% учащихся его преодолевают.

Устная часть ЕГЭ по английскому языку состоит из следующих заданий:

  1. Задание базового уровня сложности чтение

  2. Задание базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку)

  3. Задание базового уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку)

  4. Задание высокого уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).

Задание 1. Чтение текста

Цель задания – проверить умение понимать содержание прочитанного и правильно оформить фонетическую сторону устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи).

Критерии оценивания очень просты – холистическое оценивание, максимальное количество баллов за задание – 1 балл.

При выполнении задания важно помнить основные принципы чтения вслух:

  • Чтение вслух воспринимается как непрерывный поток. Пробелы между словами остаются на бумаге.

  • В предложении слова группируются в смысловые группы, состоящие из ударных и безударных слов.

  • Ударные слова произносятся через одинаковый промежуток времени.

  • Краткие паузы ставятся между смысловыми группами, а не внутри них.

  • Стандартная интонация в повествовательном предложении понижается постепенно с каждым ударным словом.

При подготовке к выполнению задания 1 необходимо:

  1. Объяснить, что такое смысловые синтагмы и научить размечать текст.

  2. Научить учащихся пользоваться словарями для проверки произношения слов и ударения.

  3. Сравнивать произношение русских и английских звуков на конкретных фразах.

  4. Транскрибировать предложения и размечать интонацию предложений.

  5. Обращать внимание на правила чтения.

  6. Обращать внимание на слова, которые часто путают(country-county, though-thought, since-science).

  7. Не ставить ударение на артикли и предлоги.

  8. Не делать пауз между предлогом и относящимся к нему слову, между артиклем и последующим словом.

  9. Регулярно повторять правила чтения.

  10. Сложные слова необходимо выписывать на доску.

  11. Научить учащихся быстро ориентироваться в тексте: учитель начинает предложение, ученик заканчивает.

  12. Важно читать предложения не по порядку.

  13. Для отработки интонации хорошо использовать «chunks», т.е. деление на интонационно-смысловые группы.

Учебник из УМК «Английский язык в фокусе» насыщен заданиями разного вида. При введении лексики учащимся старших классов предлагается прочитать текст и выполнить упражнение. Например, соотнести заголовок и отрывок из текста. В разделах Acrossthecurriculum, Culturecorner, Goinggreen учащиеся знакомятся с занимательными текстами разной тематики. Данный языковой материал я использую на уроках не только для отработки и закрепления использования лексических единиц, но и в качестве упражнений на так называемую технику чтения. Наличие аудиокурса, аудирование текстов дома облегчает задачу вдвойне. Особое внимание необходимо обратить на следующие действия при выполнения таких заданий на уроках и дома:

  1. Правильно произносить звуки в словах, не допуская искажения смысла слова:

    [θ]-[s]- think – sink

    [w]- [v]-wet-vet

    [ɔ:]- [ɜ:]- walk – work

    [iː]-[ɪ]- heat – hit

  2. Правильно произносить все звуки, особенно [ð], [θ], [w],[ŋ], [ɜː].

  3. Владеть правилами чтения и исключениями из правил.

  4. Не оглушать конечные звонкие согласные: placeplays.

  5. Правильно ставить ударение в многосложных словах: alive energy.

  6. Произносить связующее [r].

После отработки произношения я предлагаю учащимся записать чтение текста на диктофон и проверить себя, используя критерии оценивания этого задания.

1 балл

0 баллов

Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл

Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетические ошибки, искажающие смысл

Задание 2. Условный диалог-расспрос.

Пример задания.

 

Данное задание является заданием базового уровня сложности. В соответствии с коммуникативной ситуацией участнику экзамена предлагается изображение некой рекламы. Здесь могут использоваться различные изображения (города, музеи, достопримечательности, магазины, спортивные центры, места проведения досуга и т.д.) в рамках тематики общения, указанной в кодификаторе. Также могут даваться разные темы для общения, но практически всегда задание будет имитировать диалог-расспрос, в котором экзаменуемый задает прямые вопросы.

 

Что такое прямой вопрос? В прямом вопросе меняется порядок слов в предложении (вспомогательный или модальный глагол всегда ставится перед подлежащим). Для успешного выполнения этого задания необходимо отработать правила построения вопросительного предложения в английском языке и выполнять упражнения на построение вопросов.

Общий вопрос

 

Вспомогательный глагол

Подлежащее

Смысловой глагол в нужной форме

Оставшаяся часть предложения

Do you offer discounts for students?

Do you give a certificate at the end of a programme?

Do you accept credit cards?

Are any excursions included?

Has the flat been renovated recently?

Will the students take a final test?

 

Модальный глагол

Подлежащее

Смысловой глагол в нужной форме

Оставшаяся часть предложения

Can I get an audio tour?

Should I telephone?

May I come later?

Shouldn’t you provide a guarantee?

 

Вспомогательный глагол

Подлежащее

Именная часть сказуемого

Оставшаяся часть предложения

Are the instructors experienced enough?

Is Wi-Fi available?

Is it near the railway station?

Is there an English-speaking guide on the boat?

 

Специальный вопрос

 

Вопросительное слово

Вспомогательный глагол

Подлежащее

Смысловой глагол в нужной форме

Where is the museum situated?

What underground stations are close to the museum?

How much does the ticket cost?

How much did the ticket cost last year?

How long is the course for beginners?

 

Вопросительное слово

Модальный глагол

Подлежащее

Смысловой глагол в нужной форме

Оставшаяся часть предложения

Where can I get an audio tour?

Who should I telephone?

Why must I bring my passport?

 

При этом необходимо помнить, что свою специфику имеет составление вопросов к подлежащему. Вопрос к подлежащему вводится с помощью вопросительных слов who (кто) и what (что). В вопросах к подлежащему сохраняется прямой порядок слов (подлежащее заменяется на вопросительное слово).

Вопрос к подлежащему

 

Вопросительное слово (слова)

Сказуемое

Оставшаяся часть предложения

What teams are playing today?

Who provides the guarantee?

What’s on display?

 

Критерии оценивания этого задания

 

1

0

Вопросы
1–5

Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия

Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче И/ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса И/ИЛИ фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации

Требования к выполнению задания 2

1. Запрос информации в соответствии с коммуникативной установкой

  • знание слов, понимание того, о чем надо спросить

2. Правильная грамматическая форма прямого вопроса

  • тип вопроса;

  • порядок слов в вопросе;

  • форма глагола в нужной видовременной форме и залоге;

3. Языковые средства оформления вопроса

  • разнообразная лексика, соответствующая предлагаемой ситуации;

  • интонация, соответствующая выбранному типу вопроса.

4. Время, отведенное на выполнение задания

  • 1.5 минуты на подготовку

  • 20 секунд, чтобы задать вопрос.

 

Упражнения на подготовку к выполнению задания 2 .

Задание 3. Описание картинки

Это задание является заданием базового уровня. Участнику экзамена предлагается построить монологическое тематическое высказывание с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (одну, выбранную из трёх предложенных, фотографию). Коммуникативная ситуация включается в коммуникативную задачу (почему ты решил показать это фото другу. На подготовку дается 1,5 минуты, на ответ – 2 минуты. При этом ответ должен включать 12–15 фраз. За успешное выполнение этого задания можно получить максимум 7 баллов. В приложении 3 можно ознакомиться подробно с критериями к заданиям 3 и 4.

Описание фото оценивается аналитически по трём критериям:

  • решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла)

  • организация устного высказывания (макс. – 2 балла)

  • языковое оформление высказывания (макс. – 2 балла)

Критерии заданий 3 и 4

Баллы

Решение коммуникативной задачи (содержание)*

Организация высказывания

Языковое оформление

высказывания

3

Коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развёрнуто отражает все аспекты, указанные в задании (12-15 фраз)

  

2

Коммуникативная задача выполнена частично: один аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно), ИЛИ один-два раскрыты неполно

(9-11 фраз)

Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух негрубых фонетических ошибок)

1

Коммуникативная задача выполнена не полностью: два аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно), ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (6-8 фраз)

Высказывание в основном логично
и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная И/ИЛИ заключительная фраза, И/ИЛИ средства логической связи используются недостаточно

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх лексико-грамматических ошибок (из них не более двух грубых) ИЛИ/И не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых)

0

Коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%: три и более аспектов содержания не раскрыты (5 и менее фраз)

Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершенного характера; вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются

Понимание высказывания затруднено из-за многочис­ленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (пять и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок

Баллы

Решение коммуникативной задачи (содержание)*

Организация высказывания

Языковое оформление высказывания

3

Коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развёрнуто отражает все аспекты, указанные в задании (12-15 фраз)

  

2

Коммуникативная задача выполнена частично: один аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно), ИЛИ один-два раскрыты неполно

(9-11 фраз)

Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух негрубых фонетических ошибок)

1

Коммуникативная задача выполнена не полностью: два аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно), ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (6-8 фраз)

Высказывание в основном логично
и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная И/ИЛИ заключительная фраза, И/ИЛИ средства логической связи используются недостаточно

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх лексико-грамматических ошибок (из них не более двух грубых) ИЛИ/И не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых)

0

Коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%: три и более аспектов содержания не раскрыты (5 и менее фраз)

Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершенного характера; вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются

Понимание высказывания затруднено из-за многочис­ленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (пять и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок

*Примечание: При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.

Пример задания.

You will have to start speaking in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes (12–15 sentences). In your talk remember to speak about:

where and when the photo was taken

what/who is in the photo

what is happening

why you keep the photo in your album

why you decided to show the picture to your friend

You have to talk continuously, starting with: «I’ve chosen photo number … «.

 

При подготовке выполнения данного задания необходимо помнить о правилах построения монологического высказывания, следовать следующим полезным советам:

  • Нужно описать только ОДНУ картинку или фотографию;

  • Высказывание начинайте с представления темы;

  • Необязательно подробно описывать фотографию, а вот тема должна быть обязательно озвучена;

  • Придерживайтесь плана при высказывании;

  • Используйте средства логической связи;

  • Строго следуйте плану;

  • Раскрывайте содержание каждого пункта;

  • Аргументируйте свое высказывание;

  • Не давайте избыточную информацию, не уложитесь во времени;

  • Не используйте сложные грамматические структуры;

  • Используйте разнообразную лексику;

  • Выскажите свое мнение о фотографии.

Типичной ошибкой при выполнении задания 3 является описание сразу трех картинок. Я предлагаю учащимся выбрать ту картинку, по которой можно сказать максимум информации. Очень часто участники экзамена испытывают затруднения в начале высказывания, пропускают вступление или заключение. Готовясь к построению монологического высказывания, мы подбираем клише, составляем список связующих слов – linking words, которые пригодятся также при написании письменного высказывания (due to, because of, even though и др.). Обогащает словарный запас использование эмотивной лексики:

This picture inspiresme …

reminds me of my latest trip …

Having said that I want to emphasize…

Подготовку к выполнению задания 3 можно начинать с описания картинок во время уроков, при введении новых лексических единиц, их отработки и закрепления. Причем начинать описывать картинки можно уже начиная с 5 класса. Ниже приведены иллюстрации из УМК «Английский фокусе ‒ 5 класс», модуль 7с, Its fun/Activities. Перед выполнением задания можно дать учащимся ситуацию общения. Например, I magine that while travelling during your holidays you took some photos. Choose one photo to present to your friend. Младшие школьники почти всегда испытывают затруднения и не могут сразу описать фото, поэтому им предлагается ответить на ряд вопросов.

1. Who is in the picture?

2. When did you take the photo?

3. What are the people wearing?

4. What is the weather like in the picture?

5. What is happening?

6. How do people feel?

7. How do they look?

8. What has happened before?

Постепенно учащихся можно готовить уже к спонтанному описанию картинки. Я предлагаю воспользоваться следующими клише при подготовке к построению монологического высказывания.

Пункт плана

Примерные фразы

Beginning

I’ve chosen photo number … (обязательно начинаем с этой фразы!)

Introduction

— As you know, I’ve got a little brother. He is mad about animals. Justl ook.

— As I’ve told you, my family likes travelling. Look at this photo. Isn’t it wonderful?

— You know that I often take photos for my school projects. Have a look at this one.

— As a rule, I take a lot of photos during my holidays.
— Guess what?
I’m going to showyou one of my photos.

Question 1:
— where and when the photo was taken
(пояснение о том, где вы были тогда, с кем, почему)

— I took this photo last winter when I went to the mountains with my family. It was an unforgettable trip!

— Look at this photo. I took it two days ago when I was in the country with my friends. Wehad a wonderful time!

— I took this photo last summer. The weather was very hot at that time and our family decided to go to the seaside.

Question 2:
— what/who is in the photo
(
кого, где, имя, возраст/что).
(In the foreground/background thereis/are)

— In the photo you can see my sister. Her name is Irina and she is a good athlete. Whenever she has free time, she goes to the stadium to exercise.

— You can see some funny children in the playground. There is a simple football gate behind them. The grass is bright green and the trees in the background are green too.

Question 3:
— what is happening
(
внешность, одежда, настроение; погода; кто что делает (Present Continuous); атмосфера (The atmosphere is calm and friendly/relaxing.))

— My twelve-year-old brother looks a bit older than his age. He is sitting on a thick branch of an old tree. I guess he is dreaming or thinking about something for him. He is wearing smart clothes. The atmosphere is calm and relaxing.

Question 4:
— why you keep the photo in your album
(
отношение)

— Do you ask me why I took this photo? Just because I love animals very much. It’s the most popular theme of my pictures.

— My sister is really photogenic and she always asks me to take photos showing her in different situations. That’s why I took this picture.

— My English pen pal asked me to tell him about my family. I’m sure that a picture is worth a thousand words. So I took this photo and sent it to him.

Question 5:
— why you decided to show the picture to your friend
(
фото заинтересовало друга; узнай его мнение)

— I’d to know your opinion about this photo…-

— I knew that you are keen on…/ — You’ve got a good sense of humour so…

— I’d like to upload this photo to my blog, but I’m not sure if it’ll be interesting to my readers! So I decided to show the picture to you and listen to your opinion. Twoheadsarebetterthanone!

— By the way, my English pen pal asked me to tell him about my (что на фото)….. I’m sure that a picture is worth a thousand words. So I’ve decided to show this picture to you and listen to your opinion if it’ll be interesting to him. Two head sare better than one.

Conclusion
(1-2 фразы о вашем отношении к фото)

— In conclusion I want to say that I like this photo very much and it makes me feel happy.

— In my opinion, this photo is really nice and makes you happy.

— The atmosphere of the picture is really exciting/kind/etc.

— I like this photo very much. It’s really beautiful!

— This photo reminds me of the best moments of my life.

— I’ve decided to show this photo to you because it carries pleasant memories.

Упражнения на подготовку к выполнению задания 3.

Задание 4. Сравнение двух фотографий.

Данное задание предполагает монолог – сравнение двух фотографий по предложенному плану. Оно относится к заданиям высокого уровня сложности. Стоит отметить, что данные фотографии демонстрируют два варианта чего-либо (два способа провести свободное время, два способа делать покупки и т.д.). Необходимо выстроить монолог по предложенному плану, используя достаточное количество фраз (12-15), как и в задании 3 устной части ЕГЭ, на подготовку дается 1,5 минуты. Время ответа – 2 минуты. Критерии оценивания задания такие же как и при оценивании задания 3. Участнику экзамена необходимо проанализировать две фотографии, проявить способность к рассуждению, сравнению, нахождению сходства и различия между двумя изображениями.

Пример задания 4.

При подготовке к выполнению этого задания необходимо напомнить учащимся следующие правила:

  • Начинать высказывание с представления темы.

  • Не описывать подробно каждую фотографию, помнить вы должны сравнить фотографии.

  • Постараться найти не менее двух сходств и двух различий.

  • Использовать клише при описании.

  • Аргументировать свое высказывание.

  • Высказать свое мнение.

  • Приводить примеры.

  • В конце высказывания суммировать свое мнение, используя другие слова.

  • Давать развернутую аргументацию, если в пункте есть Why.

  • Избегать давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах.

  • Использовать разговорные формулы и клише.

  • Использовать лексику и грамматику, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.

Клише и фразы, которые можно использовать при подготовке к выполнению задания могут быть следующими:

Краткое описание фотографий

In the first photo there is… who/that …..

The second photo shows … who/that…

Both photos show…

Each picture illustrates how/where…

Both photos show problems which…

The photos deal with different aspects of…

The pictures/photos/photographs are about…

Сходства

Both pictures have a few/a lot of things in common.

The photos are quite similar in many ways.

The pictures are similar because they both show …

Both photos were taken inside/outside.

Both pictures were taken in winter/summer.

Различия

There are some differences between these two photos.

There is a big difference between these two pictures.

The two pictures have more differences than similarities.

Предпочтения

Personally, I think…

In my opinion, … Moreover, …

I’d rather…

I definitely wouldn’t like to… Besides, …

I enjoy… more than… that is why I prefer…

В приложении 4 есть упражнения, которые можно использовать при подготовке к выполнению заданий на сравнение на уроках английского языка, используя УМК «Английский в фокусе».