Практическая работа №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами


Автор: Галина Николаевна Сергушева
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель химии и биологии


Цель работы: ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним.

Ход урока:

1. Изучение техники безопасности при работе в кабинете химии. Кабинет химии – необычный, и требования к работе в нем особенные. Чтобы избежать ошибок и травм, каждый предмет в химической лаборатории нужно использовать строго по назначению и уметь с ним обращаться. Химический эксперимент будет действительно безопасным, поучительным и интересным, если соблюдать меры предосторожности при работе с химической посудой, реактивами, оборудованием. Эти меры предусмотрены правилами техники безопасности. Кабинет химии интересен, но и опасен, если пренебрегать техникой безопасности. Например, в химическом кабинете ни в коем случае нельзя принимать пищу, поскольку многие вещества, которые в нем находятся, ядовиты.

Не приступайте к эксперименту, если точно не знаете порядка и правил проведения опыта. Работать надо, строго соблюдая инструкцию и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.

Подготовьте рабочее место, рационально разместите реактивы, посуду, принадлежности, чтобы не пришлось тянуться через стол, опрокидывая рукавом колбы и пробирки. Не загромождайте стол вещами, которые не потребуются для выполнения эксперимента.

Опыты проводят только в химически чистой посуде.

Все манипуляции нужно проводить над столом.

Чтобы определить запах вещества, необходимо держать сосуд на расстоянии 15-20 см от лица и легкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу.

Разумеется, НИКАКИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОБОВАТЬ НА ВКУС НЕЛЬЗЯ!

Никогда не выливайте излишек реактива обратно в склянку. Пользуйтесь для этого специальным стаканом для отходов. Рассыпанные твердые вещества тоже нельзя собирать обратно в исходный сосуд, тем более руками.

Если вы нечаянно обожглись, порезались, разлили реактив на стол, на руки или на одежду, немедленно обратитесь к учителю или лаборанту.
Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

О технике безопасности в стихах.

Вещества бывают разные:
Едкие и взрывоопасные.
Бывает, что они сами воспламеняются,
А есть такие, которыми отравляются.
Если ты не хочешь получить ожог
Или надышаться ртутными парами,
Эти правила безопасности внимательно прочитай

И в химическом кабинете никогда их не забывай.
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус
Реактивы – не арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалится рука.
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос:
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы

С веществами неизвестными
Не проводи смешивания неуместные:
Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай,
Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай
Если ты работаешь с твердым веществом
Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.
Ты возьми его немножко –
Одну восьмую чайной ложки.
При работе с жидкостью каждый должен знать:
Мерить надо в каплях – ведром не наливать
Если на руку тебе кислота или щелочь попала
Руку быстро промой водой из-под крана
И, чтоб осложнений себе не доставить,
Не забудь учителя в известность поставить.
В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот:
Тонкой струйкой подливая,
Осторожненько мешая,
Лей в водичку кислоту –
Так отвадишь ты беду.
Не вливайте и не высыпайте
В сосуды с чистыми веществами
Остатки от опытов,
Проводимых вами!
Чистота – друг человека,
Не забывай об этом никогда.
Используй чистую посуду
В лаборатории всегда!

2. Строение и обращение с лабораторным штативом.

  1. Изучи строение лабораторного штатива.

  2. Собери штатив для работы и разбери.

  3. Зарисуй строение штатива, отметь его назначение в тетради.

3. Строение спиртовки, приемы работы с ней. Многие химические процессы протекают при нагревании, для этого пользуются нагревательным прибором – спиртовкой. Спиртовка состоит из стеклянного резервуара 1, который заполняют спиртом не более, чем на 2/3 объема. В спирт погружен фитиль 3, изготовленный из хлопчатобумажных нитей. Он удерживается в горлышке резервуара с помощью специальной трубки с диском 2. Зажигают спиртовку только с помощью спичек. Для этой цели нельзя использовать другую горящую спиртовку, так как спирт при этом может разлиться и вспыхнуть. Фитиль необходимо ровно обрезать ножницами, в противном случае он начинает обгорать. Нельзя дуть на пламя, чтобы потушить спиртовку, ее следует закрыть колпачком 4. Он же предохраняет от быстрого испарения спирта.

В строении пламени различают 3 зоны: верхняя несветящаяся, самая горячая; средняя светящаяся, горячая; темная, негорячая. Нагревать надо в верхней части пламени.

1. Изучи строение спиртовки

2. Изучите приемы обращения со спиртовкой. Изучи строение пламени спиртовки, выясни, в какой зоне пламени следует производить нагревание и почему.

4. Нагрейте в пробирке воду, соблюдая приемы работы со спиртовкой.

5. В тетради зарисуйте спиртовку и укажите ее части, отметь назначение спиртовки и правила нагревания.

4. Знакомство и обращение с лабораторным оборудованием и посудой. Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде. Стекло прозрачно, и вы можете наблюдать, что происходит с веществами.

Химические реакции проводят в пробирках, плоскодонных или конических колбах. Если содержимое пробирки нужно нагреть, пользуются специальными держателями. Нагревать можно только колбы, сделанные из специального термостойкого стекла. Такую посуду помечают специальным знаком – матовым прямоугольником.

Для демонстрационного эксперимента часто используют химические стаканы и конические колбы, которые имеют специальную градуировку, позволяющую определить объем находящейся в них жидкости.

Круглодонные колбы нельзя поставить на стол, их закрепляют на металлических стойках – штативах – с помощью лапок. Лапки, а также металлические кольца крепят на металлическом штативе специальными зажимами. В круглодонных колбах удобно проводить химические реакции для получения каких-либо веществ, например, газообразных.

Для того чтобы собирать образующиеся газы, используют колбу с отводом – колбу Вюрца или другой прибор — прибор Кирюшкина.

Если образующиеся газообразные вещества нужно охладить, сконденсировать в жидкость, используют стеклянный холодильник. В его внутренней трубке, охлаждаемой холодной водой, которая течет по внешней трубке или рубашке холодильника в обратном направлении, образующиеся газы превращаются в жидкость.

Конусные воронки служат для переливания жидкостей из одного сосуда в другой, а также применяются в процессе фильтрования – отделения жидкости от твердого вещества.

Для разделения двух несмешивающихся жидкостей, например, бензина и воды, служат делительные воронки. Нижний слой более тяжелой жидкости сливается через нижнюю трубку, снабженную краном, жидкость с меньшей плотностью остается в воронке.

Посуда с толстыми стенками, похожая на глубокую миску, называется кристаллизатором. Благодаря его большой площади поверхности растворитель быстро испаряется из раствора, а растворенное вещество остается на стенках емкости в виде кристаллов. Кристаллизатор нельзя нагревать. Его стенки, кажущиеся прочными, не выдерживают нагревания и трескаются.

При выполнении химического эксперимента часто приходится отмерять необходимый объем жидкости. Для этих целей используют мерную посуду:стаканы, мерные цилиндры.

Помимо стеклянной в школьной химической лаборатории есть фарфоровая посуда. Ступку и пестик используют для измельчения кристаллических веществ. Стеклянная посуда для этого не подходит, так как не выдерживает давления, создаваемого пестиком при растирании.

Фарфоровые чашки с гладкими и блестящими стенками можно нагревать на открытом пламени и использовать для выпаривания растворов

Некоторые химические вещества ядовиты, другие при попадании на кожу разъедают ее, многие легко воспламеняются. Предупреждают об этом специальные знаки на этикетках.

Выпишите правила ТБ в тетрадь, сделайте рисунки химической посуды и подпишите их. Оформите результаты работы.

6

МУЗЕЙ « ПОЛУЖИВЫХ ФИГУР»

Химия – наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности. Приглашаем всех в музей « Полуживых фигур».

Представляем экспонат « жертва взрыва».
( Ученик в порванной одежде, глаз перевязан черной повязкой, лицо в саже, волосы всклокочены.)

Жертва взрыва.

Получил я водород,
К нему прибавил кислород,
А они взорвались сразу,
И остался я без глаза.

Ведущий Ему хотелось волшебства,

В пробирке он поджог два вещества….
Звучит траурная музыка. Взявшись за руки, выходят « жертва щелочи» и « жертва кислоты».

Жертва щелочи.

Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я,
Зная щелочь платья съела,
Вот такое, братцы, дело!

( показывает на « Жертву кислоты».)
Попробовать на вкус решил он кислоту,
Глядь, языка уж нет во рту!
Растаял тот язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.

Ведущий.

Перед тем как с веществами общаться,
Следует узнать, как с ними обращаться.
Последний экспонат – « жертва любопытства».
( входит ученик с поднятыми вверх руками. К рукам приклеены рисунки – руки без пальцев.)

Жертва любопытства ( плача)

Сунул палец я в пробирку,
Вместо пальца – просто дырка.

Ведущий.

Вот беда, игра опасна!

Слезы льешь теперь напрасно!
Чтобы жизнь свою не подвергаешь опасности,
Ты свято соблюдай все правила безопасности!