Проект «Растим патриотов»


Автор: Ольга Яковлевна Овсянникова
Место работы: ОГОБУ «Детский дом № 1»
Должность: воспитатель


Вид проекта: Практико-ориентированный.

Актуальность темы. Проблемный анализ.

Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности.

Воспитание начинается в семье, и как воспитать в человеке чувство гражданина, любви к Отечеству? Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность ‒ это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  • В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед детским домом ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Цели и задачи проекта.

Цель проектав оспитание высоконравственной личности: гражданина, патриота, семьянина.

Задачи:

1. Воспитание школьников через любовь к родному краю.

2. Воспитание гражданского самосознания через ответственность за будущее своей страны.

3. Изучение родословной своей семьи.

Основные концептуальные положения проекта.

Анализ психолого-педагогической литературы помог выделить концептуальные идеи проекта, которые выражаются в:

1) учёте возрастных особенностей школьников (Аплетаев М.Н.),

2) развитии ребёнка в обществе (Козлов Э.П.),

3) воспитании уважения к Родине через познание семейных традиций (О.Е. Жиренко),

4) в формировании понятия нравственности на начальной ступени и преемственности со средним звеном (Козлов Э.П.).

В результате объединения этих идей был определён комплексный подход к решению проблемы, который предполагает формирование системы ценностей патриотического воспитания через главные сферы: духовнo-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственнo-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честностъ, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и сохранение исторической памяти и преемственности поколений); государственнo-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества). Итогом явилось повышение культурного уровня учащихся, активное участие группы в жизни школы, детского дома, города, области.

Использование модели по воспитанию нравственных качеств и патриотизма

у детей начальной ступени образования

Виды работыУчастники
1. Классные часы

«Урок мужества»

«Я гражданин России»

— «Россия – Родина моя»

— «Права и обязанности детей»

Воспитанники, приглашённые гости, работники библиотек, работники правовых организаций, социальные работники детского дома
2. Составление генеалогического древа семьиВоспитанники, воспитатели, социальные работники
3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в горячих точках

— Утренник «Поклонимся Великим тем годам…»

— Брейн-ринг «Ратные страницы истории»

— Урок мужества «Подвиг не уходит в запас»

— Устный журнал «Час мужества пробил на наших часах»

Воспитанники, ветераны боевых действий, труженики тыла
4. Концерты и утренники

— Концерт «Песни, опаленные войной»

— Конкурс патриотической песни «Споём, ровесник, эти песни»

— Концерт «Праздник со слезами на глазах…»

Воспитанники, ветераны боевых действий, труженики тыла
5.Экскурсии

По памятным местам города.

Воспитатели
6. Конкурсы рисунков

Ко Дню вывода Советских войск из Афганистана «Подвигу народа жить в веках»

— «Цветок жизни»

— «Моя Родина ‒ Россия»

— «Рисуют мальчики войну…»

Воспитанники, гости
7. Участие в «Зоне добрых дел»

— Помощь пожилым людям

Воспитанники
8. Участие в спортивных мероприятиях

— Игра «Зарничка»

— Конкурс строя и песни

— Соревнования «Воспитатель и я – спортивная семья»

— Соревнования «Весёлые старты»

Воспитанники, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
9. Участие в выставках художественно- эстетической направленности

— «Красота спасёт мир»

Воспитанники, воспитатели, педагог дополнительного образования
10. Тесное сотрудничество с Краеведческим музеем, Храмом, просветительским центром «Бастак», социальным домом № 2

— Участие в Пасхальном празднике

— Выступление с концертными номерами

— Участие в празднике «День матери», «День России», «День государственного флага»

Воспитанники, воспитатели, работники организаций
11. Встречи с представителями различных профессий

— Утренник «Хлеб – всему голова»

— «Праздник урожая»

— Конкурс-викторина «Ты и дорога»

— Беседа «Твоё здоровье – в твоих руках»

Воспитанники, воспитатели, приглашённые гости, работники библиотек, работники различных организаций
12. Экологическая работа

— Участие в НОУ по экологическим проблемам села

— «День птиц»

— Экологический десант «Чистыми тропинками»

Воспитанники, воспитатели
13. Выпуск газеты для учащихся начальной школы «Всезнайка»Воспитанники

В основу модели я ставлю привлечение детей всей группы к изучению своих истоков. Через разнообразные виды деятельности я формирую нравственные качества, а, следовательно, и привитие любви к родному краю.

Данный проект даёт мне возможность сформировать и развить первоначальные понятия и представления о Родине, о необходимости защищать её от врагов, о подвиге и героизме; пробудить интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, честными и правдивыми, уважительными к друзьям и коллективу.

    1. Этапы реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Разработка модели программы, направленной на воспитание и развитие патриотических чувств учащихся начальных классов.
  • Воспитание защитников Отечества, ответственных и трудоспособных глав семейств и заботливых матерей.
  • Воспитание высоконравственной личности: вежливой, внимательной к другим людям.
  • Подготовка ребят к вступлению во «взрослую» жизнь.

СЦЕНАРИЙ УРОКА «ПАМЯТИ ПАВШИХ» «По страницам военных лет»

Цель : воспитание сознательного отношения к истории своей Родины.

Задачи :

  • вспомнить о ВОв, дать новые знания о войне в Афганистане, в Чечне;
  • показать героизм солдат и офицеров в этих войнах;
  • воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, любви к Родине.

Вед. 1 : Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, погибших при исполнении воинского долга, посвящаем мы наш урок. (звучит Гимн России)

Чтец 1:

С чего начинается память? ‒ с берез?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если ‒ с убийства? А если ‒ со слез?
А если ‒ с воздушной тревоги?

Чтец. 2 :

И в пять, и в пятнадцать, и двадцать пять лет
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране,
Где не помнящих ‒ нет,
Попробуем это представить…

Вед. 1 : Сегодня мы хотим вспомнить о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и тех, кто честно выполнил свой воинский долг перед ней в наше, казалось бы мирное время в Афганистане, Чечне.

Вед. 2 : 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия вместе со своими союзниками напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, ставшая поистине всенародной: на защиту Родины поднялись все, от мала до велика. Юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, приписывали себе лишний год, чтобы скорее оказаться на фронте. На оккупированной территории создавались партизанские отряды, куда вступал каждый, кто мог держать в руках оружие. Даже дети становились грозной силой для врага.

Чтец:

Мяли танки теплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло в след,
Ночью партизанили кусты
И взлетали как щепа мосты,
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И, косматые, как облака,
Врукопашную пошли века.
Шли солдаты бить и перебить,
Как ходили прежде молотить.
Смерть предстала им не в высоте,
А в крестьянской деревенской простоте.
Та, что пригорюнилась, как мать,
Та, которой нам не миновать.
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли,
Шла Урала темная руда,
Шли, гремя, железные стада,
Шел Смоленщины дремучий бор,
Шел глухой, зазубренный топор.
Шли пустые, тусклые поля,
Шла большая Русская земля.

Вед. 1 : Вечный огонь! Твоему пламени не осушить горьких вдовьих и материнских слез, пролитых долгими бессонными ночами над «похоронками»; слез сирот, у которых война отняла детство, и заставило рано повзрослеть; слез миллионов заживо сожженных в печах крематориев. Их скорбные глаза, отражаясь в Священном пламени, словно требуют от нас ответа за совершаемое сейчас в мире зло. В траурных звуках музыки, напоминающих живым о том, какой ценой была завоевана Победа, слышатся доносящиеся до нас сквозь время их голоса.

Вед. 2 : 9-го мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застынут в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!

Чтецы:

У могилы святой
встань на колени,
Здесь лежит человек
твоего поколенья.

Ни Крестов, ни цветов, не полощутся флаги.

Серебрится кусок алюминиевой фляги, и подсумок пустой, и осколок гранаты — неразлучны они даже с мертвым солдатом.

Ты подумай о нем, Молодом и веселом. В сорок первом
окончил он среднюю школу.
У него на груди под рубахой хранится
фотокарточка той, что жила за Царицей.
…У могилы святой Встань на колени. Здесь лежит человек
твоего поколенья.
Он живым завещал Город выстроить снова Здесь, где он защищал Наше дело и слово.

Пусть гранит сохранит прямоту человека, а стекло — чистоту сына трудного века.

Ведущий 1. Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорили о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела более 68 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что были и другие войны.

Ведущий 2. Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

Ведущий 1 : Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Многие называли Афганистан «школой мужества».

Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года. Нашим войскам предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Но это была война, жестокая война.

Потери СССР

После окончания войны в СССР были опубликованы цифры погибших советских солдат с разбивкой по годам:

1979 год86 человек
1980 год1484 человека
1981 год1298 человек
1982 год1948 человек
1983 год1446 человек
1984 год2343 человек
1985 год1868 человек
1986 год1333 человека
1987 год1215 человек
1988 год759 человек
1989 год53 человека

Итого — 13 833 человека.

Ведущий 1. Сегодня на нашем вечере присутствуют воины-интернационалисты. Все они прошли Афганистан. В разное время, в разных званиях, на разных должностях. Они были совсем разные, до того, как служили в Афганистане. Но что-то теперь незримое их объединяет так, как не могут соединить даже самые родственные узы. И когда они вернулись, они ‒ почти все, вели себя одинаково. Вспоминали, горевали, сожалели, плакали, скучали, думали.

Катя:

У сержанта бывшего с Афгана,
Сына два ‒ курносых мальчугана.

Телевизор день и ночь глядят. Смотрят без разбору все подряд. Увидав разбитый город, Грозный Старший сын спросил вполне серьёзно:

Папа, если кончится Чечня, На какой войне убьют меня? Родину не вымерять шагами, Не купить её, нельзя продать. Родина навеки в сердце с нами, Родина всем нам ‒ родная мать. Трудности военных лихолетий, Познавали деды и отцы. Жертвовали жизнью, чтобы дети, Никогда не ведали войны. Жаркими дорогами Афгана Парни уходили смело в бой.

И незаживающую рану ‒ Родину всегда несли с собой. А сейчас любую глянь газету: Там могилы рушат, звезды жгут. Долг и Честь ‒ на звонкую монету И про «демократию» орут.

Ведущий 2:

Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы ‒ настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон!

Простите мальчики, за то, что с Родиной вас разлучили.
Простите мальчики, за то, что убивать вас научили.
За град смертельного свинца в вас, узников Афганистана.
За обожжённые сердца пилотов «чёрного тюльпана».
За то, что не вернуть назад, за вашу кровь, за ваши раны,
За то, что носите в глазах кромешный ад Афганистана.
Простите мальчики…

(на фоне музыки «Журавли» идут фотографий наших солдат, не вернувшихся с войны)

Ведущий 2: Все наши павшие земляки за мужество, героизм, проявленные при выполнении воинского долга на Северном Кавказе были награждены Орденом Мужества ‒ посмертно. Издавна на Руси было принято зажигать свечу в память об умерших. Так пусть же и сегодня горят свечи о погибших.

Есть истории огромный камень, Мы на нем напишем имена. Золотом их тиснем, чтоб веками Помнила и чтила их страна. Всех, кто умер за свою Отчизну, За ее величье и расцвет. Всех, кто отдал дорогие жизни, Чтобы ярче лился счастья свет.

Ведущий 2 : Предлагаю почтить память минутой молчания.

«Россия ‒ Родина моя»

Цель ‒ воспитание любви к своей Родине.

Задачи:

1. Обогатить знания детей по истории нашей Родины.
2. Развивать коммуникативные качества.
3. Воспитывать уважение к старшему поколению, учить ценить прошлое.

Ход занятия

1. Вступительное слово Воспитатель:

Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей России. Она интересна и многогранна. Вы готовы к путешествию «Дорогами добра»?

Итак, мы открываем заседание нашего клуба, на котором мы поговорим о том, за что надо любить и беречь свою Родину. А Родина для каждого из нас начинается с детства. (Песня «С чего начинается Родина».)

Великую землю,
Любимую землю, Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

2. «История страны и ее символы»

— Откуда появилось такое название – «Россия»?(высказывания детей)

— В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло это ложе реки, по которому она течет меж берегов..

Русь страна рек и озер. Русь светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, Россией.

1-й чтец: За ясные зори, умытые росами, За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия… Россия… Раздолье… Равнины…
Березы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

Воспитатель:

— Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети (хором). Все мы – россияне!

Воспитатель:

Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.

Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

Гимн это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. (Звучит гимн, слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова. Детислушают и поют гимн стоя).

Россия — необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн км 2 . Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

2-й чтец:

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля
Это русское раздолье,
Это русская земля.

3-й чтец:
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга
Это русские картины,
Это Родина моя.

3-й чтец:
Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья — Это русская сторонка, Это Родина моя.

3. «Столица России»

Воспитатель:

В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по стороны Москвы-реки и за Неглинкою, и возлюбил сёла оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град». 1 – й чтец:

Нет тебе на свете равных, Стародавняя Москва! Блеском дней, вовеки славных, Будешь ты всегда жива! 2-й чтец:

Расширяясь, возрастая, Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая, На своих семи холмах…

Воспитатель:

Дети, какие вы знаете пословицы о Родине? Давайте проведём аукцион пословиц.

С родной земли умри не сходи.

Своя земля и в горести мила.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Всякому мила своя сторона.

Дома и стены помогают.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На родной сторонке и камешек знаком.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона мать, чужая мачеха.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина мать, умей за неё постоять.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Родина краше солнца, дороже золота.

За край родной иди бесстрашно в бой.

3-й чтец:

Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют. Воспитатель:

Самое прекрасное на свете Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живёт, любит свой народ. 1-й чтец:

Берегите Россию

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой, 2-й чтец: Это небо и солнце, Это хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе. 3-й чтец: Берегите Россию — Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть!

ЗАНЯТИЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРОШЛОЕ»

Цель расширить представления детей о военных событиях и подвигах народа, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи :

1. Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом.

2. Учить детей выразительно читать стихи; способствовать возникновению доброго отношения к героям произведения, и самим рассказывать о военных событиях. Учить определяться в выборе роли в соответствии с полом.

3. Воспитывать уважение к солдату, желание быть на него похожим. Воспитывать патриотические чувства.

Материал : Фильм, музыка, атрибуты игры (бинты, бутылочки, повязки, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, коробочки, машины).

Ход работы:

В начале выступление ребенка со стихотворением.

На пилотках советских
Красная звезда.
Родина Советская
Армией горда.
Армию Советскую
Любят все у нас.
О Советской Армии
Будет наш рассказ.

‒ Вот сегодня мы возвратимся с вами в прошлое. Война! это слово с быстротой молнии облетело всю нашу необъятную Родину. 22 июня 41-го года началась война. Люди, пережившие войну, никогда не забудут эту дату.

Помните!
Через года, через века!
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда-
Помните!
Не плачьте!
В горле сдерживайте стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

«Навек запомни!» М. Исаковский.

«Все для фронта, все для победы» под таким девизом жили и трудились миллионы советских людей. Трудились во имя победы их матери, жены, сестры, сыновья, заменившие у заводских станков и на колхозном поле ушедших на фронт мужчин. Даже мальчики помогали нашим войнам. (Стихотворение «Рассказ танкиста»А. Твардовского.)

Велика сила у советского солдата. А храбрости и умения еще больше. Вот вы сейчас, ребята, и покажете свои умения.

Задание.

— Перед вами разные виды машин и материал. Вам необходимо на бумаге соорудить и разместить на поле военную технику. (Задание выполняют мальчики) .

  • А какое задание могли бы выполнить девочки?
  • Да, вы выбрали машины скорой помощи. Сейчас вы будете медицинскими сестрами. (Девочки перевязывают кукол).
  • Молодцы, ребята! С заданием вы справились, показали свои знания, умения.

— Да, много друзей у нашей Родины в разных странах! Послушаем сейчас об этом стихотворение «Советский солдат» М.Погореловского.

— Но на войне воевали не только мужчины, но и женщины. Посмотрите фильм о женщинах, как они сражались. (Просмотр фильма.)

Вот еще один пример, стихотворение Ирины Таубиной «Стихи об одной женщине».

— Наш район, где мы с вами живем, назван в честь героя Советского Союза. Кто знает, чье имя носит наш район?

— Да, М.М. Стяжкина. Он, как и его родители, работал на мясокомбинате, а потом ушел на фронт, совершил подвиг, и в честь него назвали наш район. Кто хочет рассказать о его подвиге? (Рассказы детей) .

  • Погиб он в городе Бресте, похоронен в братской могиле.
  • Наш народ победил! Но труден и долог этот путь. Послушаем стихотворениеВиктора Соломатова «Сестренка».

— А теперь послушаем стихотворение Игебаева «День Победы».

— Наша встреча посвященная памяти павших, подошла к концу. (Звучит музыка военных лет.)

КЛАССНЫЙ ЧАС «С ДНЁМ ПОБЕДЫ»

Цель воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Задачи :

Обучающая:

Сформировать представление о празднике 9 мая, сформировать понятие о празднике «День Победы», расширить представления детей о Великой Отечественной войне, объяснить детям через какие страдания и беды прошел наш народ, чтоб победить в этой страшной войне; учить выразительному чтению стихотворений.

Развивающая:

Развитие мелкой моторики мышц руки, коммуникативных навыков, двигательной и речевой активности.

Воспитывающая:

Воспитывать глубокое уважительное отношение к героическому подвигу защитников отечества, благодарность участникам Великой Отечественной войны, уважительное отношение к отечественной истории средствами музыки и стихов.

Коррекционная:

Активизировать мыслительную деятельность детей. Корригировать внимание, аналитико-синтетическое мышление. Коррекция нарушения координации в пространстве посредством танца «Росиночка-Россия».

Оборудование:

  • плакат с изображением темы мероприятия «С Днем Победы»; плакат на военную тематику фабричного производства; плакат с изображением салюта (коллективная работа уч-ся 1 класса);
  • боевой листок (коллективная работа уч-ся 1 класса); собака, нарисованная на твердом картоне, пограничный столб, плащ для пограничника, бинокль, автомат игрушечный, пилотки, медаль, воздушные шары, магнитофон, фонограммы песен военных лет, фонограмма с голосом Левитана, живые цветы, разрезные открытки, для проведения задания на первом этапе мероприятия, конверты с заданиями для проведения аттракционов, три дощечки, кегли с мячиком.

– Ребята, вы сейчас слушали песню в исполнении знаменитого народного хора города Харабали. Вам понравилась песня?

(Да )

– А о чем эта песня?

(о Победе )

– Совершенно верно. Дети! Сегодня мы собрались вместе, чтобы со всеми русскими людьми отметить великий праздник «День Победы». Сегодня мы отмечаем 68-летие Победы.

На этом занятии вы узнаете о том, что означает праздник «День Победы», о Великой Отечественной войне; о том, через какие страдания и беды прошел наш народ, чтобы победить в этой страшной войне.

– Как мы с вами уже знаем, что любой праздник отмечается в определенный день. В какой же день празднуют День Победы? Вы сможете узнать, если соберете осколочные картинки, разложенные перед вами.

(Дети собирают открытки с надписью «9 мая» )

– А теперь прочитайте, что написано?

(9 мая)

– Итак, какого же числа мы отмечаем победу в Великой Отечественной войне?

(9мая)

– Каждую весну 9 мая, начиная с 1945 года, наш народ, все человечество отмечает светлый праздник День Победы. Почему же День Победы стал, пожалуй, самым великим праздником страны? Чтобы знать ответ на этот вопрос, нужно знать историю. Итак, приготовьтесь слушать.

– 65 лет тому назад, на немецкой земле родился фашистский зверь, который принес неисчислимые страдания народам. 22 июня 1941 года на нашу Родину напал злой и сильный враг фашистская Германия. (звучит голос Левитана)

– По радио звучал голос Левитана, который объявил о начале войны и призывал всех встать на защиту нашей Родины. На защиту своего отечества встал весь народ нашей страны.

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертельный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжелых испытаний советские войны верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом. (звучат звуки стрельбы)

Шел солдат по родной земле. За ним была страна – самая огромная и великая. С ним был народ – самый сильный. Трудным и долгим был этот путь. Шли жестокие бои. Шли на врага танкисты!

Все:

(За Родину!)

(Шли в бой пехота и артиллерия!)

Все:

(За Родину)

(Уходили в бой корабли, взлетали в небо самолеты.)

Все:

(За Родину!)

Храбро сражались наши воины на фронтах Великой Отечественной. Посмотрите сценку «Мы – военные». С. Михалкова. Она показывает, как воевали наши защитники.

Телефонистка с телефоном.

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз, Почти совсем не слышно вас. Мы с боем заняли село. А как в у вас, алло, алло.

Моряк (смотрит в бинокль).

На горизонте самолёт. По курсу полный ход, вперёд! Готовься к бою, экипаж, Отставить, истребитель наш.

Автоматчик

Вот я забрался на чердак. Быть может здесь таится враг. За домом очищаем дом. Врага повсюду мы найдём.

Рядовой (в пилотке с орденом)

Я пехотинец молодой. С фашистом дрался под Москвой. Не раз в разведку я ходил. Меня полковник наградил.

Лётчик (с картой).

Пехота здесь, а танки тут. Лететь осталось семь минут. Понятен боевой приказ. Всё противник не уйдёт от нас.

– На морях, реках, на суше и в небе, в лесах и болотах шли ожесточённые бои. Послушайте песню о смелых и бесстрашных пограничниках. (Звучит песня «Пограничник» в исполнении 1 класса.)

– Наш народ перенёс страшную и тяжёлую войну и вышел победителем. На борьбу с врагом поднялся весь народ, от мала до велика… В тылу трудились женщины и дети: выпускали

снаряды, шили одежду, лечили раненых, «всё для фронта» – звучал лозунг военных лет!

Шла война народная. Рядом с генералами сражались солдаты, рядом со взрослыми – подростки и дети.

В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжёлые для страны времена они в свои 10-14 лет уже познали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они наряду со взрослыми претерпевали холод, нужду и голод.

– Следующая сценка, которую мы представим вашему вниманию, поможет вам, ребята, понять какой страшный голод пережили люди в годы войны.

– Ребята, у нас сегодня в гостях Ряузова Галина Андреевна. В те страшные военные годы она была маленькой девочкой, ей было 6 лет. Она, как никто другой, может поведать о тех трудных годах, которые пришлись на её детство. (Рассказ Галины Андреевны.)

–Дети, вы можете задавать вопросы Галине Андреевне. (Где вы встретили День Победы?

Что вы чувствовали, когда услышали «Победа!».)

Галина Андреевна: (Я вам желаю, дети, любите свою Родину, дружите, растите достойными людьми.)

– Уважаемая, Галина Андреевна, мы благодарим вас за содержательный рассказ. Позвольте Вас от всей души поздравить с наступающим праздником Победы и пожелать Вам крепкого здоровья и чтобы Вас окружали мир и любовь.

– Итак, ребята, какой же мы сделаем вывод, как жилось детям во время войны? (дети рано взрослели, помогали взрослым в тылу, не жаловались, претерпевали страшныйголод.)

– Вот какой ценой, зачастую ценой своей жизни, доставалась эта победа. Только сильные, умелые, ловкие войны смогли победить в этой войне. А вот мне интересно, какое мы растим поколение, смогут ли наши ребята нас защитить в старости? Я предлагаю провести аттракцион.

Аттракционы.

  1. «кто самый меткий стрелок?» Нужно сбить кеглю шаром.
  2. «перетяни канат» Кто сильнее из ребят? Ну, берёмся за канат! Тот, кто перетянет, Самым сильным станет.
  3. «три конверт.» Это донесения, которые надо доставить в штаб. Игра называется«Пройди по болоту и доставь донесения». Трое детей, переставляя дощечки, продвигаются вперёд. Приносят конверты Галине Андреевне, предлагают вскрыть донесения.

– Молодцы, ребята, справились. Сейчас Дима С. прочитает загадки:

Первый конверт

Ползёт черепаха, стальная рубаха,
Враг в овраге, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха
Что это за черепаха.

(танк )
Словно небывалые чудесные цветы,
Прилетели зонтики с небесной высоты,

(парашютисты )

Железная рыба плывёт под водой,
Врагу угрожает огнём и бедой.
Железная рыба ныряет до дна.
Родные моря охраняет она.

(Подводная лодка )
Второй конверт.

Нужно разгадать пословицы и поговорки, которые воины сложили на войне.

1 класс.

Расставьте числа в порядке возрастания, и вы сможете прочитать пословицу.

боецУмелыймолодецвезде
2143

(Умелый боец везде молодец)

2 класс

Подобрать пословицы, как пазлы и прочитать.

Хорош в строю – воевать храбро и умело.

Солдатское дело – силён в бою.

(Хорош в строю – силён в бою. Солдатское дело – воевать храбро и умело.)

3 класс.

Прочитайте только русские буквы.

 

q

w

p

y

c

1

j

n

k

ий

r

q

g

сол

n

w

датнезнае
т

n

пре

r

w

r

y

u

i

рад

 

(Русский солдат не знает преград )

То же (красна девушка косами, а солдат орденами.)

– Что означает пословица «солдатское дело – воевать храбро и умело»?

(то есть нельзя трусить, бояться, отступать, а так же нужно уметь пользоваться умело соружием .)

Третий конверт. Итог занятия.

– Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы )

– В какой войне наша страна одержала победу? (в Великой Отечественной войне )

– Какие страдания, испытания выпали на долю наших соотечественников? (голод, холод, нужда, страх за своих родных и близких )

– Сколько длилась Великая Отечественная война? (4 год а)

– Как прошло детство детей войны? (дети войны рано взрослели, помогали взрослым, чем могли, не жаловались; терпелистрашный голод, многие дети погибли от голода, многих замучили до смерти враги .)

– Чем отличается ваше счастливое детство от детства детей войны? (мы живём в мирное время, можем спокойно посещать школу, каждый день видим своихродителей. Это великое счастье .)

– Фашистские орды разрушили на нашей земле 1710 городов, превратили в пепелище 70.000 сёл и деревень, оставили без крова более 25 миллионов человек. Но наш народ верил в победу, сражался с ненавистным врагом и разгромил его. Люди стали отстраивать города и сёла. Сделали их ещё краше. 11 городов нашей Родины стали городами-героями. У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок памяти. Его приносят люди, в памяти которых навсегда останутся имена павших героев. Я предлагаю почтить павших героев минутой молчания.

– 9 мая вся страна будет скорбно молчать 60 секунд. Благодаря героизму нашего народа, его беззаветной вере в скорую победу над ненавистным врагом, майским утром 1945 года Великая Отечественная война закончилась. (звучит песня «День Победы »).

– Над поверженной фашистской столицей реяло красное знамя Великой Победы. В этот день, 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции врага. (звучит голос Левитана, провозгласивший о Великой Победе .Учениквносит глобус.)

– Посмотрите, какой маленький земной шар, и на нём всем есть место: и людям, и животным, и воде, и рыбам, и лесам, и полям. Нам надо беречь эту хрупкую планету, она – наш дом. А для этого нужно всем людям на Земле жить в мире.

– 68 лет назад наши деды отстояли мир на Земле. Наш народ знает цену миру и мирной жизни. Чтобы взрослые и дети жили счастливо на свете, что нужно? (мир на Земле ).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск. гос. пед. ун-т – Омск, 1993.
  2. Великородная В.А.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию : 5–11-е классы / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. – М., 2006.
  3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России : проблемы становления и развития : пособие для самообразования. –М., 2001.
  4. Гражданское образование в современной школе : опыт реализации межпредметной модели : пособие для педагогов и работников образования. – Калуга, 2001.
  5. Жиренко О.Е. Я – гражданин России! – М., 2008.
  1. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. – Ростов, 2005.
  2. Социальная политика и мир детства в современной России. — М., 2009.
  3. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» А.А. Кирилловых. — М., 2010.
  4. УМК «Я – гражданин России» / Е.Е. Вяземский [и др.]. – М., 2009.
  5. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста : учебное пособие. — СПб., 2005.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 + 4 =