Проект в подготовительной к школе группе «Первый снег»


Автор: Светлана Викторовна Борисенко
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: воспитатель


Срок проведения 11.11 по 26.11.

Паспорт проекта:

Тип проекта: исследовательски-творческий.

Вид проекта: групповой

Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.

Сроки: краткосрочный

Продукт проекта: альбом «Такие разные снежинки», фотоальбом «Наш опыты».

Актуальность:

Все дети просто в восторге от первого снега. Они радуются: значит, скоро наступит зима, а это значит, что впереди новогодние праздники и масса зимних развлечений.

Но детки не задумывались, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это своими глазами, рассмотреть, пощупать. Поддерживая стремление детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда он берется, почему снег согревает землю. Проект «Первый снег…» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, работать во взаимодействии с товарищами.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое место занимает опытническая деятельность. Опытническая деятельность позволяет ребенку создавать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях. Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Цель – способствовать развитию любознательности, интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности с первым снегом, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни.

Задачи:

— Закрепить знания, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый, обогатить речь детей описательными прилагательными).

— Узнать, когда и откуда падает снег.

— Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращаются в воду; если воду покрасить, то она станет цветной; на морозе вода замерзает и превращается в цветной лед.

— Определить чистоту снега и талой воды.

— Рассмотреть форму снежинок (сравнить одинаковые ли они).

— Познакомиться со снежными играми.

— Познакомиться со стихотворными и музыкальными произведениями о снеге.

— Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, прозрачный, бесцветный; Привлекать родителей к совместной деятельности.

— Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

— Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

Предполагаемый результат: 

— Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о снеге.

— Развить познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность.

— Уметь применять навыки познавательно-исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни. Быть аккуратными при играх со снегом и льдом.

— Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

— Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Реализация

Проект проходит в 3 этапа:

1 этап: подготовка к проекту:

2 этап: реализация проекта:

3 этап: заключение:

Этапы проекта:

1. Подготовка к проекту:

— Обсуждение цели, задачи с детьми, родителями.

— Создание условий для реализации проекта

— Обогащение развивающей среды.

— Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.

— Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования) .

— Вовлечь родителей в проектную деятельность.

— Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы, – снегом, льдом и водой.

— Подбор подвижных и речевых игр.

2. Реализация проекта:

Что проведено:

Понедельник

— Наблюдение на прогулке за падающим снегом. Уточнять и расширять представление о снеге. Развивать интерес к явлениям неживой природы.

— Рассматривание снежинок с использованием лупы). Обогащение знаний дошкольников о разнообразии форм снежинок. 

— Начало эксперимента «Цветные льдинки». Гипотеза: Получатся ли цветные льдинки из первого снега. Набрать снег в стаканчики и занести в группу. Поддерживать познавательный интерес, формировать элементарные навыки экспериментирования, учить делать выводы.

— Рисование «Как падает снег». Закрепить у детей умение рисовать пейзажи, используя различные художественные материалы.

Вторник

— Наблюдение на прогулке «Чьи следы на снегу». Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу, активизировать словарь по теме: отпечаток, следопыт, след.

— Знакомство с приметами. Коли снег ляжет на сырую землю и больше не растает, жди раннего и дружного цветения подснежников по весне. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

— П. игра «По снежочку». Продолжать развивать ловкость, быстроту реакции. Закрепить умение действовать согласно правилам.

— чтение сказки «Два Мороза» – познакомить с русской народной сказкой, развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

— Физминутка «Валенки».

— сюжетно-ролевая игра «Кукла Таня идёт на прогулку» – закреплять знания детей о последовательности одевания на прогулку».

— Продолжение эксперимента «Цветные льдинки». Окрашивание воды (талого снега).

Среда

Рассматривание иллюстраций с опытами: «Лед и вода» – Развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к природе.

— Формирование основ безопасности: Беседа «Гололед»

Знать правила безопасности в зимнее время – в гололед;

уметь по картинкам определять опасную ситуацию;

описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

— Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Карнауховой. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности.

— П. игры «Мороз – Красный нос», «Полет снежинки».

Развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.

— Продолжение эксперимента «Цветные льдинки». Вынести на участок окрашенную талую воду.

— Расчистка дорожек от снега на участке.

— Слушание «Вальс снежинок». Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

— Рисование «Такие разные снежинки». Знакомить с нетрадиционной техникой рисования манной крупой по клею.

Четверг

— Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде» – прививать навыки заботы о своём здоровье.

— Опыт «Скрип снега». Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.

При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градусов. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.

— П. игры «Мы мороза не боимся», игра-эстафета «Кто самый ловкий?». Развитие спортивного интереса.

— Печатание на снегу. Закрепление представлений у детей о том, что снег легко уплотняется. Развитие творческих способностей.

— Чтение «Приключение снежинки». Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. 

— Завершение эксперимента «Цветные льдинки». (наша гипотеза подтвердилась). Развешивание льдинок на участке.

Пятница

— Беседа «Можно ли есть снег?».  Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег нельзя есть, он грязный).

— Отгадывание загадок (снег, снежинка, лед…). Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки.

— Оформление альбома «такие разные снежинки».

— Опыт «Замерзает ли земля под снегом?» Загадываем загадку про снег.

Белое покрывало,

С неба упало,

Всю зиму лежало,

Землю укрывало,

Весной солнце припекло,

В реку ручейком стекло.

Обращаем внимание на строчки про одеяло, землю укрывало. Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных. Докажем это на опыте. Возьмем две банки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. Через некоторое время сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой.

Вывод: Снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, надо их окучивать.

— Народная игра «Метелица» – развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях и перемещениях.

3. Заключительный этап

— Заучивание стихотворения «Снежинка» К.Д. Бальмонта. Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, научить выразительно читать перед слушателями.

— Малоподвижные игры: «Снежки-пушинки» – развивать ориентировку в пространстве.

— Рисование «Дети гуляют зимой на участке» – развивать умение рисования карандашами.

— Просмотр презентации «Первый снег».

— Рассматривание продуктов проекта (совместно с родителями): альбом «Такие разные снежинки», фотоальбом «Наш опыты».

Вывод:

В результате реализации проекта у детей появится определённый запас знаний о снеге, и что самое главное, знания эти будут получены в ходе непосредственного участия самого ребенка.

Проект способствовал укреплению здоровья детей, совершенствованию двигательной активности детей.

Реализация этого проекта принесла не только знания, но и массу положительных эмоций воспитанникам!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 14 =