Проектная деятельность в реализации внеурочных занятий


Автор: Галина Николаевна Сергушева
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель химии и биологии


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект — наиболее         перспективная    форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, проектная деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».слайд

Проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью и необходимо обучать детей.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика — учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.слайд

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

 Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.слайд

Первый компонент— работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент— работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта).   Основные виды творческих работ — это поделки и мероприятия.

Основные этапы внеурочной проектной деятельности слайд

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4.Реализация проектов.

5. Презентация.

Программа кружка , по которой я работала, называется « ……..». Программа имеет интегрированный характер. расширяет знания , полученные детьми при изучении нескольких курсов окружающего мира, искусства, технологии и т.д.

Целью этой программы являлось создать условия для пробуждения в детях интереса к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к познанию, к исследованию. При реализации её содержания предусматривалось создание ряда проектов. За год каждый ребенок (индивидуально или в группе) сделал 4 проекта по темам: «Мой школьный дворик», «Памятка путешественника»,«Изобретения вокруг нас», «Знаете ли вы?», «Чудо — всюду». «Чудеса родного края».   В совместной деятельности мы прошли все этапы проекта.

 Работа над темой начиналась с ее выбора. Так как тема выбиралась одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей.

 При сборе сведений,  дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали их и готовились т к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга,  фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершался сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.

   После завершения сбора информации, детям предлагалась принять участие в реализации проектов. При этом учитель должен познакомить их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты .  На этапе реализация проектов дети готовили выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Поэтому после завершения всей работы детям дана была возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

По результатам работы были составлены информационные проекты- энциклопедии и карточки путешественника ,   рисунки, коллажи, макеты. слайд

На занятиях широко использовались компьютерные технологии, которые помогают модернизировать занятие, сделать его более интересным и насыщенным.

В результате работы учащиеся должны научиться:слайд

— видеть проблемы;

— ставить вопросы;

— выдвигать гипотезы;

— давать определения понятиям;

— классифицировать;

— наблюдать;

— проводить эксперименты;

— делать умозаключения и выводы;

— структурировать материал;

— готовить тексты собственных докладов;

— объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Сформированные действия.слайд

В ходе решения системы проектных задач у школьников могу быть сформированы следующие способности:

— рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

— целеполагать (ставить и удерживать цели)

— планировать (составлять план своей деятельности);

— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.

Основная задача данного образовательного проекта состояла в том, чтобы доказать как внеурочная работа по предмету развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса.

В результате можно увидеть, как усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, внеурочная работа обеспечивают полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.