Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, проектная деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».слайд
Проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью и необходимо обучать детей.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика — учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.слайд
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.слайд
Первый компонент— работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент— работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта). Основные виды творческих работ — это поделки и мероприятия.
Основные этапы внеурочной проектной деятельности слайд
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
Программа кружка , по которой я работала, называется « ……..». Программа имеет интегрированный характер. расширяет знания , полученные детьми при изучении нескольких курсов окружающего мира, искусства, технологии и т.д.
Целью этой программы являлось создать условия для пробуждения в детях интереса к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к познанию, к исследованию. При реализации её содержания предусматривалось создание ряда проектов. За год каждый ребенок (индивидуально или в группе) сделал 4 проекта по темам: «Мой школьный дворик», «Памятка путешественника»,«Изобретения вокруг нас», «Знаете ли вы?», «Чудо — всюду». «Чудеса родного края». В совместной деятельности мы прошли все этапы проекта.
Работа над темой начиналась с ее выбора. Так как тема выбиралась одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей.
При сборе сведений, дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали их и готовились т к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга, фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершался сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.
После завершения сбора информации, детям предлагалась принять участие в реализации проектов. При этом учитель должен познакомить их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты . На этапе реализация проектов дети готовили выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Поэтому после завершения всей работы детям дана была возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
По результатам работы были составлены информационные проекты- энциклопедии и карточки путешественника , рисунки, коллажи, макеты. слайд
На занятиях широко использовались компьютерные технологии, которые помогают модернизировать занятие, сделать его более интересным и насыщенным.
В результате работы учащиеся должны научиться:слайд
— видеть проблемы;
— ставить вопросы;
— выдвигать гипотезы;
— давать определения понятиям;
— классифицировать;
— наблюдать;
— проводить эксперименты;
— делать умозаключения и выводы;
— структурировать материал;
— готовить тексты собственных докладов;
— объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Сформированные действия.слайд
В ходе решения системы проектных задач у школьников могу быть сформированы следующие способности:
— рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
— целеполагать (ставить и удерживать цели)
— планировать (составлять план своей деятельности);
— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.
Основная задача данного образовательного проекта состояла в том, чтобы доказать как внеурочная работа по предмету развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса.
В результате можно увидеть, как усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, внеурочная работа обеспечивают полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.