Программа элективного курса для 9 класса «Помнить и не допустить»


Автор: Елена Александровна Набокова
Место работы: МБОУ СОО "Школа №2 г. Облучье"
Должность: учитель истории


Пояснительная записка

Данный курс посвящён трагедии XX века – Холокосту. Холокост- этим словом принято называть преследование и массовое уничтожение еврейского населения Европы немецкими нацистами и их пособниками в 1933-1945 гг.

В современном мире немало примеров острых национальных конфликтов, постоянных попыток возродить теорию расового превосходства и национальный террор. Вот почему, привлекая молодёжь к изучению истории Холокоста, важно сохранить в памяти новых поколений потребность к осмыслению его уроков, чтобы больше никогда не повторились ужасы лагерей массового уничтожения.

Цель данного курса: формирование культуры памяти и исторического мышления обучающихся на примере уроков Холокоста.

Задачи курса:

  • рассказать о политике, проводимой нацистской Германией по отношению к еврейскому народу;
  • показать на примерах, что не всеми была одобрена данная политика;
  • познакомить с именами людей, которые ценой своей жизни спасали евреев от смерти;
  • привести примеры проявления стойкости еврейского народа нацистскому угнетению;
  • показать роль Красной Армии в освобождении концлагерей, лагерей смерти, гетто;
  • воспитывать неприятие к нацизму, уважение к правам человека.

Содержание тем курса

Вводное занятие. Что такое Холокост. История и хронология Холокоста.

Государственная политика нацистской Германии. Нюрнбергские законы. Ванзейская конференция. Мадагаскарский план. Операция « Танненберг» в Польше 1939.

Вовлечение молодёжи Германии и других стран в реализацию политики Холокоста. «Гитлерюгенд» — молодёжная организация. Указы о нацификации образовательной системы Третьего рейха. Действия молодёжи на оккупированных территориях против еврейского населения.

Хрустальная ночь, или Ночь разбитых витрин: повод, жертвы, память. 1938 год.

Варшавское гетто. Жизнь в гетто. Подполье. Уничтожение жителей. Восстание.

Белостокское гетто. Жизнь в гетто. Подполье. Уничтожение жителей. Восстание.

Львовское гетто. Жизнь в гетто. Подполье. Уничтожение жителей. Восстание.

Лагерь смерти Освенцим. Структура: Аушвиц I, Аушвиц –Биркенау II, Аушвиц III. Число жертв. Опыты над людьми. Освобождение.

Лагерь смерти Собибор. История лагеря. Уничтожение заключённых. Попытки сопротивления. Восстание.

Лагерь смерти Треблинка. История лагеря. Организация лагеря. Восстание заключённых.

Юденраты и еврейская полиция. Кто такие юденраты. Деятельность и роль юденратов и еврейской полиции.

Судьба детей в гетто. Жизнь детей в гетто и концентрационных лагерях. Операции по спасению детей из гетто.

Судьба семей смешанных браков в годы Холокоста.

Бабий Яр, Змиёвская балка – символы трагедии евреев. Предыстория Массовые казни. Воспоминания очевидцев. Мемориалы.

Духовное сопротивление в гетто. Театры, библиотеки, школы в гетто.

Организация сопротивление на оккупированной немцами территории. Французское сопротивление. Немецкое сопротивление. Бельские партизаны. Парчевские партизаны. Голландское народное ополчение и др.

Операции по спасению еврейских детей. «Киндертранспорт». «Дети Тегерана». Деятельность Ирены Сендлер, Николаса Уинтона и др.

Януш Корчак- пример морального подвига.

Список Киселёва. Подвиг партизана Николая Киселёва, который вывел евреев за линию фронта во время ВОВ.

История одной семьи. История семьи Анны Франк.

Три куклы. Три девочки, три куклы, три судьбы. Клодин Шварц-Родель – кукла Колетт (Франция), Эва Модвал-Хаймович – кукла Джерта (Венгрия), Яэль (Зося) Зайчик-Рознер – кукла Зузя (Польша)

По велению сердца. Истории спасения евреев неевреями. Супруги Чикаловы. Михаил Зирченко. Фёдор Михайличенко. Сергей Матревели. Николай Дорожинский. Семья Ерёминых. Игорь Полугородник. Зинаида Гулидова. Дарья Бондаренко. Вера Бурячок. Екатерина Королькова и др.

Дипломаты-спасители еврейского народа. Фэн Шань Хо — китайский дипломат. Тиунэ Сугихара был японским дипломатом. Аристидеш де Соуза Мендеш — португальский дипломат. Рауль Валленберг. Димитар Пешев. Фрэнк Фоли и др.

Художники — создатели летописи Холокоста. Эстер Лурье. Давид Олер. Самуэль Бак. Лео Хаас.

Освободители. Участие Красной Армии в освобождении нацистских концлагерей, лагерей смерти, гетто.

Известные узники Аушвица. Бертольд Исраэль Эпштейн. Геза Мансфелд. Бруно Зигмунд Фишер. Гордон Яков Абрамович. Ева Мозес Кор. Мириам Мозес. Отто Франк. Примо Микеле Леви. Маженна Подгурская. Лео Бек.

Звание-Праведник народов мира. Условия присуждения звания.

Военные преступники. Гельмут Оберлендер, Иван Демьянюк, Адольф Эйхман и др.

Правовое обеспечение сохранения памяти о Холокосте в России и за рубежом.

Просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме».

Итоговое занятие.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Государственная политика нацистской Германии

1

3

Вовлечение молодёжи Германии и других стран в реализацию политики Холокоста

1

4

Хрустальная ночь, или Ночь разбитых витрин

1

5

Варшавское гетто

1

6

Белостокское гетто

1

7

Львовское гетто

1

8

Лагерь смерти Освенцим

1

9

Лагерь смерти Освенцим

1

10

Лагерь смерти Собибор

1

11

Лагерь смерти Треблинка

1

12

Юденраты и еврейская полиция

1

13

Бабий Яр, Змиёвская балка – символы трагедии евреев

1

14

Судьба семей смешанных браков в годы Холокоста

1

15

Судьба детей в гетто

1

16

Духовное сопротивление в гетто

1

17

Организация сопротивления на оккупированной немцами территории.

1

18

Операции по спасению еврейских детей

1

19

Операции по спасению еврейских детей

1

20

Януш Корчак

1

21

Список Киселёва

1

22

История одной семьи

1

23

Три куклы

1

24

По велению сердца

1

25

По велению сердца

1

26

Дипломаты-спасители еврейского народа

1

27

Художники — создатели летописи Холокоста

1

28

Освободители

1

29

Освободители

1

30

Известные узники Аушвица

1

31

Звание-Праведник народов мира

1

32

Военные преступники

1

33

Правовое обеспечение сохранения памяти о Холокосте в России и за рубежом.

1

34

Просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

1

35

Итоговое занятие.

1

Используемые источники

  1. Альтман И.А., Полторак Д.И. Учебное пособие. Праведники народов мира. Россия. 1941-1945. Издательство: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
  2. Альтман И.А., Полторак Д.И. Учебное пособие. Холокост: Память и предупреждение. Издательство: ЗАО «ТИД «Русское слово – учебник», 2010.
  3. Альтман И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР. 1941-1945. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2002. (Анатомия Холокоста)
  4. Альтман И.А., М.В.Гилева. История Холокоста в вопросах и ответах. / Преподавание истории в школе. 2019, №5 с 10-17.
  5. Жуков Д.А., Ковтун И.И. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях РСФСР. Ростов –на-Дону «Феникс», 2015.
  6. Франк А. Дневник Анны Франк/А.Франк – «ФТМ», 1944 (перевод с нидерландского Риты Райт-Ковалёвой)
  7. Шаховская А. «Я прошла Освенцим» / Под ред. Л. Г. Прайсмана, М. Астиной. — М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2015.
  8. https://www.yadvashem.org/ru/education/educational-materials/lesson-plans/three-dolls.html  — сайт «Яд Вашем»
  9. https://www.yadvashem.org/ru/education/educational-materials/lesson-plans/kristallnacht.html — сайт «Яд Вашем»
  10. https://www.yadvashem.org/ru/education/educational-materials/lesson-plans/return-life.html — сайт «Яд Вашем»
  11. https://fb.ru/post/history/2020/5/6/208042 — сайт FB
  12. http://osvoboditeli.com/%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B0%D1%83%D1%88%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0/#:~:text=%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%90%D1%83%D1%88%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0.%20%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%20%D0%98%D1%81%D1%80%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C,%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)%3A%20%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%87%20%D0%94%D0%B0%D1%82%D0%B0%20 –сайт «Освободители»
  13. https://ru.wikipedia – сайт «Википедия»
  14. http://art.holocausteducation.net/explore.asp?langid=3&submenu=200&id=6 –сайт «Изобразительное искусство периода Холокоста»
  15. https://parashutov.livejournal.com/153668.htmlсайт «Livejournal»
  16. http://evrofilm.com/xolokostvevrejskixkartinaxsamuilabaka — сайт медиакультурный еврейский портал «Еvrofilm.com»
  17. https://isralove.org/load/14-1-0-1836?utm_source=copy —сайт «Isralove»

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × два =