Программа летнего палаточного эколого-туристического лагеря «БЕРИНГ»


Автор: Елена Анатольевна Горева
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель географии


Актуальность проекта

На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить своё отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи. Признание необходимости и важности формирования экологической культуры у современного человека в настоящее время является насущной потребностью. Формирование экологической культуры должно происходить не только через получение теоретических знаний в рамках школьной программы, а также путем применения полученных знаний на практике. Именно они помогают подвести детей к пониманию ряда связей в природе и выработке своего личностного отношения к окружающему их миру.

Деятельность летнего палаточного эколого-туристического лагеря во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Направлена на экологическое просвещение детей, на совершенствование их интеллектуального, духовного и физического развития. Содействует изучению природы, побуждает к сохранению ее первозданной красоты, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Пребывание в летнем профильном палаточном лагере особенно важно для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, компьютерные игры, телевидение.

Для педагогов летний палаточный лагерь – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.

Исследовательская деятельность в условиях полевого лагеря – это возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в полевых условиях позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает экологическое просвещение более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Цели и задачи проекта

Цель проекта ‒ воспитание толерантности в условиях полевого лагеря с изучением экологической системы поймы реки Бира в районе села Желтый Яр.

Задачи:

  • провести исследовательскую деятельность в условиях полевого лагеря;
  • сформировать у детей сознательное, бережное отношение к окружающей природной среде родного края;
  • создать условия для развития познавательной, творческой и общественной активности у участников проекта.

Аннотация проекта

Предлагаемая программа проекта предусматривает углубление знаний о природных экосистемах на основе исследовательской деятельности и краеведческого материала. Программа имеет следующие направления:

  • образовательно-содержательное;
  • воспитательное;
  • спортивно-оздоровительное.

Образовательно-содержательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, познавательные экскурсии, исследовательскую работу.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей. Интеллектуальные и развлекательные мероприятия, конкурсы, викторины, акции, проекты раскрывают и развивают творческие способности участников, учат общению друг с другом и окружающей средой.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает проведение спортивно-развлекательных мероприятий, ежедневной утренней зарядки и реализацию знаний из области основ туризма.

Данный проект составлен с учётом того, что приобретённые детьми знания, умения, навыки в дальнейшем помогут им усваивать школьные курсы географии, биологии и других предметов на более высоком уровне.

Содержание программы

Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективных творческих игр, практических занятий, дискуссий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет.

Обучение осуществляется по принципу теория – практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.

п\\пБлокиСодержание
1Образовательныйобучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях;

изучение окружающей флоры и фауны;

экологическое воспитание.

2Оздоровительно-

досуговый

утренняя гимнастика;

ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка по воде);

принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

организация купания;

организация здорового питания детей с использованием витаминизированных даров природы (земляника, лист смородины…);

постоянное пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе;

физический труд в рамках самообслуживания (заготовка дров, помощь на кухне и т. д.);

организация спортивно-массовых мероприятий.

3Общественно

полезный

уборка территории лагеря;

санитарная очистка леса;

очистка водоохранной территории;

уборка территории перед отъездом;

операция «Нас здесь не было».

Календарный план

№ п/пНазвание мероприятияКол-во

часов

Дата проведения
Подготовительный этап
1.Разработка программы летнего профильного палаточного лагеря «Беринг» с 10-дневным пребыванием детей Март
2.Создание материальной методической базы для реализации программы март-май
3.Оповещение обучающихся МБОУ «СОШ № 23» о работе лагеря апрель-май
Организационный этап
1.Приобретение инвентаря и оборудования 06-12.06.
2.Родительское собрание 211.05; 7.06.
3.Школа юного исследователя1006-12.06
4.Школа выживания (основы туризма)506-12.06
5.Проведение инструктажа по технике безопасности 11.06
6.Установка инфраструктуры лагеря (подготовка) 13-14.06
Основной этап
 «Заезд» 15.06
1.Заезд участников проекта на место  
2.Установка лагеря (спальная зона, рабочая зона, обеденная зона, санитарная зона)  
3. Вечернее дело: психологический тренинг (игры на сплочение)  
 «Красная книга» 16.06
4.Мониторинг окрестностей лагеря с целью выявления растений и животных, занесенных в «Красную книгу ЕАО»2 
5.Составление плана местности на основе данных глазомерной съемки «Художественно-экологическое картографирование»3 
6.Вечернее дело: открытие смены «Руку дружбы – природе»2 
 «Оранжевый оазис» 17.06
7.Закладка геоботанических площадок с описанием лугового фитоценоза3 
8.Игра-путешествие «Кладоискатели»2 
9.Вечернее дело: КВН «Не только в гости ждет тебя природа»2 
 «Желтое солнце» 18.06
10.Сбор материала для создания гербарной коллекции к урокам биологии3 
11.Исследование экосистемы прибрежной зоны в районе лагеря3 
12.Вечернее дело: музыкальный марафон «Лесная песня»2 
 День открытых дверей 19.06
13.Подготовка номеров «капустника» к встрече с родителями3 
14.Встреча гостей. Капустник «Дикари»2 
15.Вечернее дело: «Поделись впечатлениями»2 
 «Зелёный патруль» 20.06
16.Игра-путешествие «Следопыты».2 
17.Спортивно-туристическая эстафета «Зов тайги»3 
18.Вечернее дело: ролевая игра «Петляющая река»2 
 «Голубые облака» 21.06
19.Экскурсия-наблюдение за птицами и насекомыми3 
20.Встреча с сотрудниками государственного природного заповедника «Бастак» (или учащимися школы села Желтый Яр)2 
21.Вечерняя экскурсия «Прогулка вслепую»3 
 «Синяя лента» 22.06
22.Праздник Нептуна3 
23.Школа проектов «Моя экосистема»3 
24.Вечернее дело: ролевая игра «Совет живых существ»2 
 «Фиолетовая сказка»  
25.Экологическая биржа «Радуга знаний»323.06
26.Закрытие смены3 
 «Путь домой» 24.06
27.Сбор личных вещей2 
28.Комплектация лагерного оборудования3 
29.Выезд в город  
Итоговый этап
1.Подведение итогов – рефлексия 24.06
2.Обработка материалов в камеральных условиях 25-26.06
3.Составление отчета 27.06
Аналитический этап
1.Итоговый сбор сотрудников лагеря, выработка перспектив развития программы 25.06
2.Подготовка материалов для представления на конкурс вариативных программ 26-27.06

Предполагаемые конечные результаты реализации проекта

  • Формируется устойчивый интерес школьников к природе области, основанный на знаниях, приобретённых в ходе смены.
  • Развиваются интерес учащихся к познанию природы и чувство эмпатии к объектам природы.
  • Отрабатываются правила поведения в природе в конкретных ситуациях.
  • Формируются знания основных экологических связей в экосистеме поймы реки Бира.
  • Закрепляется умение выражать своё отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приёмы для передачи своих чувств.
  • Предполагается, что полноценная реализация данной программы позволит сформировать у школьников образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая природных объектов и не травмируя другие живые существа.

Схема управления проектом,

осуществление контроля за ходом его реализации

Общее руководство реализацией проекта осуществляется директором муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа» г. Биробиджана, который обеспечивает:

  • стратегическое руководство реализацией проекта;
  • утверждение программы проекта;
  • контроль за ходом реализации проекта.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе осуществляют:

  • формирование (корректировку) плана действий по реализации проекта и системы контрольных показателей;
  • координацию действий по реализации программы;
  • мониторинг рефлексивных показателей;
  • организацию работы по формированию и реализации программы;

— предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками программы для получения материальной и технической поддержки.

Кадровый состав проекта осуществляет:

  • создание программы проекта;
  • соблюдение этапов реализации проекта;
  • реализацию программы;
  • подготовку отчетной документации по реализации проекта (за каждую смену).

Приложение к программе

1-й день – заезд

Игры на сплочение коллектива

«Снежный ком»

1 вариант

Дети и вожатые садятся в круг. Первый (например, ведущий) называет своё имя. Следующий участник (удобнее – по часовой стрелке) называет имя первого и своё. Третий должен назвать два предыдущих имени и своё имя, и так дальше по кругу. Если сбились, начинают вновь, но уже с того человека, на ком игра прервалась.

2 вариант

Всё проходит аналогично первому варианту, только вдобавок к имени ребенок говорит прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя. Например: Слава – смешной, Маша – милая, Оля – обидчивая и т. д. Повторять нужно так же: Имя — Прилагательное.

3 вариант

Аналогично предыдущему, но вместо прилагательного – движение. Например: Слава – хлопок в ладоши, Маша – кивание головой и т. д. Повторять нужно так же: Имя — Движение.

«В лагерь я с собой беру…»

Данная игра полезна не только для разучивания имён, но и для того, чтобы дети запомнили, что они могут иметь при себе в лагере. Игра похожа на «Снежный ком», только вдобавок к имени ребенок называет предмет, начинающийся с той же буквы, что и имя. Если ребёнок назвал то, чего в лагере у него быть не должно, ведущий акцентирует внимание, что это запрещенная вещь, и игра начинается с начала. Например: Слава – сумку, Маша – майку, Никита – нож (НЕТ, это запрещено брать в лагерь) и т. д.

«Математика»

Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает: «Начать считать по часовой стрелке. Ребенок, на которого приходится число, кратное 3 (можно 4,5), называет свое имя вместо цифры».

«Покрывало»

Детям очень нравится эта игра, т. к. в ней присутствует элемент состязания. Игру нужно проводить после предыдущих игр, т. е. когда дети немного запомнили имена друг друга. Ведущие предлагают детям разделиться на две команды. Ведущие становятся посередине комнаты, команды по разные стороны от них. Ведущие держат покрывало, отгораживая команды друг от друга. Покрывало поднимается, но так, чтобы нижним концом оно не поднималось выше пола. После этого ведущие показывают в каждой команде на одного из детей (либо команда сама выбирает). Тот, на кого указали, должен подойти и присесть со своей стороны покрывала (главное, чтобы его не заметил игрок другой команды). Когда оба игрока сидят, вожатые опускают покрывало, чтобы участники видели друг друга. Цель сидящего быстро назвать имя игрока, сидящего с другой стороны покрывала. Назвал ‒ очко команде. В конце подводится итог.

Лучше, если всё-таки победит дружба.
«Силуэт»

Материал: большие листы (1×2м), маркеры, фломастеры.
Продолжительность игры: 10-30 мин.
Предполагаемое количество игроков: пары.

Ход игры:

Участники делятся на пары. Каждая пара получает 2 листа бумаги и 1 маркер (фломастер). Первый игрок ложится на лист и рассказывает о себе (имя, возраст, увлечение и т. д.). В это время второй игрок осторожно обводит контур его тела, затем дорисовывает элементы лица и пишет кратко информацию, полученную во время творческой работы. После этого игроки меняются местами. Готовые «работы» вывешиваются.

Варианты:

  1. Все участники угадывают по силуэту, кто это.
  2. Указывается на силуэте, кто изображен.
  3. Можно вырезанные элементы лиц из журналов наклеить на лица (по желанию, что кому нравится).

2-й день «Красной книги»

Конкурсная программа «Мы – друзья природы»

Цель – активизация познавательной деятельности детей.

Задачи:

  • Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.
  • Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.
  • Способствовать сплочению коллектива класс.

Предварительная подготовка:

  1. подготовка рисунков, оформление выставки;
  2. подготовка раздаточного материала для конкурсов;
  3. дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов;
  4. подбор музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование:

  • магнитофон, карточки с вопросами;
  • плакаты с изображением животных;
  • музыкальный молоточек для аукциона;
  • предметы и картинки с живой и неживой природой.

Плакаты:

1. «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». (К.Д. Ушинский)

2. «Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы ни встретилась нам красота». (Т.А. Пушкарев)

Ход занятия

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живет,
А ночью среди звездных тучек
Танцует звездный хоровод.
И лес живет под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зеленом,
Твоя семья живет и ты.
Большой, огромный этот дом,
Вон, сколько птиц, цветов в нем и народа,
Мы знаем, все это – (хором) ПРИРОДА!

Ведущий 1 . Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.

Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.

Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.

Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.

Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось. Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.

Все мы, люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы, живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе и в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» – дом и «логос» – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Ведущий 2. Группа делится на две команды. За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т. д., могут прибавляться за активность. Итак, первое задание!

I. Конкурс «Живая и неживая природа».

Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.

Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т. д.

Ответы:

Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.

II. Конкурс «Животные».

Ведущий 1. От каждой команды по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.

Карточки: бобер, осел, жираф, тигр, лошадь, свинья…

III. Конкурс «Эрудит».

Ведущий 2. Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.

Назовите 10 домашних животных.

Назовите 10 животных на букву А.

Назовите 10 птиц.

Назовите 10 рыб.

Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.

Назовите 10 диких животных, обитающих в России.

IV. Конкурс «Загадки».

В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.

Загадки:

1. Я увидел: на опушке Гриб растет, на нем веснушки. Точки все, как на подбор. Значит, это – … (Мухомор)

2. Ах, зеленая коса… Не девица, а краса. Только прячется в темнице Эта красная девица. (Морковь)

3. Длинный хвост и белобока И трещит, значит – … (Сорока)

4. Он питается лишь травкой, Дружит с каждой он козявкой, Зелен весь, как огуречик, А зовут его – … (Кузнечик)

5. Он зубастый, серый, злой. На пути его не стой! За зайцем гоняется. Кем он называется? (Волк)

6. Всё с цветка да на цветок, Запасёт она медок. Её день рабочий долгий. Кто та труженица? (Пчелка)

7. Кто спешит к нам в хоровод Прямо в ночь под Новый год? Кто пушистая, в иголках? Ну, конечно, это – … (Елка)

8. Кто природе помогает, Кто лучами не ласкает, Загляни в оконце? Это наше … (Солнце)

9. Кто румян и краснощек? У кого мясист бочок? Кто, скажите, тот сеньор? Ну, конечно, … (Помидор)

10. Все под ним зазеленеет, Травку напоить умеет. Если зонтик не возьмешь, И тебя намочит … (Дождь)

11. Очень любят солнышко Розовые глазки. На полянке врассыпную – Словно бусы в сказке. Под листочком, посмотри-ка,- Поспевает … (Земляника)

12. У воды сидит певица, Очень уж старается. Из всех ее стараний Ква-ква получается. (Лягушка)

13. Словно кружевом расшита Зеленая рубашка. Так по лугу разбрелась Белая … (Ромашка)

V. Конкурс «Экологический»

Каждой команде раздаются карточки с вопросами:

— Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?

— Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?

— Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнения окружающей среды.

— Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или что вы хотите сделать, чтобы помочь им?

VI. Конкурс «Ассоциации»

Ведущий 1. Молодцы, вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово, и что интересного вы можете сказать об этом животном.

Гриб. (Лисичка)
Бездельник. (Ленивец)
Маршрутка. (Газель)
Денежная единица Болгарии. (Лев)
Военный корабль. (Броненосец)
Автомобиль. (Ягуар)
Шахматы. (Конь, слон)
Компьютерный манипулятор. (Мышь)
Безбилетный пассажир. (Заяц)
Пешеходный переход. (Зебра)
Река. (Тигр)
Торговая марка. (Пума)
Оборонительное заграждение. (Еж)
Шипы для лазанья по столбам. (Кошки)
Жилище животного. (Норка)
Символ России. (Медведь)

VII. Конкурс «Отгадай животное».

А) Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1 тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр)

Б) Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи)

В) Эта птица бывает 18-ти видов, в том числе: домовый, черногрудый, саксаульный, полевой, пустынный и даже рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей)

Г) Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но по этому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка)

VIII. Конкурс-аукцион по теме «Птицы и животные».

Ведущий называет первое слово, например, «волк», далее указывает на участника из команды. Тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова» и т. д.

После каждого слова ведущий ударяет молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.

Ведущий 2. Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.

Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».

Чтец 1:

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Чтец 2:

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное сияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величия
С высоты обрушилась на нас.

Чтец 3:

Два крыла как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Чтец 4:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе –
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Итог занятия

В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:
— Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?

— Что вы узнали нового на нашем занятии?
— Почему надо много знать о природе?
— Чье выступление вам больше всего понравилось?

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 12 =