Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений «Мы вместе»


Автор: Элла Эмилбековна Ворсина
Место работы: МБОУ СОШ №11 г. Биробиджана


Тематическое планирование

Программа занятий по гармонизации детско-родительский отношений «Мы вместе» для детей 10-12 лет и их родителей.

ТемаКоличество часов
1Знакомство, сплочение группы3
2Учимся сотрудничать8
3Общаться с ребенком – как? (для родителей)2
4Поощрения и наказания (для родителей)1
5Завершение группы1
итого 15

Содержимое

Пояснительная записка

Программа направлена на работу с детско-родительской парой. Возраст детей (10-12 лет) .

Опыт практической работы показывает, что проблемы более 40% детей так или иначе связаны с нарушениями в детско-родительских отношениях.

Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн и др.). Без анализа детско-родительских отношений невозможно целостное понимание развития личности. Для ребенка семья — это целый мир. В этом мире он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В работах А.И Захарова, В. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера и других отмечена связь тревожности, невротизации детей с неадекватными стилями семейного воспитания. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности (А.И. Захаров). К сожалению, родители не всегда понимают, что проблемы их ребенка напрямую связаны с ситуацией в семье, им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Предложенный вариант тренинга для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.

Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений .

Задачи:

  1. Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
  2. Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
  3. Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
  4. Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 15 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в день по 30 минут. С 1 по 8 занятие – совместно для родителей и детей, 9-11 занятие – только с участием родителей, 12-15 занятие – совместное завершающее.

Методические средства, используемые в программе:

коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.

Игровое содержание этой программы мы строили с использованием игр и упражнений разных авторов, а также собственных модификаций.

Структура цикла:

  1. Диагностический этап . Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.

Задача : диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.

Для родителей: опросник (АСВ), оценка по 5-ти бальной шкале межличностного общения с ребенком (см. приложение №3), кинетический рисунок семьи, совместный с ребенком рисунок на одном листе, семейная социограмма (см. приложение № 6).

Для детей: кинетический рисунок семьи, диагностика уровня коммуникативных навыков (бланк наблюдения см. приложение № 7), совместный с родителем рисунок на одном листе, семейная социограмма (см. прилож. № 6).

  1. Подготовительный.

Основная задача: знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.

  1. Собственно коррекционно-развивающий.

Задачи:

  1. Обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка.
  2. Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми.
  3. Развитие навыков рефлексии.
  4. Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.

4. Завершающий.

Задача: апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.

Критерии оценки эффективности программы

Диагностика проводится до начала занятий на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и по завершении цикла занятий на последней встрече. Родители заполняют опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ), оценивают по 5-ти бальной шкале межличностное общение с ребенком (см. приложение №3), выполняют кинетический рисунок семьи, а также совместный рисунок с ребенком на одном листе; дети выполняют кинетический рисунок семьи (см. приложение № 5), совместный рисунок с родителем на одном листе. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей методом стандартизированного наблюдения (см. приложение № 7) На заключительной встрече по окончании цикла родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму (см. приложение № 6), родители и дети выполняют совместный рисунок на одном листе. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по 3х бальной шкале (1б — низкий, 2б — средний, 3б — высокий уровень).

Эффективность измеряется по качественному анализу рисуночных проб, положительной динамикой в оценках родителей своих взаимоотношений с детьми, повышению коммуникативных навыков детей.

Тренинг коррекции детско-родительских взаимоотношений «Мы вместе»

Актуальность целесообразность реализуемой программы. Программа предназначена для родителей, при коммуникативных нарушениях в семье: разобщенность, перверсия ролей и т.д. Программа актуальна при поведенческих проблемах детей -негативизм, лживость, воровство и т.д., связанных с проблемами в семье.

Цель: Сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.

Задачи:

  1. Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
  2. обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
  3. повышение самооценки детей и родительской компетентности.
  4. обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.

Сроки реализации:  Программа рассчитана на 15 дней

Форма Дистанционная. 15 занятий, 1 раз в день 1 час

Ожидаемые результаты:  Положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми. Сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка.

 Форма подведения итогов: психолого -педагогическая диагностика

Занятие №1 (совместно дети с родителями) Тема: Знакомство. Повышение групповой сплоченности. Правила группы.

Инструментарий: листы (формат А 4) на каждого участника, мяч, лента.

Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью программы, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила группы.

Совместные занятия родителей с детьми дают возможность достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия: в игровых ситуациях, при совместном рисовании, при обсуждении упражнений.

Цель психологического тренинга – это, прежде всего, совместные переживания родителей и детей.

Задачи, которые мы перед собой ставим:

1. Формирование благоприятного психологического климата, доверительных отношений в семье.

2. Обучение навыкам конструктивного общения.

3. Повышение самооценки ребенка и компетентности родителя.

Программа включает в себя 15 занятий продолжительностью 30 минут, 1 раз в день.

8 занятий совместных для детей и родителей, 3 занятия только с участием родителей и последнее занятие совместное завершающее.

Правила группы.

  1. Конфиденциальность (секретность) происходящего в группе.
  2. Говорим только от себя и о себе («Я-высказывания»).
  3. Доверительный стиль общения. Обращение по имени ко всем участникам.

Разминка. Упражнение «Ласковое имя» (10 минут ).

Инструкция: Все сидят в кругу. Участник называет свое имя и бросает кому-нибудь мяч. Тот, у кого окажется мяч, придумывает ему ласковое имя и передает мяч следующему игроку, пока все участники не побывают в роли придумывающих. Когда мяч окажется у первого участника, он говорит, какое имя ему больше всего понравилось и передает мяч следующему.

Упражнение «Никто из вас не знает» (5 минут).

Инструкция: Участники сидят в кругу, у одного из них в руках мяч «Сейчас вы будете бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня).

Будьте внимательны, у каждого из вас мяч может побывать несколько раз».

Основная часть. Упражнение «Неожиданные картинки» (30 минут).

Участники сидят в кругу.

Цель: Повышение групповой сплоченности.

Каждому участнику берет лист бумаги и фломастер.

Инструкция :

1. «Возьмите лист бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картинку (участники рисуют в течение 2-х минут).

2. Через 2 минуты перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину (2минуты).

3. Через 2 минуты снова передайте свой рисунок соседу слева, продолжайте рисовать.

В конце упражнения каждый участник получает ту картину, которую он начал рисовать.

Обсуждение упражнения.

  1. Нравится ли вам ваш рисунок.
  2. Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки.
  3. Какой рисунок вам нравится больше всего.

Завершение группы.

Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

Цель: получение от участников обратной связи (что понравилось, было открытием) (10 мин).

Занятие № 2. (совместно дети с родителями) «Кинетический рисунок семьи»

Р. Бернс. С. Кауфман нарисовать всех членов своей семьи, включая себя самого, занятых каким-либо делом.

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Инструкция : «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, ответьте письменно на вопросы:

1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

2) где работают или учатся члены семьи;

3) как в семье распределяются домашние обязанности;

4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

Когда все закончите, пришлите мне рисунки с описанием на почту.

Занятие № 3. (совместно дети с родителями). Тема: Повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: листы бумаги (формат А4), фломастеры, мел или 2 ленты, ластик.

Разминка. Упражнение «Эхо» (5 мин).

Инструкция: Участники сидят в кругу. Участник, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, а все остальные дружно, как эхо, за ним повторяют. Затем свое имя прохлопывает следующий по кругу игрок.

Основная часть. Упражнение «Слепой» (20 минут).

пара – родитель и ребенок сидят рядом за столами

Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.

Инструкция: мама и ребенок сидят рядом за столом. Перед ними лежит лист бумаги. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. Другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями.

Обсуждение упражнения. (10 мин)

  1. Что было труднее: рисовать с закрытыми глазами или руководить рисующим? Почему?
  2. Что больше понравилось: рисовать или руководить?

Упражнение «Мостик» (10 мин) Участники сидят полукругом.

Цель: достижение взаимопонимания, согласованности в действиях.

Инструкция: на полу параллельно друг другу рисуются две линии (или выкладываются с помощью лент). Расстояние между линиями приблизительно 25-30 см. Это мост. Пара – родитель и ребенок. Задача: без слов, используя только мимику и жесты, разойтись на мостике.

Завершение группы (10 мин) .

Участникам группы дается задание в течение 1 минуты подумать и сказать: « Если бы у моей мамы (у моего ребенка) была волшебная палочка, то она (он) бы загадал (а). Обмен чувствами, впечатлениями от занятия .

Занятие № 4 (совместно дети с родителями). Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: листы (формат А 4), фломастеры, листочки бумаги с написанными на них названиями животных на каждого участника (названия животных парные: корова- корова, петух-петух и т.д.), кукла.

Разминка Упражнение «3 качества» (5 мин) .

Инструкция: участники сидят в кругу. Необходимо назвав свое имя, придумать одно или несколько присущих вам качеств начинающихся с той же буквы, что и ваше имя

Упражнение «Найди себе пару» (10мин).

Участники стоят полукругом. Заранее приготовленные листочки положить так, чтобы было не видно, кому выпало какое животное. Затем все выбирают себе листочек. Поскольку все названия парные, каждый сможет найти себе пару.

Инструкция : «Закройте глаза. Каждый из вас начинает кричать на языке своего животного. Ваша задача, не открывая глаз, по голосу найти свою пару.

Основная часть. Упражнение «Двое с одним фломастером»

(пары — родитель и ребенок сидят за столами рядом друг с другом).

Цель: обучение навыкам сотрудничества.

Инструкция: «Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одним и тем же фломастером. При этом строго-настрого запрещается говорить друг с другом. Оба человека в паре должны постоянно держать фломастер в руке, не выпуская его ни на мгновение. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. Рисуем в течение 5-ти минут.

После завершения показать свои работы остальным участникам группы.

Обсуждение упражнения.

  1. Сложно ли вам было рисовать молча?
  2. Пришли ли вы со своим партнером к единому мнению?
  3. Трудно ли было от того, что изображение постоянно менялось?(10 мин).

Упражнение «Что говорит тебе кукла?» (15 мин).

Цель: выявить актуальные проблемы участников группы.

Инструкция : «К нам пришла очень мудрая дама. Возьми ее так, чтобы она смотрела на тебя. Что она говорит тебе?» Участник должен ответить на вопрос прямой речью. Например: «Миша веди себя прилично» или «Ты слишком доверчива, Таня».

Обсуждение упражнения. Заданная установка на мудрость и проницательность «дамы» способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в уста «дамы» фразу, связанную обычно с актуальной для него проблемой.

Завершение группы. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10минут)

Занятие № 5. (совместно дети с родителями). Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий : мяч, повязки на глаза.

Разминка. Упражнение «Запомни движение » (участники стоят по кругу) (10 мин).

Инструкция : каждый из участников придумывает какое-нибудь движение и, по очереди, демонстрирует его всем. При этом будьте внимательны и постарайтесь запомнить движения всех игроков. Теперь тот, кто начинает игру, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Вам надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода должно перейти к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше .

Упражнение «Комплименты» (участники сидят в кругу) (5 мин).

Инструкция: «Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Нужно бросить мяч любому из участников и сказать ему что-то приятное. А тот отвечает: «да, конечно, но кроме того я еще и…»

Основная часть. Упражнение «Слепой и поводырь» (10 мин) .

Цель: достижение взаимопонимания на разных уровнях взаимодействия.

Инструкция: участнику, играющему роль «слепого», завязывают глаза. «Поводырь» водит его по комнате, знакомит с окружающим миром, предметами. Становится его глазами. Водить «слепого» следует аккуратно, бережно, чтобы он не наткнулся на предметы, на другую пару. Затем пары меняются местами.

Обсуждение упражнения (10мин) .

Данное упражнение охватывает основные формы контакта: зрительный, тактильный, слуховой. Это дает возможность достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия, общаться ребенку с родителями на одном языке, понимать мысли, чувства и действия партнера. Это гармонизирует отношения в семье, повышает самооценку ребенка.

Обмен чувствами, впечатлениями:

  1. Каково вам было находиться в роли «слепого»?
  2. Комфортно ли вам было с вашим «поводырем»?
  3. Что вы чувствовали, когда были «поводырем»?

Упражнение «Мне нравится » (10 мин).

Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

Инструкция родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга. Родитель и ребенок разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты и добавляют к ней содержание. Тем самым возникает позитивный диалог. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь».

Обмен чувствами.

Упражнение «Тень » (10 мин)

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Инструкция: один (родитель) — путник, другой (ребенок) – его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается, точь в точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями

Занятие № 6. (совместно дети с родителями). Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: спички — 2 коробка, шарф.

Разминка. Упражнение «Что можно сделать с предметом» (10 мин)

Цель:развитие творческого мышления.

Инструкция: каждый, по очереди, должен сказать как можно использовать этот предмет (шарф). Начинает игру ребенок, продолжает – родитель и далее по кругу. Тот участник, который не сможет придумать, как использовать данный предмет – выбывает из игры. Побеждает участник, придумавший больше всего способов.

Упражнение « Передай другому» (15 мин) (участники становятся в шеренгу друг за другом).

Цель: развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата.

Инструкция: последний участник показывает в шеренге с помощью жестов какое-нибудь действие (например, мытье полов, написание письма и т.д.). Участник, которому показали жестами действие, передает его следующему игроку и т.д. В заключение упражнения, первый участник в шеренге показывает жестами действие, которое до него «дошло». В данной игре каждый может побыть на месте ведущего, загадывающего действия, а участники в шеренге каждый раз стараются поменяться местами.

Основная часть. Упражнение «Слепое слушание» (15 мин)

Родитель и ребенок сидят за столом напротив друг друга, между ними ставится перегородка

Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.

Инструкция: каждому из участников в паре раздается по 7 спичек. Родитель строит за перегородкой из своих спичек какую-либо фигуру, а затем словами пытается объяснить ребенку, как ему построить точно такую же фигуру. Ни родитель, ни ребенок не должны видеть действия друг друга. По окончании работы перегородка убирается и сравниваются фигуры. Затем родитель и ребенок меняются ролями. Если паре очень легко дается выполнение этого задания, то количество спичек можно увеличивать.

Занятие № 7. (совместно дети с родителями). Тема : Сотрудничество родителя и ребенка .

Инструментарий : листы бумаги с написанными на них словами, булавка, маленькая игрушка, лист полуватмана, фломастеры.

Разминка. Упражнение» Скажи мне мой секрет» (10 мин) .

Цель: развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата.

Инструкция: каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое прикрепляется вам на спину. Ваша задача – отгадать это слово с помощью группы. Группа должна молча показывать это слово только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться. Слова крепятся, по очереди, каждому.

Примеры слов: ученик, брезгливость, зарядка, письмо, болезнь, медведь.

Основная часть. Упражнение «Совместное творчество» (20 мин)

Инструкция: Родитель и ребенок превращаются в строителей. Заранее изготавливаете из бумаги кирпичи (вырезать прямоугольники). Родителю и ребенку необходимо построить дом из кирпичей. При этом на каждом кирпиче необходимо написать либо нарисовать то, что необходимо для крепкого надежного дома. При этом под домом подразумевается семья. Например: послушание, помощь, любовь, забота, внимание и т. д.

Кирпичи приклеиваются на ватман.

Упражнение «Каракули» (10мин) .

Цель: сплочение членов семьи и участников группы.

Инструкция: на стол кладется полуватман, участники располагаются вокруг стола. Каждый берет себе один фломастер (цвета не должны повторяться). Далее участники быстро рисуют на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый, по очереди, пытается, исходя из собственных представлений, дорисовать созданные каракули. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.

Обсуждение упражнения.

1. Что участники группы видят на рисунке?

2. Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, отражающие настроение участников или взаимоотношения в семье?

Занятие № 8. (совместно родители с детьми) Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: покрывало, релаксирующая музыка, магнитофон.

Разминка. Упражнение«Я и мама (папа)» (10 мин) .

Инструкция : Родитель и ребенок садятся спиной друг к другу. Нужно ответить на вопросы.

Вопросы к маме: какого цвета глаза у вашего ребенка, во что он одет, как прошел сегодня день и т. д.?

Вопросы к ребенку : какого цвета глаза у мамы, какого они цвета, когда мама сердится (радуется), во что одета сегодня мама, какие украшения на ней сегодня и т. д.?

Основная часть. Упражнение «Скульптура». (10 мин)

Цель: исследование межличностных отношений в семье.

Инструкция: сейчас каждому из вас нужно будет подумать и слепить скульптуру своей семьи. Кто-то один из вас сейчас будет скульптором, остальные участники — глина. Скульптор выбирает себе того, кто будет папой, мамой или мужем, женой и кого-то на свою роль. Когда скульптура будет готова, скульптор встает на свое место, заменяя участника его изображающего.

Обсуждение упражнения (30 мин).

  1. Какое впечатление от упражнения?
  2. Что было неожиданным?
  3. Что-то хотелось бы сейчас изменить в своей скульптуре?

Упражнение « Покрывало» (10 мин) .

Цель : развитие доверия.

Инструкция: все участники становятся вокруг покрывала и берутся за него. Один участник садиться или ложиться на покрывало, остальные приподнимают его и бережно покачивают и опускают. Упражнение выполняется под релаксирующую музыку

Завершение. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

Занятие № 9. Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Разминка. Упражнение«Согласованные действия» (10мин)

Дети и родителям предлагается показать парные действия:
пилка дров;
гребля в лодке;
перемотка ниток;
перетягивание каната;
передача хрустального стакана;
парный танец.

Основная часть. Упражнение 2. «Неформальное общение».

Группа делится на «родителей» и «детей».

«Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю».

«Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку.

Упражнение «Семейные заповеди» (20 мин).

Родители и дети сидят в кругу, объединившись в пары

Цель: исследование семейных традиций, ценностей.

Инструкция: родители вместе с ребенком составляют список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи).

Затем происходит взаимообмен написанным в кругу.

Обсуждение упражнения (10 мин) .

Какие заповеди Вас удовлетворяют, а какие нет?

Завершение группы (10 мин) Подведение итогов. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

Занятие № 10  (совместно дети с родителями). Тема: сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий : клей, ножницы, листы бумаги А4, иллюстрированные журналы.

Разминка. Упражнение «Угадай» (5 мин).

Участники сидят в кругу

Инструкция : «Нам предстоит совместно решить 1 задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Ведущий считает — один, два, три – на счет три, все одновременно выбрасывают пальцы . Если задача не решена, мы делаем очередную попытку.

Упражнение «Верблюды» (10 мин)

Участники строятся в шеренгу.

Инструкция : положить руки на плечи впереди стоящего. История: вы верблюды, идете по пустыне, по горячему песку, под палящим, изнуряющим солнцем и несете в мешках песок, эти мешки давят вам на плечи, и по команде начать надавливать на плечи соседа сильнее и сильнее. Все терпят.

Обсуждение упражнения.

Почему все терпели?

Основная часть. Упражнение «Коллаж семьи» (30мин) .

Цель: Сплочение членов семьи.

Инструкция : родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов

Обсуждение упражнения (10 мин) .

Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Репортер» (20 мин) .

Цель: «Исследование межличностных отношений в семье».

Инструкция : ребенок выходит в центр круга. Мама в роли репортера: « Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и ей репортер задает вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на вопросы о тебе, так, как бы отвечала твоя мама. Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени (он должен представиться именем мамы), о профессии, возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом.

Примерный перечень вопросов: «Скажите, у Вас есть ребенок, как зовут, сколько ему лет?», « Расскажите, какой у Вас ребенок?», «Чем Вы любите заниматься вместе?», «Представьте, что Вас сейчас смотрит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок, если у вас их двое или трое детей. Затем в центр круга вызывается родитель и он отвечает на вопросы о маме из роли ребенка. Перечень вопросов примерно такой же.

Обсуждение упражнения (10 мин ).

Завершение группы (10 мин) Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

Занятие № 11 (совместно дети с родителями). Тема: сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: листы бумаги (формата А4), простые карандаши на каждого участника.

Разминка. Упражнение «Зеркало» (10 мин) .

Инструкция: участники становятся лицом друг к другу. Один — «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, зеркало должно как можно точнее повторить их. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а человек – «зеркалом».

Упражнение «Построение» (5 мин) .

Инструкция: ведущий задает какой- либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его за 1 мин.

-построение в шеренгу по росту;

-по цвету глаз (в начале- темноглазые, в конце- светлоглазые);

-по размеру обуви.

Упражнение «Домик» (15 мин) .

Инструкция: участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша — папа, фундамент — мама , окошко — ребенок и т.д.

Обсуждение упражнения.

  1. Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома.

Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи, на ком все держится и на кого все давят. Крыша- тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены — несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна- это тот член семьи, ради которого все делается(чаще всего окна- это дети), труба- тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. Двери — контакты.

Основная часть. Упражнение «Кинематограф» (30 мин)

Цель: сплочение членов семьи и участников группы.

Инструкция: каждая семейная пара (родитель и ребенок) сейчас являются режиссерами, которые будут снимать фильм о семье. Необходимо придумать название, жанр и главного героя фильма. Вы должны придумать и инсценировать свой фильм о семье.

Обсуждение упражнения (10 мин).

Занятие № 12 ( для родителей). Тема: «Я — Тема высказывания». «Временной язык».

Цель занятия:

1. Понять психологическое различие между: «Я — высказыванием» и «Ты — высказыванием».

2. Освоить навык «Я — высказывания».

3. Познакомить родителей с понятиями «временной язык» и «постоянный язык».

Разминка (10 мин). Упражнение «Поругай ребенка».

Инструкция: один родитель изображает ребенка, другой родитель его ругает из разных положений.

  1. Ребенок сидит, родитель стоит.
  2. Родитель сидит, ребенок стоит.
  3. Родитель и ребенок стоят друг к другу спиной.

Затем пары меняются ролями.

Обмен чувствами (5 мин).

Основная часть.  Информация для родителей.

«Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель.

Примеры «Ты — сообщений»: «Ты всегда оставляешь грязь после себя». «Прекрати это делать». «Тебе сто раз нужно повторять одно и тоже и т.д.

«Я – сообщения» являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера возьмем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.

«Ты – сообщение».

Родитель устал – « Ты меня утомил» — Реакция ребенка « Я – плохой».

« Я — сообщение».

Родитель устал – «Я очень устал» — Реакция ребенка – Папа устал.

Знакомство родителей с моделью «Я — сообщений».

«Я – сообщение включает в себя 3 основных компонента:

  1. Описание ситуации (когда, если), вызвавшей напряжение.
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую).
  3. Предпочитаемый вами исход (Мне хотелось бы).

Пример: « Когда я вижу грязь на полу, мне становится очень обидно. Я бы очень хотела, чтобы ты снимал ботинки в коридоре».

Практическая часть.

Упражнение № 1

(Все сидят в кругу). Родители работают со схемами «Я — сообщения» (см. Приложение № 2).

Инструкция: один из родителей описывает какой-то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, остальные формулируют «Я — сообщения» и затем предъявляют в кругу (15 мин).

Упражнение №2.

Инструкция: один из родителей – ребенок, второй – его мама. Проговаривают приготовленное заранее «Ты сообщение» родителю – «ребенку», а задача второго участника в паре переформулировать его в «Я — сообщение».

Затем участники меняются ролями.

Примеры «Ты — сообщения».

«С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь».

«Уроки ты сделать не можешь, комнату убрать свою не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?»

«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты мыл руки после улицы» (15 мин)

Обсуждение упражнения.

  1. Какие чувства Вы испытывали в роли ребенка, когда Вам предъявлялось «Ты — сообщение». Что хотелось сделать или ответить?
  2. Трудно ли было формулировать «Я — сообщения», если да, то в чем состояла эта трудность? (10 мин)
  1. Информация для родителей.

«Временной» или «постоянный» язык.

Примеры фраз на постоянном языке: «Ты всегда играешь, а не занимаешься». «Все время опаздываешь». «Вечно ты бросаешь вещи, где попало».

Примеры фраз на временном языке: «Сегодня твои вещи лежат не на месте». «Ты играешь уже 1,5 часа, а занимался только 10 минут», «Ты опоздал сегодня на 15 минут» (5 мин).

Упражнение № 1 (все сидят в кругу).

Инструкция: каждый из родителей, по очереди, придумывает или вспоминает фразу на постоянном языке, которую он наиболее часто произносит в отношении своего ребенка или членов семьи, а остальные участники переформулируют ее на временной язык (10мин)

Завершение группы. Подведение итогов. Обмен чувствами (10 мин)

Домашнее задание. Записать несколько примеров, когда удалось использовать в общении с ребенком «Я — высказывание».

Занятие № 13 (для родителей). Тема: «Активное слушание».

Цель: знакомство с приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания.

Инструментарий: мяч.

Разогрев. Психогимнастическое упражнение.

Инструкция: участники бросают друг другу мяч со словами: «Мне кажется, в детстве ты была…» В ответ каждый может согласиться или нет, сказав «Да», «нет», или «Я такого не помню» (5 мин).

Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей из дневников (удалось или не удалось использовать в общении с ребенком «Я — высказывания», какие были трудности») (15 мин) .

Основная часть. Упражнение «Выслушай другого» (20 мин).

Родители делятся на пары и садятся напротив друг друга.

Инструкция: сначала один выражает свое мнение по поводу заданной темы, а второй внимательно слушает, стараясь запомнить сообщаемую информацию. Затем пересказать как можно ближе к тексту. Ключевые слова: «как я понимаю», «другими словами, ты считаешь», «если я тебя правильно поняла». Затем пары меняются местами.

Пример темы для обсуждения: «Трудности и проблемы в воспитании ребенка».

Обсуждение упражнения.

  1. Получилось ли «хорошо» слышать другого (10 мин)

Информационная часть.

Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Активное слушание создает отношения теплоты, родители могут «влезть в шкуру ребенка», у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.

Приемы активного слушания:

  1. Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник; уточнение – направлено на выяснение, конкретизацию чего-то («Ты сказал, что это происходит давно, а как давно это происходит»);
  2. Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Мне кажется ты обижен»);
  3. Проговаривание подтекста – это проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника (у фразы: «Мама, а ты не заметила какую уборку я сегодня сделал», подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила»);
  4. Резюмирование используется в продолжительных беседах («Итак, мы договорились с тобой»).

Правила хорошего слушания:

  1. Слушай внимательно, обращай внимания не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимика, жесты, поза).
  2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя приемы активного слушания.
  3. Не давай советов.
  4. Не давай оценок (15 мин).

Упражнение: «Слушать чувства»(15 мин).

Инструкция: зачитываем какое-то сообщение от имени ребенка, а задача родителя сформулировать в утвердительной форме те чувства, которые они услышали в этом сообщении.

Примеры сообщений.

  1. «Я больше никогда не буду играть с Олей, она плохая.
  2. «У меня завтра контрольная».
  3. «Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть».
  4. «Математика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться».

Далее родители, по очереди, называют сообщение, а остальные формулируют чувства.

Завершение группы. Обмен чувствами, впечатлениями (10 мин)

Занятие № 14 (для родителей). Тема: «Поощрения и наказания».

Цель: Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

Инструментарий: нет

Разминка. Упражнение «Ассоциация»

Инструкция: тренер смотрит на соседа справа и говорит, с каким месяцем он у него ассоциируется, и далее все продолжают по кругу. Затем все рассаживаются по порядку месяцев в году и вновь, глядя на соседа справа ,(но это уже другой человек) объясняют, почему у этого человека именно такой месяц (5мин)

Основная часть. Упражнение.

Инструкция: необходимо вспомнить какое-нибудь наказание из своего детства, которое запомнилось на всю жизнь, оставило след. Поделиться своими переживаниям в кругу (15 мин)

Обсуждение с родителями следующих вопросов:

  1. Какие методы поощрения и наказания используются в семье?
  2. Нужны ли физические наказания? (40 мин)

Родители заполняют анкету «Методы воздействия на ребенка» (приложение № 4) (10 мин)

Знакомство родителей с каталогом негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону) (10 мин)

Заключительная часть.

Подведение итогов. Тренер пишет на доске основные принципы использования поощрений и наказаний (10 мин).

Прощание.

Занятие № 15 (совместно дети с родителями). Тема: Завершение группы. Подведение итогов.

Разминка. Любимые игры (30мин).

Инструкция: дети играют в игры, в которые они хотят поиграть со своими родителями. Группа играет в предложенные игры.

Основная часть. Упражнение «Если бы »(10 мин) .

Все участники сидят в кругу.

Инструкция: сначала взрослые немного пофантазируют: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем передают мяч по кругу и по очереди сказать буквально по одному предложению, чтобы они хотели сделать в этой ситуации или иметь и т.д. Если сидящий рядом ребенок хочет спросить маму о чем – либо, он может это сделать. Мама отвечает одним предложением.

Затем дети отвечают на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами и папами.

Диагностическая часть.

Дети и родители выполняют семейную социограмму. Родители совместно с детьми рисуют молча на одном листе (30мин)

Семейная социограмма

Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем кружочек диаметром сантиметров 10, и в нем нарисуйте членов своей семьи в форме кружков, и подпишите их имена.

Итак, давайте взглянем на рисунки внимательно (интереснее сначала нарисовать, потом читать интерпретацию).

Семейная социограмма — это рисуночная проективная методика.

Она позволяет наглядно представить семейную систему и разобраться с тем, какое место занимает в семье тот или иной ее член. И даже разобраться в характере коммуникаций в семье.

На что смотрим:

Число членов семьи, попавших или не попавших в площадь круга.

    • Если кого-то из членов реальной семьи нет в круге, это может говорить о наличии к ним бессознательных негативных чувств или отсутствие эмоционального контакта с ними.
    • Если в кругу нет самого автора рисунка, то это может быть про трудности его самовыражения в отноошениях с близкими, и как результат — чувство неполноценности или безразличие к родным.
    • Если при этом на картинке «идеальная семья» он появляется — значит, у него есть стремление занять место в семье, ему хочется быть вовлеченным в процессы семейных отношений.
    • Изображение персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит (например, друг или сказочный герой), говорит о неудовлетворенных потребностях.
    • Умерший член семьи изображается часто в случае непрожитого горя утраты.

Величина кружков — тема значимости, самооценки, иерархии.

  • Если кружок «Я» по сравнению с другими членами семьи меньшего размера — можно предположить низкая самооценка и непринятие образа «Я».
  • Если кружок «Я» идеального больше «Я» реального, то можно допустить наличие внутриличностного конфликта и (или) повышенного уровня невротизации.
  • Величина кружков других членов семьи свидетельствует об их значимости в глазах автора рисунка.

Расположение кружков относительно друг друга — о психологической дистанции.

  • Кто ближе всех к автору рисунка эмоционально, либо кто вызывает у автора наибольшее беспокойство (за этого человека), тот ближе нарисован.
  • Кружки, которые соприкасаются, говорят о тесном психологическом контакте или коалиции.
  • Удаленность одного кружка от других может указывать на конфликтные отношения в семье, переживание эмоционального отвержения.
  • Накладывание одного кружка на другой — слияние, симбиотическая связь, недостаточная дифференцированность (выделенность, отдельность) «Я». Об этом же может говорить изображение членов семьи в одну линию.
  • Кружок, который изображен выше всех, обозначает того, кто обладает, по мнению автора рисунка, большей властью. Ниже всех, соответственно, тот, кто самой меньшей.

Пространство круга

  • Круг — аналог жизненного пространства. Каждый член семьи, как и в жизни, бессознательно стремится занять столько места, сколько он заслуживает. Если в реальной и идеальной картинке человек «занимает» одинаковое пространство, он удовлетворен своим жизненным пространством, если нет — то не удовлетворён.
  • Член семьи, вызывающий наибольшую тревогу, изображается в виде сильно заштрихованного кружка или его контур обведен в несколько раз.

Завершение группы. Подведение итогов (10 мин)

Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая семья уникальна по-своему и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс.

Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий (10 мин). Прощание.

Приложение № 1. Анкета участников тренинга.

  1. Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?
  2. Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?
  3. Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?
  4. Что бы вы хотели добавить в программу, какую тему углубить?

Приложение № 2. Схема «Я — сообщения».

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение («Когда я…»).
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации («Я чувствую…»).
  3. Предпочитаемый Вами исход (« Мне хотелось бы»).

Если ребенок игнорирует ваше «Я — сообщение», то «Я — сообщение» дается по следующей схеме: «Я — сообщение» – Усиленное «Я — сообщение»: конкретное пожелание («Я хочу…») – Предупреждение о возможных санкциях («Я собираюсь сделать») – Реализация санкций.

Приложение № 3. Анкета «Оценка своих взаимоотношений с ребенком»

Родители оценивают свои взаимоотношения с ребенком по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

  1. Учеба, выполнение домашних обязанностей (уборка игрушек, вынос мусора и т.д.)
  2. Просмотр телевизора, игра на компьютере.
  3. Развлечения и досуг (куда пойти в выходной день, как отметить день рождение и т.д.)
  4. Покупка игрушек, игр.
  5. Покупка или выбор одежды.

Приложение № 4. Анкета «Методы воздействия на ребенка»

Оцените в баллах степень использования следующих методов воздействия на ребенка:

Всегда – 1 балл;
Часто – 2 балла;
Редко – 3 балла;
В исключительных случаях – 4 балла;
Никогда – 5баллов.

  1. Приказ, команда.
  2. Предупреждение. Угроза.
  3. Увещевание, пристыжение.
  4. Советы, готовые решения.
  5. Нотации, поучения.
  6. Критика, несогласие.
  7. Похвала, согласие.
  8. Насмешка, обзывание.
  9. Анализ поведения, интерпретация.
  10. Утешение. Поддержка.
  11. Допытывание, вопросы.
  12. Обращение в шутку.

Приложение № 7. Бланк стандартизированного наблюдения. Уровень коммуникативных навыков

навыки1б-низкий уровень2б-средний уровень3б-высокий уровень
Включенность в игровую деятельность   
Умение принимать правила   
Умение вербально выражать свои мысли   
Итого:Сумма 3-4 бСумма 5-6 бСумма 7-9 б

Список литературы

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Изд. «Речь» Санкт-Петербург 2000г.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как?
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =