Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011.)
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Новизна заключается в том, что в рамках данной программы обеспечивается комплексное гармоничное развитие личности, сочетание интеллектуального, духовного и физического совершенствования человека. Программа является личностно-ориентированной. Это предполагает признание педагогом приоритета развивающей личности перед другими задачами, а также раскрытие врождённых качеств каждого отдельного ребёнка.
Личностно-ориентированная программа реализует право каждого учащегося на овладение знаниями, умениями и навыками в индивидуальном темпе и объёме.
Актуальность программы обеспечивается методом единства педагогических требований. Педагогом поддерживается заинтересованность учащихся, их желание путешествовать, познавать новое, общаться, учиться и совершенствоваться.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Практическая значимость программы:
— Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.
— Формирование краеведческой культуры у младших школьников.
— Вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность.
Цель данной программы – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств — самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Планируемые результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ начального общего образования.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие;
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Должны знать:
- наиболее выдающиеся достопримечательности области
- названия наиболее известных улиц г.Облучье;
- названия рек Облученского района;
- животный и растительный мир Еврейской автономной области;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
- некоторых выдающихся людей – уроженцев области;
- историко-культурные достопримечательности;
- об истории и традициях родной школы;
- малые жанры устного народного творчества (загадки, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки);
Должны уметь:
- находить свой город на карте области;
- объяснять причины образования города;
- объяснять изображение на гербе;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;
- во время досуга и в праздники играть в народные игры и водить хоровод
Содержание курса
Содержание курса,1-II классы (33-34 ч.)
Введение в изучение родного края (1ч.). Знакомство с предметом «Введение в изучение родного края»: понятие «краеведение», его цели и задачи, связь с другими науками. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Родной край – частица родины (1ч.). Обзорная экскурсия по городу, знакомство с достопримечательностями города.
Улицы родного города (2ч.). Экскурсия по городу, знакомство с названиями улиц, чьё имя носят улицы, почему их так назвали. Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?»
«У природы нет плохой погоды» (4ч.). Сезонные экскурсии. Осенние, зимние, весенние и летние изменения в природе. Отличительные признаки.
«Заглянем в кладовые Земли» (1ч.). Знакомство с полезными ископаемыми Облученского района. Практическая работа.
Как люди используют богатства земных кладовых (2ч). Экскурсия на горно- обогатительный комбнат п. Известковое
Основные водоёмы нашей местности (2ч.). Знакомство с происхождением названий водоёмов Облученского района и их значением в жизни человека.
Экскурсия к водоёму (1ч.). Знакомство с растительным и животным миром водоёмов Облученского района
Растения нашего края (2ч.). Знакомство с растительным миром Облученского района.
Раннецветущие растения ЕАО. Красная книга РФ (2ч.). Знакомство с раннецветущими растениями ЕАО : какие растения обитают в районе, как сохранить численность растений, где растут. (экскурсия). Бережное отношение ко всему живому. Практическая работа по составлению Красной книги
Животные своей местности (2ч.). Знакомство с животным миром Облученского района: какие животные обитают в районе, чем питаются, охрана.
Народные промыслы нашей местности (4ч.). Знакомство с народными промыслами Облученского района, народными умельцами. Практическая работа: изготовление поделки.
Устное народное творчество (4ч.). Знакомство с устным народным творчеством: фольклором. Фольклор включает в себя пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки). Выполнение практической работы творческого характера: составление сказок, частушек, запись песен своих бабушек.
Основные предприятия нашей области (2ч.). Знакомство с предприятиями области. Заочная экскурсия.
Профессии наших родителей (2ч.). Знакомство с профессиями родителей, бабушек и дедушек, приглашение их в школу.
Ими гордится наш район (1ч.). Знакомство с интересными и знаменитыми людьми нашего города
Игра по станциям «Путешествие по родной области ». (1ч.). Урок обобщения.
Содержание курса, III класс (34 ч)
Путешествие в прошлое ЕАО (1ч.). Экскурсия в краеведческий музей.
В мире прекрасного (2ч.). ЕАО глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры ЕАО .
Исторические и памятные места(1ч.). Знакомство с памятными местами ЕАО . Обзорная экскурсия по ЕАО .
Народные промыслы ЕАО (3ч.). Знакомство с промыслами и умельцами ЕАО. Проведение практической работы.
ЕАО сегодня (1ч.). Достижения области в области образования, экономики, туризма.
Наш район на карте ЕАО (1ч.). (2ч.). Заочное путешествие по районам области.
Путешествие вглубь Земли (2ч.). Почвы ЕАО , рассматривание типов почв (практическая работа). Экскурсия.
Богатства подземных кладовых (2ч.). Полезные ископаемые области: гранит, известняк, уголь, олово.
«Голубое богатство» (2ч.). Вода, охрана воды от загрязнений, экономия воды в быту. Экологический десант к местному водоему, уборка водоемов от мусора.(р. Хинган)
Охраняемые природные территории (3ч.).
Красная книга природы (2ч.).
Труд красит Землю (4ч.). Основные отрасли промышленности ЕАО : металлургия, легкая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Мир профессий.
Люди земли (2ч.).
Экологическая тропа (2ч.). Практическая работа: посадка деревьев, кустарников, изготовление кормушек для птиц.
Игра – путешествие по земле родной (1ч.). Урок обобщения по материалу, изученному в 3 классе.
Содержание курса, IV класс (34 ч)
ЕАО область на карте России (1ч.)
Страницы истории (10ч.). Историческая карта, «лента времени», всемирное наследие, Биробиджан – центр нашей области. Творческие мастерские деятелей литературы, музыки, живописи, научные открытия и изобретения.
ЕАО в годы Великой Отечественной войны (8ч.). Летопись военного времени, «Дорога жизни», экскурсии по памятным местам, встречи с ветеранами войны.
Что даёт наш область стране (5ч.). Символика ЕАО, Полезные ископаемые, сельское хозяйство, промышленность. Профессии людей. Встречи с людьми разных профессий.
Сохраним для потомков (8ч.). Заповедные места области
Защита проекта «Будущее нашей области» (2ч.). Урок – защита проектов: сохраним и защитим природу ЕАО.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные уроки, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
- научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
- интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
- краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
- уникальность: наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.
- экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
- тематические праздники, КТД;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- походы;
- участие в районных, областных, международных конкурсах по краеведению;
- встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
- музейные уроки.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов (уроков) | ||||
1кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 1-4 кл. | ||
1 | Введение в изучение родного края | 1 | 1 | — | — | 1 |
2 | Родной край – частица родины | 1 | 1 | — | — | 1 |
3 | 1) Экскурсия. Улицы родного села 2) Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?» | 3 | 2 | — | — | 2 |
4 | «У природы нет плохой погоды» Осенние изменения в природе. | 2 | 1 | — | — | 1 |
5 | «Заглянем в кладовые Земли». | 1 | 1 | — | — | 1 |
6 | Как люди используют богатства земных кладовых | 1 | 2 | — | — | 2 |
7 | Основные водоёмы нашей местности. | 1 | 2 | — | — | 2 |
8 | Экскурсия к водоёму | 1 | 1 | — | — | 1 |
9 | Растения нашего края. | 1 | 2 | — | — | 2 |
10 | «У природы нет плохой погоды». Зимние изменения в природе. | 1 | 1 | — | — | 1 |
11 | Раннецветущие растения ЕАО. Красная книга РФ. | 1 | 2 | — | — | 2 |
12 | Животные своей местности. | 1 | 2 | — | — | 2 |
13 | Народные промыслы нашей местности | 4 | — | — | 4 | |
14 | «У природы нет плохой погоды» Весенние изменения в природе. | 2 | 1 | — | — | 1 |
15 | Устное народное творчество | 4 | — | — | 4 | |
16 | Основные предприятия нашего города (села) | 2 | — | — | 2 | |
17 | Профессии наших родителей. | 1 | 2 | — | — | 2 |
18 | Ими гордится наш район. | 1 | — | — | 1 | |
19 | «У природы нет плохой погоды» Летние изменения в природе. | 2 | 1 | — | — | 1 |
20 | Игра по станциям «Путешествие по родному краю». | 1 | 1 | — | — | 1 |
21 | Путешествие в прошлое области | — | 1 | — | 1 | |
22 | В мире прекрасного. | 1 | — | 2 | — | 2 |
23 | Исторические и памятные места | — | 1 | — | 1 | |
24 | Народные промыслы | 1 | — | 3 | — | 3 |
25 | Устное народное творчество. | — | 3 | — | 3 | |
26 | Область сегодня. | 1 | — | 1 | — | 1 |
27 | Наш район на карте | 1 | — | 1 | — | 1 |
28 | Города области. | 1 | — | 2 | — | |
29 | Путешествие вглубь Земли. | — | 2 | — | 2 | |
30 | Богатства подземных кладовых. | — | 2 | — | 2 | |
31 | «Богатство» области. | 1 | — | 2 | — | 2 |
32 | Охраняемые природные территории области | 1 | — | 3 | — | 3 |
33 | Красная книга природы | 1 | — | 2 | — | 2 |
34 | Труд красит Землю. | 1 | — | 4 | — | 4 |
35 | Люди земли ЕАО | — | 2 | — | 2 | |
36 | Экологическая тропа. | 1 | — | 1 | — | 1 |
37 | Итоговая контрольная работа | 1 | — | 1 | ||
38 | Игра – путешествие | — | 1 | — | 1 | |
39 | Область на карте России | — | — | 1 | 1 | |
40 | Страницы истории земли ЕАО | — | — | 10 | 10 | |
41 | Область в годы Великой Отечественной войны | 1 | — | — | 8 | 8 |
42 | Что даёт наш край стране. | 1 | — | — | 5 | 5 |
43 | Сохраним для потомков | — | — | 8 | 8 | |
44 | Защита проекта «Будущее нашего края» | — | — | 2 | 2 | |
Иnого: | 33 | 34 | 34 | 34 | 102 |