Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению для начальной школы « Тропинками родного края»


Автор: Ольга Викторовна Жданкина
Место работы: МБОУ СОО «Школа No2 г. Облучье»
Должность: учитель начальных классов


Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011.)

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Новизна заключается в том, что в рамках данной программы обеспечивается комплексное гармоничное развитие личности, сочетание интеллектуального, духовного и физического совершенствования человека. Программа является личностно-ориентированной. Это предполагает признание педагогом приоритета развивающей личности перед другими задачами, а также раскрытие врождённых качеств каждого отдельного ребёнка.

Личностно-ориентированная программа реализует право каждого учащегося на овладение знаниями, умениями и навыками в индивидуальном темпе и объёме.

Актуальность программы обеспечивается методом единства педагогических требований. Педагогом поддерживается заинтересованность учащихся, их желание путешествовать, познавать новое, общаться, учиться и совершенствоваться.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Практическая значимость программы:

— Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

— Формирование краеведческой культуры у младших школьников.

— Вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность.

Цель данной программы – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

Развивающие задачи: развитие личностных качеств — самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

Планируемые результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ начального общего образования.

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие;

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Должны знать:

  • наиболее выдающиеся достопримечательности области
  • названия наиболее известных улиц г.Облучье;
  • названия рек Облученского района;
  • животный и растительный мир Еврейской автономной области;
  • профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
  • некоторых выдающихся людей – уроженцев области;
  • историко-культурные достопримечательности;
  • об истории и традициях родной школы;
  • малые жанры устного народного творчества (загадки, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки);

Должны уметь:

  • находить свой город на карте области;
  • объяснять причины образования города;
  • объяснять изображение на гербе;
  • проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;
  • во время досуга и в праздники играть в народные игры и водить хоровод

Содержание курса

Содержание курса,1-II классы (33-34 ч.)

Введение в изучение родного края (1ч.). Знакомство с предметом «Введение в изучение родного края»: понятие «краеведение», его цели и задачи, связь с другими науками. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Родной край – частица родины (1ч.). Обзорная экскурсия по городу, знакомство с достопримечательностями города.

Улицы родного города (2ч.). Экскурсия по городу, знакомство с названиями улиц, чьё имя носят улицы, почему их так назвали. Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?»

«У природы нет плохой погоды» (4ч.). Сезонные экскурсии. Осенние, зимние, весенние и летние изменения в природе. Отличительные признаки.

«Заглянем в кладовые Земли» (1ч.). Знакомство с полезными ископаемыми Облученского района. Практическая работа.

Как люди используют богатства земных кладовых (2ч). Экскурсия на горно- обогатительный комбнат п. Известковое

Основные водоёмы нашей местности (2ч.). Знакомство с происхождением названий водоёмов Облученского района и их значением в жизни человека.

Экскурсия к водоёму (1ч.). Знакомство с растительным и животным миром водоёмов Облученского района

Растения нашего края (2ч.). Знакомство с растительным миром Облученского района.

Раннецветущие растения ЕАО. Красная книга РФ (2ч.). Знакомство с раннецветущими растениями ЕАО : какие растения обитают в районе, как сохранить численность растений, где растут. (экскурсия). Бережное отношение ко всему живому. Практическая работа по составлению Красной книги

Животные своей местности (2ч.). Знакомство с животным миром Облученского района: какие животные обитают в районе, чем питаются, охрана.

Народные промыслы нашей местности (4ч.). Знакомство с народными промыслами Облученского района, народными умельцами. Практическая работа: изготовление поделки.

Устное народное творчество (4ч.). Знакомство с устным народным творчеством: фольклором. Фольклор включает в себя пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки). Выполнение практической работы творческого характера: составление сказок, частушек, запись песен своих бабушек.

Основные предприятия нашей области (2ч.). Знакомство с предприятиями области. Заочная экскурсия.

Профессии наших родителей (2ч.). Знакомство с профессиями родителей, бабушек и дедушек, приглашение их в школу.

Ими гордится наш район (1ч.). Знакомство с интересными и знаменитыми людьми нашего города

Игра по станциям «Путешествие по родной области ». (1ч.). Урок обобщения.

Содержание курса, III класс (34 ч)

Путешествие в прошлое ЕАО (1ч.). Экскурсия в краеведческий музей.

В мире прекрасного (2ч.). ЕАО глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры ЕАО .

Исторические и памятные места(1ч.). Знакомство с памятными местами ЕАО . Обзорная экскурсия по ЕАО .

Народные промыслы ЕАО (3ч.). Знакомство с промыслами и умельцами ЕАО. Проведение практической работы.

ЕАО сегодня (1ч.). Достижения области в области образования, экономики, туризма.

Наш район на карте ЕАО (1ч.). (2ч.). Заочное путешествие по районам области.

Путешествие вглубь Земли (2ч.). Почвы ЕАО , рассматривание типов почв (практическая работа). Экскурсия.

Богатства подземных кладовых (2ч.). Полезные ископаемые области: гранит, известняк, уголь, олово.

«Голубое богатство» (2ч.). Вода, охрана воды от загрязнений, экономия воды в быту. Экологический десант к местному водоему, уборка водоемов от мусора.(р. Хинган)

Охраняемые природные территории (3ч.).

Красная книга природы (2ч.).

Труд красит Землю (4ч.). Основные отрасли промышленности ЕАО : металлургия, легкая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Мир профессий.

Люди земли (2ч.).

Экологическая тропа (2ч.). Практическая работа: посадка деревьев, кустарников, изготовление кормушек для птиц.

Игра – путешествие по земле родной (1ч.). Урок обобщения по материалу, изученному в 3 классе.

Содержание курса, IV класс (34 ч)

ЕАО область на карте России (1ч.)

Страницы истории (10ч.). Историческая карта, «лента времени», всемирное наследие, Биробиджан – центр нашей области. Творческие мастерские деятелей литературы, музыки, живописи, научные открытия и изобретения.

ЕАО в годы Великой Отечественной войны (8ч.). Летопись военного времени, «Дорога жизни», экскурсии по памятным местам, встречи с ветеранами войны.

Что даёт наш область стране (5ч.). Символика ЕАО, Полезные ископаемые, сельское хозяйство, промышленность. Профессии людей. Встречи с людьми разных профессий.

Сохраним для потомков (8ч.). Заповедные места области

Защита проекта «Будущее нашей области» (2ч.). Урок – защита проектов: сохраним и защитим природу ЕАО.

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные уроки, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как:

  • доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
  • наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
  • научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
  • интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
  • краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
  • уникальность: наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.
  • экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:

  • тематические праздники, КТД;
  • художественное творчество учащихся;
  • экскурсии и походы по родному краю;
  • устные журналы, беседы;
  • выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  • походы;
  • участие в районных, областных, международных конкурсах по краеведению;
  • встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
  • музейные уроки.

Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/пРазделы и темыКоличество часов (уроков)
1кл.2 кл.3 кл.4 кл.1-4 кл.
1Введение в изучение родного края111
2Родной край – частица родины111
31) Экскурсия. Улицы родного села
2) Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?»
322
4«У природы нет плохой погоды» Осенние изменения в природе. 211
5«Заглянем в кладовые Земли».111
6Как люди используют богатства земных кладовых122
7Основные водоёмы нашей местности.122
8Экскурсия к водоёму111
9Растения нашего края.122
10«У природы нет плохой погоды». Зимние изменения в природе.111
11Раннецветущие растения ЕАО. Красная книга РФ.122
12Животные своей местности.122
13Народные промыслы нашей местности 44
14«У природы нет плохой погоды» Весенние изменения в природе.211
15Устное народное творчество 44
16Основные предприятия нашего города (села) 22
17Профессии наших родителей.122
18Ими гордится наш район. 11
19«У природы нет плохой погоды» Летние изменения в природе.211
20Игра по станциям «Путешествие по родному краю».111
21Путешествие в прошлое области 11
22В мире прекрасного.122
23Исторические и памятные места 11
24Народные промыслы133
25Устное народное творчество. 33
26Область сегодня.111
27Наш район на карте111
28Города области.12 
29Путешествие вглубь Земли. 22
30Богатства подземных кладовых. 22
31«Богатство» области.122
32Охраняемые природные территории области133
33Красная книга природы122
34Труд красит Землю.144
35Люди земли ЕАО 22
36Экологическая тропа.111
37Итоговая контрольная работа  11
38Игра – путешествие 11
39Область на карте России 11
40Страницы истории земли ЕАО 1010
41Область в годы Великой Отечественной войны188
42Что даёт наш край стране.155
43Сохраним для потомков 88
44Защита проекта «Будущее нашего края» 22
Иnого:33343434102

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − один =