Программа внеурочной деятельности в кружке «Азбука пешеходных наук»


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Ступень обучения (класс) начальное общее образование (2–4-й класс).

Количество часов 102. Уровень базовый.

Программа разработана на основе учебно-методической литературы.

Продолжительность освоения – 3 года.

Возрастной диапазон начала освоения программы – 8–10 лет.

Направление – социальное.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате реализации программы

Учащиеся должны освоить:

  1. Дорожные знаки;
  2. Сигналы светофора;
  3. Виды транспорта;
  4. Причины  ДТП;
  5. Правила движения на велосипеде;
  6. Правила движения по дороге.

Учащиеся должны получить возможность научиться:

  1.  Ориентироваться в дорожных ситуациях;
  2. Оценивать свое поведение на дороге;
  3.  Объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.

Ожидаемые результаты.

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .
  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).

Таблица тематического распределения часов.

п.п.Содержание раздела, темыКоличество часов 2 классКоличество часов 3 классКоличество часов 4 класс
1Дорожная грамота.

10

10

10

2.Транспортные средства.

3

3

6

3Здравствуй, дорога! (Общие правила)

3

3

6

4Наш друг – светофор.

3

3

3

5Правила дорожного движения.

10

10

4

6Дорожные знаки

5

5

5

 Итого

34

34

34

Содержание программы

Тема 1-2. Правила поведения учащихся на улице и дороге.

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.

Как правильно вести себя на улице и при переходе проезжей части с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Перекрестки и их виды.

Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение.

Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет.

Пешеходная и велосипедная дорожки.

Составление маршрута «дом — школа — дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.

Тема 3. Остановочный путь и скорость движения.

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.

Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.

Тема 4. Пешеходные переходы.

Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе проезжей части.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 5. Нерегулируемые перекрестки.

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Тема 6. Регулируемые перекрестки. Светофор.

Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

Из истории светофора.

Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток.

Тема 7. Регулировщик и его сигналы.

Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.

Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией.

Инспектор дорожной полиции, его работа.

Тема 8. Где еще можно переходить дорогу.

Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Опасные ситуации, возникающие при таком переходе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах проезжей части (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 9. Поездка в автобусе и троллейбусе.

Обязанности пассажиров.

Правила пользования автобусом и троллейбусом.

Правила перехода улицы (дороги) при движении на остановку и после выхода из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая или троллейбуса).

Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 10. Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Правила перехода проезжей части при движении на остановку и после выхода из трамвая.

Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком.

Тема 11. Дорожные знаки и дорожная разметка.

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.

Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички.

Дорожная разметка, ее назначение и виды.

Тема 12. Где можно и где нельзя играть.

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.

Опасность игр вблизи железнодорожных путей.

Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

Тема 13. Первая медицинская помощь при травмах.

Виды травм: переломы, ушибы, раны, ссадины, ожоги и т.д.

Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное.

Тема 14.Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.

Практическое занятие по наложению давящей повязки и жгута-закрутки.

Практическое занятие по наложению косыночной, круговой и пращевидной повязок.

Тема 15. Ты — велосипедист.

Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур.

Тема 16. Поездка за город.

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог.

Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 17. Улица глазами водителей.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

— переход проезжей части в неустановленном месте, перед близко движущимся транспортом, на запрещающий сигнал светофора;

— неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия (автобуса, автомобиля, кустов);

— езда по проезжей части детей, не достигших 14-летнего возраста, на велосипеде;

— игра вблизи или на проезжей части.

Тема 18. Итоговое занятие.

Игра-соревнование по Правилам дорожного движения и как вести себя летом.

Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.

Согласно образовательному плану МБОУ СОШ № 2 на проведение занятий внеурочной деятельности клуба “Азбука пешеходных наук” на 2 – 4 класс начальной школы выделяется всего — 102 часа.

Из них во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Календарно-тематическое планирование 2 класс

п.п.

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

План

Факт

 Дорожная грамота.

10

  

1

Это должны знать все.

1

  

2

Улица полна неожиданностей.

1

  

3

Как правильно определить безопасный путь.

1

  

4

Практическое занятие. Безопасный путь домой.

1

  

5

Практическое занятие. Безопасный путь в школу.

1

  

6

Почему дети попадают в дорожные аварии.

1

  

7

Элементы улиц и дорог.

1

  

8

Дорожная разметка.

1

  

9

Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.

1

  

10

Практическое занятие. Где можно кататься на велосипеде.

1

  
 Транспортные средства

3

  

11

Виды транспортных средств.

1

  

12

Грузовой и легковой виды транспорта.

1

  

13

Конкурс на лучший рисунок.

1

  
 Здравствуй, дорога! (Общие правила)

3

  

14

Регулирование дорожного движения.

1

  

15

Взаимно вежливые отношения на дороге.

1

  

16

Викторина.

1

  
 Правила дорожного движения.

10

  

17

Где можно и где нельзя играть.

1

  

18

Где можно и где нельзя кататься на роликах, скейтбордах.

1

  

19

Где можно и где нельзя кататься на санках, лыжах.

1

  

20

Переход регулируемых перекрёстков.

1

  

21

Переход нерегулируемых перекрёстков.

1

  

22

Переход дороги с односторонним движением.

1

  

23

Переход дороги с двусторонним движением.

1

  

24

Правила посадки и высадки из общественного транспорта.

1

  

25

Правила поведения в общественном транспорте.

1

  

26

Переход дороги после выхода из общественного транспорта.

1

  
 Наш друг — светофор.

3

  

27

История возникновения светофора.

1

  

28

Виды светофоров.

1

  

29

Игра «Водители и пассажиры»

1

  
 Дорожные знаки.

5

  

30

Дорожные знаки.

1

  

31

Группы дорожных знаков.

1

  

32

Дорожные знаки для пешеходов.

1

  

33

Обобщающее занятие.

1

  

34

Экскурсия (закрепление пройденного материала)

1

  
 Итого:

34 ч.

  

Календарно-тематическое планирование 3 класс

п.п.

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

План

Факт

 Дорожная грамота.

10

  

1

Правила дорожные знать каждому положено.

1

  

2

История возникновения правил дорожного движения.

1

  

3

Улица, транспорт и пешеходы.

1

  

4

Скрытые опасности на дороге.

1

  

5

Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги.

1

  

6

Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения.

1

  

7

Остановочный и тормозной путь.

1

  

8

Встреча с работниками ГИБДД.

1

  

9

Викторина по правилам дорожного движения.

1

  

10

Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди.

1

  
 Транспортные средства

3

  

11

Рельсовый и безрельсовый транспорт.

1

  

12

Служба спасения, МЧС.

1

  

13

Конкурс детского рисунка.

1

  
 Здравствуй, дорога! (Общие правила)

3

  

14

Сигналы регулировщика.

1

  

15

Инспектор ГИБДД (регулировщик)– наш друг и помощник.

1

  

16

Викторина.

1

  
 Правила дорожного движения.

10

  

17

Движение пешеходов.

1

  

18

Права и обязанности пешеходов.

1

  

19

Конкурс рисунков «Нарушители».

1

  

20

Игры детей и дорожная безопасность.

1

  

21

Причины дорожных аварий.

1

  

22

Перекрёсток и опасные повороты.

1

  

23

Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением.

1

  

24

Железнодорожный переезд.

1

  

25

Правила перехода железной дороги.

1

  

26

Конкурс рисунков «Кто виноват?»

1

  
 Наш друг — светофор.

3

  

27

Знакомство с транспортом города.

1

  

28

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

  

29

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

1

  
 Дорожные знаки.

5

  

30

Запрещающие знаки.

1

  

31

Предписывающие знаки.

1

  

32

Знаки сервиса.

1

  

33

Экскурсия.

1

  

34

Обобщающее занятие.

1

  
 Итого:

34ч.

  

Календарно-тематическое планирование 4 класс

п.п.

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

План

Факт

 Дорожная грамота.

10

  

1

Вводный урок. Правильно веди себя на дороге.

1

  

2

Игра «Подскажи словечко»

1

  

3

Конкурс рисунков на асфальте «Дорога и я».

1

  

4

Практическое занятие. Отработка практических навыков.

1

  

5

Правила поведения в зоне жилых домов.

1

  

6

Один на дороге.

1

  

7

Мы на загородной дороге.

1

  

8

Переход дороги при плохих погодных условиях.

1

  

9

Правила поведения на дороге во время гололёда.

1

  

10

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

1

  
 Транспортные средства

6

  

11

Краткая история колеса.

1

  

12

Краткая история автомобиля.

1

  

13

Е.А.Яковлев — основоположник отечественного авто.

1

  

14

Что такое Автозавод?

1

  

15

Краткая история возникновения общественного транспорта.

1

  

16

Настольные игры по правилам дорожного движения.

1

  
 Здравствуй, дорога! (Общие правила)

6

  

17

А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?

1

  

18

А знаешь ли ты, из чего сделана машина?

1

  

19

А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?

1

  

20

Что такое правостороннее движение.

1

  

21

Тротуар – дорога для пешеходов.

1

  

22

Внимательный пешеход.

1

  
 Наш друг — светофор.

3

  

23

Транспортные и пешеходные светофоры.

1

  

24

Мигающий жёлтый свет.

1

  

25

Роль светофоров в организации движения.

1

  
 Дорожные знаки.

5

  

26

Дорожные знаки для пешеходов.

1

  

27

Дорожные знаки для водителей.

1

  

28

Виды дорожной разметки.

1

  

29

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

  

30

Игра «Знатоки дорожных знаков»

1

  
 Правила дорожного движения.

4

  

31

Катание на роликовых коньках.

1

  

32

Практическое занятие «Расчёт тормозного пути автомобиля»

1

  

33

Экскурсия «Я – пешеход».

1

  

34

Утренник «Знай правила движения как таблицу умножения»

1

  
 Итого:

34 ч.