Цель: Формировать у детей 4-7 лет представления о родном городе и ЕАО.
Задачи:
- знакомить детей с историей и культурой родного города, природным, социальным и рукотворным миром;
- создавать благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к своей семье, малой родине, толерантное отношение к народам других национальностей;
- познакомить детей с историей и современностью города
- воспитывать уважительное отношение к культуре родного города, развивать интерес к местным традициям.
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
- воспитание уважения к труду людей;
- дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях;
- познакомить с именами тех, кто прославил город.
- способствовать вовлечению родителей воспитанников (законных представителей) в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада для передачи культурно-исторического наследия.
Содержимое
Структура программы
Целевой группой программы стали дети 3-7 лет, родители и педагоги. Программа является оригинальной в части разработки системы по формированию знаний у детей 3-7 лет о малой родине, привлечения родителей как активных участников образовательного процесса, а также формирования механизма межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры и привлечение добровольцев к работе с детьми составлена по возрастным группам.
Она охватывает средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет) старшая группа и (6-7 лет) подготовительная к школе группа. Формирование представлений о родном городе решаются в ходе организованной образовательной деятельности и режимных моментах.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
Раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель : Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи :
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
Раздел «Вот эта улица, вот этот дом»
Цель: необходимость воспитания бережного отношения к малой родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи :
— Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края. Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
— Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
Раздел «Город, в котором я живу»
Цель : Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи :
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
4-5лет.
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном городе.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, района.
- Иметь представление о символике города, района.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа населяющего город .
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
6–7 лет.
- Краткие сведения об истории города, области.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг Еврейской Автономной области и своего города.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления о природе родного края.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Проект и программа помогли детям и родителям приобщиться к традициям родного города, не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, через проектную деятельность и программу воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине.
Философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Поэтому необходимо постоянно трудиться над собой, над совершенствованием своего мастерства. Мастерство воспитателя ‒ систематический, кропотливый труд, наполненный раздумьями и новыми открытиями.
В дальнейшей работе по краеведческому направлению буду уделять внимание формированию патриотического сознания: любовь к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу и области.
Проект и программа помогли детям и родителям приобщиться к традициям родного города, не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, через проектную деятельность и программу воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой родине.