ПРОГРАММА «Здесь дом родной для нас» (краеведение) (средний, старший дошкольный возраст


Автор: Владлена Михайловна Бабаченко
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 15» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Цель: Формировать у детей 4-7 лет представления о родном городе и ЕАО.

Задачи:

  • знакомить детей с историей и культурой родного города, природным, социальным и рукотворным миром;
  • создавать благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к своей семье, малой родине, толерантное отношение к народам других национальностей;
  • познакомить детей с историей и современностью города
  • воспитывать уважительное отношение к культуре родного города, развивать интерес к местным традициям.
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  • формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
  • воспитание уважения к труду людей;
  • дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях;
  • познакомить с именами тех, кто прославил город.
  • способствовать вовлечению родителей воспитанников (законных представителей) в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада для передачи культурно-исторического наследия.

Содержимое

Структура программы

Целевой группой программы стали дети 3-7 лет, родители и педагоги. Программа является оригинальной в части разработки системы по формированию знаний у детей 3-7 лет о малой родине, привлечения родителей как активных участников образовательного процесса, а также формирования механизма межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры и привлечение добровольцев к работе с детьми составлена по возрастным группам.

Она охватывает средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет) старшая группа и (6-7 лет) подготовительная к школе группа. Формирование представлений о родном городе решаются в ходе организованной образовательной деятельности и режимных моментах.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

Раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель : Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи :

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Познакомить детей с историей детского сада.

Раздел «Вот эта улица, вот этот дом»

Цель: необходимость воспитания бережного отношения к малой родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи :

— Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края. Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

— Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

Раздел «Город, в котором я живу»

Цель : Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи :

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

4-5лет.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, района.
  • Иметь представление о символике города, района.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа населяющего город .
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города, области.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг Еврейской Автономной области и своего города.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления о природе родного края.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Проект и программа помогли детям и родителям приобщиться к традициям родного города, не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, через проектную деятельность и программу воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине.

Философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Поэтому необходимо постоянно трудиться над собой, над совершенствованием своего мастерства. Мастерство воспитателя ‒ систематический, кропотливый труд, наполненный раздумьями и новыми открытиями.

В дальнейшей работе по краеведческому направлению буду уделять внимание формированию патриотического сознания: любовь к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу и области.

Проект и программа помогли детям и родителям приобщиться к традициям родного города, не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, через проектную деятельность и программу воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой родине.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + шестнадцать =