Психология в спорте


Автор: Евгения Перфильевна Безматерных
Место работы: МАОУДО «ЦДТ»
Должность: педагог-психолог


Система физического воспитания в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

В городе Биробиджане сложилась определенная система детско-юношеского спорта, где организационная и методическая роль принадлежит МАОУДО «Центр детского творчества», чьей целью является организация объединений по интересам в кружках, клубах, секциях, студиях для детей и молодежи. Объединения по интересам одновозрастные и разновозрастные создаются для работы с постоянным и переменным составом учащихся.

В МАОУДО «Центр детского творчества» организованы спортивный и туристический клубы, на которых я остановлюсь более подробно. В этих клубах занимается 862 человека. В спортивном клубе, в котором занимается 693 человека, работают секции по шести видам спорта: по плаванию, спортивной гимнастике, художественной гимнастике, футболу, вольной борьбе и самбо. Туристический клуб осуществляет программу «Спортивное ориентирование», в клубе занимается 169 ребят разного возраста. При МАОУДО «Центр детского творчества» еще работает подростковый клуб «Созвездие», в котором проводятся секции по футболу и настольному теннису, где занимаются и мальчики, и девочки.

В конце каждого учебного года я провожу собеседования с каждым педагогическим работником МАОУДО «Центр детского творчества», во время которого намечаю работу педагога-психолога для каждого педагога дополнительного образования по виду спорта и составляю план работы для каждого клуба.

В моем плане работы есть такой раздел, как психологическая диагностика, куда на каждый месяц учебного года я записываю тематику диагностики. Например, в октябре я провожу мониторинг адаптации обучающихся 1-го года обучения, так как в сентябре еще идет набор в группы первоклассников, только в феврале заканчивается диагностика по этому направлению. Для определения психоэмоционального состояния обучающихся я использую цветовой тест Люшера. При анализе полученных данных можно определить много показателей: уровень работоспособности и продуктивной деятельности, уровень тревожности, психологическое состояние обучающегося на момент поступления для обучения в клуб (стрессовое состояние, негативное или жизнерадостное, оптимизм и т.д), стремление к признанию, неуверенность в своих силах и другие. Интерпретируются результаты для каждого обучающегося, потом все данные сбиваю по параметрам для всей группы в процентном отношении. В заключении даю рекомендации педагогу с целью улучшения психоэмоционального состояния обучающихся группы. С ребятами провожу групповые и индивидуальные консультации с согласия родителей. Для этого в группах в феврале провожу тот же тест, сопоставляю результаты и делаю вывод: процесс адаптации завершен или нет. В зависимости от последнего результата намечаю коррекционные мероприятия.

Помимо диагностики, провожу наблюдение и беседы. При наблюдении за обучающимися во время тренировочного процесса можно определить степень стрессоустойчивости, способность ребятами разрешать простейшие конфликтные ситуации, степень развития умений и навыков, степень активности и самостоятельности, определить уровень сплоченности коллектива. Наблюдая за педагогом, можно определить умеет ли он создавать комфортные условия на занятиях, создавать мотивационное поле, использовать разнообразные методы и приемы на занятиях. Все это необходимо для коррекции плана работы по психологическому сопровождению образовательного процесса в МАОУДО «Центр детского творчества».

Занятия в спортивных клубах МАОУДО «Центр детского творчества» построены таким образом, что на первое место ставится не достижение высоких показателей в спорте, а формирование здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья детей.

Перед каждыми соревнованиями с ребятами провожу занятия и диагностику с целью снижения уровня тревожности, стресса, повышения мотивации для участия в соревнованиях.

Психологическая диагностика осуществляется по запросу педагогов или родителей. Благодаря диагностике можно изучить психологию личности обучающегося и педагога, обеспечить социально-психологическое сопровождение юных спортсменов.

Умелая психодиагностика состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, точнее спрогнозировать поведение спортсмена в экстремальных ситуациях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку.

Следует подчеркнуть, что в спортивный клуб зачастую приходят ребята со сложившимися нравственными убеждениями, определенным характером. Поэтому педагогам дополнительного образования приходится порой не только совершенствовать положительные нравственные стороны личности, но иногда приходится и перевоспитывать юного спортсмена. Именно духовное и физическое развитие человека в их совокупности создают облик культурной, разносторонней, целостной личности.

Образовательная функция, реализуемая в учебном процессе в МАОУДО «Центр детского творчества», включает в свое содержание формирование специальных знаний, двигательных умений и навыков.

Соревновательная функция связана с проведением спортивных состязаний разного масштаба и назначения, в которых участвуют обучающиеся. В процессе соревнования демонстрируют и сопоставляют спортивные результаты, как конкретизированное выражение деятельности системы тренировки данного направления спортивного клуба.

Обучающиеся спортивного направления занимают призовые места на международном, всероссийском, федеральном, межрегиональном и муниципальном уровнях.

И, наконец, еще одна важная функция, выполняемая спортивным и туристическим клубами – это функция отвлечения, направленная на реализацию «культурно-терапевтических» задач, она помогает отвлечь ребенка от бесцельного времяпровождения, от вредного влияния окружающей среды, социализируя юного спортсмена.

В МАОУДО «Центр детского творчества» может прийти любой ребенок, желающий заниматься творчеством, спортом вне школьной общеобразовательной программы, но не каждый может стать воспитанником спортивного клуба. Медицинское обследование – обязательное условие при поступлении ребенка в то или иное направление для занятий спортом. Ни каждый обучающийся спортклуба свяжет свою жизнь с профессиональным спортом, но, несомненно, спорт окажет благотворное влияние на жизнь юного спортсмена.

Изучение психологии людей, занимающихся спортом с детства и успешно построивших свою постспортивную карьеру показывает, что многие закономерности развития современного человека как личности, выявленные с помощью психологических методов в условиях спорта, могут быть перенесены на другие виды профессиональной деятельности человека. Например, такие качества, как дружелюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, формируемые в спорте, нужны человеку в его трудовой жизни, а такие психомоторные свойства, как быстрота реакции, выносливость, концентрация внимания и др., являются необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Спорт формирует личность посредством духовного стремления к физическому совершенству, к успеху, в движении, в напряжении, в преодолении себя и соперников в соревнованиях.

Успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка к соревнованиям — это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях.

Соревновательный опыт ‒ важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование ‒ это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях — это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.

Следовательно, организация психологической подготовки к соревнованиям в МАОУДО «Центр детского творчества» направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью является адаптация к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизация реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

Уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной степени психологической готовности. Поэтому я осуществляю два типа психологической подготовки юных спортсменов к соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнованию.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки включаю мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер — это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по- настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он и в тренировочном процессе.

Основные критерии спортивного характера: стабильность выступлений на соревнованиях; улучшение результатов от соревнований к соревнованиям; высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными; лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется: спокойствием спортсмена в экстремальных ситуациях; уверенностью спортсмена в себе, в своих силах; боевым духом спортсмена.

Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели. Единство этих черт спортивного характера обусловливает состояние спокойной боевой уверенности.

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание.

Методы и психопедагогические мероприятия использую с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.

Лекции и беседы направлены на психологическое образование юных спортсменов. Их содержание включает в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т. п. Основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение, дополненное в необходимые моменты и в нужной форме внушением (равно как центральное в саморегуляции ‒ это самовнушение-самоубеждение).

Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия ‒ внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.

Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод ‒ самовнушение.

Процесс воспитания будет мало эффективным, если спортсмен не занимается самовоспитанием. Успешному переходу от воспитания к самовоспитанию в спортивной деятельности способствует ряд условий, которые учитывают в своей работе спортивные педагоги центра детского творчества: сравнительно высокий уровень самостоятельности юных спортсменов по отношению к школьникам, не занимающимся спортом; стремление к самопознанию в различных ситуациях, познанию своих соперников и товарищей по команде; наличие интереса к овладению методами саморегуляции, регуляции своих эмоциональных состояний, особенно при спортивных неудачах и поражениях; наличие у многих занимающихся «идеала», к которому они стремятся (выдающегося спортсмена, чемпиона, сильного, волевого человека); ведение дневников самоконтроля. Задача педагога – помочь юным спортсменам в реализации данных условий.

Также действенную помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

Самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того, чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно часто и эффективно используют педагоги в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче специальных знаний.

Кроме того, используются следующие способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в особенности о соперниках; пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования; правильное определение и формулировка цели участия в соревновании; формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании; вероятное программирование соревновательной деятельности.

Завершающим этапом всей психологической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательных упражнений:

Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

Товарищеские встречи проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.

Психофизические упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.

Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов.

Психическая напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.

Контроль и регуляция темпа движений и речи.

Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить необходимость спешки.

Специальные дыхательные упражнения.

Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается высоко эффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения.

Разрядка. Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).

Самовнушение.

В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит принцип использования словесных формул).

Самоубеждение.

Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим.

Регулирование цели.

Это умение вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии эмоциональной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.

В спортивной тренировке, особенно в учебно-тренировочных группах (УТГ), знание индивидуальных особенностей спортсменов – это путь предупреждения состояния перетренированности, путь достижения спортсменом высоких результатов без ущерба для полноценного здоровья его организма и психики.

Например, использую часто анкету «Шкала отношений спортсмена к предстоящим соревнованиям» и другие диагностики.

Мониторинг этого обследования показывает прямую зависимость уровня готовности к соревнованиям, желание соревноваться, собственной самооценки и оценки готовности соперника с результатами, показанными ребятами на соревнованиях. Это наблюдение позволяет корректировать психологическое состояние еще до соревнований, что приводит к ситуации успеха юных спортсменов.

Для примера: интерпретация полученных данных в ходе анкетирования «Отношение к предстоящим соревнованиям» обучающихся учебно-тренировочной группы, отделение плавание. Присутствовало 12 человек (оптимальная наполняемость одной группы).

Выяснилось следующее:

— Показатель уверенности в себе: высокая готовность к соревнованиям у 75% обучающихся, у 25% ‒ средний уровень уверенности.

— Показатель восприятия и оценки возможностей соперников: высокая оценка готовности соперников ‒ 33%, средний уровень оценки ‒ 58%, низкая оценка возможностей соперников ‒ 9% (1чел.)

— Показатель желания участвовать и значимость соревнования: высокая субъективная значимость соревнования и большое желание выступать ‒ 42%, средний уровень ‒ 42%, отсутствие желания соревноваться ‒ 16% (2 чел.)

Показатель самооценки спортсмена: высокая самооценка ‒ 67%, средняя самооценка ‒ 33%.

Таким образом, у ребят высокая готовность к соревнованиям, в большинстве своем уверены в себе. Недооценивают уровень подготовки соперников, да и огромного желания соревноваться не наблюдается. Рекомендации: провести беседу о роли соперника в соревновании.

После возвращения с соревнований выяснилось, что только 3 человека из 7, принявших участие в соревнованиях, заняли призовые места. Интерпретация данных анкетирования подтвердилась результативностью на соревнованиях ДФО.

В спортивном клубе на секции вольная борьба обучающиеся в основном из младшего и среднего школьного возраста. Ребята, зачастую хорошо и упорно занимаясь в зале борьбы в центре детского творчества, не могут показать достойных результатов на соревнованиях на чужой территории. Страх, скованность действий приводят к низким результатам в спаррингах. Перед педагогом-психологом и педагогом стоит задача ‒ обучить ребят способам саморегуляции, убедить их, что соревнование является неотъемлемым атрибутом спорта, путь в спорте не обходится без поражений и неудач, а настоящим спортсменом можно стать только тогда, когда научишься эти неудачи преодолевать.

Например, тревожность в той или иной мере свойственная всем людям, уча­ствующим в спорте и ориентированным на успех или избегание неудачи в соперничестве в соревнованиях. При этом, как это ни странно, существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» для каждого спортсмена, мобилизующий его на достижение наилучшего в данных условиях результата спортивной деятельности.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания педагога, психолога, ибо высокая тревожность предполагает склонность спортсменов к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях. В этом случае педагогу в работе со спортсменом полезно снизить субъективную значимость соревновательной ситуации и задач предстоящей деятельности, т. е. перенести акцент на осмысление самого процесса его предстоящей соревновательной деятельности и формирование у спортсмена чувства уверенности и успеха на основе принятых вариантов; тактических действий на соревнованиях даже в том случае, если соперники сумеют противопоставить спортсмену что-то другое. Это побудит спортсмена думать не о результате соревнований, а о своих действиях в соревновании, что оптимизирует уровень его реактивной тревожности.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности спортсмена. Такие выводы можно сделать после измерения ситуативной тревожности спортсмена через тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (автор Ч.Д. Спилберг.).

Занятия в спортивном клубе построены таким образом, чтобы на первом месте были не достижения высоких показателей в спорте, а массовость, формирование здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья детей.

Перспективная психологическая подготовка заключается в комплексном использовании различных мероприятий:

1. Комплексное врачебное обследование.

2. Психологическая диагностика.

2. Морально-волевая подготовка. Очень важно выработать умение сдерживать эмоции, целеустремленность, самостоятельность, решительность и смелость, настойчивость, выдержку и самообладание. Работать над самооценкой. Неуверенность приводит к раннему напряжению перед стартом, что приводит к «перегоранию», а это ‒ проигрыш.

3. Аутогенная тренировка для воздействия на свое психическое состояние. Лучше всего, если спортсмен при подготовке к соревнованиям не думает о том, чтобы занять первое место. Следует внушать себе, что главное в спорте – не только сама победа, а тот труд, который вложен в ее достижение. Внушать, что соревнование ‒ это как заметка в газете. Сегодня ее читают, а завтра забыли, так стоит ли из-за этого так волноваться. Так себя надо убеждать за 14-30 дней до соревнований.

4. Создание спокойного тренировочного фона.

5. Повышение общего культурного фона спортсменов через развитие литературно-художественного вкуса.

В индивидуальных беседах со спортсменами значительно полезнее подчеркивать сильные стороны, акцентируя внимание не на выигрыше, а на необходимости сделать все возможное для победы.

Строгое соблюдение привычного режима дня. Необходимо помнить, что именно обычное поведение для того или иного человека перед соревнованиями способствует хорошему выступлению. Перед сном полезно прогуляться, потом принять теплую, но не горячую ванну и лечь в постель.

Спортсмен при подготовке к соревнованиям не должен находиться без дела – надо гулять, заниматься любимым делом, чтением.

Как можно чаще тренироваться на «чужом поле», специально приглашать зрителей, как болельщиков.

За день до соревнований: представьте себя великим спортсменом тем, кто поражает вас своим мастерством. Постарайтесь «увидеть мысленно», используя «внутренний взор», как он выполняет то или иное упражнение. В «уме» пройти еще раз всю дистанцию «про себя». Не использовать слова «нет», «я не могу», говорить – «я постараюсь», то есть давать себе право на ошибку.

В период соревнований: оставшееся до старта время не следует проводить на трибунах или под яркими лучами солнца. Не встречаться с вероятными противниками. На старте ‒ дыхание глубокое, свободное, мышцы «играют». Сосредоточиться на выполнении четко сформулированной и осмысленной задаче.

После соревнований: выводы из результатов своих и соперников. После самого лучшего результата тоже необходимо отыскать скрытые резервы, чтобы его можно было ещё повысить!

Только при каждодневном бережном отношении друг к другу можно создать сплоченный и боеспособный коллектив.

Рекорды для спортсменов невозможны без длительных всё возрастающих тренировочных нагрузок, но и без психологической подготовки тоже.

С ребятами проводятся беседы, в которых я акцентирую внимание на необходимость соблюдения определенных правил, которые помимо постоянного тренировочного процесса, принесут удачу в соревнованиях.

Беседы о ценности жизни, о важности позитивного мышления – неотъемлемая часть психологической подготовки юного спортсмена, хотя с первого взгляда может показаться ‒ зачем ребятам это? Однако все, о чем говорится во время занятий с ребятами имеет непосредственное отношение к формированию социализированной личности.

По своей структуре тренерская деятельность несет в себе многие характеристики организаторской деятельности, воспитательный эффект которой трудно переоценить, ибо педагог дополнительного образования в роли тренера воздействует на юного спортсмена не только методами обучения и спортивной тренировки, сколько своей личностью. Поэтому психологическое состояние тренера имеет немаловажное значение в образовательно-воспитательном процессе.

Постоянно посещая открытые занятия педагогов, анализируя умение педагога стимулировать мотивы обучения, стиль взаимоотношений с обучающимися, степень воспитательного воздействия на них, можно с уверенностью сказать, что тренер и юный спортсмен ‒ это единое целое и взаимовлияние их друг на друга велико. Если появляются какие-либо замечания, то при обсуждении открытого занятии происходит взаимообмен мнениями, приводящими к улучшению образовательного и воспитательного процессов. Индивидуальные консультации для педагогов в течение учебного года являются обязательным условием их педагогической деятельности.

Ежегодно провожу психолого-педагогические семинары разнообразной тематики, например, «Развитие креативной личности в условиях дополнительного образования», «Манипулирование в педагогической деятельности», «Основные методы психолого-педагогической диагностики», где кроме теоретической части педагогам предлагается большая практическая работа, упражнения, методики из которой можно использовать в своей работе.

На методических объединениях студий и клубов рассматриваю вопросы обучения навыкам саморегуляции педагогов, способам преодоления синдрома «выгорания», проводу экспресс диагностики для определения психоэмоционального состояния педагогов.

Какая мать, какой отец не хотят, чтобы их дети были счастливы в жизни, осуществили бы свои мечты. И каждый из них, опираясь на свое разумение, жизненный опыт, а также на знания, вынесенные из прочитанных книг, из интернета, стараются как можно лучше воспитать своих детей, возлагая на них обязанность осуществить через них мечты родителей.

Настроенные воспитывать своих детей только хорошо, родители вдруг обнаруживают, что их педагогическая система дает сбой: занятия спортом не вызывают у ребенка никакого интереса, нет высоких результатов в соревнованиях, его постоянно тянет к пустому времяпровождению, у него трудно складываются отношения с одногруппниками. Родители начинают выяснять, почему это происходит. Зачастую просто пишут заявление о прекращении занятий ребенком или вообще без объяснения причин обучающийся пропадает с молчаливого согласия родителей. Проблемы не решены – ребенок ничего не преодолел, не понял, как личность не вырос. Ведь все сложнее непонятные для родителей действия и поступки растущего человека лишь следствие взаимосвязанных и влияющих друг на друга факторов.

Родители будущих звезд спорта играют ключевую роль в становлении и развитии своих детей, поэтому на родительских собраниях или в индивидуальных консультациях с родителями я веду речь об ошибках, которые допускают родители при воспитании юного спортсмена, и о правилах создания условий для формирования спортивных качеств их ребенка, о постулатах воспитания.

Вывод. Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов сложилась определенная система совместной работы педагога дополнительного образования и педагога-психолога. Многое в подготовке обучающихся к соревнованиям делается педагогами дополнительного образования, выступающими в роли тренера, но большая работа психологической подготовки отводится педагогу-психологу учреждения.

Важно знать, что ни одна даже самая лучшая методика не сможет дать всестороннюю психологическую характеристику личности спортсмена. Поэтому только системный, комплексный подход к изучению личности спортсмена, умелая и грамотная интерпретация методик сможет дать объективную характеристику команде и спортсмену. Ошибки в оценке результатов недопустимы.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − два =