Путешествие по сказкам: интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи с детьми средней группы


Автор: Наталия Витальевна Гордейчук
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 29" г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Краткая аннотация: Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» предназначена для детей 4-5 лет. Составлена в игровой форме: путешествие по стране сказок, с целью расширить и активизировать словарь детей на материале сказок. Рекомендуется воспитателям детского сада.

Актуальность. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Основная образовательная область: «Речевое развитие».

Раздел: «Развитие речи и чтение художественной литературы»

Интегрируемые образовательные области:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие».
  • «Физическое развитие».
  • «Музыкальное развитие»

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Форма проведения: «Путешествие».

Программные задачи :

Образовательные: Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках. Упражнять детей в умении отвечать на вопросы и задавать их.

Развивающие: Развивать любознательность, память, зрительное и слуховое внимание . Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи. Развивать умение согласовывать свои действия с партнёрами.

Воспитательные: Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам, интерес к художественной литературе, доброжелательное отношение к друг к другу.

Словарная работа: волшебная, мудрая, загадочная, необыкновенные события.

Оборудование: выставка книг (русские народные сказки), письмо, телефон,компьютерная презентация к Д/и «Узнай сказку по предметам», «ковёр самолёт», маски для сказки «Репка», разрезная картинка к сказке «Гуси-лебеди», мольберт, магниты, книга сказок.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, отгадывание загадок о героях сказки, чтение русских народных сказок, театрализация сказки «Репка», разучивание подвижной игры «Баба-Яга», дидактическая игра «Собери целое».

Методические приёмы: беседа о сказках, проблемная ситуация «Письмо от Бабы Яги», полёт на «ковре самолёте», дидактические игры: «Узнай сказку по предметам», «Собери целое», подвижная игра «Баба Яга», отгадывание загадки о сказочном герое, рассматривание иллюстраций в книге «Сказки».

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и скажем громко «Доброе утро».

Я желаю, чтобы у всех вас утро было не только добрым, но и интересным, сказочным.

Ребята, сегодня я вас приглашаю в книжный уголок. Посмотрите какая у нас выставка книг, а что это за книги? (сказки)

Беседа о сказках

— А какие это сказки? (русские народные)

— Почему сказки называют народными? (потому что их сочинил русский народ)

— Что такое сказка? (Сказка ‒ это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, вещи, птицы)

— А как можно сказать о сказке, какая она? (Волшебная, умная, интересная, добрая,загадочная, радостная, мудрая и т. д.)

— А как сказки заканчиваются? (Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец, мы

радуемся вместе с героями)

— Ребята, а вы любите сказки?

— Я тоже люблю сказки читать, слушать, смотреть по сказкам мультфильмы. Мне так хочется сегодня отправиться в путешествие по сказкам! Хотите вместе со мной? Но прежде чем отправиться, нам надо с вами отгадать загадку:

В небесах и на земле скачет баба не метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Сказки все украла и письмо прислала.
(Баба Яга)

Воспитатель: Странно, в загадке говорится, что Баба Яга украла сказки и прислала письмо! Где же это письмо? (дети ищут и находят письмо, которое лежит между книг) Давайте откроем и прочитаем.

«Пишет вам Баба Яга, костяная нога. Я у вас побывала, всех героев сказок украла, теперь они мои».

Воспитатель: Ребята, как же мы отправимся в путешествие по сказкам? Давайте мы ей позвоним и узнаем, зачем она это сделала. (звонит по телефону)

Разговор с Бабой Ягой

Воспитатель: Здравствуй, Баба Яга, звонят тебе из группы №13, детского сада № 29. Мы нашли твоё письмо. К тебе есть вопрос. Ты забрала всех героев сказок?

Баба Яга: Да забрала. Они вам не нужны…

Воспитатель: Как это они нам не нужны? Наши дети очень любят сказки, и мы хотели отправиться в путешествие по сказкам. Но мы не можем этого сделать без сказочных героев. Не будешь ли ты так любезна, к нам прилететь?

Влетает Баба Яга на метле
Фу-фу, русским духом пахнет…
Что это вы меня без дела вызываете?

Воспитатель: Баба Яга, отдай нам пожалуйста, всех героев сказок.

Баба Яга: Сказки любите? (да) И много сказок вы знаете?

Воспитатель: Наши ребята знают много сказок, вот послушай.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Три медведя, Теремок,
Колобок ‒ румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
Этим сказкам каждый рад!

Баба Яга: Я тоже живу в одной из сказок.

Воспитатель: А из какой ты сказки?

Баба Яга: Вы узнаете, когда вместе со мной полетите и выполните все мои задания, за каждое задание вы будете получать кусочек сказки.

Воспитатель: Ребята, согласны с Бабой Ягой полететь? (да) А на чем мы полетим?

Баба Яга: На ковре-самолете. Садитесь все удобно, полетели. (музыка)
Раз, два, три наш ковер в страну сказок лети……
Всё мы прилетели. (дети садятся на стулья)

Баба Яга:

Итак, первое задание «Отгадать загадку»:
Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все кого он попросил.
(репка)

Баба Яга: Назовите мне героев сказки «Репка» Хорошо, правильно.

А вы хотите ими стать? Выходите и одевайте шапочки.

Сделайте живую картинку, как все герои тянули репку. А я вас сейчас сфотографирую и сравню со своей картинкой, у меня в телефоне всё есть…

Выполнили задание правильно, молодцы! Я даю вам кусочек сказки
Воспитатель: Баба Яга, а сама-то ты сказки знаешь?
Баба Яга: Конечно, знаю, даже лучше, чем вы!
Воспитатель: Сейчас мы тебя и проверим!

Второе задание

Д/и «Узнай сказку по предметам» (Баба Яга отвечает неправильно)
1. Печка, лавочка, скалочка… («Лисичка со скалочкой»)
2. Три ложки, три стула, три кровати… («Три медведя»)
3. Домик из соломы, из веток, из кирпича … («Три поросёнка»)

Воспитатель: Баба Яга, ребята за тебя все сказки угадали, давай нам за это задание кусочек сказки. (Баба Яга отдаёт второй кусочек)

Баба Яга: Какие вы начитанные, много сказок знаете. А вот играть наверно не умеете… Хочу проверить!

3 задание

П.и «Баба Яга»
Бабка — Ёжка, костяная ножка,
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом говорит –
У меня нога болит…(догоняет на одной ноге)

Баба Яга: Молодцы! Играть вы тоже умеете! Заслужили последний кусочек сказки.

Воспитатель: Я попрошу (имя ребенка) собрать картинку из кусочков.

Д/и «Собери картинку сказки из частей»

Воспитатель: Ребята, так из какой сказки к нам прилетела Баба Яга? (Гуси-лебеди)

Баба Яга: Молодцы! Много сказок вы знаете! Отдаю вам всех героев сказок. Вот они в этой большой книге. (вручает) Когда всё прочитаете, очень много нового и интересного узнаете. А мне пора улетать в свою сказку. (улетает под сказочную музыку)

Воспитатель: Ребята, и нам пора в детский сад возвращаться. Садитесь удобно на ковер-самолет и полетели. Раз, два, три наш ковер в детский сад лети. (музыка) Ребята, давайте пролистаем нашу книгу, здесь много новых, интересных сказок, как здорово, что Баба-Яга её нам отдала.

Воспитатель: Прилетели. Давайте поместим книгу в книжный уголок. Теперь мы можем путешествовать с вами, когда захотим.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 9 =