Рабочая программа кружка исследовательского обучения «Я – исследователь» (в рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС)


Автор: Лариса Владимировна Назарчук
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера»
Должность: учитель начальных классов


Пояснительная записка

Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

Программа “Я ‒ исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Её актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель и задачи программы «Я – исследователь»

Цель программы создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

— формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

— обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и создании проектов;

-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

— развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Место исследовательской деятельности по программе

«Я – исследователь» в учебном плане

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с. Птичник на исследовательскую деятельность во 2 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости в год.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектно – исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т. д. Данный вид деятельности предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии

Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

Основные разделы программы

Предлагаемая программа учебно-исследовательской дея­тельности учащихся состоит из трех относительно самостоя­тельных подпрограмм:

самостоятельная исследовательская практика;

тренинг исследовательских способностей;

мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы ‒ проведение учащимися са­мостоятельных исследований и выполнение творческих про­ектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского по­иска постепенно возрастает.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательско­го поиска.

К ним мы относим знания, умения и навыки:

видеть проблемы,

ставить вопросы.

выдвигать гипотезы,

давать определение понятиям,

классифицировать,

наблюдать,

проводить эксперименты,

делать умозаключения и выводы,

структурировать материал,

готовить тексты собственных докладов,

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осущест­вляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляю­щие собой самостоятельные звенья общей цепи. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо ос­воить практику презентаций результатов собственных иссле­дований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Часы учебного материала

Плановые сроки прохождения

1

Тренинг исследовательских способностей

16 ч.

I полугодие

2

Самостоятельная исследовательская практика

14 ч.

III четверть

3

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

4 ч.

IV четверть

Содержание предмета

Тренинг исследовательских способностей.

Развитие умений видеть проблемы.

Задачи: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета?», «Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна сюжетов много».

Экскурсии: «Почему светит солнце?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?» «Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?».

Задания: исследовать и нарисовать: осенние листья, семена каштанов, деревья, яблоки (форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев).

Развитие умений выдвигать гипотезы.

Задачи: «Найди возможную причину события», «При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

Развитие умений задавать вопросы.

« .Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « .Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных».

Развитие умений давать определения понятиям

Загадки, игра « Трудные слова».

Развитие умений классифицировать.

«Продолжи ряд», «Набор картинок», задачи на классификацию с явными ошибками.

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

«Почему металлические корабли не тонут, а ножи, вилки и гвозди тонут?»

Развитие умения наблюдать.

«Парные картинки, содержащие различия».

Экскурсия-наблюдение за воробьями ( .Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковую окраску? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивые или есть среди них драчливые? Все ли они любят есть одно и то же?

Развитие умений и навыков экспериментирования.

Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам?).

Развитие умений высказывать и оценивать суждения.

Работа с матрицей для оценки идей.

Задачи: «Проверь правильность утверждений», «Проверьте правильность ответа?»

Учимся делать умозаключения и выводы.

Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

Развитие умений создавать метафоры.

Ответы на шутливые вопросы. «Объясните значение выражения». Задачи на развитие мышления. Задачи на основе приёмов творческого воображения. Пиктограмма или графический образ мысли.

Самостоятельная исследовательская практика.

  • Этапность детских учебных исследований

  • Выделение и постановка проблемы(выбор темы исследования)

  • Выработка гипотез

  • Поиск и предложение возможных вариантов решения

  • Сбор материала

  • Обобщение полученных данных

  • Подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.,)

  • Защита

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

  • Что я об этом знаю?

  • Какие мысли я могу высказать про это?

  • Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

  • Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

  • Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

  • Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

  • Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

  • Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

  • Защита итогов исследования и проектирования.

  • Участие в конференции « Юный исследователь».

Календарно-тематическое планирование для 2 класса

п/п

Наименование тем

Кол-во
часов

Дата

Тренинг исследовательских способностей 16 часов

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

 

2-3

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2

 

4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

 

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

1

 

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1

 

7

Игра «Историческое моделирование»

1

 

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

 

9

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

 

10

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

1

 

11

Развитие умения видеть проблемы.

1

 

12

Развитие умения выдвигать гипотезы.

1

 

13

Развитие умений задавать вопросы.

1

 

14-15

Развитие умений давать определение понятиям.

2

 

16

Развитие умений классифицировать.

1

 

Самостоятельная исследовательская практика 14 часов

17

Задачи на классификацию с явными ошибками.

1

 

18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1

 

19

Развитие умений наблюдать

1

 

20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1

 

21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

 

22

Эксперименты с домашними животными.

1

 

23

Как оценивать идеи.

1

 

24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

1

 

25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1

 

26

Развитие умения создавать метафоры.

1

 

27

Развитие умений создавать тексты.

1

 

28

Методика работы с текстом.

1

 

29

Учимся выделять главную идею.

1

 

30

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание

«Рассказ на заданную тему».

1

 

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 4 часа

31-34

Защита проектов.

4

 

Личностные и метапредметные результаты

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  1. формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

— основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 16 =