Разработка программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних


Составители: А.П. Ремпель, В.В. Исаева, Л.Г. Евстигнеева
Место работы: ОГАОУ ДПО «ИПКПР»


Содержимое

Общие положения

Пребывание ребенка в образовательной организации целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Воспитание законопослушного гражданина – одна из центральных задач российской школы. От её решения во многом зависит успех всей воспитательной работы. Важно формировать положительное отношение несовершеннолетних к закону, знакомить детей и подростков с особенностями системы права, формировать у них правовую компетентность и правовое самосознание в целом.

В ст. 14.5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999 г. подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных организаций программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Законопослушное (нормативное) поведение – это устойчивое поведение человека, при котором он следует наиболее важным социальным нормам, стремится поддержать общественный порядок и равновесие, сохраняя при этом собственную индивидуальность.

Законопослушное поведение предполагает соблюдение правовых норм, при сознательном подчинении требованиям закона. Правовые нормы в этом случае используются добровольно, на основе сформированного правосознания.

Правосознание – это совокупность правовых представлений, установок, взглядов и идей, чувств и эмоций и других проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (к действующему или желаемому праву, юридической практике, правам и свободам гражданина и т.д.). Правосознание это одна из форм общественного сознания, позитивная или негативная реакция людей на правовую реальность.

Законопослушное поведение «работает» благодаря самоконтролю личности. Следовательно, в содержании понятия «законопослушное поведение» заложен баланс между принятием социальных норм, следованием им и сохранением внутреннего равновесия между чувством долга и реальным поведением индивида, правовой культуры личности.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Важно, чтобы дети хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, правомерного поведения и правонарушений, юридической ответственности, знали систему правоохранительных органов РФ.

Таким образом, образовательная деятельность, направленная на формирование законопослушного поведения личности несовершеннолетних, должна включать единство двух компонентов:

1) Воспитание и развитие правовой культуры несовершеннолетних (нормативное правовое пространство);

2) Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей личности несовершеннолетних (пространство формирования и развития личности).

Цель данных методических рекомендаций – оказание помощи образовательным организациям в разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Программы образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части формирования законопослушного поведения, должны содержать разделы, включающие:

— деятельность по формированию у несовершеннолетних правовой культуры;

— деятельность по духовному и нравственному развитию детей и подростков, воспитанию чувства патриотизма, гражданственности и ответственности;

— деятельность, направленную на повышение правовой культуры и правовой грамотности родителей (законных представителей) несовершеннолетних;

— индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

— деятельность по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в воспитании и обучении несовершеннолетних.

Кроме того, программы образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях, должны обеспечивать межведомственный характер, то есть включать в профилактическую деятельность субъектов профилактики (сотрудники силовых структур, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, медицинские работники и т. п.).

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушение несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Административное правонарушение противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Законопослушное поведение это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания.

Несовершеннолетний лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Правовая компетентность это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого комплекса является правовое образование, формирование политического и правового сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям политической и правовой жизни общества, умение давать собственную оценку политическим и нравственным явлениям.

Правомерное поведение качественная характеристика (свойство) фактических действий, деятельности, отображающая их правомерный характер; это единичные или совокупные юридически значимые деяния, качество которых дает основание сделать вывод об их соответствии праву.

Правомерное поведение – это особая разновидность юридически значимого поведения, которое характеризуется следующим: отвечает интересам общества, государства и граждан (гражданское образование); соответствует требованиям права, поскольку связано с осуществлением субъективных прав и юридических обязанностей (правовая культура); вызывает позитивные юридические последствия (ответственность); обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной поддержкой государства (просвещение). Законопослушное поведение можно рассматривать как комплекс ценностей, норм и правил, которые исполняются на добровольной основе, на основе которых строится реально существующий правопорядок. Это выражается в правосознании обучающихся, в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей правовой системе.

Правонарушение родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Нормативно-правовые основы разработки и внедрения в практику работы образовательных организаций программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

Разработка программ должна базироваться на системе основных нормативно-правовых документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.;

  • Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) ;

  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.);

  • Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ;

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-296;

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014);

  • Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ;

  • Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753);

  • Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» от 9 июня 2010 г. № 690;

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. № 559;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271);

  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» от 26.12.2017 г. № 1642;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» от 29.05.2015 г. № 996-р;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» от 30.07.2014 г. № 1430-р (ред. от 01.09.2018);

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год» от 29 января 2019 года 98-р;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования» от 16 июня 2014 г. № 658;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 10 марта 2009 г. 06-224;

  • Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» от 30 июня 1998 г. №681;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» от 25 июня 2007 г. № АФ–226/06;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 05.09.2011 г. № МД-1197/06;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних»№ 07-2732 от 24.05.2017 г.;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы» от 01.12.2015 г. № ВК-2969/07;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2017 г. № ВК-1065/07 «О направлении методических материалов. Профилактика интернет– рисков и угроз жизни детей и подростков»;

  • Приложение к приказу Минобразования Российской Федерации от 28.02.2000 г. № 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;

  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. № 581н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

  • Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России);

  • Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью (Письмо Министерства образования и науки РФ № 07-2617 от 19.05.17 г.);

  • Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица (Приложение 1 к письму Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. № 07-7453);

  • Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» https://fcprc.ru/);

  • Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»https://fcprc.ru/) и др.

 

Общие рекомендации по разработке
программ, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

В компетенцию общеобразовательных учреждений входят:

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

— постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

— проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

— разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

— привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

— разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

— осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.

Работа в этом направлении предусматривает:

— разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

— совершенствование системы воспитательно-профилактической работы в общеобразовательном учреждении;

— обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

— разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;

— организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

— проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).

Программой, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, может быть предусмотрена реализация следующих задач:

1. Воспитание у несовершеннолетних уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Развитие интереса к правам человека среди несовершеннолетних, их родителей и педагогов.

3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения несовершеннолетних.

4. Активизация разъяснительных работ среди несовершеннолетних и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.

5. Раскрытие творческого потенциала несовершеннолетних через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

Исходя из поставленных задач, современная система формирования законопослушного поведения несовершеннолетних должна охватывать следующие направления:

профилактика употребления психоактивных веществ;

профилактика безнадзорности и правонарушений;

профилактика суицидов;

профилактика игровой зависимости;

профилактика компьютерной зависимости;

профилактика селфи-зависимости;

профилактика негативных экстремальных увлечений;

профилактика вовлечения в неформальные молодежные организации;

профилактика и противодействие экстремизму в молодежной среде.

Основные направления программы

1. Ликвидация пробелов в знаниях несовершеннолетних является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя, социального педагога и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметику с неуспевающими учениками.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Таким образом начинаются беспричинные прогулы уроков.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у несовершеннолетнего, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых зонах, на рынках, вокзалах. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.

По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в программу профилактики правонарушений. Педагоги совместно с социальными службами устанавливают ежедневный контроль посещаемости занятий. В случае пропуска занятий несовершеннолетним необходимо выяснять у родителей причину отсутствия.

Следует установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика». Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

3. Организация досуга несовершеннолетних, широкое вовлечение несовершеннолетних в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу – одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Педагогами должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга несовершеннолетних, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в образовательной организации, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются специалисты (медики, наркологи, психологи, экологи, спортсмены), а также используется детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья.

В пропаганде здорового образа жизни используются мероприятия:

беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

Помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обращается внимание на такие проблемы, как:

преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

милосердие, доброта и здоровье;

природа и здоровье, успешная карьера;

компьютерные игры и здоровье;

СМИ и здоровье.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль педагога-организатора в рамках работы ученического самоуправления заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, формирование жизненных позиций.

Внимание несовершеннолетних акцентируется не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя несовершеннолетнего «в положение жертвы».

На собраниях до сведения родителей доводится информация об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

6. Профилактика наркомании и токсикомании. Социально-педагогической службой планируется проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив проводит работу по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь все чаще стали привлекаться несовершеннолетние старшего возраста.

Социально-педагогическая служба образовательной организации проводит работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу среди несовершеннолетних по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.

8. Работа по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Данная работа осуществляется в соответствии с отдельным планом. При выявлении негативных фактов педагоги информируют Совет профилактики образовательной организации.

Педагоги знакомятся с жилищными условиями несовершеннолетних, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании работа проводится одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей правильного отношения к чувству само ценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

9. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической деятельности в образовательной организации является выявление, постановка на внутренний контроль.

Процедура постановки на внутренний контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДНиЗП, определения или приговора суда, информации из ПДН и т.п.). Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в поведении несовершеннолетнего, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию, хищения и т. д.

Далее идет сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика.

Информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности. Обязательными компонентами информационного блока должны быть:

педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;

заключение педагога-психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;

заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);

акт обследования жилищных условий.

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.

Семья может быть:

педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне образовательной организации);

конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит несовершеннолетний, его положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния.

Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе.

Чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

проявляет интерес к деятельности: физической, умственному труду, творчеству;

какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);

каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.

Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием несовершеннолетнего в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением. В программе целесообразно отразить предметы, психолого-педагогическое, социально-воспитательное сопровождение, дополнительное образование и т.д., предполагаемый результат и сроки, ответственного за реализацию, участников. Разрабатывая план мероприятий, ориентированный на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних и защиту их здоровья и безопасности, необходимо учитывать реалии современной жизни и новые угрозы, подстерегающие несовершеннолетнего.

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях, происходит через:

— организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

— использование педагогами образовательных организаций современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;

— организацию участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций районного и областного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

— привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних;

— использование информационных материалов, публикаций, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, мероприятий по правовой культуре и др. по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних; проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры; создание страниц на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты;

— размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения обучающихся.

Все вышеперечисленные мероприятия так или иначе должны входить в комплекс мероприятий образовательной программы образовательной организации.

Правовое воспитание и культура безопасности:

формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространение правовой информации (например, в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по правоведению и т.д.;

программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных организаций (например, в рамках деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей, юных туристов и краеведов и пр.), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказание первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;

проведение в общеобразовательных организациях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

В качестве конкретных средств для формирования законопослушного поведения детей и подростков мы могли бы рекомендовать мероприятия, которые проводились бы в режиме активного обучения (групповые дискуссии, фокус-группы, тренинги и т.д.). Например, это могут быть:

лекции, дискуссии, тренинги, направленные на формирование ненасильственной модели поведения, воспитание полноценной личности;

классные часы на темы: «Права и обязанности ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка»;

неделя права;

работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в форме групповых дискуссий;

беседы на темы: «Главные ценности моей жизни», «Знаю ли я свои права и обязанности?»;

участия в общественно полезных делах;

индивидуальные беседы с родителями на темы: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»; «Воспитание без насилия»;

    • профилактические рейды, направленные на выявление и оказание своевременной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

    • тематические встречи родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;

    • социально-педагогическое и психологическое консультирование родителей;

    • выступления на педагогическом совете по темам: «Этика учителя», «Право и нравственность» и т.п.;

    • оформление и постоянное обновление в образовательных организациях информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов);

    • круглые столы по актуальным вопросам нравственно–правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

    • викторины, дискуссии, классные часы по проблемам нравственности и правового поведения: «Всеобщая декларация прав человека»; «Я и закон»; «Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и т.п.;

    • родительские собрания по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

    • конкурс рефератов «Что значит быть законопослушным гражданином»;

    • конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право» и т.п.;

    • беседы «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»; «Твоя уличная компания»; «Человек в мире правил»; «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»; «Что такое закон? Главный закон страны»; «Твои права и обязанности»; «Что делать, если ты попал в полицию» и т.п.

При составлении программ, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних с акцентом на профилактику асоциального поведения, необходимо учитывать, что под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленная на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально полезных навыков и интересов.

По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.

— Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно опасного поведения.

— Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально опасном положении.

— В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики (ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов) дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально полезных навыков и интересов, созданием условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

— В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные организации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:

— обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

— содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

— повышения правовой культуры родителей учащихся образовательных организаций;

— организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

— выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Когда речь идет о мерах профилактики, то принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах.

Уровнями профилактики асоциального поведения учащихся являются:

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность всех институтов современного общества, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики асоциального поведения, но объективно содействующие её предупреждению или сокращению (например, в рамках нашей темы это повышение образовательного и культурного уровня личности учащегося и его семьи, совершенствование воспитательной работы в образовательной организации и т.п.).

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной. Специальные меры – это меры, направленные на решение определенной задачи, например, профилактики экстремистских проявлений в образовательной среде, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и т. д.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных учащихся, поведение которых имеет черты асоциального поведения или склонности к нему.

Классификация видов профилактики предполагает три типа профилактических вмешательств: универсальные, селективные и показанные.

— Программы универсальной профилактики предназначены для всех независимо от риска развития у них тех или иных отклонений в поведении, нарушений или расстройств. Универсальные профилактические вмешательства часто останавливаются на школах по двум причинам: во-первых, профилактикой, по возможности, лучше заниматься на ранних этапах жизни, и, во-вторых, школы обеспечивают поперечный срез. К самым частым задачам подобного вмешательства можно причислить работу с агрессией и конфликтами, развитием самоконтроля, повышением академической успеваемости и предотвращением отклонений в поведении.

— Селективные профилактические программы созданы для тех групп, которые могут подвергаться большему риску развития, например, асоциального поведения. У этих групп обычно есть некоторые особенности или целые комплексы особенностей (например, это семьи группы риска или высокий уровень семейного стресса и т.п.).

— Программы показанной профилактики нередко бывает трудно отличить от лечения и реабилитации. Программы показанной профилактики предназначены для тех, кто проявляет асоциальное поведение. В показанной профилактике принимаются дополнительные меры для позитивной адаптации к социально приемлемым нормам жизни.

Наиболее перспективными подходами к внедрению в программы, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних комплекса мер по профилактике асоциального поведения, являются:

системный подход (Афанасьев В.Г., Беспалько В.П., Блауберг И.В., Конаржевский Ю.А., Садовский В.Н. и др.) как методологический принцип исследования и моделирования в области профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, который позволяет рассматривать управление профилактикой асоциального поведения несовершеннолетних как систему;

интегративный подход (Абульханова-Славская К.А., Макаренко А.С., Маслова Н.Ф., Мудрик А.В., Якиманская И.С. и др.).

Интеграция профилактической деятельности предполагает как осуществление междисциплинарных связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, так и преемственность различных этапов профилактики, а также взаимодействие процессов освоения информации и его практического применения. Такой подход дает возможность подростку пересмотреть свои ценности, осознать свою уникальность и самоценность как человека, что ведет его к пониманию необходимости заботы о своем здоровье и благополучии.

Ярким отражением интегративного подхода в профилактике асоциального поведения являются авторские программы, в которых достаточно глубоко проработаны различные профилактические компоненты: образовательные, социально-педагогические, социально-правовые, социально-медицинские, социально-психологические и т.д..

Приложение 1

Учебные пособия, рекомендованные при составлении программы по формированию законопослушного поведения

Учебные пособия «Полезные привычки» (1-4-е кл.), «Полезные навыки» (5-9-е кл.) и «Полезный выбор» (10-11-е кл.) – это современные программы превентивного обучения, включающие элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной, являющиеся универсальной (первичной) профилактикой употребления ПАВ детьми и подростками.

Данные программы создавались группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе международной некоммерческой организации Project HOPE.

Апробация программ осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997-2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии № 6 г. Архангельска. В 2000 г. программы «Полезные привычки», в 2001 г. «Полезные навыки», а в 2003 г. «Полезный выбор» были утверждены Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ и получили гриф «Допущено Министерством образования РФ».

Программа «Полезные привычки» направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции. Для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенных на четыре блока по два урока в каждом. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. Программы «Полезные привычки, навыки, выбор» ведутся с 1-го по 11-й класс, имеют полное методическое оснащение и сопровождение, включающее: пособие для учителя (с поурочными разработками); рабочую тетрадь для учащегося; комплекс пре- и пост-тестов (мониторинг для оценки эффективности ежегодного курса); книгу для родителей.

В данных программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре-тест) и последнем (пост- тест) уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей «группу риска».

Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: «системность» и «спиральность», т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит здоровый выбор в 10-11-м классах. Количество часов, отведённых для реализации программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах – 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год.

Опыт внедрения программ показал целесообразность их поэтапного введения. Однако, возможно одновременное введение данных программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов при условии изучения материала предыдущих ступеней за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2 часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа в год, в зависимости от уровня развития и подготовленности учащихся.

Приложение 2

Профилактические программы, рекомендованные
для образовательных организаций по составление программы по формированию законопослушного поведения

При разработке образовательными организациями Программы по формированию законопослушного поведения можно использовать:

1) Реестр психолого-педагогические программ, рекомендуемых для организации и проведения профилактической работы в образовательной организации. Данные программы прошли экспертную оценку общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» и рекомендованы для реализации в образовательных организациях. Активная ссылка: https://stoppav.ru/attachments/article/50/Реестр%20психолого-педагогических%20программ.pdf.

2) Авторские программы по формированию правовой культуры и законопослушного поведения:

I. Программы профилактики злоупотребления ПАВ в младшем школьном возрасте

1.1. Гречаная Т.Б.., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки. Полезные навыки: программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми.

Цель овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенных на четыре блока по два урока в каждом. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления.

1.2. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов. Цель – предупреждение вредных привычек. Антинаркогенные занятия предполагается проводить в рамках уроков естествознания, ОБЖ или во внеурочное время. Основной формой организации профилактической работы является игра. Соведущими занятия являются сказочные персонажи.

1.3. Гусева Н.А. Волшебная страна Чувств.

Программа первичной профилактики ПАВ. Цель – гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы, формирование и укрепление антинаркотических установок. Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах.

1.4. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

Цель программы – формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, состоящего из методического пособия для учителя, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2, 3, 4 классов.

Программы профилактики злоупотребления ПАВ в среднем школьном и старшем подростковом возрасте

2.1. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам: программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Программа рассчитана на детей 5-7 классов и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Целью программы является развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся.

Занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних каникулах.

2.2. Ананьев В.А. Перешеек: учебно-профилактическая программа.

Название программы отражает ее основную идею – научить школьников преодолевать трудности. Цель – первичная профилактика наркозависимости через самосознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности и выработку навыков здорового стиля жизни. Занятия, предусмотренные программой, можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. Форма проведения занятий: психологический тренинг.

2.3. Соловов А.В. Навыки жизни: программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.

В основу положена программа «Life skills» В. Спрангера. Цель – формирование у школьников отрицательного отношения к наркотикам. Основным принципом программы является строгий учет особенностей ребенка. Методика предполагает непрерывное обучение как в учебное время, так и в оздоровительных лагерях.

2.4. Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородцева М.Н. Путешествие во времени: курс профилактических занятий для подростков.

Программа представляет собой цикл из 10 групповых занятий. Цель – самостоятельное преодоление опасных привычек. Основная форма работы – групповая с использованием различных методов и упражнений.

2.5. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор: спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы.

Цель – сформировать у учащихся первичные умения анализировать информацию, необходимую для принятия ответственных решений, потребность принимать решения, связанные важными личными проблемами. Курс является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью.

2.6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Зыков О.В. и др. Формирование здорового жизненного стиля.

Программа предполагает работу с подростками среднего и старшего возраста. Цель – формирование здорового стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами среди подростков и молодежи наркотическими и другими ПАВ. В процессе реализации программы проводится работа по подготовке волонтеров из среды подростков. Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, дискуссии и др.

III. Комплексные и универсальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних

3.1. Николаева Л.П., Колесов В.Д .Уроки профилактики наркомании в школе.

Содержание программы построено на основе принципов педагогической наркологии. Цель – формирование отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления. Уроки содержат доступный для усвоения детьми материал, соответственно для младших, средних и старших классов. Дополнительно дается информация о признаках наркотического опьянения, краткий словарь терминов, а также анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды.

3.2. Зайцев Г.К. Школьная валеология.

Программа представляет собой интегрированный курс валеологии. Задачи курса: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития.

IV. Программы развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами

4.1. Латышев Г.В., Орлова М. В., Яцышин С.М., Титова О. А., Речнов Д.Д. Ровесник – ровеснику.

В основе программы лежит установка на изменение отношения к употреблению наркотиков через ситуационную обусловленность.

Цель – создание и поддержка молодежного антинаркотического движения целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − =