Разработка урока «Буквы -З -С на конце приставок». «Не будьте бездушными!»


Автор: Татьяна Александровна Заневская
Место работы: МБОУ "СОШ № 5" г. Биробиджана
Должность: учитель русского языка и литературы


Технологии развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Разработка урока «Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях»

Разработка урока «Образ Бирюка» по рассказу И.А. Тургенева «Бирюк»

Разработка урока «Буквы -З -С на конце приставок». «Не будьте бездушными!»

Цель урока формирование умение правильного написания з — с на конце приставок.

Задачи урока:

  • формировать умение правильного написания приставок, оканчивающихся на з-с;
  • формировать умение правильного написания приставок, не изменяющихся на письме;
  • продолжить повторять орфограмму «Безударная гласная в корне слова»;
  • повторять характеристику звуков по звонкости, глухости;
  • продолжить работу по морфемному, фонетическому разбору;
  • продолжить работу со словами, где з является частью корня;
  • формировать умение работать с информацией и её видоизменением;
  • продолжить работу с толковым словарем;
  • продолжить работу с художественным текстом;
  • воспитывать нравственные основы личности.

Планируемые результаты

Предметные: умеют писать з-с на конце приставок; умеют определять тему, главную мысль текста, подбирать название, разбирать слово по составу, писать слова с безударной гласной умеют работать с теоретическим материалом учебника, представлять информацию в виде краткой записи, таблицы или диаграммы, толковым словарем.

Личностные: способны с помощью учителя определить цель, тему, задачи урока и своей деятельности на уроке, соблюдают основные правила поведения на уроке, сотрудничества в учебной группе, способны определить свою функцию в работе группы.

Метапредметные

Регулятивные: способны принимать и понимать учебную задачу урока, корректировать свою деятельность на уроке; производить учебно- познавательные операции в материализованной форме, применять операции синтеза, анализа, контролировать поведение на уроке, умеют по заданным критериям оценить свою деятельность на уроке и работу товарищей.

Познавательные общеучебные: участвуют в учебном диалоге, дискуссии, работают с художественным текстом, приобретают умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Логические: развивают умение выразительно читать текст, аргументированно доказывать точку зрения, умеют определять его тему, главную мысль, озаглавить, ответить на вопросы, давать нравственную оценку поступкам героев.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе, способны вести учебный диалог.

Мотивационный этап. Здравствуйте, ребята! Вы сегодня мои коллеги. И

наш урок пройдет успешно, если вы выполните совет, данный в стихотворении.

«Мы начать урок готовы,
Будем слушать, обсуждать
И друг другу ….Какое слово пропущено? (и друг другу помогать)

Тема урока « Правописание приставок на -з,-с»

Целеполагание

— Какова цель урока? Какие задачи вы себе поставите на урок?

(узнать, когда пишется з, когда с в приставках)

— Как можно достичь цели? (работать на уроке, изучать теоретический материал по учебнику, справочникам)

— Почему это важно для тебя? (эта тема пригодиться в выполнении ВПР, потом на ОГЭ, нужна чтобы быть грамотным)

— Что будет лучшим результатом нашего урока? (если все ребята поймут тему урока)

— Как мы поймем, что достигли результата? (когда все задачи урока будут решены)

— Каким будет первый шаг? Самый простой? (Вспомнить, что называется приставкой)

Какой будет следующий шаг? (Выписать все приставки на -з, -с)

— Каким способом ты предполагаешь это сделать? (Пользуясь учебником)

— А какие способы можно использовать еще? (Посмотреть в справочнике, кратко записать или в таблицу или в виде схемы)

— Почему это для вас важно? (Эта тема ранее не изучалась, узнавать самим новое – всегда интересно, реализовать поставленные цели нужно всегда)

Перед вами Колесо баланса, поставьте точки на делениях, соответствующие вашему уровню овладения темой:1 морфемный разбор. 2 фонетический разбор, 3 виды согласных звуков, 4 правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением, 5 правописание безударной гласной в корне, не проверяемой ударением, 6 примеры приставок, оканчивающихся на -з, -с, 7 правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с, 8 правописание гласных и согласных в приставках. Обведите цифры.

— Какие области западают?

Поставьте точки на Шкал

Проверка домашнего задания

1. Выполнение домашнего упражнения на правописание приставок.

Пройти, отбросить, сделать, забежать, обмануть, просмотреть.

Вопрос 1 ученику: «Как пишутся гласные и согласные в приставках?» (независимо от произношения)

    1. Фонетический разбор слова взять

В в согласный, звонкий, твердый

З – з согласный, звонкий, мягкий

Я – а гласный, ударный

Т т согласный, глухой, мягкий

Ь————

5 б. 4 зв

Вопрос 2 ученику: «Почему в слове букв 5, а звуков 6?». (мягкий знак звука не обозначает)

Всему классу вопрос

— Как называется фонетический процесс в слове «отдать»? (Озвончение – фонетическое явление, при котором на месте глухого согласного слышится звонкий. Это происходит из-за влияния последующего за этим согласным звонкого согласного)

Оцените свою работу за выполнение домашнего задания на листах самооценивания баллами от1 до 3.

Этап актуализации знаний

— Вспомним согласные звуки. Заполните недостающие звуки в таблице, охарактеризуйте их.

ЗВОНКИЕ

Б

 

Г

 

З

 

Р

Л

 

Н

Й

    
 

П

Ф

 

Т

 

Ш

     

Х

  

Щ

                 

Эта таблица содержит согласные звуки : глухие и звонкие, имеющие пары и не имеющие пар по этой характеристике.

— Соберите высказывание из предложенных слов (Жестокость, и, от, проистекает, слабости, бессердечия, всегда)

Правильный ответ: «Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости»

— Как вы понимаете это выражение А. Чехова ? Опровергните мнение либо аргументируйте согласие: Кто не согласен? (Если человек не имеет воли, слаб душой, он способен проявить жестокость, он бывает злой. У бессердечного человека не шевельнется ничего в душе от несправедливости, его не трогает чужое горе)

Найдите значение слова «бессердечие». Уточняют в «Словаре русского языка» С. Ожегова: Бессердечный – чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми. (с. 40)

Оцените свою работу за эту работу на листах самооценивания баллами от1 до 3.

— Что нужно сделать далее, чтобы усвоить тему? (изучить новый материал, узнать об условиях написания з-с в приставках)

— Какими способами можно это сделать? (Прочитать в учебнике, сравнить слова с приставками, спросить у учителя)

— Вам поможет в этом текст писательницы В. Осеевой. Учитель читает текст

  1. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.
  2. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок.
  3. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
  4. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
  5. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.
  6. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: – Как вам не стыдно! 7. – А что стыдно?
  7. Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
  8. –………………– беспристрастно ответила женщина.

— Какое предложение, на ваш взгляд, пропущено? (Почему вы ничего не делаете? Как же вам не стыдно! Как нехорошо!)

— Докажите свой вариант названия текста. (В названии текста раскрывается главная мысль)

— Почему котенок не мог уйти ? (перед ним была огромная собака, котенок боялся)

— Какие слова из предложенного списка БЕЗДУШНЫЙ, БЕССЕРДЕЧНЫЙ, БЕЗДУМНО подойдут для иллюстрации ребят и их отношения к котенку? (все слова характеризуют мальчиков : поступили они бездумно, их поведение говорт о том, что они бездушные и бессердечные)

— Ребята, не нужно быть в жизни какими? (Бессовестными, безжалостными, бездушными не способными понять чужое горе )

— Как вы считаете, чего не сделали мальчики? (Не оказали помощь котенку, не спасли его)

— За что их упрекнула женщина ? (за безразличие, бездействие)

Вот поэтому Валентина Осеева назвала свой самый короткий рассказ «Плохо».

— Поработаем в группах. У вас на столах листы разного цвета и задания по группам.

Зелёные

— Определите тип речи в предложениях 5-9 (повествование, так как идет описание события)

— Найдите слово со значением «не обнаруживая пристрастия, справедливо».

Жёлтые

— Синоним к слову «поспешно» (быстро, торопливо)

— Кто такой бездушный человек? (не имеющий души, черствый бессердечный)

Синие

— Составить схему предложения: «Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал». (два кружка, между ними союз и, в кружках значок сказуемое)

— Оцените свою работу на листах самооценивания баллами от 1 до 3.

Этап «Изучение нового материала»

— Проанализируйте, на какие две группы вы распределили эти слова.

бессовестный бездушный безнравственный бессердечный

— Объясните, почему в одном слове пишется З, в другом С?

— Какую морфему ты бы выделил сначала ? (корень слова)

— Какими способами можно решить эту задачу? (узнать в учебнике правильный ответ, сделать предположение)

— Где мы найдем ответ? (в учебнике, справочнике)

— Почему эта цель важна для тебя? (она дает возможность понять материал)

— Как ты можешь пойти дальше? (самостоятельно изучать по учебнику или работать в группе)

— Где ты сейчас находишься в шкале понимания темы урока от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней. (Примерно посередине, начало темы мне понятно, мы повторили звуки,записали слова с приставками, осталось узнать, почему в одних з, в других с пишется)

— А если сдвинуться на 1 балл выше, в чем будет разница? Что будет по-другому? (Я приближусь к выполнению задачи, которую запланировал, лучше пойму тему, сам овладею темой)

— Сопоставьте: какого согласного начинается корень в слове бессердечный? (с глухого)

— Кому из вас на уроке нужна помощь ? Кто готов оказать помощь товарищу?

— Сформулируйте правило написания приставок на -З, -С

Справочная служба: объяснят смысл слова взъерошенный беспорядочно торчащие в разные стороны.

«Сверните» информацию в виде ответа на вопросы либо таблицы на листах «Мудрые совы». У зеленых есть подсказки в виде начала ответа на вопрос. Оцените свою работу за эту работу на листах самооценивания баллами от 1 до 3.

Игровой момент. Учащийся кладет руку на шею в области горла и произносит звуки: если голосовые связки дрожат – звонкий, если нет глухой.

Этап рассмотрения вариантов выбора

— Разберите по составу бессердечный (Окончание -ый, основа бессердечн- , корень серд-, приставка рас- , суффикс -ечн- ,)

— Сопоставьте: какого согласного начинается корень в слове бездушный?

Сравните, перед какими согласными пишется в приставке С (Буква С на конце приставки пишется, ели далее следует глухой согласный и пишется З, если далее идет звонкий согласный)

Этап решения учебных задач. Добавьте приставки без или бес в слова. Бе..душный, б.думно, …лунная, …сердечный, …радостный

(Бездушный, бездумно, безлунная, бессердечный, безрадостный)

— Примените алгоритм постановки согласной в приставке.

(1 шаг – выделяем в слове корень, 2 шаг – находим приставку, 3 шаг – смотрим, с какого согласного начинается слово, звонкого – пишем З, глухого – пишем С)

— Кто докажет, что в словах здесь, здание, здоровье правильно написаны первые буквы? (В этих словах З – часть корня, поэтому данные слова не подчиняются правилу)

Составьте с ними словосочетания (детская больница, здесь строят, наше здоровье, не видно ни зги)

Справочная служба: объяснят смысл слова зги

Зга – 1. дорога, тропинка. 2 Часть лошадиной упряжи.

— Какие слова из текста, выделенные жирным шрифтом в рассказе В. Осеевой, подходят для иллюстрации правила сегодняшнего урока ? (беспристрастно – приставка бес-, взъерошенный – не подходит, так как далее идет Ъ)

Оцените свою работу за эту работу на листах самооценивания.

Этап контроля знаний

Предлагаю выполнить тест. Вставить только З или С согласной в приставку на листах. Способ проверки такой: у доски учащийся использует медиакнижку «Страна Лингвиния», задание «Парики» и выполняет задание с помощью компьютера.

Слова для 1 группы

Слова для 1 группы

Разрядить ружье

Бессолевая диета

Воздать по заслугам

Безграничное доверие

Расцепить пальцы

Чересчур поспешно

Оцените свою работу за эту работу на уроке на листах самооценивания баллами от1 до 3. Поставьте баллы все за тест, дополнительно по 1 б за сочинение, за работу с медиакнижкой учащийся за компьютером. Подсчитайте количество общее и выносите его на «Колесо баланса».

Этап «Рефлексия»

— Предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Всё ли из того, что вы отметили в начале урока, изучили в течение урока? (да, все)

Поставьте +, если задача урока вами решена.

Есть ли у кого-нибудь не решенная вами на уроке задача урока?

(есть какие еще приставки подчиняются данному правилу? Низ — ни; через — черес)

— Что было для вас особенно ценным, полезным на уроке? Какие самые важные задания ты выполнил ? (Я понял очень хорошо, почему в одних словах пишу з в приставке, в других с; я понял, что плохо быть бессердечным и злым)

— Сколько времени занимала каждая задача? (Примерно равное количество времени)

На рисунке «Колесо баланса» учащиеся отмечают свою удовлетворенность уроком по критериям. Обведите цифры.

— В какой области вы продвинулись?

Сдают заполненные оценочные листы.

  1. морфемный разбор
  2. фонетический разбор
  3. виды согласных звуков,
  4. правописание безударной гласной в корне
  5. правописание безударной гласной в корне, не проверяемой ударением
  6. примеры приставок, оканчивающихся на – з, -с
  7. правописание приставок, оканчивающихся на – з, -с,
  8. правописание гласных и согласных в приставках.

Этап предложения домашнего задания

— Я благодарю вас за такой большой проделанный нами путь по решению проблемы, которая была поставлена перед вами в начале урока. Мне интересно будет посмотреть, как вы выполните домашнее задание составить рассказ «Что бы я сказал мальчикам, которые не защитили котёнка» или выполнение упражнения 424 п 82. Оценки за урок.

Приложения к уроку

Рабочий лист

Вопросы

ответ

1. Найдите в тексте основные понятия урока и запишите их.

Ис. -из, раз-рас, …………….

2. Напиши алгоритм написания з или с на конце приставок

1 шаг Выделяем ….

2 Выделяем…

3 шаг Смотрим, если после приставки стоит звонкий согласный, то в приставке пишем …., если …

3. Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям

 

4. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль примером 2. Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям

 

5. Какое значение имеет приобретение этого правила для тебя в жизни?

 

Оценочный лист

ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

Работа с предложением. Характеристика звуков.

0-1-2

Работа с текстом

0-1-2

Упражнение по учебнику

0-1-2

Однокорневой антоним

0-1-2

Страна Лингвиния. Допиши приставки.

0-1-2

Тест

0-1

Работа в творческой группе, справочном бюро, видеовопросе

1

ИТОГО БАЛЛОВ

6 7 8 9 10 11 12

0-3 –низкая; 4-6 – средняя; 7-9 –хорошая; 10-12 – высокая результативность

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − один =