Разработка урока «Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях»


Автор: Татьяна Александровна Заневская
Место работы: МБОУ "СОШ № 5" г. Биробиджана
Должность: учитель русского языка и литературы


Технологии развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Разработка урока «Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях»

Разработка урока «Образ Бирюка» по рассказу И.А. Тургенева «Бирюк»

Разработка урока «Буквы -З -С на конце приставок». «Не будьте бездушными!»

Тип урока: открытие нового.

Учебник: Л.А. Тростенцова. Русский язык 9 класс / Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.

Компьютерная техника и интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран.

Технология урока: урок с приемами коучинга.

Методы, приемы: «колесо развития», «верные и неверные утверждения», «тонкие и толстые вопросы», «знаю – хочу узнать – узнал».

Цель урока – формирование умения постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.

Задачи урока:

— знакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

— формировать умение делать выводы по итогам исследования;

— повторить орфограмму «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»;

— повторить орфограмму «Двоеточие в простом предложении»;

— продолжить морфемный разбор слов;

— способствовать овладению основными нормами русского литературного языка;

— продолжить работу по замене синонимичных словосочетаний различных видов связи;

— сформировать умение работать с заданиями сайта «Сдам ОГЭ»;

— сформировать умение работать с информацией электронной таблицы видеоурока;

— продолжить работу с толковым словарем и ресурсами Интернета;

— продолжить работу с фрагментами художественного текста;

— обучать выбору адекватных стратегий коммуникации;

— воспитывать уважение к русской литературе.

Планируемые результаты

Предметные:

— знают условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

— умеют проводить исследование;

— умеют делать выводы по итогам исследования;

— производят замену синонимичных словосочетаний различных видов связи;

— умеют использовать орфограмму «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»;

— умеют использовать орфограмму «Двоеточие в простом предложении»;

— умеют производить морфемный разбор слов;

— умеют самостоятельно работать с заданиями сайта «Сдам ГИА»;

— умеют работать с информацией электронной таблицы видеоурока;

— работают с толковым словарем и ресурсами Интернета;

— выбирают адекватные стратегии коммуникации;

— относятся с уважением к богатствам русской литературы.

Личностные: способны с помощью учителя определить цель, тему, задачи урока и своей деятельности на уроке, соблюдают основные правила поведения на уроке, сотрудничества в учебной группе, способны определить свою функцию в работе группы.

Метапредметные

Регулятивные:

— способны принимать и самостоятельно понимать учебную задачу урока, корректировать свою деятельность на уроке;

— производить учебно-познавательные операции в материализованной форме, применять операции синтеза, анализа, контролировать непроизвольное поведение на уроке, умеют по заданным критериям оценить свою деятельность на уроке и работу товарищей.

Познавательные общеучебные: участвуют в учебном диалоге, дискуссии, работают с художественным текстом, приобретают умение использовать приобретенные знания о свете в практической деятельности: анализировать художественный поэтический текст.

Логические: развивают умение выразительно читать текст, аргументированно доказывать точку зрения, умеют определять его тему, главную мысль, озаглавить, ответить на вопросы.

Коммуникативные: выбирают адекватные стратегии коммуникации в группе, осуществляют совместную деятельность в группе, способны вести учебный

Мотивационный этап

— Здравствуйте, ребята! Начнем наш русского языка урок. Послушайте высказывание К. Паустовского: «………….. как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

— Какие слова пропущены? (Знаки препинания)

— Как вы понимаете это высказывание? (Без знаков препинания смысл текста, его логическое построение непонятны. Интонация, эмоциональное содержание текста зависят от знаков препинания)

Целеполагания этап

— Мы с вами являемся уже специалистами в теме «Бессоюзные предложения». Но все же чего мы еще не знаем по этой теме? Заполните Колесо развития. На каждом его секторе указана изученные нами темы, уровень знания которой вы отмечаете цифрами от 1 до 8.

— Отметьте на «спице» первого сектора колесагде вы сейчас находитесь в знании тем.

— Почему вы считаете, что на 1? (мы еще не изучили тему)

— А что будет в этой теме на 10? (я буду знать условия постановки двоеточия, подготовлюсь к ОГЭ, сумею планировать действия, достигать цели)

Что будет лучшим результатом нашего урока? (Если все запланированные задачи будут реализованы)

В «Колесе баланса» отметьте знание вами тем: в секторе 1 – «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении», 2 – «Двоеточие в простом предложении», 3 – «Замена синонимичных словосочетаний различных видов связи», 4 – «Правописание безударной чередующейся гласной в корне», 5 – «Правописание нн в наречиях», 6 – «Правописание не, ни с разными частыми речи», 7 – «Знаки препинания при причастном обороте», 8 – «Знаки препинания при прямой речи». Соедините точки. Полученная фигура похожа на колесо? (Нет)

— Сможет ли оно двигаться ровно? (Безусловно, нет)

— Какую часть этого колеса нужно изменить? Какая область (тема) у нас отмечена наименьшей цифрой?

— Какова тема урока? («Двоеточие в бессоюзном предложении»)

— Какова цель урока? (научиться правильно ставить двоеточие в БСП)

— Какие задачи вы себе поставите на урок? (Узнать, от чего зависит постановка двоеточия в БСП, научиться ставить двоеточие в БСП, повторить другие случаи постановки двоеточия, подготовиться к ОГЭ, узнать, где используются предложения с двоеточием)

— Как можно достичь цели? (Внимательно слушать, стараться добыть знания самому, задавать вопросы по учебному материалу, анализировать ответы товарищей и свои, искать материал в справочниках, учебнике, использовать художественную литературу, тестовые задания ОГЭ )

— Как мы поймем, что достигли результата? (Все присутствующие учащиеся освоят тему)

— Почему это для вас важно? (Хочу быть образованным, грамотным, иметь прочные знания, сдать ОГЭ на «хорошо», использовать такие предложения в сочинении)

— (ОГЭ №3) Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. (жизненная цель)

Этап актуализации знаний

— Что нам следует сделать далее? (повторить ранее изученное). Предлагаю ответить на «Верные и неверные утверждения», ставя да или нет.

1. По наличию грамматических основ предложения бывают простые и сложные.

2. Сложные предложения подразделяются на союзные и бессоюзные.

3. Части бессоюзного предложения связаны интонацией при произношении или союзами на письме.

Каковы ваши ответы? 1 – да, 2 – да, 3 – нет. Докажите, почему? (Части бессоюзного предложения связаны по смыслу и интонационно. Ставятся знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

Работа в группах (1 мин.)

— Посовещайтесь в группах и скажите, что (какие правила), по-вашему, должен знать каждый, чтобы научиться ставить правильно двоеточие в предложении.

— Начнем собирать ваши идеи в «Корзину идей» (на доске нарисована корзина, рядом с помощью магнитов прикрепляем записанные на листках или мелом на доске идеи). От группы 1 человек предлагает, но другие группы не повторяют уже высказанную точку зрения.

  • Находить главные члены предложения.

  • Постановка двоеточия в простом предложении

  • Обобщающее слово при однородных членах

  • Знаки препинания при прямой речи

  • Отличие простого предложения от сложного

  • Сложноподчиненное предложение

  • Запятая в бессоюзном сложном предложении

  • Тире в бессоюзном сложном предложении

— Спасибо. К этой корзине идей мы вернемся в конце урока и посмотрим, что нам пригодилось из записанного.

— Какие шаги нам необходимо предпринять дальше? (Повторить все о пройденном)

Работа в парах

— А сейчас, работая в парах, в парах вспомните и расскажите друг другу правило «Условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном предложении».

Докажите, что общего в пунктуации этих предложений. Выделите грамматические основы предложений. Составьте схемы предложений.

Карточка 1.

1. Мне попалась какая (то) заросшая тропинка и я отправился по ней внимательно поглядывая вперед.

2. Я (не) видел вас целую неделю я (не) слышал вас долго.

— Тем, кто хочет поработать самостоятельно по цветовой карточке, предлагаю ее взять. Время работы 7 минут.

Карточка 2.

Отметьте грамматические основы предложений. Вставьте пропущенные знаки препинания . Составьте схемы предложения, вставив пропущенные знаки препинания.

1. Человек чести обладает многими качествами честностью смелостью достоинством.

2. Древнегреческий мыслитель Аристотель сказал Для кого даже честь пустяк для того и всё остальное ничтожно

Работа в группах на Рабочих листах.

Посмотрите внимательно, какие из данных предложений вы поместите в колонку слева « Знаю – могу», а какие – в колонку справа «Не знаю – хочу узнать»? Оформите свои ответы в тетрадь.

1. Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы?
Припрыжки? Каблуки? усы

2. В тени двух сосен устарелых
Пришельцу надпись говорит?
Владимир Ленской здесь лежит.

3. Вдруг я чувствую ? кто-то берет меня за плечо и толкает

4. Птиц не было слышно? они не поют в часы зноя.

Таблица

«Знаю – могу»

«Не знаю – хочу узнать»?

  

— За стол экспертов приглашаю ребят, которые не получили карточки. Вам нужно провести за 10 минут исследование и защитить его. При подготовке используйте учебник, ресурсы, интернета, справочник. На Рабочем листе вопросы.

Задания:

1. Прочитайте предложения, делая паузу между частями.

2. Какое предложение ближе к сложноподчиненному предложению со значением причины с союзом потому что, а какое – к сложноподчиненному предложению с придаточным изъяснительным с союзом что?

3. Оформите в виде таблицы получившиеся наблюдения.

4. Выведите условия постановки двоеточия в БСП.

Карточка 3

Предложения

Смысловые отношения частей

1. Пассажиры спешили : до отправления поезда оставалось пять минут. Птиц не было слышно? они не поют в часы зноя.

 

Вдруг я чувствую ? кто-то берет меня за плечо и толкает

 

Меня, однако, поразило одно? Слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски.

 

— Почему мы не смогли выполнить данное задание до конца ? (Мы знаем только о постановке двоеточия в простом предложении: при обобщающем слове и при прямой речи)

— Какими способами можно получить можно его выполнить? (изучить теоретический материал) (Учитель читает записи из левой колонки таблицы, ответ учащихся оценивается. Если есть ошибки, они исправляются учащимися)

Таблица

« Знаю – могу»

«Не знаю – хочу узнать»?

1. Еще мазурка сохранила
Первоначальные
красы:
Припрыжки, каблуки, усы

1?

2. В тени двух сосен устарелых
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленской здесь лежит».

А : «П».

2?

— А что вы не знаете, но хотите узнать ? (Когда ставится двоеточие в БСП) В этом вам помогут ребята – эксперты, проводившие исследования. Они сейчас выступят с защитой. (После защиты учитель ставит отметку)

Примерный ответ учащихся

В БСП могут ставится между частями запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Цель нашего исследования – определить условия постановки двоеточия в данных предложениях. Задача: определить критерий постановки двоеточия. Нами были проанализированы три предложения и выявлено следующее. В предложении №1 (зачитывают), являющимся сложным, вторая часть выражает причину того, о чем говорится в первой части. Между частями можно подставить союз потому что. В предложении №2 (зачитывают), являющимся сложным, вторая часть дополняет то, о чем говорится в первой части. Между частями можно подставить союз что. В предложении №3 (зачитывают), являющимся сложным, вторая часть разъясняет ,распространяет то, о чем говорится в первой части. Между частями можно подставить слово а именно. Во всех представленных предложениях ставится между частями двоеточие. Таким образом, двоеточие ставится в 3 случаях: 2 часть предложения выражает причину, дополнение, изъяснение 1 части предложения и критерием постановки знака являются смысловые отношения между частями предложения.

(По мере выступления учитель демонстрирует видеоматериал «Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях, останавливая его на нужных кадрах )

Карточка 3

Предложение

Смысловые отношения частей

1. Пассажиры спешили : до отправления поезда оставалось пять минут.

[ ] : [ причина ]

потому что

2. Я понимаю : успеть к поезду нельзя.

[ ] :[ дополнение ]

что

3. Погода была ужасная : ветер выл , мокрый снег падал хлопьями.

[ ] : [ пояснение ]

а именно

— Спасибо, все верно поняли и понятно объяснили. А теперь выполним задание, расположенное в правой колонке таблицы. Из какого произведения и какого автора эти примеры? (Учащиеся самостоятельно делают задание из того, что осталось нерешенным и объясняют, при необходимости обращаются к учебнику п. 34 стр. 130-131)

Почему это задание важно для тебя?

— Как ты можешь пойти дальше?

— На каком делении ты сейчас находишься в секторе 1 Колеса развития? Опиши, пожалуйста, подробней. На цифре 3, только приступил к изучению теории)

— А если сдвинуться на 1 балл выше, в чем будет разница? Что будет по – другому? (Это правило освою на практике, без помощи учебника смогу ставить знаки препинания)

«Знаю – могу»

«Не знаю – хочу узнать»

1.

1. Я не мог заснуть ? передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

2

2. Я пробираюсь по крутине и вот вижу ? Слепой остановился, потом повернул низом направо.

3

3. Меня, однако, поразило одно? слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски.

— Прочитайте предложения второго столбика два раза: первый раз с подчинительными с союзами, второй – без них. Что вы заметили?

(Смысловые части предложения помогает определить эта замена, подстановка союза).

— Что создают эти бессоюзные предложения в романе М. Лермонтова?

(Лаконичность в изображении событий, легкость, естественность)

— Где вы можете использовать такие предложения? (в литературном сочинении, сжатом изложении, для аргументации в сочинении).

Этап решения учебных задач

— Друзья, теперь предстоит проверить это правило.

Два учащихся у доски

Докажите обоснованность постановки двоеточия в тексте прямой речи

Запишите предложение без союза. Объясните смысловые отношения частей бессоюзного предложения.

На доске образец: Птиц не было слышно ,потому что они не поют в часы зноя. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

Я понимаю, что успеть к теплоходу нельзя. Я понимаю: успеть к теплоходу нельзя.

— Замените словосочетание «пение птиц», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. (птичье пение)

Этап « Контроль знаний». Способ проверки: сверка с образцом

Предлагаю вам задания двух уровней.

1 уровень с образцом выполнения

Образец. Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физических страданий. – Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

  1. Мне понравился доклад ,потому что в нем рассказывалось о прекрасных произведения (древне) русского иску..тва.
  2.  Снизу было хорошо видно, что коло..а машин уже спускается с перевала
  3. Мы поднялись на холм и увидели (не)ожиданную картину, а именно: на опушке стояли два лося.

Работа с текстом

Выпишите бессоюзное предложение. Объясните постановку двоеточия.

Грушницкий слывет отличным храбрецом, я его видео в деле? Он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость

Я его также не люблю? Я чувствую ,что когда-нибудь мы с ним столкнемся на узкой дороге и одному из нас несдобровать

Этап «Рефлексия»

— Вернемся к началу Отметьте на Колесе развития точки того уровня, где вы сейчас находитесь. Какие изменения за урок произошли? (Я передвинулся с точки 4 на точку7 в теме …, я стал лучше знать тему …, я понял, когда ставим двоеточие, как находить основу в предложениях,…)

— Что еще нужно сделать, чтобы колесо двигалось ровно? (Больше сделать заданий на данную тему, на постановку двоеточия в предложениях разной конструкции)

— Где чаще всего используются БСП? (В текстах художественных произведений для лаконичности, выразительности)

— Какие самые первые шаги вам пришлось сделать, чтобы двигаться к конечному результату? (Определить цель, средства, шаги достижения, научиться выбирать необходимый учебный материал)

Этап «Домашнее задание»

— Спасибо за результативную работу на уроке. Мне интересно будет посмотреть, как вы выполните дифференцированное домашнее задание: упр. 196 или выписывание из романа «Евгений Онегин» пяти сложных бессоюзных предложений с двоеточием.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =