Разработка урока по географии 7 класс «Распределение температуры воздуха и осадков на Земле»


Автор: Синегрибова Ирина Викторовна
Место работы: ЧОУ "Школа-интернат № 27 СОО ОАО "РЖД" г. Облучье
Должность: учитель географии


Дополнительные файлы

«Распределение температуры воздуха и осадков на Земле».

Продолжительность 45 минут.

7-ый урок курса

(по программе, рассчитанной на 68 учебных часа, 2 час в неделю)

Данная разработка представлена в виде сценария урока. Согласно ФГОС учитель вправе выбирать между сценарием урока и технологической картой, подбирая более удобный вариант для себя.

Тип урока: урок — усвоения новых знаний.

Форма урока: урок – исследование, изучения нового материала с использованием словесных, наглядных и практических методов обучения.

Общая дидактическая цель урока: создать условия для целостного представления о закономерностях распределения температуры воздуха и осадков на Земле.

Цели урока.

Обучающая:

  • сформировать представление о причинах распределения температуры воздуха и осадков на Земле, о роли воздушных течений в формировании климата;
  • продолжать формировать умения работать с географической картой.

Развивающие:

  • объяснять понятия изотерма, воздушные массы, низкое и высокое давление, пассаты, западные ветры;
  • развитие логического мышления и памяти.

Воспитательные:

  • формирование познавательного интереса к изучению географии и развитие любознательности;
  • воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, самостоятельные, поисковые, метод наблюдения, умение читать текстовую и нетекстовую информацию (работа с нетекстовой информацией: схемы, географические тематические карты).

Используемые технологии: моделирование, игровые, проблемного обучения, коммуникативные, здоровьесберегающие, технология деятельностного обучения, проблемно-поисковая технология, технология оценивания, ИКТ.

Здоровье и психосберегающая среда создаётся на основе комфортных условий, активных форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований, физминутки.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах.

Формирование УУД:

Личностные:

Оценивание усвояемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования географической информации.

Познавательные:

Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические термины при изучении темы (изотермы, восходящие и нисходящее движение воздуха. пассаты, юго-восточные и северо-восточные ветры, западные ветры). Ученик должен знать:

  • формы и приёмы работы с климатической картой;
  • закономерности распределения температур воздуха на Земле;
  • распределение поясов атмосферного давления на Земле;
  • название и направление постоянных ветров;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение работать с текстом, выделять в нем самое главное;
  • работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • оценивать работу одноклассников;
  • получать различную ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • информацию из различных источников.

Оборудование и ресурсы урока:

Учебник: «География. География материков и океанов» 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ В.А.Коринская, В.П.Дронова и др. — М.: Дрофа, 2017. — 335с., Атлас «География 7 кл.», настенная карта «Климатическая карта мира», рабочие тетради, компьютер, проектор, изображения воздушных шаров для пригласительных, карточки, маршруты путешествия.

Понятия темы:

Изотерма, воздушные массы, восходящее и нисходящее движение воздуха, низкое и высокое давление, пассаты, западные ветры, юго-восточные и северо-восточные ветры.

Ход урока.

1 Этап. Организационный.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Организация внимания.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

2 Этап. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы живем на дне воздушного океана. Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Каким образом мы это ощущаем? (Примерные ответы учеников: мы дышим, трение, ветер, небо голубое, защищает от метеоритов, нет резких колебаний температур). Пояснения учителя: из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно более 7 тысяч литров воздуха.
Воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел.
Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем (а день там длится около 14 земных суток) поверхность нагревается до 100- 170 градусов, а с наступлением ночи остывает до — 200 °С. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна. 

Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) Мы приступаем к изучению главы «Атмосфера и климаты Земли». Как называется нижний слой атмосферы? (тропосфера) Почему тропосферу называют кухней погоды? (Так как именно здесь происходит смена температур, дует ветер, выпадают осадки). Сегодня тема нашего урока «Распределение температур воздуха и осадков на Земле».

У вас уже есть багаж знаний по этой теме. Что хотите узнать? (Варианты ответа детей: почему в одних местах жарко, в других холодно, влажно или сухо, есть ли в этом закономерности, можно ли проследить по карте?) Какую цель мы поставим перед собой?(Изучить распределение температур и осадков по территории Земли) Как будем её достигать? (Варианты ответа: познакомимся с новыми терминами, рассмотрим схемы-строения атмосферы, изучим карты…) Слайд №2.

Урок сегодня не обычный. Мы будем путешествовать на воздушном шаре. Приглашаю Вас всех забраться в корзину нашего шара. Но для этого надо получить пригласительный билет. Условия следующие. Учащиеся встают и слушают вопросы. Если отвечают правильно, то присаживаются. Садятся оба человека за партой.

Часть №1 Вопрос-ответ. Слайд №3 (проводят два ученика, помогая друг другу)

  1. Атмосфера — это не водная оболочка Земли, а….. (воздушная)
  2. В каком направлении дуют северо-западные ветры? (В юго-восточном)
  3. Бриз — это не город, а……(ветер)
  4. Где в ясную погоду летом теплее — в лесу или в поле? (Днем в поле, ночью в лесу)
  5. Где всегда дуют только южные ветры? (на северном полюсе)
  6. Почему день сменяет ночь? (Вращение Земли)

Часть №2. Рекорды атмосферы. Слайд №4-8 (заранее может быть задано ученикам найти краткую информацию по этим вопросам)

  1.  Самая низкая температура на Земле? (за всю историю метеорологических наблюдений (- 89,2°С) была зарегистрирована 21 июля 1983 года на советской антарктической станции Восток.)
  2. Самая высокая температура на Земле? (в районе города Триполи, на севере Ливии, на берегу Средиземного моря (+58°С) в 1922 году)
  3.  Самый большой перепад температур (в Якутии; составляет почти 107°: от -70°С зимой до +37°С летом).
  4.  Самое влажное место на Земле? (город Черрапунджи находится в Индии. Исследователи считают, что это самое влажное место на планете, так как там выпадает большое количество осадков – 12 тыс. мм в год).
  5. На каком полюсе теплее — на Северном или Южном? Почему?( Северный полюс это океан, покрытый тонкой шубой льда. Температура воды, как известно, ниже нуля не опускается. Так что подо льдом источник тепла. Поэтому среднегодовая температура воздуха — 34 градуса. Южный полюс это материк,, покрытый материковым льдом. Среднегодовая температура на южном полюсе — 58 градусов )

Часть3. Посчитаем. Слайд №9 (Предлагаю ребятам несколько простых заданий).

  1. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал в 7 часов +1С, в 13 часов + 15С, в 19 часов +8С (Амплитуда равна 14 градусов)
  2. Определите суточное количество осадков, если замеры в 7 часов показали 4 мм., в 19 часов — 2 мм.? (6мм)
  3. В каком случае ветер будет дуть сильнее и в какую сторону (в сторону моря или суши):
    а) атмосферное давление над сушей 757мм., над морем- 761 мм;
    б) над сушей – 749 мм, над морем- 747 мм.

(В первом случае ветер сильнее и дуть будет с моря на сушу).

Всего 12 вопросов и должны присесть все дети. Если кто-то в конце затрудняется с ответом, то можно дать возможность одноклассникам им помочь. Так же, если есть гости на уроке, можно спросить учащихся, а хотите ли вы пригласить в наше путешествие гостей? И после утвердительного ответа раздать пригласительные.

3 Этап. Актуализация знаний.

Итак, для нашего путешествия нам нужен маршрут. Возьмите и разверните его (лежат на столах). Прочитаем название первой станции. «Карта мой друг и помощник». Мы не раз убеждались, что знание карты можем во многом помочь на уроках и в жизни. Давайте вспомним правила работы с картой? Что у карты нужно изучит в начале работы? (Легенду).

Этап 4.Усвоение новых знаний.

Открываем атлас на странице 5. Слайд №10 Чем эта карта отличается от тех с которыми мы работали? (условными знаками). Что означает цвет заливки? (Температура, осадки). Мы видим линии красного и синего цвета на карте это изотермы. Определение вы найдете в учебнике на стр.34. Прочитаем (изотермы- это линии соединяющие точки с одинаковой температурой). Какой месяц показан красной изотермой? (июль) Какой синей? (январь).

Этап 5. Первичная проверка понимания. (Далее Этап 4 и 5 сменяют друг друга, после пояснения нового материала сразу проводится его закрепление)

В малых группах выполняем задания учебник стр. 34. на выбор 1 или 2 задание (3-4 минуты). Проверяем. Элементы взаимопроверки.

Время пребывания на станции «Карта мой друг и помощник» заканчивается и мы отправляемся на станцию «Ни холодно ни жарко» Слайд №11. Как вы думаете , что мы будем здесь изучать? (о температуре).

Климат любой местности в первую очередь зависит от количества солнечного тепла поступающего на поверхность. Это количество определяется полуденной высотой солнца над горизонтом. Слайд №12. Мы знаем, что в тропическом тепловом поясе (пояс от одного тропика до другого) солнце бывает 2 раза в год в зените. Значит земная поверхность нагревается лучше всего и выше температура приземного слоя атмосферы.

Задание. Проследите зависимость температуры воздуха от географической широты по климатической карте в учебнике стр.34.

Физкультминутка.

Слайд №13На столах лежат названия моря, реки, равнины, горы, животных, характеристики погоды, облака туман. Нужно определить частью какой сферы является этот объект гидросферы, атмосферы, литосферы, биосферы. И прикрепить в конверт на доске.

Климат это не только температура, но и осадки. Их распределение не очень то зависит от широты. А от чего узнаем прочитав на стр. 35 со слов «Чем можно…» (главная причина — движение воздуха, которое зависит от поясов атмосферного давления и вращения Земли вокруг своей оси).

Я вижу по вашим изумленным лицам, что мы оказались на третьей станции «При чём тут давление?».

П росмотр видео ролика «Распределение атмосферного давления и осадков на Земле». Слайд №14

 

Итак главная причина неравномерного распределения осадков на Земле — это распределение поясов атмосферного давления. Их распределение зависит от особенностей нагрева земной поверхности.

Задание. Прочитать стр.36 со слов «Воздух перемещается….» до конца этого пункта. После прочтения я задам вам вопросы по тексту.

Далее задаю вопросы по тексту и смотрим на рис. 21. в учебнике и на слайде №15

Рассмотрим рис.21.

Что происходит с воздухом на экваторе? (он нагревается, расширяется и поднимается , происходят восходящие токи воздуха) Какое давление при этом на экваторе? (низкое) Что происходит с влагой, которая содержится в воздухе? (поднимаясь влажный воздух охлаждается и становится насыщенным, из-за чего образуются облака и выпадают осадки) Что происходит с воздухом дальше? (Он растекается к 30 широтам и охлаждается, становится тяжелым и опускается, происходит нисходящее движение) Какие характеристики у воздуха на 30 широтах? (Воздух сухой, осадкой не выпадает или очень редко, давление высокое, поэтому воздух растекается к экватору и 60 градусу при этом нагревается и насыщается влагой) Что происходит с воздухом на 60-ых широтах (воздух насыщенный, теплый и влажный, восходящее движение воздуха, поднимаясь влажный воздух охлаждается и становится насыщенным, из-за чего образуются облака и выпадают осадки). Что происходит с воздухом дальше? (Он растекается к 90 и 30 широтам и охлаждается, становится тяжелым и опускается, происходит нисходящее движение) Какие характеристики у воздуха на 90 широтах? (Воздух сухой, осадкой не выпадает или очень редко, давление высокое, поэтому воздух растекается к 60 градусу при этом нагревается и насыщается влагой)

Внимание!!! На этой схеме мы увидели потоки воздуха, которые движутся около земной поверхности. Как они называются? (Ветер)

Итак, мы попадаем на следующую станцию «Осторожно….ветер». Слайд №16-17

Задание. Пользуясь рис.21 в учебнике. 1. Отметить зоны высокого и низкого давления (ВД и НД). 2.Подписать названия постоянных ветров (пассаты, западные ветры, С-В и Ю-В ветры). (На задание 3-4 мин.)

6 Этап. Закрепление материала.

Выбор задания в рабочей тетради (сложность и объем задания выбирается дифференцированно, в зависимости от уровня способностей ребенка).

7 Этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд №18

Всё понятно и усвоено – стр.39 задание №3, 4.

Не достаточно усвоил – повторить параграф 5.

Всем учащимся выучить определения, записанные на уроке.

8 Этап. Рефлексия (подведение итогов занятия). Слайд №19

В спомним, какую цель и задачи мы ставили на этот урок, мы их достигли? (Ответы детей) Если вы всё усвоили сегодня, и урок вам понравился — возьмите свой воздушный шар и прикрепите его на схеме в том месте, где примерно находится наш город. Таким образом, мы завершим наше путешествие и попадем на станцию «В гостях хорошо, а дома лучше».

Выставление отметок.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать − одиннадцать =