Современный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов.
Особенно важно существенно повысить уровень скоростной подготовленности юных футболистов в том возрасте, в котором закладывается фундамент их спортивного мастерства. Средний школьный возраст является особенно благоприятным для закладки физических навыков, умений, способностей детей.
Скоростные качества в современном футболе являются наиболее важными. Успешная игра команды возможна лишь в том случае, если ее игроки опережают игроков соперника, выигрывая у них время и пространство.
Существует мнение, что быстрым игроком нужно родиться, и что даже правильно организованные и напряженные скоростные тренировки мало что дадут футболисту, у которого изначальный скоростной потенциал невелик. Считаю, что это мнение не совсем верное.
Скорее всего, у каждого футболиста есть свой, зависящий от генетических свойств организма, «порог» скоростных способностей. Поэтому хорошая двигательная активность в детском возрасте, и правильно организованные скоростные тренировки в юношеском возрасте, позволяет каждому футболисту реализовать свой скоростной потенциал.
На учебно-тренировочных занятиях в МАОУДО «Центр детского творчества» для развития скоростных качеств футболистов все подготовительные упражнения направлены на развитие и совершенствование: быстроты реагирования на движущиеся объекты (мяч, соперник, партнеры); быстроты реакции выбора (когда из нескольких возможных предложенных упражнений нужно выбрать одно, наиболее эффективное); быстроты стартового ускорения; максимальной скорости бега; быстроты фаз «ускорение – торможение – ускорение».
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений. Они могут быть как обще подготовительными, так и специальными, а могут носить и вспомогательный характер.
Для развития двигательной реакции использую упражнения: выбегание из различных исходных положений; одинарные прыжки, выполняемые на результат; броски ядер или камней.
Частоту или темп движений развиваю с помощью следующих упражнения: бег по отметкам (расстояние между отметками задается в зависимости от антропометрических данных и уровня подготовленности занимающихся).
Средствами развития быстроты в ее комплексном проявлении являются: бег со старта (высокого и низкого) на отрезках до 60 м; бег с хода, задачей которого является удержание набранной скорости на отрезках 20-40 м; повторное пробегание отрезков 30-60 м с акцентом на длину или частоту шагов.
Количество повторений любого упражнения даю таким, чтобы скорость выполнения не снижалась.
Упражнения для развития быстроты даю в начале основной части учебно-тренировочного занятия. Здесь использую подвижные и спортивные игры, игровые задания, различные упражнения в форме соревнований.
Основные методы: повторный, соревновательный и игровой.
За период моей тренерской деятельности у меня уже имеются проверенные временем правила скоростных тренировок.
В сжатом виде они сводятся к следующему:
а) упражнение, направленное на развитие скоростных качеств, должно выполняться с максимальной скоростью. В таком упражнении при каждом повторении совершенствуется мощность анаэробных источников энергии, которые обеспечивают взрывную и скоростную работу. Кроме того, начальная фаза этого упражнения должна начинаться с мгновенного и точного реагирования;
б) длительность упражнения должна быть небольшой, и возникающее во время его выполнения утомление не должно приводить к снижению скорости;
в) длительность интервалов отдыха должна обеспечивать полное восстановление энергетических источников, чтобы каждое последующее упражнение выполнялось с максимальной интенсивностью.
Такое же требование предъявляю и к числу повторений: как только футболист утомляется, и вследствие этого в очередном повторении снижается скорость, повторение скоростного упражнения прекращаю.
Кроме того, работа по совершенствованию скоростных качеств окажется более эффективной, если я 2-3 скоростные тренировки проведу подряд. Уровень скоростных качеств зависит от нескольких факторов.
Один из основных – это эффективность внутримышечной и межмышечной координации. В процессе скоростных тренировок мышцы «обучаются» быстро и точно координировать сокращения и расслабления. Это обучение проходит быстрее, если в течение нескольких скоростных тренировок подряд происходит положительное взаимодействие срочных тренировочных эффектов нескольких скоростных занятий.
Проявления скоростных качеств в футболе многообразны, и все совершенствую при использовании игровых упражнений.
В игровом упражнении 2х2 на малой площадке и в игре 11х11 на все поле нужно быстро и точно реагировать на изменение игровых ситуаций, быстро оценивать перемещение мяча, партнеров и соперников, выполнять рывки с максимальной скоростью. Но объемы всех этих действий в большинстве игровых заданий регулируются не мной, а самими игровыми упражнениями. Поэтому дополнительно к очень полезным игровым упражнениям смешанного характера даю упражнения избирательного воздействия, в которых я могу задавать объемы нагрузок и направленно воздействовать на конкретное проявление скоростных качеств.
Движущиеся объекты в футболе – это партнеры, соперники и мяч. Время реагирования в этом случае складывается из следующих компонентов: зафиксировать объект на сетчатке глаза и обработать его; переслать информацию в соответствующие отделы ЦНС; обработать полученную информацию и сформировать ответный сигнал; переслать этот сигнал к мышцам; начать ответное движение.
Можно полагать, что есть возможность уменьшения времени во всех перечисленных компонентах при правильном использовании некоторых тренировочных упражнений. Для совершенствования быстроты реагирования на движущийся объект я провожу игры с малым мячом, такие, как настольный теннис или бадминтон. Во всех этих играх скорость полета мяча или волана большая, и поэтому нагрузка на системы, отвечающие за быстрое реагирование, оказывается в тренировочном занятии максимальной.
Полезными являются и некоторые упражнения без мяча, которые я включаю как в разминке, так и в основной части тренировки. Например, бег в парах в заключительной фазе разминки, когда один игрок в паре является ведущим, а другой – ведомым. В конце разминки футболисты бегут трусцой, и периодически ведущий резко меняет направление и скорость бега. Ведомый должен мгновенно среагировать на эти изменения, изменив свой бег как по направлению, так и по скорости. Затем по моему сигналу игроки меняются местами.
В таком упражнении обычно планирую не только повороты, но и внезапное выполнение какого-либо задания. Например, прыжков с вращением на 180 или 360 градусов, или кувырков и т.п. Естественно, что любой прыжок или кувырок, сделанный ведущим, немедленно повторяет ведомый. Более эффективным будет то же самое упражнение, но выполняемое с мячами.
Такая реакция предполагает, что у футболиста есть несколько вариантов продолжить игровую ситуацию, и он должен быстро выбрать один из них, тактически наиболее целесообразный. Из этого понятно, что время реакции выбора зависит от собственно быстроты реагирования и тактической грамотности.
Для совершенствования быстроты реакций такого типа применяю упражнения, в которых игрок становится в положение, когда ему нужно быстро и точно выбрать один из вариантов продолжения двигательного действия.
Вот одно из таких упражнений: на 40-метровой дистанции стоят 4 барьера. Футболист должен преодолеть их разными способами. Он начинает бег и смотрит во время бега на тренера. Когда игрок находится в 3-4 метрах от первого барьера, я поднимаю в сторону одну из рук. Если правую – игрок обегает барьер справа, если левую – слева. Если рука поднимается вверх – игрок перепрыгивает через барьер, если движение рукой вниз – игрок пролезает под барьером. Иногда провожу это упражнение в виде эстафеты.
Эффективны для развития быстроты реакции упражнения с мячом. Например, упражнение выполняется на ограниченной площадке или в центральном круге поля. Каждый футболист с мячом, задача – контроль мяча в движении с разной скоростью. При сближении двух игроков они должны быстро среагировать и выбрать один из двух-трех вариантов движения. Часто использую в этом упражнении такое задание: при сближении игроки обмениваются мячами и продолжают ведение.
В футболе, как и в других спортивных играх и единоборствах, все реакции в играх и большинстве игровых упражнений – антиципирующие. Это означает, что и я должен учить футболиста предвосхищать изменение игровой ситуации. В этом случае реакции спортсмена будут антиципирующими(опережающими).
Совершенствование быстроты бега – одна из самых трудных задач в практике спортивной тренировки. Спринтеры легкоатлеты, специально занимающиеся этим, знают, насколько трудно добиться даже небольшого прироста в ходе систематических тренировок. Можно тренироваться весь год, для того, чтобы уменьшить результат в беге на 100 метров всего на 0,1-0,2 секунды. При этом спринтеры тренируются по определенным правилам. В соответствии с ними отдых между скоростными пробежками на 60 метров может быть равен 5-7 минут.
Футболисты так тренироваться не могут. Ждать 7 минут для восстановления невозможно. В соревновательный период, когда занятия по совершенствованию командной и групповой тактики являются основными, уделять 2-3 тренировки специально для развития скоростных качеств также невозможно. Поэтому на учебно-тренировочных занятиях я придерживаюсь такой стратегии: стать более быстрым в беге за счет развития силовых качеств, и особенно взрывной силы; использую тактико-технические упражнения, в которых игроки должны перемещаться с максимальной быстротой; скоростные упражнения в беге использую как средство поддержания скоростных качеств; а также использую скоростной бег на коротких отрезках с укороченными интервалами отдыха для развития скоростной выносливости. Опережать соперника нужно в течении всей игры, а это можно сделать только при высоком уровне развития скоростной и силовой выносливости.
Для совершенствования быстроты стартового разгона использую следующие упражнения:
Челночная эстафета на отрезках 5 м; 7,5 м; 10 м.
По сигналу футболист делает рывок на 5м, касается конуса, разворачивается, бежит на линию старта, передает эстафету следующему, становится в конец колонны. После касания второй в колонне игрок начинает бег и выполняет то же задание. Нужно выполнить 5 серий без отдыха, что для каждого игрока составит 50м челночного бега.
После этого – отдых в течении одной минуты, и затем повторение эстафеты до отметки 7,5м. после второй эстафеты отдых несколько больший – 1,5 минуты, и затем повторение эстафеты до отметки 10м. На этом можно прекратить эстафету, и тогда суммарный объем взрывного бега, бега с максимальной мощностью, составит 225м для каждого игрока.
Планирую больший объем бега в эстафете.
Иногда провожу на выбор из двух вариантов:
1 вариант: использую «лесенку»: 5 м, 7,5 м, 10 м, 7,5 м, 5 м. В этом случае объем взрывного челночного бега составит 300 м. Он будет выполнен на довольно коротких отрезках, в максимально мощном беге (но скорость здесь из-за малой длины дистанций не будет значительной).
2 вариант: использую «лесенку»: 5 м, 7,5 м, 10 м, 12.5 м. Объем бега – 350 м, и на последнем отрезке в максимально мощном беге футболист достигает значительной скорости.
Следующее упражнение – пульсирующий бег на отрезках 80-100 м с короткими (5-10 м) рывками. Упражнение выполняется следующим образом: футболисты выстраиваются в линию по всей ширине поля в районе штрафной площадки; по сигналу начинается бег в ¾ силы, и через каждые 15-20 м такого бега, делают мощные рывки на 5-10 м. Всего таких рывков будет на этой дистанции от 3 до 4. После завершения бега игроки шагом или трусцой возвращаются на исходные позиции и повторяют задание.
Для развития быстроты стартового разгона часто применяю упражнения с мячом в парах, в тройках. В этих упражнениях важным является то, что одновременно с совершенствованием скоростных качеств у футболиста совершенствуются умения принять и обработать мяч в движении, и сделать возвратных пас быстро и точно. Футболист не должен принимать мяч стоя. Он должен идти на него, и в этих упражнениях такое требование нужно реализовать в полной мере. Для каждого из партнеров подбираю длину отрезка, на котором выполняются челночные рывки.
Различают пять основных методов развития быстроты:
1) Методы строго регламентированного упражнения:
а) повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений.
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
2) Сопряженный метод. Например прыжок в длину с утяжеленным поясом, бег с манжетами.
3) Метод круговой тренировки. Подбираю упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
4) Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
5) Соревновательный метод. Применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований.
Важнейшей задачей учебно-тренировочного занятия для развития быстроты является преодоление достигнутого спортсменом предела, названного «скоростным барьером».
На протяжении ряда лет тренировочных занятий у юных спортсменов, казалось бы, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи, что продолжительное применение одних и тех же средств, методов и нагрузок становится привычным и не вызывает дальнейшего роста функциональных возможностей организма, в том числе и проявления быстроты. К этому ведет и прекращение совершенствования техники движений. В результате возникают условия, чрезвычайно закрепляющие навык на верхней границе его подвижности. Максимально быстрые движения становятся однотипными и выполняются в одном и том же темпе и ритме. Особенно это относится к циклическим движениям.
Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений на учебно-тренировочных занятиях имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, я применяю часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга. Тренировочную работу для развития быстроты заканчиваю, как только субъективные ощущения спортсмена или показания секундомера скажут об уменьшении установленной или максимальной быстроты.
Скоростная подготовка может обеспечивать развитие быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний. Она включает 3 основных направления, деление на которые носит условный характер и принято для простоты изложения, четкости и точности в применении упражнений:
1) При развитии скоростных качеств на учебно-тренировочных занятиях повышаю абсолютную скорость выполнения основного упражнения или отдельных его элементов, а так же их сочетаний.
2) При развитии скоростно-силовых качеств подбираю упражнения для увеличения силы мышц и быстроты движений.
3) При развитии силовых качеств подбираю упражнения для развития силы мышц, участвующих при выполнении основного упражнения.
Упражнения, которые я применяю для развития скоростных качеств (быстроты):
1. Бег со старта из различных положений, в том числе из положения, сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону относительно направления движения).
2. Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров.
3. Бег с предельной скоростью с «ходу»: 10-20 метров с 30-ти метрового разбега.
4. Быстрый бег под уклон (до 15 градусов) с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции 10-30 метров с 30-ти метрового разбега.
5. Ритмичные подскоки со скакалкой, стараясь периодически «прокрутить» ее руками более одного раза за один подскок, постепенно увеличивая скорость вращения рук.
6. Подскоки через скакалку, вращаемую двумя партнерами, с периодическим ускорением ее вращения для увеличения быстроты отталкивания подряд в 1-3 прыжках: 3-4 подскока в обычном темпе + 1-3 в ускоренном.
7. Бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью.
8. Однократные прыжки в длину с места, с подхода, или разбега.
9. Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный) одной или двумя ногами.
10. Прыжки через равномерно расставленные легкоатлетические барьеры: 5-6 барьеров высотой 76-100 см, 5-10 раз. Выполнять с установкой на «мгновенное» отталкивание.
11. Спрыгивание с подставки высотой 30-60 см с последующим «мгновенным» отталкиванием в прыжке вверх или вперед и другие.
Упражнения на развитие скорости выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Длительность выполнения упражнений на быстроту не должна превышать 6-12 сек. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, скорость бега, быстрота оценки сложившейся на дорожке или поле ситуации, быстрота тактического мышления, увеличению частоты движений.
Вывод. Для развития скоростных качеств нужно применять различные упражнения, это упражнения и с небольшими отягощениями, и прыжковые, и силовые и др.