Развитие исследовательских навыков у младших школьников


Автор: Лариса Владимировна Назарчук
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера»
Должность: учитель начальных классов


С 2010 года наша школа является одним из трёх учреждений области, получивших статус пилотной площадки по введению ФГОС НОО. Основными документами, регламентирующим данную деятельность, являются программа развития школы и разработанная школой основная образовательная программа начального общего образования. Программа развития школы предполагает построение модели «Школа современных образовательных технологий». Данная модель предполагает не столько расширение масштабов применения ИКТ, интерактивных образовательных технологий и новых средств обучения, сколько системное использование имеющихся технологических возможностей для достижения планируемых результатов. В моем классе в рамках организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению использую технологию исследовательской деятельности.

При реализации ФГОС исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, которая обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, развитие творческого потенциала детей, тем самым способствуя достижению планируемых результатов начального общего образования. Поэтому одной из основных задач моей деятельности является формирование у младших школьников общеучебных умений и навыков как основы учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

На мой взгляд, одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Для обучения школьников специальным умениям, а также для развития у них общих навыков, необходимых в исследовательском поиске мною была разработана рабочая программа кружка «Я – исследователь» (Приложение 1). На первых этапах работы реализации программы я ввожу лишь элементы исследовательской деятельности, проводя тренинговые упражнения по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1 группа упражнений.

Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы её устранить, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и всё же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из таких заданий:

А) «Посмотри на мир чужими глазами».

Читаю детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: предлагаю ребятам продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.

Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Б) «Тема одна – сюжетов много».

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.).

В) «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулирую примерно так.

«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Г) «Составь рассказ, используя данную концовку».

Например: «…Так я и не выучил стихотворение». «… Нам так и не удалось найти свой автомобиль»; «…Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо»; «…И котёнок мирно заснул на руках у Маши»; «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

Д) «Сколько значений у предмета».

Углубить и проверить уровень развития способности к мыслительному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. П. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Е) «Назовите признаки предмета».

Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков данного предмета.

Ж) «Наблюдение как способ выявления проблем».

Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для детских исследований могут быть: почему светит солнце? Почему играют котята? Почему попугаи и вороны могут разговаривать? Наблюдению необходимо учить.

2 группа упражнений.

Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Это предвидение событий. Чем больше число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь в ложное предположение. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», и нам годятся любые самые фантастические предположения и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребёнка.

А) Задания-рассуждения.

Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь?

Б) Упражнения на обстоятельства.

— При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

— При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Например: соль, сахар, мобильный телефон.

В) Задания типа «Найди возможную причину события».

Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.

3группа упражнений.

Развитие умений задавать вопросы.

Важным условием для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы. В процессе исследования вопрос играет ключевую роль. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Вопросы можно поделить на две большие группы:

Уточняющие (верно ли, что…, надо ли, создавать ли…, должен ли…).

Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы состоят из нескольких вопросов. Простые можно поделить на две группы: условные и безусловные. Правда ли, что у тебя дома живёт попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котёнок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.

Восполняющие (неопределенные, непрямые, «к» вопросы). Они также могут быть простыми и сложными. Обычно включают в себя слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения.

А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

Показываю своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагаю задать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке (По методике Э. П. Торранса).

Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило — в вопросе не должно быть явной связи.

Например, вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Чуть позже можно рассмотреть и более сложный вариант.

Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».

В) Игра «Угадай, о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Чем питаются в космосе космонавты?

4 группа упражнений.

Учимся давать определения понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Понятие образуется путём операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.

Один из самых эффективных способов развития у ребёнка способности к обобщению понятий – метод определения понятий. Ребёнку предлагают предмет или слово и просят дать определение этому предмету. Первоначальные попытки давать определения понятиям, построенные на интуиции ребёнка и использовании элементарных правил логики, создают хорошую базу для постепенного, полноценного перехода в плоскость логики и логического мышления.

Описание. Этот приём предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: что это такое, чем это отличается от других объектов, чем это похоже на другие объекты?

Характеристика. Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера. Этот способ используется тогда, когда легче привести примеры, иллюстрирующие понятие, чем дать его строгое определение через родовое или видовое отличие.

Сравнение. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различение. Приём, позволяющий установить отличие того или иного предмета от сходных с ним предметов.

Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки, сочинение загадок, кроссворды, игра «трудные слова».

Учимся классифицировать. Исследование и познание мира предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию деления понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Задание «четвёртый лишний», подобрать противоположные понятия к словам.

Эксперимент. Эксперимент – это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. Возможные эксперименты: «Определяем плавучесть предметов», «Как вода исчезает». «Измерение объёма капли».

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Особый вид умений – умения работать с книгой или с текстом.

1 этап – беглый обзор книги (полистать, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с оглавлением, введением, прочитать отдельные куски, которые случайно привлекли внимание);

2 этап – «задать себе вопросы по поводу текста» (Что мне известно по этой проблеме?Что нового я смогу узнать?);

3 этап – чтение, глубокое знакомство с текстом;

4 этап – выделить главное и второстепенное;

5 этап – резюме.

Структурирование текстов. Восстановление текстов. Необычное сочинение на заданную тему.

Учимся делать выводы и умозаключения. Умозаключения по аналогии. Сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они схожи и что может дать знание о свойствах одного объекта для понимания другого объекта.

На что похожи облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили?

Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития исследовательских умений и навыков можно использовать самые разные методики. Приведённые в качестве примера методики позволяют понять общую картину и показать, где можно найти аналогичные методики, как можно разрабатывать собственные. Удобнее всего первоначально организовывать работу по развитию исследовательских навыков у младших школьников на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал.

Для выявления уровня развития исследовательских навыков мною была проведена диагностика, в которой приняли участие 20 учащихся моего класса.

Диагностика состояла из трех этапов:

1 этап – стартовая диагностика развития исследовательских навыков у второклассников;

2 этап – предполагает организацию работы по развитию исследовательских навыков у второклассников при изучении курса «Окружающий мир» и занятий клуба «Я – исследователь»;

3 этап – контрольный, на котором проведена повторная диагностика развития исследовательских навыков у второклассников; даётся оценка эффективности предлагаемых заданий и мероприятий при изучении окружающего мира и занятий клуба «Я – исследователь» путём сравнительного анализа первого и второго тестирования.

Цель диагностической работы: определить эффективность развития исследовательских навыков у второклассников в процессе изучения окружающего мира и занятий клуба «Я – исследователь».

В ходе диагностической работы были использованы следующие методики: тестирование, опрос, наблюдения.

Ребятам был предложен тест, состоящий из 3-х частей: 1 – позволяет выявить умение выводить следствия, 2 – умение находить проблему, 3 – умение представлять последствия событий.

Инструкция № 1: Дай как можно полные и оригинальные ответы:

  1. «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?».

2. «Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?».

  1. «Что произойдёт, если все . горы вдруг превратятся в сахарные?».

4. «Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?».

5. «Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?».

Инструкция № 2:Поставь необычную проблему, связывающую два указанных понятия. Например, пара жук – кресло. Проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?».

Компас – клей. Синица – сестра. Мухомор – диван. Учитель – ветер. Шляпа – пчела.

Инструкция № 3: Продолжи предложения:

В горах нельзя громко кричать потому, что…

Птицы начали вить гнёзда потому, что…

Ласточки начали летать низко над землёй потому, что…

Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что…

Птицы полетели на юг потому, что…

Тесты детей представлены в прил. 1.

Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма баллов, переводится в %.

Критериями результатов теста послужили:

— умение выводить следствия,

— умение находить проблему.

— умение представлять последствия событий.

В соответствии с критериями, были выделены уровни развития исследовательских навыков у младших школьников:

80-100 % — высокий уровень развития исследовательских навыков характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий.

60-80 % — средний уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести следствие и представить последствие событий.

Менее 60 % — низкий уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить последствие событий.

 

В целом, уровень развития исследовательских навыков у младших школьников низкий (Рисунок 1).

Рис. 1. Результаты первичной диагностики уровня развития исследовательских навыков
Диагностика способности ребёнка к творчеству и изобретательству

С этой целью был проведён тест «Изобретатель».

Инструкция: Дай как можно больше вариантов отгадок рисункам. Чем больше, тем лучше (Приложение 1).

Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, суммируется. Критерий этого теста – количество вариантов отгадок. Уровни развития способности: высокий (6 и более отгадок), средний (4-5 отгадок), низкий (меньше 4 отгадок). В результате анализа способности ребёнка к творчеству и изобретательству были получены следующие результаты (Таблица 2).

Результаты этого теста несколько обрадовали, всё-таки многие дети способны к творчеству и изобретательству:

— высокий уровень – 3 чел., 19 %;

— средний уровень – 10 чел., 62 %;

— низкий уровень – 3 чел., 19 %.

Анализ полученных данных показал, что уровень развития исследовательских навыков у младших школьников, особенно такого его компонента, как представление последствий событий и умение называть проблему очень низок. В связи с этим возникла идея в рамках внеурочной деятельности организовать работу клуба «Я – исследователь», так как через исследовательскую и проектную деятельность учащихся во внеурочное время можно повысить эффективность развития навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребёнок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

Изучив методику организации исследовательской работы с младшими школьниками доктора педагогических наук А.И. Савенкова, я предложила учащимся своего класса заняться исследованиями и развитием необходимых для этого навыков, в рамках клуба «Я исследователь». Программа клуба составлена на основе авторской программы исследовательского обучения младших школьников под редакцией А.И. Савенкова (Приложение 1). Программа реализуется через проведение внеурочной работы, в рамках клуба, а также при организации уроков окружающего мира.

Обучение исследовательской деятельности по программе мы начали с 1 класса. На первых этапах работы я вводила лишь элементы исследовательской деятельности, проводя тренинговые упражнения по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. Эти виды упражнений были описаны в разделе «Исследовательское обучение младших школьников и методические приёмы, способствующие развитию необходимых навыков».

Начиная со 2 класса работа исследовательского клуба осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы («исследование», «информация», «знания», «проблема», «гипотеза» и др.). Данная работа сопровождается ведением рабочих тетрадей «Я исследователь», в которых подробно описан каждый шаг на пути собственного исследования.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

На этом направлении я организую совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы. Для того, чтобы познакомить детей с методикой проведения собственных исследований, необходимо провести 2-3 тренировочных занятия. Для проведения занятия я рассаживаю класс в круг так, чтобы дети видели лица друг друга. Затем объявляю, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные. После этого мы приступаем к 1 этапу.

1 этап. Выбор темы.

Для того, чтобы дети определили тему исследования, я предлагаю ребятам карточки с различными изображениями – темами будущих исследований и предлагаю выбрать что-то особенно привлекательное, вызывающее у них интерес.

Ребятами была выбрана тема: «Черепаха».

2 этап. Составление плана исследования.

После выбора темы я объясняю исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. После чего я предлагаю ребятам выбрать методы, с помощью которых они будут добывать информацию. В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать» и др. в это время выставляю карточки с изображением методов. Эти карточки – план будущего исследования. Затем надо сделать план более строгим и последовательным. Поэтому я задаю вопрос: С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

Так постепенно выстраивается линия из карточек: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Понаблюдать», «Провести эксперимент». План проведения исследования составлен.

     После составление плана переходим к 3 этапу

3 этап. Сбор материала.

Данный этап необходимо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Можно использовать обычные записи, но так как дети 2 класс еще не могут быстро осуществлять записи, мы используем пиктографическое письмо.

На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть изображения, слова и др.

Например, 1 метод – «Подумать самостоятельно».

Подумав, дети приходят к выводу, что черепахи бывают морские и сухопутные. Они рисуют на листочке изображения волн и песка.

Следующая идея – «черепахи бывают большие и маленькие». Ребята отмечают это на листочках.

Затем дети отмечают, что у черепах есть панцирь. Они откладывают яйца в песок. Нарисовав углубление с овалами, ребята закрепляют эту идею.

2 метод. «Задай вопрос человеку».

Первое время следует чётко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше. Так, например, кто-то может подсказать, где обитают черепахи, чем питаются. Рисуются схематические изображения.

3 и 4 метод. «Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Если черепаха есть в «живом уголке» школы, то можно подойти к террариуму и, понаблюдав, поговорить о том, что мы видим. В ходе наблюдений можно изучать особенности поведения черепахи и ее реакции на различные события. Всё это надо зафиксировать на листочках.

Можно провести даже эксперименты. Например, боится ли наша черепаха громких звуков и резких движений? Любит ли он музыку? Чем он питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

«Узнать из книг». Далее можно обратиться к книге. Сейчас издаётся много детских справочников и энциклопедий. Они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Можно прочитать нужный текст вслух и помочь зафиксировать новые идеи.

4 этап. Обобщение полученных данных.

На данном этапе ребята анализируют и обобщают собранные сведения. Для этого пиктограммы раскладываются в определенной последовательности, начиная с самой важной информации. Затем начинаем рассуждать, что интересного мы узнали.

5 этапом в коллективном исследовании является доклад.

Как только информация обобщена, исследователи делают сообщение – «Доклад о черепахе». Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. В ходе доклада ребята по очереди, дополняют друг друга, подглядывая в свои записи пиктограммы.

После выступления исследователей надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

Таким образом, во 2 классе на занятиях клуба происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации, осуществляется работа по проведению кратковременных исследований.

В 3-4 классах осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.  

Хочу отметить, что работа клуба тесно связана с изучением курса «Окружающий мир». Некоторые темы из программы клуба были рассмотрены на уроках окружающего мира. Например:

— искусство задавать вопросы и отвечать на них;

— ассоциации и аналогии;

— учимся видеть проблему;

— учимся выдвигать гипотезы;

— учимся задавать вопросы;

— как провести эксперимент.

На протяжении всего года в каждый урок включалось задание на развитие какого-либо исследовательского навыка. Некоторые из них рассматривались на отдельных этапах урока, а некоторым – проведение опытов и экспериментов ‒ посвящалась серия уроков («Свойства снега и льда», «Кто и как изучает природу», «Реки Земли»).

В рамках работы кружка были проведены экскурсии в природу и краеведческий музей, беседы, наблюдения. Были проведены групповые исследования «Волшебное вещество – соль» (Приложение 2), «Азбука витаминов (Приложение 3), «Овощные и фруктовые батарейки» и др. Совместно с родителями ребята участвовали в ярмарке «Дары осени», делали кормушки для птиц. Ребята готовили доклады о местных видах птиц, рыб, насекомых. В течение года ребята приняли участие и стали победителями школьного этапа олимпиад по окружающему миру, всероссийских интеллектуальных конкурсов.

Для проверки эффективности проведенной работы мною была проведена повторная диагностика. Методика повторнойдиагностики совпадала с методикой первичной диагностикой уровня развития исследовательских навыков у младших школьников (Таблица 4).

высокий уровень – 5 чел., 32 %;

средний – 9 чел., 56 %;

низкий уровень – 2 чел., 12 %.

 

Рис. 3. Результаты диагностики уровня развития исследовательских навыков на повторной диагностике

Повторная диагностика уровня развития исследовательских навыков у младших школьников показала, что он повысился. Для оценки эффективности проделанной работы мною был проведён сравнительный анализ результатов (Таблица 5).

Таблица 5

Сравнение результатов исследования по первому тесту

Уровни

Первичная диагностика

Повторная диагностика

Высокий

18 %

32 %

Средний

32 %

56 %

Низкий

50 %

12 %

Для наглядности представлю данные на рис. 4.

 

Рис. 4. Результаты изменения уровня развития исследовательских навыков

Уровень развития способности ребёнка к творчеству и изобретательству на повторной диагностике обследовался по методике, которая была использована при первичной диагностике высокий уровень – 9 чел., 56 %;

средний – 7 чел., 44 %;

низкий уровень не выявлен (рис. 5).

 

Рис. 5. Результаты диагностики способности ребёнка к творчеству и изобретательству при повторной диагностике

Повторная диагностика способности ребёнка к творчеству и изобретательству показала, что ни у кого из учащихся нет низкого уровня развития этой способности. Сравнительный анализ результатов приведён в Таблице 7.

Таблица 7

Сравнение результатов исследования

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Первичная диагностика

19%

62%

19%

Повторная диагностика

56%

44%

0

Динамику способности ребёнка к творчеству и изобретательству можно увидеть на рис. 6.

 

Рис. 6. Изменения уровня способности ребёнка к творчеству и изобретательству

Таким образом, можно увидеть, что уровень развития исследовательских навыков и способность ребёнка к творчеству и изобретательству повысились.

Следовательно, через четкую организацию исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время, через систему заданий и вопросов можно повысить эффективность развития навыков, необходимых в исследовательском поиске. Приобщение к исследовательской деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских навыков опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.

В ходе всей своей работы я еще раз убедилась, что проблема развития исследовательских навыков в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики.

Целенаправленная систематическая работа, проводимая в рамках разработанной программы кружка «Я – исследователь» будет способствовать значительному повышению развития исследовательских навыков моих учеников.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

14 − десять =