«Эффективность педагогического процесса
закономерно зависит от условий, в которых
он протекает».
Ю.К. Бабанский
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Успешность решения предусмотренных образовательным стандартом задач в начальном общем образовании будет напрямую зависеть от работы педагога по формированию учебной деятельности младших школьников. В связи с этим появилась необходимость современного проектирования учебной деятельности, т.е. технология. С 2009 года я занимаюсь изучением, апробацией и внедрением технологии «Развитие критического мышления» у младших школьников.
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую творческую активность, развивать индивидуальность. Она позволяет мне добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знания, умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. У детей формируется способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе.
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
В январе 2010 г. я прошла обучение на курсах по теме «Основы религиозных культур и светской этики» при ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва, где получила сертификат тренера-преподавателя по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». А с апреля 2010 г. мои четвероклассники изучают предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля происходит по итогам анкетирования родителей обучающихся на родительских собраниях. Я преподаю два модуля: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры», где на уроках использую методы и приемы по развитию критического мышления учащихся.
Все модули разработаны не на религиозной основе, а именно на культурных и нравственных ценностях каждой религии, они носят светский, культурологический характер. На уроках с ребятами я говорю о нравственности заповедей, проповедующих добро и справедливость, духовные, общечеловеческие ценности, которые дети должны познать в своём сердце. У четвероклассников формирую отношение к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
В результате освоения курса школьники должны усвоить следующие положения: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения воспитательный результат освоения курса подразумевает приобретение школьником социальных знаний, получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получение опыта самостоятельного общественного действия.
Стратегии технологии позволяют мне все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Структура технологии развития критического мышления предполагает три основные стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
На каждой из стадий урока я использую свои методические приемы, которые ориентируют на создание условий для свободного развития личности. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометы на полях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Мозговой штурм», «Написание эссе», «Лекция с остановками» и др.
Урок я планирую, используя следующие этапы:
Технологические этапы | ||
1 стадия /фаза/ Вызов | 2 стадия /фаза/ Осмысление содержания | 3 стадия /фаза/ Рефлексия |
— актуализация имеющихся знаний — пробуждение интереса к получению новой информации — постановка собственных целей обучения | — получение новой информации — корректировка поставленных целей обучения | — размышление, рождение нового знания — постановка новых целей обучения |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально или в парах | На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах |
Функции данной стадии | ||
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний) | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Возможные методы и приемы | ||
Составление списка «известной информации»: -рассказ-предположение по ключевым словам; — графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; — верные и неверные утверждения; — перепутанные логические цепочки и т. д. — «Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Составление таблицы ЗХУ». | Методы активного чтения: — маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); — ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; — поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы. — «Пометки на полях», «Взаимоопрос», «Зигзаг». | — Заполнение кластеров, таблиц. — Установление причинно-следственных связей между блоками информации. — Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. — Ответы на поставленные вопросы. — Организация устных и письменных круглых столов. — Организация различных видов дискуссий. — Написание творческих работ. — Исследования по отдельным вопросам темы и т. д. — Синквейн |
Стадия вызова . На данном этапе работы я вызываю интерес к теме и мотивирую школьников к активной учебной деятельности, чтобы у них появилась личная заинтересованность, цель получения знания, уверенность в собственных силах. На данной стадии обеспечиваю условия для создания интеллектуальной опоры изучаемого материала, пробуждения интереса на основании столкновения мнений. На стадии вызова я использую в сочетании индивидуальную и групповую формы работы.
На стадии вызова мною используется прием «Покопаемся в памяти» . На данной стадии мы с обучающимися определяем и озвучиваем проблему. Для этого отвечаем на ряд вопросов: Какова тема? Что вы уже знаете об этом? Как понимаете? Почему вам это нужно узнать?
Примером может служить фрагмент урока по теме:«Проповедь Христа».
Тема : Проповедь Христа.
Стадия «Вызов».Составление кластера .
— Прочитать тему урока: Проповедь Христа.
— На какой вопрос вы уже знаете ответ? (Кто такой Иисус Христос)
— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?
— Определить учебную задачу.
— Как понимаете понятие «проповедь»?
— Какие ассоциации возникли?
— Что вы об этом знаете? (ведать про что-то, про кого-то)
Прием «Кластера» (гроздь) . Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Фрагмент урока по модулю ОПК по теме:«Проповедь Христа».
Задание для работы в группе:
Используя текст пособия, рисунки и записи, составьте кластер «Чему учил Иисус Христос в Нагорной проповеди».
— Так чему же учил Христос?
Ответы в виде схемы появляются и на слайде
Приём «Ассоциация» .
Использую ряд вопросов:
— О чём может пойти речь на уроке?
— Какая ассоциация у вас возникает, когда вы рассматриваете картину В.М. Васнецова «Три богатыря»?
— «Какие возникают ассоциации, когда слышите «…русские богатыри»?
Таким образом дети погружаются в определенное настроение.
защитники рыцари
Приём «Корзина идей, понятий, имён».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет мне выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
— Как понимаете понятие «воскресение»?
— Ваши ассоциации? Что известно об этом?
Стадия осмысления .
Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации, соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно – осмысленное чтение текста, последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Моя задача на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.
Фрагмент урока по модулю ОПК «Проповедь Христа».
Методический прием «Предположение» .
— Рассмотрите картину русского художника 19 века Макарова Ивана Кузьмича
(1822-1897).
— Что Вам известно об этом сюжете?
— Опишите увиденное.
— Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?
— Предположите, чему учил Иисус Христос?
На стадии осмысления использую прием «Инсерт»:чтение с пометами текста в учебнике».
Предлагаю учащимся текст с предложением ставить соответствующие пометки на полях:
«+» — я знаю
«V» — новое для меня
«?» — непонятно, хочу узнать
Фрагмент урока по модулю ОПК по теме «Монастырь» .
Учебная задача: выяснить, почему люди идут в монахи и от чего они отказываются.
— Предположите, легко ли стать монахом?
Чтение с пометами.
Задание:
Используя текст пособия с. 80-81, выяснить, почему люди идут в монахи.
V– уже знал
+‒ узнал новое
? – хочу узнать
— Что узнали нового?
После чтения статьи использую приём « Мозговой штурм» .
— Совпали ли предположения?
— Что узнали нового?
— Почему люди идут в монахи?
— Что значит «призвание»?
— Как отличить призвание от случайного каприза?
— Для каких профессий, на ваш взгляд, важно призвание?
— Вы хотели бы найти своё призвание?
— От чего отказываются монахи?
— Так легко ли стать монахом?
Фрагмент урока по модулю ОМРК по теме «Добро и зло» .
— Составить текст, имеющий поучительный смысл и используя все данные слова:
Мудрец
Руки
Слава
Бабочка
Заслушивание работы групп.
— Познакомьтесь с еще одной притчей. Использую приёмы «Чтение с остановками» и «Дерево предсказаний». Заранее выделяю в тексте одну-две остановки – в зависимости от размера текста.
«Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.
Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он».
(Остановка)
Групповая работа. (На столах карточки с заданием).
Подумайте и дайте ответы на вопросы:
— Что будет дальше?
— Чем закончится текст?
— Как могут развиваться события?
— Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).
— У кого другой вариант?
Приём «Дерево предсказаний».
— Как дальше будут разворачиваться события?
— Какие чувства вызвал этот отрывок текста?
«Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав».
Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:
— Скажи, что у меня в руках?
Мудрец посмотрел и сказал:
— У тебя в руках бабочка.
Тогда он спросил мудреца:
— Скажи, живая она или мертвая?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: (Остановка)
— Как дальше будут разворачиваться события?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:
— Все в твоих руках».
— Совпали ли мысли? Как понимаете выражение «Всё в твоих руках»?
— Что заставило героя поступить именно так?
Интерактивная стратегия Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем»
(З-Х-У)
З – знаем | Х – хотим узнать | У – узнаем |
Фрагмент урока по модулю ОПК по теме «Монастырь» .
— Прочитать тему урока: Монастырь.
— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?
— Как понимаете понятие «монастырь»?
— Какие ассоциации возникли?
— Определить учебную задачу.
Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.
— Запишите в таблицу любые вопросы, которые возникли.
— При чтении статьи помечайте ответы на свои вопросы в рабочей таблице. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
— На все ли вопросы получен ответ? Где можно еще найти информацию?
З – знаем | Х – хотим узнать | У – узнаем |
Монастырь – священное сооружение христиан. Крепость на Руси. | Что такое монастырь? Какова жизнь в монастыре? Для чего они нужны? Какова их роль? |
Настадии рефлексии мною решается очень важная задача: корректировка и систематизация знаний (анализ и творческая переработка).
Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу, выявление «белых пятен», формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова») и анализ всего процесса изучения материала.
«Толстые и тонкие вопросы». Учащихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы ‒ это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Таблицу «Толстых» и «Тонких» вопросов я использую на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
На стадии рефлексии я использую прием « Синквейн ». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно имя существительное).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример составления синквейнапо теме «Проповедь Христа»
проповедь
поучительная, познавательная, нагорная, …
поучает, ведает, распространяет,…
Проповедь поучает не осуждать, благотворить, благословлять врагов и ненавидящих любить.
добро
Особенностью технологии развития критического мышления является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Таким образом, предлагаемый метод заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, что помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств.
Занимаясь внедрением технологии развития критического мышления, я решаю следующие проблемы: выделение и усвоение главного, существенного в материале, максимальная реализация развивающего потенциала предметов, сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками. Повышается активность на уроке максимального числа учащихся, формируются навыка самооценки, создается атмосфера принятия любого мнения, возможность выслушать других.