Развитие критического мышления на уроках ОРКСЭ в начальной школе


Автор: Ольга Анатольевна Буйвол
Место работы: МБОУ "НОШ № 14" г. Биробиджана
Должность: учитель начальных классов


«Эффективность педагогического процесса
закономерно зависит от условий, в которых

он протекает».
Ю.К. Бабанский

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Успешность решения предусмотренных образовательным стандартом задач в начальном общем образовании будет напрямую зависеть от работы педагога по формированию учебной деятельности младших школьников. В связи с этим появилась необходимость современного проектирования учебной деятельности, т.е. технология. С 2009 года я занимаюсь изучением, апробацией и внедрением технологии «Развитие критического мышления» у младших школьников.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую творческую активность, развивать индивидуальность. Она позволяет мне добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знания, умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. У детей формируется способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе.

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

В январе 2010 г. я прошла обучение на курсах по теме «Основы религиозных культур и светской этики» при ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва, где получила сертификат тренера-преподавателя по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». А с апреля 2010 г. мои четвероклассники изучают предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля происходит по итогам анкетирования родителей обучающихся на родительских собраниях. Я преподаю два модуля: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры», где на уроках использую методы и приемы по развитию критического мышления учащихся.

Все модули разработаны не на религиозной основе, а именно на культурных и нравственных ценностях каждой религии, они носят светский, культурологический характер. На уроках с ребятами я говорю о нравственности заповедей, проповедующих добро и справедливость, духовные, общечеловеческие ценности, которые дети должны познать в своём сердце. У четвероклассников формирую отношение к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В результате освоения курса школьники должны усвоить следующие положения: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения воспитательный результат освоения курса подразумевает приобретение школьником социальных знаний, получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получение опыта самостоятельного общественного действия.

Стратегии технологии позволяют мне все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Структура технологии развития критического мышления предполагает три основные стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

На каждой из стадий урока я использую свои методические приемы, которые ориентируют на создание условий для свободного развития личности. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометы на полях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Мозговой штурм», «Написание эссе», «Лекция с остановками» и др.

Урок я планирую, используя следующие этапы:

Технологические этапы
1 стадия /фаза/

Вызов

2 стадия /фаза/

Осмысление содержания

3 стадия /фаза/

Рефлексия

— актуализация имеющихся знаний

— пробуждение интереса к получению новой информации

— постановка собственных целей обучения

— получение новой информации

— корректировка поставленных

целей обучения

— размышление, рождение нового знания

— постановка новых целей обучения

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группахНа стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально или в парахНа стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах
Функции данной стадии
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний)Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Возможные методы и приемы
Составление списка «известной информации»:

-рассказ-предположение по ключевым словам;

— графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

— верные и неверные утверждения;

— перепутанные логические цепочки и т. д.

— «Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Составление таблицы ЗХУ».

Методы активного чтения:

— маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

— ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

— поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.

— «Пометки на полях», «Взаимоопрос», «Зигзаг».

— Заполнение кластеров, таблиц.

— Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

— Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

— Ответы на поставленные вопросы.

— Организация устных и письменных круглых столов.

— Организация различных видов дискуссий.

— Написание творческих работ.

— Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

— Синквейн

Стадия вызова . На данном этапе работы я вызываю интерес к теме и мотивирую школьников к активной учебной деятельности, чтобы у них появилась личная заинтересованность, цель получения знания, уверенность в собственных силах. На данной стадии обеспечиваю условия для создания интеллектуальной опоры изучаемого материала, пробуждения интереса на основании столкновения мнений. На стадии вызова я использую в сочетании индивидуальную и групповую формы работы.

На стадии вызова мною используется прием «Покопаемся в памяти» . На данной стадии мы с обучающимися определяем и озвучиваем проблему. Для этого отвечаем на ряд вопросов: Какова тема? Что вы уже знаете об этом? Как понимаете? Почему вам это нужно узнать?

Примером может служить фрагмент урока по теме:«Проповедь Христа».

Тема : Проповедь Христа.

Стадия «Вызов».Составление кластера .

— Прочитать тему урока: Проповедь Христа.

— На какой вопрос вы уже знаете ответ? (Кто такой Иисус Христос)

— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

— Определить учебную задачу.

— Как понимаете понятие «проповедь»?

— Какие ассоциации возникли?

— Что вы об этом знаете? (ведать про что-то, про кого-то)

Прием «Кластера» (гроздь) . Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Фрагмент урока по модулю ОПК по теме:«Проповедь Христа».

Задание для работы в группе:

Используя текст пособия, рисунки и записи, составьте кластер «Чему учил Иисус Христос в Нагорной проповеди».

— Так чему же учил Христос?

Ответы в виде схемы появляются и на слайде

Приём «Ассоциация» .

Использую ряд вопросов:

— О чём может пойти речь на уроке?

— Какая ассоциация у вас возникает, когда вы рассматриваете картину В.М. Васнецова «Три богатыря»?

— «Какие возникают ассоциации, когда слышите «…русские богатыри»?

Таким образом дети погружаются в определенное настроение.

защитники рыцари

Приём «Корзина идей, понятий, имён».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет мне выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

— Как понимаете понятие «воскресение»?

— Ваши ассоциации? Что известно об этом?

Стадия осмысления .

Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации, соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно – осмысленное чтение текста, последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Моя задача на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

Фрагмент урока по модулю ОПК «Проповедь Христа».

Методический прием «Предположение» .

— Рассмотрите картину русского художника 19 века Макарова Ивана Кузьмича

(1822-1897).

— Что Вам известно об этом сюжете?

— Опишите увиденное.

— Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?

— Предположите, чему учил Иисус Христос?

На стадии осмысления использую прием «Инсерт»:чтение с пометами текста в учебнике».

Предлагаю учащимся текст с предложением ставить соответствующие пометки на полях:

«+» — я знаю

«V» — новое для меня

«?» — непонятно, хочу узнать

Фрагмент урока по модулю ОПК по теме «Монастырь» .

Учебная задача: выяснить, почему люди идут в монахи и от чего они отказываются.

— Предположите, легко ли стать монахом?

Чтение с пометами.

Задание:

Используя текст пособия с. 80-81, выяснить, почему люди идут в монахи.

V уже знал

+ узнал новое

? – хочу узнать

— Что узнали нового?

После чтения статьи использую приём « Мозговой штурм» .

— Совпали ли предположения?

— Что узнали нового?

— Почему люди идут в монахи?

— Что значит «призвание»?

— Как отличить призвание от случайного каприза?

— Для каких профессий, на ваш взгляд, важно призвание?

— Вы хотели бы найти своё призвание?

— От чего отказываются монахи?

— Так легко ли стать монахом?

Фрагмент урока по модулю ОМРК по теме «Добро и зло» .

— Составить текст, имеющий поучительный смысл и используя все данные слова:

Мудрец

Руки

Слава

Бабочка

Заслушивание работы групп.

— Познакомьтесь с еще одной притчей. Использую приёмы «Чтение с остановками» и «Дерево предсказаний». Заранее выделяю в тексте одну-две остановки – в зависимости от размера текста.

«Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.

Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он».

(Остановка)

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы:

— Что будет дальше?

— Чем закончится текст?

— Как могут развиваться события?

— Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

— У кого другой вариант?

Приём «Дерево предсказаний».

— Как дальше будут разворачиваться события?

— Какие чувства вызвал этот отрывок текста?

«Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав».

Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

— Скажи, что у меня в руках?

Мудрец посмотрел и сказал:

— У тебя в руках бабочка.

Тогда он спросил мудреца:

— Скажи, живая она или мертвая?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: (Остановка)

— Как дальше будут разворачиваться события?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:

— Все в твоих руках».

— Совпали ли мысли? Как понимаете выражение «Всё в твоих руках»?

— Что заставило героя поступить именно так?

Интерактивная стратегия Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем»

(З-Х-У)

З – знаемХ – хотим узнатьУ – узнаем
   

Фрагмент урока по модулю ОПК по теме «Монастырь» .

— Прочитать тему урока: Монастырь.

— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

— Как понимаете понятие «монастырь»?

— Какие ассоциации возникли?

— Определить учебную задачу.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.

— Запишите в таблицу любые вопросы, которые возникли.

— При чтении статьи помечайте ответы на свои вопросы в рабочей таблице. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

— На все ли вопросы получен ответ? Где можно еще найти информацию?

З – знаемХ – хотим узнатьУ – узнаем
Монастырь – священное сооружение христиан.

Крепость на Руси.

Что такое монастырь?

Какова жизнь в монастыре? Для чего они нужны? Какова их роль?

 

Настадии рефлексии мною решается очень важная задача: корректировка и систематизация знаний (анализ и творческая переработка).

Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу, выявление «белых пятен», формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова») и анализ всего процесса изучения материала.

«Толстые и тонкие вопросы». Учащихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы ‒ это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Таблицу «Толстых» и «Тонких» вопросов я использую на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

На стадии рефлексии я использую прием « Синквейн ». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно имя существительное).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример составления синквейнапо теме «Проповедь Христа»

проповедь

поучительная, познавательная, нагорная, …

поучает, ведает, распространяет,…

Проповедь поучает не осуждать, благотворить, благословлять врагов и ненавидящих любить.

добро

Особенностью технологии развития критического мышления является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Таким образом, предлагаемый метод заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, что помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств.

Занимаясь внедрением технологии развития критического мышления, я решаю следующие проблемы: выделение и усвоение главного, существенного в материале, максимальная реализация развивающего потенциала предметов, сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками. Повышается активность на уроке максимального числа учащихся, формируются навыка самооценки, создается атмосфера принятия любого мнения, возможность выслушать других.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

двадцать − семь =