Развитие критического мышления на уроках ОРКСЭ в начальной школе


Автор: Ольга Анатольевна Буйвол
Место работы: МБОУ "НОШ № 14" г. Биробиджана
Должность: учитель начальных классов


«Эффективность педагогического процесса
закономерно зависит от условий, в которых

он протекает».
Ю.К. Бабанский

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Успешность решения предусмотренных образовательным стандартом задач в начальном общем образовании будет напрямую зависеть от работы педагога по формированию учебной деятельности младших школьников. В связи с этим появилась необходимость современного проектирования учебной деятельности, т.е. технология. С 2009 года я занимаюсь изучением, апробацией и внедрением технологии «Развитие критического мышления» у младших школьников.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую творческую активность, развивать индивидуальность. Она позволяет мне добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знания, умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. У детей формируется способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе.

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

В январе 2010 г. я прошла обучение на курсах по теме «Основы религиозных культур и светской этики» при ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва, где получила сертификат тренера-преподавателя по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». А с апреля 2010 г. мои четвероклассники изучают предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля происходит по итогам анкетирования родителей обучающихся на родительских собраниях. Я преподаю два модуля: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры», где на уроках использую методы и приемы по развитию критического мышления учащихся.

Все модули разработаны не на религиозной основе, а именно на культурных и нравственных ценностях каждой религии, они носят светский, культурологический характер. На уроках с ребятами я говорю о нравственности заповедей, проповедующих добро и справедливость, духовные, общечеловеческие ценности, которые дети должны познать в своём сердце. У четвероклассников формирую отношение к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В результате освоения курса школьники должны усвоить следующие положения: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения воспитательный результат освоения курса подразумевает приобретение школьником социальных знаний, получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получение опыта самостоятельного общественного действия.

Стратегии технологии позволяют мне все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Структура технологии развития критического мышления предполагает три основные стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

На каждой из стадий урока я использую свои методические приемы, которые ориентируют на создание условий для свободного развития личности. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометы на полях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Мозговой штурм», «Написание эссе», «Лекция с остановками» и др.

Урок я планирую, используя следующие этапы:

Технологические этапы
1 стадия /фаза/

Вызов

2 стадия /фаза/

Осмысление содержания

3 стадия /фаза/

Рефлексия

— актуализация имеющихся знаний

— пробуждение интереса к получению новой информации

— постановка собственных целей обучения

— получение новой информации

— корректировка поставленных

целей обучения

— размышление, рождение нового знания

— постановка новых целей обучения

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группахНа стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально или в парахНа стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах
Функции данной стадии
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний)Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Возможные методы и приемы
Составление списка «известной информации»:

-рассказ-предположение по ключевым словам;

— графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

— верные и неверные утверждения;

— перепутанные логические цепочки и т. д.

— «Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Составление таблицы ЗХУ».

Методы активного чтения:

— маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

— ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

— поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.

— «Пометки на полях», «Взаимоопрос», «Зигзаг».

— Заполнение кластеров, таблиц.

— Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

— Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

— Ответы на поставленные вопросы.

— Организация устных и письменных круглых столов.

— Организация различных видов дискуссий.

— Написание творческих работ.

— Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

— Синквейн

Стадия вызова . На данном этапе работы я вызываю интерес к теме и мотивирую школьников к активной учебной деятельности, чтобы у них появилась личная заинтересованность, цель получения знания, уверенность в собственных силах. На данной стадии обеспечиваю условия для создания интеллектуальной опоры изучаемого материала, пробуждения интереса на основании столкновения мнений. На стадии вызова я использую в сочетании индивидуальную и групповую формы работы.

На стадии вызова мною используется прием «Покопаемся в памяти» . На данной стадии мы с обучающимися определяем и озвучиваем проблему. Для этого отвечаем на ряд вопросов: Какова тема? Что вы уже знаете об этом? Как понимаете? Почему вам это нужно узнать?

Примером может служить фрагмент урока по теме:«Проповедь Христа».

Тема : Проповедь Христа.

Стадия «Вызов».Составление кластера .

— Прочитать тему урока: Проповедь Христа.

— На какой вопрос вы уже знаете ответ? (Кто такой Иисус Христос)

— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

— Определить учебную задачу.

— Как понимаете понятие «проповедь»?

— Какие ассоциации возникли?

— Что вы об этом знаете? (ведать про что-то, про кого-то)

Прием «Кластера» (гроздь) . Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Фрагмент урока по модулю ОПК по теме:«Проповедь Христа».

Задание для работы в группе:

Используя текст пособия, рисунки и записи, составьте кластер «Чему учил Иисус Христос в Нагорной проповеди».

— Так чему же учил Христос?

Ответы в виде схемы появляются и на слайде

Приём «Ассоциация» .

Использую ряд вопросов:

— О чём может пойти речь на уроке?

— Какая ассоциация у вас возникает, когда вы рассматриваете картину В.М. Васнецова «Три богатыря»?

— «Какие возникают ассоциации, когда слышите «…русские богатыри»?

Таким образом дети погружаются в определенное настроение.

защитники рыцари

Приём «Корзина идей, понятий, имён».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет мне выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

— Как понимаете понятие «воскресение»?

— Ваши ассоциации? Что известно об этом?

Стадия осмысления .

Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации, соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно – осмысленное чтение текста, последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Моя задача на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

Фрагмент урока по модулю ОПК «Проповедь Христа».

Методический прием «Предположение» .

— Рассмотрите картину русского художника 19 века Макарова Ивана Кузьмича

(1822-1897).

— Что Вам известно об этом сюжете?

— Опишите увиденное.

— Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?

— Предположите, чему учил Иисус Христос?

На стадии осмысления использую прием «Инсерт»:чтение с пометами текста в учебнике».

Предлагаю учащимся текст с предложением ставить соответствующие пометки на полях:

«+» — я знаю

«V» — новое для меня

«?» — непонятно, хочу узнать

Фрагмент урока по модулю ОПК по теме «Монастырь» .

Учебная задача: выяснить, почему люди идут в монахи и от чего они отказываются.

— Предположите, легко ли стать монахом?

Чтение с пометами.

Задание:

Используя текст пособия с. 80-81, выяснить, почему люди идут в монахи.

V уже знал

+ узнал новое

? – хочу узнать

— Что узнали нового?

После чтения статьи использую приём « Мозговой штурм» .

— Совпали ли предположения?

— Что узнали нового?

— Почему люди идут в монахи?

— Что значит «призвание»?

— Как отличить призвание от случайного каприза?

— Для каких профессий, на ваш взгляд, важно призвание?

— Вы хотели бы найти своё призвание?

— От чего отказываются монахи?

— Так легко ли стать монахом?

Фрагмент урока по модулю ОМРК по теме «Добро и зло» .

— Составить текст, имеющий поучительный смысл и используя все данные слова:

Мудрец

Руки

Слава

Бабочка

Заслушивание работы групп.

— Познакомьтесь с еще одной притчей. Использую приёмы «Чтение с остановками» и «Дерево предсказаний». Заранее выделяю в тексте одну-две остановки – в зависимости от размера текста.

«Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.

Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он».

(Остановка)

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы:

— Что будет дальше?

— Чем закончится текст?

— Как могут развиваться события?

— Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

— У кого другой вариант?

Приём «Дерево предсказаний».

— Как дальше будут разворачиваться события?

— Какие чувства вызвал этот отрывок текста?

«Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав».

Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

— Скажи, что у меня в руках?

Мудрец посмотрел и сказал:

— У тебя в руках бабочка.

Тогда он спросил мудреца:

— Скажи, живая она или мертвая?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: (Остановка)

— Как дальше будут разворачиваться события?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:

— Все в твоих руках».

— Совпали ли мысли? Как понимаете выражение «Всё в твоих руках»?

— Что заставило героя поступить именно так?

Интерактивная стратегия Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем»

(З-Х-У)

З – знаемХ – хотим узнатьУ – узнаем
   

Фрагмент урока по модулю ОПК по теме «Монастырь» .

— Прочитать тему урока: Монастырь.

— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

— Как понимаете понятие «монастырь»?

— Какие ассоциации возникли?

— Определить учебную задачу.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.

— Запишите в таблицу любые вопросы, которые возникли.

— При чтении статьи помечайте ответы на свои вопросы в рабочей таблице. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

— На все ли вопросы получен ответ? Где можно еще найти информацию?

З – знаемХ – хотим узнатьУ – узнаем
Монастырь – священное сооружение христиан.

Крепость на Руси.

Что такое монастырь?

Какова жизнь в монастыре? Для чего они нужны? Какова их роль?

 

Настадии рефлексии мною решается очень важная задача: корректировка и систематизация знаний (анализ и творческая переработка).

Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу, выявление «белых пятен», формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова») и анализ всего процесса изучения материала.

«Толстые и тонкие вопросы». Учащихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы ‒ это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Таблицу «Толстых» и «Тонких» вопросов я использую на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

На стадии рефлексии я использую прием « Синквейн ». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно имя существительное).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример составления синквейнапо теме «Проповедь Христа»

проповедь

поучительная, познавательная, нагорная, …

поучает, ведает, распространяет,…

Проповедь поучает не осуждать, благотворить, благословлять врагов и ненавидящих любить.

добро

Особенностью технологии развития критического мышления является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Таким образом, предлагаемый метод заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, что помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств.

Занимаясь внедрением технологии развития критического мышления, я решаю следующие проблемы: выделение и усвоение главного, существенного в материале, максимальная реализация развивающего потенциала предметов, сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками. Повышается активность на уроке максимального числа учащихся, формируются навыка самооценки, создается атмосфера принятия любого мнения, возможность выслушать других.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 2 =