Развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся в урочной и внеурочной деятельности


Автор: Александр Николаевич Четвертаков
Место работы: филиал МБОУ «СОШ с. Амурзет» «ООШ» в с. Пузино
Должность: учитель физической культуры


В последнее время в России наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников, в связи с этим вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. Дети пропускают уроки, а затем освобождаются от уроков физической культуры.

Анализ ситуации в филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет» «Основная общеобразовательная школа» в селе Пузино показывает, что необходимо найти способы и методы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.

Одной из важнейших целей физической культуры в моей школе является развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся. Процесс освоения любыми двигательными действиями идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья. Эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.

Я заметил, что спортивные и подвижные игры, которые очень любят мои ученики, являются эффективным средством физического развития и поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики различных заболеваний.

Поэтому важную роль на уроках физической культуры я отвожу спортивным и подвижным играм. Играя, обучающиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.

Игровые упражнения, технические приемы, состоящие из естественных видов двигательных действий (бега, прыжков, метаний), выполняемые в различных вариантах и сочетаниях в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией при повышенном эмоциональном настрое ребенка, способствует развитию у него высокой координации, ловкости, выносливости и других физических качеств. Естественная координация является основой рациональной техники в большинстве спортивных игр. Вот почему элементы подвижных и спортивных игр включаю в комплексную программу по физической культуре, начиная с первого класса.

В раздел программы «Спортивные игры» включены подвижные игры, изучение элементов спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), совершенствование в этих играх. В начальных классах изучаются подвижные игры, в 5-7 классах – подвижные игры и элементы всех перечисленных игр, в 8-11 классах учащиеся совершенствуются в играх.

Гибкий, вариативный характер программ по спортивным играм в выборе средств позволяет мне рационально использовать их содержание. Имеется возможность значительно повысить моторную плотность урока, его эффектность. Универсальный характер воздействия спортивных игр позволяет воспитывать широкий диапазон физических качеств, их комплексное проявление в действиях скоростно-силового характера, динамическую силу, прыжковую выносливость.

Наряду со способностью к оценке силовых, временных и пространственных параметров движений эти свойства и качества имеют жизненно важное значение.

Обучение спортивным играм, их совершенствование провожу в школе в урочные и внеурочные часы. К внеурочным формам относятся занятия спортивной секции, дни здоровья, спорта, спортивные и военно-спортивные игры.

Урок спортивных игр является тем звеном, где формируются знания, умения, навыки проведения внеурочных форм занятий, инструкторские и судейские навыки, приобретаются двигательные навыки и умения. Объем времени и содержание программы по спортивным играм рассчитаны на овладение учащимися основными приемами изучаемой игры, умение применять их в игре.

На уроках спортивных игр успешно решаю задачу воспитания устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Динамичность и эмоциональность игр привлекает школьников, вызывает у них интерес и желание принять участие в игре.

Удовлетворенность является тем фактором, который повышает и закрепляет интерес к занятиям, делает его устойчивым. В процессе занятий ученик повышает свою физическую подготовку, осваивает новые приемы игры и успешно применяет их. Коллективный характер действий в играх способствует проявлению чувства товарищества и дружбы.

Включение спортивных игр во внеурочное время (спортивные секции, дни здоровья и спорта) помогают более успешно решать задачи повышения физической подготовленности и двигательной активности учащихся. Спортивные соревнования решают педагогические, спортивно-методические задачи. Они являются органическим продолжением учебно-тренировочного процесса и средством проверки его качества, выявления допущенных недостатков и просчетов в планировании, организации и проведении. В то же время спортивные соревнования являются стимулом к систематическим занятиям спортивными играми, активизируют спортивно-массовую работу, пропагандируют развитие массовости, позволяют воздействовать на зрителей, решая задачи эстетического, патриотического и интернационального воспитания.

Разнообразные игровые приемы выполняются участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, в благоприятных гигиенических условиях и имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, служат средством активного отдыха. Занятия играми положительно сказываются на развитии зрительного вестибулярного и других анализаторов.

Сложные коллективные тактические взаимодействия способствуют развитию взаимопонимания, выручки, умения подчинять личные интересы интересам коллектива, уважения к сопернику, чувства ответственности и патриотизма. В процессе занятий спортивными играми происходит совершенствование физических и психических функций учащихся.

Всем известный «король футбола» бразилец Пеле как-то в интервью журналистам очень метко сказал: «Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге они надоедают, утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего».

Однако, как бы не было велико положительное воздействие спортивных игр на организм занимающихся, они не могут решать всех задач всестороннего физического развития. Поэтому в учебном и тренировочном процессе по спортивным играм целесообразное сочетание их с гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта.

В педагогической практике использую коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности. Коллективные подвижные игры это игры, в которых одновременно участвуют как большие группы участников, так и целые классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы на уроках использую игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частыми изменениями направлений движений. Игры имеют большое значение для начального совершенствования основных движений, обеспечивают разностороннее воспитание двигательных качеств и могут оказать существенное влияние на общее физическое развитие особенно тогда, когда проводятся в хороших гигиенических условиях. Под влиянием присущего игре состязания, значительно активнее развиваются физические качества, и, прежде всего, быстрота, ловкость, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма. Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Игры имеют большое значение в развитии физических качеств в раннем школьном возрасте и положительно сказываются на дальнейшем развитии школьников и в их личной жизни. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников, игры включаю во все части урока. Подготовительная часть урока игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников. Наилучшими движениями для этих игр являются ходьба, бег, с несколькими дополнительными упражнениями. В основной части урока игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части оказывают содействие усовершенствованию техники выполнения тех или других движений.

В заключительной части урока использую игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершению его с хорошим расположением духа. Подвижные игры имеют большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха. Подвижные игры использую как средство общего физического воспитания детей, а также как средство подготовки к спортивным играм и другим видам спорта. Спортивные игры высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь. По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). И это понятно. Ибо сутью и особенностью спортивных игр являются мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча. Не зря многие рассматривают спортивные игры как модели современной жизни, пользующиеся такой большой популярностью у молодежи и взрослых. В процессе занятий спортивными играми развиваются также все другие двигательные (физические) способности: скоростные, скоростно-силовые (рывки, прыжки с мячом и без мяча, броски и передачи мяча и т. п.), выносливость (длительное выполнение упражнений с мячом и без мяча с разной, часто высокой скоростью) и др., а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная сила», «координационная выносливость»). Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); на воспитание нравственных и волевых качеств, что создается главным образом необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры; на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Особенно игровые упражнения содействуют воспитанию таких волевых качеств, как инициативность и самостоятельность, поскольку игроку приходится самостоятельно быстро и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия.

Спортивные игры традиционно популярны среди учащихся благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком смысле слова. Спортивные игры широко практикую во внеклассной и внешкольной работе. Современные спортивные игры это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей скоростно-силовых качеств. Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Одним из ведущих физических качеств является быстрота. Основными средствами воспитания быстроты использую скоростные упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Воспитание силы. Предъявляю высокие требования к силовым способностям игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков быстроту выполнения различных приемов, скорость перемещения и имеющим большое значение для проявления ловкости и выносливости. Силовая подготовка игрока должна быть разносторонней и развивать силу мышц в различных режимах.

Воспитание выносливости. Для современного игрока характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требует высокого развития выносливости, то есть способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению. Игрок, обладающий достаточной выносливостью, более длительное время сохраняет высокую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, более результативен.

Воспитание ловкости. Важнейшая роль принадлежит ловкости при изучении и совершенствовании спортивной техники. Способность быстро и точно овладевать новыми движениями зависит от накопленного баскетболистом запаса двигательных навыков и функциональных возможностей. Наиболее распространенными средствами воспитания ловкости являются элементы акробатики и гимнастики, спортивные игры, позволяющие расширить диапазон вариативности двигательных навыков.

Воспитание гибкости и умения расслабляться. Понятие «гибкость» отражает морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Амплитуда движений зависит от подвижности в суставах, эластичности мышц, связок и сухожилий, силы мышц, а также состояния центральной нервной системы. В первую очередь следует уделять внимание увеличению подвижности в голеностопных и лучезапястных суставах. В целом работа по развитию физических качеств через спортивные и подвижные игры приводит к всестороннему гармоничному развитию ребенка, обеспечивает его полноценное здоровье, разнообразное развитие движений физических качеств и формирование привычек здорового образа жизни.

Правильный подбор игры соответствует возрасту, теме урока, индивидуальным особенностям учащихся в конкретном классе, способствует активизации и привития интереса, к предмету физическая культура. Все это создает комфортную, благоприятную обстановку на уроке, а это является элементами здоровьесберегающих технологий.

Использование в работе подвижных и спортивных игр дает положительный результат. Воспитание физических качеств через спортивные игры дает возможность участвовать в спортивных соревнованиях и достигать учащимися школы высоких спортивных результатов и являются составляющей результативности учебно-воспитательного процесса.

Физическая подготовка ‒ это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, повышение общей работоспособности организма. Она позволяет быстрее овладеть техническими и тактическими приемами, приобрести необходимые прикладные навыки. Без достаточной физической подготовки невозможно успешно овладевать сложными техническими приемами в спортивных играх. Физическая подготовка условно делится на общую и специальную. Общая физическая подготовка это начальная ступень подготовки спортсмена. Она направлена на всестороннее физическое воспитание и создание предпосылок для специализации в том или другом компоненте игровых действий, на достижение высокого спортивного мастерства. Для решения задач общей физической подготовки применяется широкий круг средств с учетом пола, возраста и специфики избранного вида спортивных игр. Это, прежде всего упражнения комплекса ГТО, упражнения из легкой атлетики, гимнастики, акробатики, тяжелой атлетики, лыжного спорта. Установлено, что формирование сложных игровых навыков протекает более успешно у тех занимающихся, которые обладают более широким двигательным опытом.

Поэтому упражнения для общей физической подготовки подбираю с таким расчетом, чтобы они оказывали не только разностороннее воздействие на организм, но и способствовали развитию преимущественно тех качеств, которые необходимы для данной спортивной игры. Это обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений, их объемом, умелым планированием на протяжении всех годичных циклов тренировки, методикой проведения. Первостепенное значение здесь приобретает методика направленности и последовательности применения упражнений. Должны быть четко разработаны последовательность и дозировка упражнений, определена задача, которую они решают в данном занятии. Ибо подбираю такие упражнения, которые будут развивать одно качество и способствовать развитию другого, так же как освоение одного двигательного навыка будет влиять на успешное овладение другим, что решает задачу гармоничного физического развития.

Специальная физическая подготовка это процесс развития физических качеств и умений, которые являются предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приемами. Ее средствами развивают определенные качества, необходимые в игровых условиях: умение быстро перемещаться, умение быстро переходить из статического положения в движение, умение быстро остановиться после перемещения; развивают прыгучесть, подвижность в суставах, игровую ловкость, силу отдельных групп мышц. С этой целью использую специальные подготовительные упражнения, сходные по структуре с основными игровыми действиями. В первую часть урока включаю упражнения для развития быстроты, ловкости, прыгучести. Во вторую — упражнения для развития силы и других качеств (наряду с разучиванием игрового приема).

Физические качества наиболее успешно развиваются при проведении тренировки по комплексному методу, то есть, когда применяю разнообразные средства, предусматривающие одновременное развитие не одного качества, а нескольких (например, быстроты, силы и выносливости; прыгучести и выносливости).

Сила является основой для проявления других качеств. От уровня ее развития зависит проявление быстроты, выносливости, ловкости. Она необходима для выполнения всех игровых приемов во всех видах спортивных игр. Мышечная сила зависит от размеров физиологического поперечника и морфологической структуры мышечной ткани. В результате систематического применения специальных упражнений происходит утолщение мышечных волокон, улучшается капилляризация, увеличивается поперечник мышцы.

В зависимости от режима деятельности мышц упражнения делят на динамические и статические. При динамических упражнениях тело или его части перемещаются в пространстве так, как это происходит при выполнении беговых или прыжковых движений. При статических упражнениях применяю однообразные движения и положения тела (как при упорах, висах), удержания и отягощения в определенном положении. При работе с детьми предпочтение отдаю динамическим движениям. Упражнения для развития силы применяю с 8 — 10 лет. Развиваю силу в этом возрасте упражнениями с использованием собственного веса (приседания, отжимания) или упражнениями сопротивлением партнера (противодействие в парах, перетягивание), а также с отягощениями. Прирост мышечной силы зависит от методов, ее развития: величины отягощений, количества повторений. Упражнения не должны быть длительными и не должны вызывать чрезмерное напряжение. Для непредельных отягощений в упражнениях применяю набивные мячи, гантели, штанги, гимнастические палки и другие грузы. На начальном этапе упражнения с отягощениями обучающиеся выполняют в замедленном темпе. Постепенно темп увеличиваю. Упражнения на развитие силы чередую с упражнениями на расслабление.

В занятиях с девочками соблюдаю осторожность. Дозировка и интенсивность упражнений для них меньше, чем для мальчиков. Преобладают упражнения с отягощением собственного тела, гимнастическими палками, не тяжелыми снарядами. Для всех спортивных игр развиваю прыгучесть, которая зависит от развития мышц нижних конечностей, быстроты их сокращений и от общей координации в выполняемом движении. Для ее развития использую прыжки в высоту, в длину, через гимнастическую скамейку, другие препятствия, прыжки с отягощениями. Хороший прирост прыгучести дают упражнения в прыжках с высоты 1-1,5м с приземлением в упреждающем режиме работы мышц.

Быстрота ‒ это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Она характеризуется тремя факторами: быстротой ответного движения на какой-либо внешний раздражитель, быстротой одиночного движения и частотой движений в единицу времени. Все эти факторы проявляются комплексно. В игровой деятельности быстрота проявляется в реакции на движущийся предмет (мяч, шайбу), на изменение положения партнера, в перемещениях и выполнениях игрового приема, в анализе и принятии решения на конкретное игровое действие. Между формами проявления быстроты нет прямой зависимости. Можно обладать хорошей стартовой скоростью, но медленно анализировать и принимать решение или хорошо и быстро выполнять игровой прием, но медленно реагировать на перемещение партнера. Основным средством развития быстроты считаю упражнения скоростного характера, которые выполняются в комплексе с другими движениями. Выполняются они быстро, по неожиданному (желательно зрительному) сигналу. Это связано с тем, что в играх преобладает зрительный раздражитель.

Упражнения должны быть разнообразными, должны охватывать различные группы мышц, способствовать повышению координационных способностей занимающихся. Качество быстроты со временем может утрачиваться, если над его развитием систематически не работать. Начинаю его развитие с младшего школьного возраста. Для этого подбираю специальные подвижные игры с элементами выполнения игровых приемов, стартовые ускорения, эстафеты с препятствиями, мячами и т.д. Упражнения выполняются в максимально быстром темпе. Наилучшие результаты по развитию быстроты движений у детей достигаются в возрасте от 7 до 15 лет. Упражнения для развития быстроты не даю на фоне утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность к скоростным действиям. Упражнения для развития быстроты даю систематически в начале каждого тренировочного занятия.

Выносливость ‒ это способность человека длительное время преодолевать утомление, не снижая интенсивности и точности двигательных действий, она обуславливается устойчивостью нервной системы к возбуждению большой интенсивности, энергетическим обеспечением деятельности организма, уровнем владения игровыми навыками.

Ловкость ‒ это способность к быстрому осуществлению сложных координационных двигательных актов в условиях изменяющейся обстановки. Степень развития ловкости определяют по точности, экономичности и рациональности движений. Ловкость имеет первостепенное значение во всех игровых приемах, где предъявляются высокие требования к координации движений. О ее развитии можно судить по тому, как быстро учащийся сможет овладеть сложным игровым приемом; по степени точности выполнения его в изменяющейся игровой обстановке.

Основной задачей развития ловкости должно быть овладение новыми многогранными двигательными навыками. Ловкость является комплексным физическим качеством и включает в себя не только работу проприорецепторов, но и работу зрительной системы. Качество ловкости органически связано с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

При развитии ловкости руководствуюсь следующими методическими рекомендациями: разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания; варьировать, применяя усилия и условия, сопутствующие занятиям; регулировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений; определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса.

Развитие ловкости следует начинаю с раннего детства, так как в возрасте 7-10 лет развитие этого качества протекает наиболее интенсивно. Младшие школьники довольно легко схватывают технику сложных физических упражнений, быстро и точно усваивают сложные по координации двигательные действия. Для развития ловкости у детей использую всевозможные физические упражнения, подвижные игры, требующие быстрых переходов от одного двигательного действия к другому и взаимодействия с играющими, упражнения в технике и тактике игры в различных изменяющихся ситуациях. Особое значение для развития ловкости имеют гимнастические и акробатические упражнения, требующие решения координационных и пространственных задач, развивающие навык всевозможных приземлений. Упражнения, направленные на развитие этого качества, даю в небольшом объеме в начале основной части урока. Они несут в себе элементы новизны, так как упражнения уже усвоенные и часто повторяющиеся перестают способствовать развитию ловкости. В период полового созревания происходит замедление, и даже ухудшение показателей развития качества ловкости.

Гибкость или подвижность ‒ это способность к движениям с большой амплитудой она зависит от строения суставов, эластичности связок и мышц. Подвижность увеличивается при повышении температуры мышц, при их работе, при эмоциональном возбуждении. Мерой определения гибкости служит максимальная амплитуда, с которой может быть выполнено движение.

В работе уделяю внимание активную и пассивную формы гибкости. Активная, это способность достигать большого размаха движений в отдельных соединениях тела за счет сокращения мышечных групп, проходящих через данное соединение. Пассивная, это способность достигать большого размаха в определенных соединениях тела за счет приложения дополнительных усилий, создаваемых партнером, снарядом или отягощением.

Ведущая педагогическая идея: это поиск активных форм и методов формирования здорового образа жизни учащихся; включение каждого ученика в активную двигательную деятельность; создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Наилучший воспитательный результат получается, когда идет упор на успех ученика. Он связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Считаю, что основная часть программы по физической культуре в школе, спортивные игры являются одним из средств решения основных задач физического воспитания. Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников, не забываю об индивидуальных особенностях каждого ученика.

Доктор педагогических наук В.И. Лях отмечал, что у разных людей уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами очень различны.

Индивидуальные особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражаются на процессуальной и результативной стороне деятельности. Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей, наследственная программа передается из поколения в поколение.

Этот важный факт применяю для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию школьников. Особенно внимательно отношусь к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы усложняет обучению некоторым элементам.

В настоящее время важна проблема повышения эффективности учебно воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, способы физического воспитания. Цель педагогической деятельности ‒ поднять уровень физической подготовленности учащихся. Задачи: укреплять здоровье школьников; развивать двигательные способности; способствовать физическому развитию детей; воспитывать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом; воспитывать чувства коллективизма, ответственности.

Урок ‒ основная форма обучения. Но кроме этого использую внеурочную форму. Это соревнования школьные, районные, областные и тренировки на базе школы. На уроках и внеклассных мероприятиях применяю самый эффективный метод — соревновательно-игровой.

Соревновательно-игровой метод ‒ это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает радость, способствует движению вперед. Во время урока использую фронтальный метод, когда задание даю для всего класса во время выполнения беговой разминки; групповой при ОРУ; фронтальный, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами.

Типы уроков: ознакомление с новым материалом, закрепление, контрольный, вводный, комбинированный, соревнование, сюжетный, круговая тренировка. Успех учащихся зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приема.

Например, челночный бег развивает координацию движений, бросок теннисного мяча через сетку учит технике нападающего удара. Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством для улучшения физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при игре в волейбол. На занятиях использую современные технические средства обучения. Удачным средством самоконтроля считаю разбор игры каждым игроком своих действий, снятых на видеокамеру. Учащиеся наблюдают за собой со стороны, видят свои ошибки, обсуждают с товарищами свои действия. Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами, причем выбирают сами учащиеся. Самые достойные становятся участниками районных соревнований.

Для оценки уровня физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяю тесты и нормативы, обозначенные в программе по физической культуре в школе для определения координации или ловкости, гибкости, выносливости, быстроты и др. Тесты дают мне возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различного возраста. Для определения уровня физической подготовленности школьников используются следующие тесты: бег 30 метров (быстрота); челночный бег 3*10 метров (ловкость); подтягивание на перекладине у мальчиков и поднимание туловища из виса у девочек (сила); метров (выносливость); наклон вперед из положения сидя на полу (гибкость).

Формирование личностных универсальных действий: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Регулятивные действия: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия. Планирование общей цели и пути ее достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнера и внесение необходимых коррективов.

Коммуникативные действия: взаимодействие, ориентация на партнера, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта).

Предметные действия. Освоение способов двигательной деятельности. Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Вывод. Процесс физического развития обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельности и особенно физическим воспитанием. А результат этого процесса, его эффективность во многом зависит от нас, педагогов физической культуры. Именно мы являемся посредниками и основоположниками мотивации будущего человека современного общества к сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и здоровья окружающих людей.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 20 =