Внедрение ФГОС второго поколения выявило актуальную потребность общества, школы и семьи в формировании развитой и социально адаптированной личности, обладающей ключевыми компетенциями. Признав ценность, неповторимость и целостность личности ребёнка, необходимо развивать потребность в овладении культурным наследием человечества, это невозможно без формирования у ученика качеств полноценного читателя. Учащиеся приобретают способность критически осмысливать прочитанное, оценивать полученную информацию, развивать креативное мышление. Уроки литературного чтения являются наиболее значимыми для приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт.
Актуальность моего опыта заключается в представлении материала по организации учебного процесса на уроках литературного чтения, когда предметом совместной работы учителя и ученика становится не просто учебный материал, а учебная деятельность на основе системно-деятельностного подхода. Введение уроков различных типов способствует одновременному развитию интереса к самому процессу чтения и потребности читать, приобщению детей к литературе как искусству слова, введению детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитанию личности со свободным и независимым мышлением.
В процессе педагогической деятельности использую опыт работы коллег, изучаю методики, помогающие организовать процесс обучения так, чтобы вызвать у школьников интерес к чтению и потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Создаю специфические подходы к созданию условий для развития речевых умений учащихся. Достаточно высокого уровня речевых коммуникаций достигают учащиеся, включаясь в коллективные, групповые, парные формы обучения, в процессе которого у них рождается потребность активного речевого общения и осуществляется трансформация внешней мотивации деятельности во внутреннюю.
Теоретический анализ, проведённый в процессе становления опыта, позволил выделить следующие показатели развития читательского интереса к предмету литературного чтения:
- результативность техники чтения;
- понимание прочитанного;
- творческая активность;
- выразительность чтения;
- правильность.
На основе выявленных показателей выделились уровни речевых умений в учебно-познавательной деятельности:
- высокий уровень – дети читают правильно, без ошибок, понимают содержание прочитанного;
- средний уровень – дети допускают при чтении 1-4 ошибки в словах, понимают содержание прочитанного;
- низкий уровень – дети допускают при чтении более 5 ошибок в словах, но разбираются в прочитанном тексте.
Для развития речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения мною применяются разнообразные формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные, групповые и коллективные формы;
- репродуктивные и творческие задания организации учебной деятельности;
- тренинги;
- ролевые игры;
- приемы: «микрофон», «мудрецы», задания-провокации, игровые моменты.
Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной проблемой образования, и ее анализ выводит на методический уровень педагогической науки. Потребность в чтении должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования, поэтому решение проблемы связано с эффективностью методов, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению как процессу творческой самореализации.
Чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Наиболее положительный результат достигается с помощью развивающего урока. Поэтому каждый урок строю так, чтобы в нем сочетались доступность, насыщенность, проблемность, связь с жизнью. При подготовке каждого урока соблюдаю условия здоровьесберегающих технологий – залог усвоения знаний без ущерба физическому и психическому здоровью своих учеников.
Благодаря такой форме работы у ребят формируются определенные умения и способы деятельности, характеризующие степень сформированности коммуникативных умений и навыков. Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения – создание условий для проявления познавательной активности учеников и развития их читательских способностей.
На уроках использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, ориентированные на побуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка: фронтальная работа, групповая, индивидуальная. Таким образом, урок, благодаря богатому содержанию, методам, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать» – писал Дени Дидро. Наталия Николаевна Светловская, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор, заслуженный учитель РФ, заслуженный профессор МГПУ считает, что квалифицированный читатель – это человек, «который, читая книги, «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и таким образом осознаёт действительную ценность других людей и себя самого». Но необходимой предпосылкой становления такого читателя является работа над качеством чтения: целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка чтения у школьников. Как известно, сформированный навык чтения включает в себя два показателя: технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов) и понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).
Для совершенствования процесса обучения чтению предлагаю индивидуальные задания, которые помогут овладеть навыками грамотного чтения, что в дальнейшем будет способствовать становлению школьника как талантливого читателя. В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:
I. Упражнения, направленные на формирование правильности чтения. Упражнения данной группы направлены на совершенствование правильности чтения. Задания предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре, такие как:
- Чтение строчек наоборот по словам.
- Чтение строчек наоборот по буквам.
- «Заколдованное слово».
- Чтение только второй половины слов.
II. Упражнения, развивающие скорость чтения. Данные упражнения развивают у учащихся скорость чтения.
- Чтение с подсчётом слов (строчек).
- Поиск в тексте заданных слов.
- Чтение с полосками.
- Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.
- Метод ритмических фиксаций.
III. Упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст. Упражнения направлены на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.
- Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы.
- Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова.
- Поиск в тексте смысловых несуразностей.
- Поиск отрывков из разных текстов.
Таким образом, предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся – это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей-школьников. Подобные индивидуальные задания позволяют мне наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.
Кроме того, игра развивает восприятие, внимание, память, мышление, стимулирует интерес к чтению. Поэтому использование игр и игровых моментов необходимо на уроках литературного чтения. Эту работу начинаю уже в первом классе на уроках обучения грамоте в игровой форме, использую следующие упражнения:
Чтение слов, начинающихся с указанной буквы (со слога) | Прочитай слова, начинающиеся с буквы М: молоко, дерево, мама, шоколад, мир |
Чтение слов, начинающихся с большой буквы | У Вовы живёт пёс Тузик. |
Прочитать первое (последнее слова в предложении) | По земле бегут ручейки. |
Прочитать двух (трёх-, четырёх-) сложные слова | Море, страна, жара. |
Чтение слов ‒ названий животных (деревьев, овощей, мебели, транспорта) | Деревья: осина, берёза, … |
Прочитать слова в предложении, которые надо прочитать громко (тихо), быстро (медленно) |
Олег ловил рыбу и услышал шип. Зашуршал камыш. |
Необходимо стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения часть учеников имели скорость чтения не менее 120 слов\мин., при этом читали осознанно, выразительно, правильно.
Одним из приёмов, который используется мною для достижения высокой результативности, является «жужжащее» чтение. Следует обратить внимание на чтение перед сном. Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие оперативной памяти. Не менее важны коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, чтение с переходом на незнакомую часть текста
Очень важно стимулировать желание читать. Этому помогает ежедневный учёт успеха.
Мною составлен список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыка чтения. Все виды работ разделены на три группы, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.
I. Упражнения для развития техники чтения:
упражнение «Догонялки» (аудиозапись, учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать);
упражнение «Наступи на пятку» (аудиозапись, чтение в паре либо учитель-класс через слово в быстром темпе);
чтение в парах или группах по одному (2-3) предложению;
чтение в паре с линейкой;
динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);
бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);
упражнение «Очередь» (сначала читает аудиозапись (учитель), затем ученики читают тот же самый текст);
упражнение «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;
упражнение «Ловушка» (учитель читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);
упражнение «Прыжки» (чтение через слово);
упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);
-
упражнение «Прятки»;
круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);
упражнение «Редактор» (читают текст, ищут несоответствие);
упражнение «Кто быстрее;
упражнение «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;
в) открывается первая строчка ранее изученного стихотворения, дети вспоминают дальше.
упражнение «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решётку;
упражнение «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);
упражнение «Счёт слов»;
упражнение «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).
II. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов (Приложение 2);
чтение труднопроизносимых слов (счастье, смеяться, экскаватор, эскалатор);
чтение скороговорок;
упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд);
выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);
выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
чтение одного предложения с разной интонацией;
упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией);
упражнение «Ускорение» (одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса);
чтение под музыку;
чтение с настроением (один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение);
упражнение «Голоса» (чтение текста, подражая чьему-либо голосу: старушки, ребёнка, слона и др.);
упражнение «Замена» (чтение с изменением голоса героя; например, слова кошки голосом мышки);
чтение по ролям;
чтение по ролям без слов автора;
инсценирование;
дикторское чтение;
конкурс чтецов (ученики готовятся самостоятельно).
III. Упражнения для понимания смысла текста:
словарная работа (чтение слов и объяснение их лексического значения);
озаглавливание текста;
деление текста на части, составление плана;
определение темы текста, главной мысли;
определение типа текста;
подбор иллюстрации к тексту;
по иллюстрации определить содержание текста;
составление диафильма;
выборочное чтение (найти в тексте описание героя, природы и др.);
работа по вопросам учителя, учебника или ученика;
чтение для подготовки к пересказу;
упражнение «Пропущенное слово»;
восстановление логической последовательности текста;
восстановление текста;
распространение предложений;
фантограммы (различные фантазии при работе с текстом):
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др.; ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
составление кроссвордов по тексту;
викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким;
мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;
подбор загадок к словам из текста;
подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста;
составление ребусов к словам из текста.
Необходимо отметить, что очень важную роль при обучении детей чтению играет и дифференцированная работа. Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности.
Дифференциация по характеру мыслительной деятельности предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности.
Так, для учащихся низкого уровня обучаемости подбираю задания репродуктивного характера, например:
прочитай текст;
подчеркни (отметь) непонятные слова;
отметь трудные для чтения слова;
прочитай и расставь ударения;
выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок;
просмотри каждое слово до конца и назови его целиком;
прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения;
выполни задания, данные после текста;
отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте);
сосчитай, сколько раз встречается прямая речь;
прочитай выразительно прямую речь;
выдели красивые слова и выражения;
какие синонимы использует автор к слову … .
Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащимися, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.
Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера. Таковыми могут быть задания вида:
подбери однокоренные слова к заголовку рассказа;
на карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами – впиши по памяти недостающие слова;
на карточке предложена часть текста – измени время повествования, прочитай текст со своими изменениями;
замени диалог так, чтобы смысл разговора не нарушился;
реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?;
на отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения; составь из них текст, сверь со второй частью изучаемого текста;
на доске помещена часть текста – найди лишнее предложение, проверь по книге;
подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы, прочитай выразительно;
прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.
Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.
Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера, например:
почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т. п.)?;
какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами? ;
прочитай сказку в лицах;
какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?;
прочитай отрывок, который помещён на карточке; определи, к какой части композиции он относится, почему?;
сконцентрируй внимание на середине строки; попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же – вторую, третью и т. д. Читай, делая движения глазами только вниз;
почему текст так называется? Докажи;
отметь в тексте кульминацию повествования;
какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?;
подготовь сценарий данного текста;
выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картинку; докажи, почему именно так она должна выглядеть.
Свои ученикам на уроках литературного чтения предлагаю разноуровневые задания и они выполняют задания того уровня, с которыми могут справиться. Различный характер дифференциации этих заданий позволяет мне в течение урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной читательской деятельности. Этому способствуют разнообразные письменные работы, которые могут быть выполнены на листах бумаги, целлофановой плёнке и т. д.
Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах. Использование на уроках перечисленных упражнений, приёмов помогает сделать урок интересным, активизировать познавательную деятельность учащихся, привить им любовь к урокам чтения и к чтению в целом, помогают не только узнавать новое, но и получить удовольствие от знакомства с новым произведением.
Таким образом, применение современных технологий, использование оптимальных методов, приёмов в процессе развития речевых умений младших школьников позволяет мне обеспечить эффективное усвоение программного материала, способствует развитию читательского интереса к предмету, создаёт основу для более успешного изучения других предметов.
Применяемые мною в процессе обучения и воспитания детей личностно-ориентированные технологии обучения максимально адаптируют учебный процесс к возможностям и потребностям каждого школьника. Учащиеся самостоятельны, активны, общительны, повышают уровень знаний, с удовольствием учатся.