Развитие творческих способностей дошкольников посредством тестопластики


Автор: Светлана Петровна Музыченко
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Учитывая то, что, я работаю с детьми, имеющими речевые нарушения, большое внимание уделяю применению педагогических технологий, способствующих развитию речевой активности, мелкой моторики, а также повышению познавательного интереса и творческих способностей. По моему мнению, такой технологией является тестопластика. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно-прикладного искусства. Ребёнок переносит в работу свой искренний интерес, удивление и восхищение, он не только отражает мир, но и познаёт его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития.

Данная техника изобразительной деятельности гармонично развивает в ребенке тонкую моторику, познавательные функции, внимание, мышление, воображение, наблюдательность. Этот вид продуктивной деятельности может легко заинтересовать ребенка, а значит и получить более высокий результат от проведенной работы.

В процессе лепки из теста значительно повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, моторика рук. Дети учатся планировать работу, вносить изменения, творчески мыслить.

Тестопластика – это процесс создания скульптурного произведения, выполненного из мягкого пластичного материала. Техника тестопластики богата и разнообразна. Основным инструментом в ней являются руки, следовательно, и уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кистью, карандашом или ножницами. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию мелкой моторики, а значит, речевому развитию ребенка. Так как лепка тесно связана с игрой, объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними.

Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

Давно известно, что АРТ-терапия – прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками – это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывая новые горизонты.

У детей формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт. Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

Соленое тесто – удивительно пластичный материал, использовавшийся для лепки еще в Древнем Египте, где считалось, что фигурки из соленого теста приносят удачу. Оно имеет ряд преимуществ:

1. Тесто легко замешивать в любое время.

2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.

3. Легко отмывается и не пачкает одежду.

4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

Приемы обучения лепки из теста схожи с приемами работы с пластилином, поэтому в рабочую образовательную программу группы органично включены и занятия по тестопластике.

Изучив методику тестопластики, начала данную работу с детьми средней группы. Предварительные результаты педагогической диагностики показали, что у детей слабо развита мелкая моторика, технические навыки лепки, а творческие способности несформированы.

Разработанный самостоятельно перспективный план предстоящей педагогической деятельности позволил выстроить процесс обучения поэтапно, от простого к сложному.

На первых занятиях дети учились лепить плоскостные изделия, такие как веселое солнышко, гномов, фигурки трех медведей. Дети учились раскатывать шарики разные по диаметру, катая тесто по всей ладони, в центре ладони и скатывая шарики пальцами. Далее дети расплющивали шарики между ладонями и пальцами, используя разную силу нажима.

На следующем этапе дети учились выполнять плоскостные изделия с использованием жгутиков, это барашек, дерево, леденец для слоненка. Дети учились делать жгутики разной длины и толщины, используя прием раскатывания между ладонями и раскатывания двумя руками на столе.

Одним из интересных способов работы с соленым тестом является «мозаика». При освоении данного приема дети закрепляли приемы раскатывания шариков и жгутиков, их сплющивание, в том числе при помощи скалки и стека. Так дошколята изобразили «Одеяло для Мишутки», «Панцирь для черепашки», «Вазу», «Колпак волшебника».

Еще одним из приемов работы с соленым тестом, используемым в работе с детьми, является аппликация. Она позволяет выполнять детям несложные работы, используя простые элементы на шаблоне «Урожай моркови», «Лубяная избушка», «Петушок», «Снежинка». При этом дети совершенствуют умения работы со стекой, ведь вырезание по шаблону требует четкости и плавности переходов, правильного нажима стекой, твердости руки.

Детям очень нравится такой прием, как живопись посредством соленого теста. При изображении космоса, летнего луга, прилета снегирей, морского дна дети учатся лепить полуобъемные фигуры, размещая их на готовый фон.

При изготовлении крупных объемных фигур (человека, собаки, медведя, снеговика и т.д.) необходимо использование каркасов, которыми могут служить различные проволоки, фольга, а также коробочки, баночки, стаканчики.

Особый интерес у детей вызывает использование в процессе лепки других материалов: перьев, салфеток, меха, веревочек, ниток, мелкого бисера, красивых бусинок, которые помогают сделать поделку из соленого теста более оригинальной, естественной и красивой, это «Масленица», «Лошадка», «Паутина с паучком». Часто такие занятия провожу под спокойную приятную музыку, художественное слово. Детей привлекает лепка из цветного теста. Замешивание соленого теста с добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Дети с интересом наблюдают за тем, что с чем смешивается, что в чем растворяется, почему, если соль крупная, видны ее кристаллики. Таким образом развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Готовые изделия мы с ребятами сушим на подоконнике в группе, после чего их окрашиваем и расписываем. Для раскрашивания поделок мы используем гуашь, акриловые и акварельные краски, фломастеры.

Наблюдая за тем, как радуется ребенок результату своего труда, вылепив игрушку или украшение, он становится более уверен в своих возможностях, приходит к пониманию значимости работы. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку, при этом включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у детей, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей. Тестопластика развивает мелкую моторику рук, поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Художественное слово помогает детям быстрее закрепить приемы лепки, например, «Кручу, верчу, шарик получить хочу», «Колбаску быстро раскатаю, комочек взад-вперед катаю», «Мой веселый круглый мяч, щеки круглые не прячь, я тебя поймаю, в руках покатаю», «Тесто я сожму немножко, как сжимает лапку кошка».

Диагностическое обследование детей в течение трех лет, начиная со среднего возраста и на этапе завершения дошкольного обучения, показало, что мелкая моторика у детей развита в соответствии с возрастом, у детей повысилась увлеченность и заинтересованность лепкой из солёного теста. Дети научились использовать разнообразные способы и приёмы в лепке из солёного теста, используя дополнительные материалы для передачи выразительности образа, самостоятельно подбирать материал.

Данный педагогический опыт позволил мне разработать программу дополнительного образования «Разноцветные ладошки», транслировать данный опыт в рамках городских методических объединений и областных курсов повышения квалификации; с помощью мастер-класса активизировать родителей к использованию лепки из соленого теста в семейном воспитании.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × три =