Развитие творческих способностей посредством ТРИЗ


Автор: Наталья Александровна Ракитина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
Должность: воспитатель


Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Детский возраст – период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде. Но не у всех детей.

Так как я работаю на логопедической группе и дети у меня с нарушением речи, я могу сказать, что у моих детей слабо развито воображение, мышление, я уже не говорю про связную речь. Они очень застенчивы, скованны. И вот чтобы преодолеть данный барьер мне пришлось изучить много литературы и свой выбор я остановила на программе «РОСТОК» ТРИЗ – РТВ под редакцией А.М. Страунинг.

Методику ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем»: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала.

Педагогическое кредо «тризовцев» – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все». И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т. д.

Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Используя ТРИЗовские методы и приемы в работе, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта» (Г.С. Альтшуллер).

Чтобы стимулировать творческую активность детей, я использую следующие методы и приёмы:

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

  • как не намокнуть под дождем;
  • как мышам достать сыр из-под носа кота;
  • как выгнать лису из зайкиной избушки;
  • как потушить пожар, если в доме нет воды;
  • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
  • как оставить кусочек лета в зиму.

Самое главное правило мозгового штурма:

1.) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2. Синектика

Это так называемый метод аналогий или эмпатия:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— дерево в лесу у которого обламывают ветки;

— лиса которой не удалось поймать зайца;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, счастливую собаку;

— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, сосулька – карандаш, нож, ручка, клюв, нос и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. Очень хорошо использовать небольшие стихи. Например: На свете все похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз…

Огромный;

Журавль – на тощий кран подъёмный;

Кот полосатый – на пижаму;

Я – на тебя;

А ты – на маму.

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ или кольца Луллия

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Например, изобретаем новый стул. На одном круге отложены возможные формы, на другом– возможный материал, из которого он может быть сделан( дерев. железн. стекл. пластм.),

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер и т. д.).

4. Метод каталога.

Данный метод позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря

Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

— наличие положительного и отрицательного героев;

— зло, причинённое отрицательным героем;

— борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

  • О ком сочиняем сказку?

  • Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

  • С кем он дружил?

  • Кто им мешал? Каким образом?

  • Как добрый герой боролся со злом?

  • Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

1. Жил-был…

2. И был он какой?..

3. Умел делать что?..

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

6. Она была…

7. Однажды между ними случилось…

8. Им помогла…

9. Сделала она это, чтобы… и т. д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета

5. Данетка или Да — нет

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

6. Метод фантазирования

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) замедление – ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве;

д) оживление неживых объектов и наоборот: Буратино– живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т. д.. Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название. В данном очень хорошо использовать оживлялку приготовленную своими руками (вырезать из полиэтилена круг с ручками, ножками, нарисовать глазки, ротик вот оживлялка и готова), с помощью ее можно оживлять дома, деревья и т.д.

7. Системный оператор

Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность(транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.

Например: Игрушка (кукла)

прошлое настоящее будущее

Надсистема

Разнообразие материалов для изготовления игрушки

Фабрика игрушек, народные промыслы

Магазин игрушек, театр кукол, в детском саду и т. д.

Система

Материал для изготовления

Игрушка (кукла)

Старая игрушка

Подсистема

Выкройки деталей

Детали игрушки

Старые детали

С помощью игры «Хорошо – плохо» рассматриваем противоречивые свойства предметов, явлений природы. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем “плохо”, дети “хорошо”. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет “хорошо”, другая – “плохо”, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс – это хорошо или плохо?»).

В игре «Наоборот» хорошо усваивается прием “противоположные значения”. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции). Например, на первом этапе: много-мало, узкий-широкий, старый-молодой, твердый-мягкий, горячий-холодный, тихо-громко, далеко-близко и т.д.

На втором этапе: Закончи пословицу (Знай больше, а говори… (меньше), Не бойся врага умного, бойся друга… (глупого), Ученье свет, а не ученье…(тьма) и т.д.

На третьем этапе: карандаш пишет-резинка стирает и т.д.

При знакомстве детей с разными объектами, использую метод маленьких человечков (М.М.Ч.). Данный метод позволяет более глубже узнать строение живых и неживых объектов. Например: при моделировании кошки дети используют твердого, жидкого и газообразного человечка, после чего объясняют почему они использовали данных человечков, а не одних твердых или жидких. На прогулке очень хорошо использовать данный приём во время наблюдения за птицами, деревьями и т.д.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения мои дети находят выход из сложной ситуации. В группе создана ТРИЗ игротека, в которой находятся дидактические игры, пособия и оборудование. Дети имеют возможность использовать данное пособие в самостоятельной деятельности.

Формы работы

В своей работе использую разнообразные формы работы. Это и совместная исследовательская деятельность с детьми и досуг, квесты, проект.

Так, в начале осени, вместе с ребятами, мы проводили исследование, определяли чистоту воздуха. Ребятами были выдвинуты гипотезы, о том где на территории участка группы наиболее чистый воздух. Для проверки предположений, мы сделали «приборы», которые развесили в разных уголках участка (на заборе около стоянки машин, на травянистом участке и возле песочницы). Через 2 недели, мы сравнили кусочки ткани в приборах, определили самый чистый, сделали вывод о том, что на травянистом участке воздух наиболее чистый. Ребята самостоятельно делали предположения, отвечая на вопрос «Почему?»

А летом ребята с удовольствием принимали участие в квесте, решали логические задания от сказочного персонажа Карлсона, вместе с ним определяли части дерева, классифицировали овощи на огороде, решали задачу как полить огород имея воду и полиэтиленовый пакет (проколоть в пакете несколько маленьких дырочек) и нашли чудо конфету – подарок от Маленьких Человечков.

Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Мной был организован и проведен проект на тему: «Животные жарких стран». В его рамках была создана выставка рисунков «Мое любимое животное», отправлялись в путешествие в Африку. Родители совместно с детьми создавали макеты по теме: «Как мы видим Африку с животными». Был проведен КВН на тему «Что мы знаем про животных жарких стран».

Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу.

Во время проведения досуга на тему «Тигр» дети рассмотрели животное с помощью системного оператора, определили линии его развития, функции и свойства (игра «Данетка»), решили задачу, а в конце смастерили игрушку оригами «Тигр».

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям свободно общаться. И я хочу еще раз сказать , что дети действительно развиваются творчески. Это доказывает их успеваемость, общительность в школе. Учителя очень хорошо отзываются об успехах детей, ведь школьная программа требует от детей развития мышления, воображения, а самое главное развитие творчества, где я могу сказать, что у моих детей в основном у всех с этим все в порядке, они не стесняются, говорят все что думают, а самое главное умеют рассуждать.

У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Родители также не остались в стороне, для них создан информационный уголок «ТРИЗ это интересно», где размещаю интересную информацию о ТРИЗ-технологии, знакомлю с дидактическими играми, в которые можно поиграть с ребёнком дома или по дороге в детский сад. Разнообразные консультации, папка передвижка.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =