Развитие творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения


Автор: Татьяна Николаевна Ремез
Место работы: МБОУ «Специальная (коррекционная) школа»
Должность: учитель профессионально-трудового обучения


ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к особым образовательным потребностям детей данной категории, среди прочих, относит стимуляцию познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Стандарт, в частности, направлен на решение такой задачи, как развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося с нарушением интеллекта.

Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель, мечтаю увидеть в каждом своём ученике, прежде всего, доброго, отзывчивого, любящего всё прекрасное человека. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество» – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.

Данная тема является актуальной в образовательном процессе. Творческая деятельность имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с умственной отсталостью усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

В своей работе я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, периодически обновляю педагогическую и методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

Самообразованием по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения (профиль «Младший обслуживающий персонал») я занимаюсь с 2016 года. Тема была определена мною не случайно, т.к. сегодня актуальной остается проблема снижения интереса к некоторым темам преподаваемого предмета. Творческие задания и упражнения способствуют развитию познавательной активности на уроках.

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие. К ним относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.

Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Процесс собственного самообразования нацелен на изучение процесса формирования и развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ через трудовое обучение. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Изучается научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме развитие творческих способностей у детей с ОВЗ.
  2. Апробируются методы обучения, способствующие формированию и развитию у обучающихся 5-6 классов коррекционной школы творческих способностей на уроках трудового обучения по профилю «Младший обслуживающий персонал».
  3. Проводятся наблюдение и анализ процесса развития творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках трудового обучения.

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью, тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности.

Во время занятий с учащимися по трудовому обучению решаются следующие задачи:

  • коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;
  • развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
  • знакомство детей с отдельными видами и направлениями декоративно–прикладного творчества;
  • воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам ДПТ;
  • развитие интереса к духовному миру человека;
  • развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают». Осуществляется комплексное воздействие на личность.

Для того чтобы обучить ребенка приемам работы с различными материалами и инструментами, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук. Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественного видения окружающей действительности, конструкторского, творческого мышления. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.

Основные методы, которые использую на уроках трудового обучения: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ, демонстрация трудовых приемов и действий, самостоятельная и практическая работа обучающихся.

Основной формой работы является урок (вводный, традиционный, практический, уроки повторения, обобщения материала). Важными формами организации занятий являются экскурсия на природу, посещение выставок прикладного творчества. В проведении практических занятий используются индивидуальное и коллективное творчество.

На уроках дети работают индивидуально, в парах, творческих группах, коллективно. Работа творческих групп над проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству и творчеству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе.

Создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.

На уроках трудового обучения часто применяю творческие игры. Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации. Для этого приучаю своих учеников видеть, чувствовать, развивать самостоятельность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей.

На уроках часто звучат загадки, подготовленные мною или детьми, отгадав которые дети узнают, с какой поделкой будут работать, определяют тему урока.

Предлагаю ряд познавательных задач, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе детей, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках трудового обучения, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математики, изобразительного искусства и других).

В ходе традиционного урока особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед учениками задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного изделия?).

Для развития творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения я применяю игровые технологии. Большое значение в активизации познавательной деятельности и развитии творческих способностей учащихся имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. С целью развития творческих способностей и для повышения интереса учащихся к предмету применяю дидактические игры.

Игровой характер таких занятий создает творческую раскованность и позволяет себя проявить учащимся с различными индивидуальными возможностями. Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить им учебный материал.

Игры, используемые мною, отличаются в зависимости от поставленных на уроке целей:

Игры на развитие воображения

Игра «Настроение и жизнь инструмента или предмета»

Учащимся предлагается рассказать об инструментах или о материалах от первого лица. С кем дружат, кто родственники, что умеют делать, какими качествами обладают.

Например, дети придумывают такие истории: «Я очень важный и тонкий инструмент. Опасен лишь для тех, кто не умеет правильно со мной обращаться, кто все время спешит и болтает с друзьями во время работы. Для внимательных и аккуратных людей я добрый помощник. Мое семейство носит фамилию Режуще-Колющие. Люблю прорезать, резать, прокалывать. Ведь я очень острый. Когда я отдыхаю, то прячусь в свой панцирь и скучаю по работе» (макетный нож)

Игра «Угадай (предмет, материал, инструмент)»

Называю признаки, дети должны отгадать о ком речь. Например, с помощью этих инструментов можно с точностью до миллиметра узнать размер любого предмета (линейка, сантиметровая лента, угольник)

Эти задания учат классифицировать, выделять главное.

Игровое упражнение на выразительность жестов

С помощью жестов нужно представить себя как инструмент, предмет, технологическую операцию. Например, шов «вперед иголку» – показать жестами рук. Или представить с помощью жестов или позы инструмент (швабру, грабли, лопату, иглу, ножницы и т.д); растения или животных, ветер, речку и т.п.

Дидактическая игра «Составь узор»

Играют две команды, им выдаются два конверта с деталями. В первом конверте – ягоды, цветы, листья. Во втором – геометрические фигуры. Составить узор из имеющихся деталей: первой команде – растительный узор, второй команде – геометрический.

Оценивается интересное композиционное решение, аккуратность, умение работать в группе.

Игровое упражнение «Коллективный рисунок»

Задаю основу, например круг. Учащиеся по очереди добавляют по одной детали с целью улучшения изображения. Работы получаются творческими, особенными, ведь каждый ученик старается улучшить объект. Развивает мышление, воображение.

Игровое упражнение «На что похоже»

Даю детям задание: «Подумайте и скажите, на что похожи эти фигурки. Чем больше вариантов, тем лучше». Варианты фигур: круг большой и в его центре круг поменьше (ответы детей: клумба, пуговица и т.д), прямоугольник – телевизор, ящик, окно, коробка и т.п.

Игровое упражнение «Дорисуй»

Раздаю листочки с заданием. Например нарисован овал. Необходимо добавить свои линии, чтобы получился рисунок. Работы получаются разнообразными, развивается творческое мышление, воображение.

Логические задания

Игра «Исключи лишнее»

Предлагаю детям группы однородных предметов и добавляю в каждую предмет, относящийся к другой группе.

Игра «Сходство и различие»

Сравнить между собой инструменты или материалы, например, пила и нож; или бумагу: картон и гофрокартон, крепированную и цветную, и т.п.

Задание: сравнить изображения и найти 5 отличий .

Эти задания учат рассуждать, сравнивать, обобщать.

Задания на развитие тактильной памяти

«Кот в мешке»

Определить наощупь предмет или материал, объяснив при этом, по каким признакам было принято решение.

Упражнения на развитие ассоциативного мышления и цветового восприятия

Например: что вы представляете себе, когда видите круги этих цветов?

Желтый- луна, груша, солнце. Красный яблоко, мяч, светофор. Синий – море, речка, небо.

Дидактические игры

«Я – мастер» или «Снежный ком»

В сложном изделии определить этапы выполнения изделия, называя по очереди этапы. Например, выполненная своими руками открытка в рамке:

1-й ученик выбрать фон для открытки;
2-й для выполнения рамки необходимо из листа бумаги вырезать прямоугольник. Для этого складываю заготовку…
3-й ученик называет следующую операцию и т.д.

Кроссворд

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра (кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти).

Хочу обратить внимание, что на развитие как познавательной сферы, так и творческих способностей огромную роль оказывает эмоциональный аспект образования. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление – все эти эмоции влияют на развитие творческих способностей ребят. Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание творить. При равнодушии, безразличии ко всему вряд ли человек способен решать жизненно важные задачи. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства – ему интересно, не страшно, он увлечен, будет творить, если на уроке скучно или возникает чувство страха за неудачу, неуверенность в себе – о творчестве не может быть и речи.

Таким образом, наблюдая за обучающимися я убедилась, что на уроках, где применяются творческие задания, учащиеся работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на подобных уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (дети это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте продолжим работу», что свидетельствует об успешности урока.

Я считаю, что уроки трудового обучению направлены на развитие творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Поэтому к своим занятиям подбираю интересные и понятные для них темы для творчества, игровые задания и т.д.

На уроках профессионально-трудового обучения дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.

Я считаю, что творческая деятельность на уроках трудового обучения оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Литература

  1. Бгажнокова, И.М., Ульянцева, М.Б. Воспитание детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2013.
  2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 2006.
  3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-метод. пособие / Н.Ю. Борякова – М.: Гном-Пресс, 2002.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Галин, А.Л. Психологические особенности творческого поведения. – М., 1996.
  6. Грузенберг, С.О. Психология творчества. – Минск, 2005.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку. – СПб., 2000.
  8. Карнаухова, Г. Уроки творчества. – СПб.: Речь. 2009.
  9. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.
  10. Ляпидевский, С.С. Невропатология. – М.: Владос, 2000.
  11. Макаренко, А.С. О воспитании. – М.: Просвещение, 1980.
  12. Матюшин, А.М. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991.
  13. Рожнев, Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1988.
  14. Романина, В.И. Дидактический материал по трудовому обучению: пособие для учителя / Романина В.И. – М.: Просвещение, 1990.
  15. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1989.
  16. Творчество педагога в системе дополнительного образования: методическое пособие. – Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2003.
  17. Тихомирова, Л.В. «Развитие познавательных способностей детей». – Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002.
  18. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − три =