Развитие творческих способностей воспитанников детского дома через театральную деятельность


Автор: Лидия Леонидовна Вольникова
Место работы: ОГОБУ «Детский дом № 5»
Должность: воспитатель


Театр – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Дети уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через творчество они познают окружающий мир. Через мир театра, познавая, что такое добро и зло, мои воспитанники учатся по-доброму относиться к друзьям, малышам, взрослым, родным, близким и просто к прохожим. Нашим детям не хватает жизненного опыта, так как они лишены среды семьи, где ребенок открыто стремится к самовыражению. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Театр помогает мне видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. В работе с детьми я всегда помню, что каждый ребенок уникален, и к каждому необходим свой подход, стараюсь помочь ему увидеть свои возможности и развить их в себе, часто демонстрирую свое уважение к его достоинствам. Общаясь с детьми, я никогда не «зацикливаюсь» на достижении моих конкретных целей и задач, стараюсь строить общение с ними не «от себя», а «от них».

Находясь за ширмой или в тесном кругу взаимодействия театра, воспитанники должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уступить у ширмы друг другу место, не споря, не толкаясь, уметь подать свою реплику вовремя и эмоционально. Театральные импровизации способствуют эмоциональному восприятию детей, умению выплеснуть свою энергию, свое видение мира. Кому посчастливилось окунуться в дошкольном и младшем школьном возрасте в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

В нашей группе уже 16 лет работает клуб «Пиноккио». Для начала театральных игр мы с ребятами изготовили настольный театр «Колобок», теневой театр «Волк и семеро козлят», «Три медведя», театр драматизации с масками, эмблемами, декорациями по русским народным сказкам. Через эти игры мои дети учились на первых порах подражать голосам, имитировать повадки героев сказок. Затем силами работников детского дома изготовили ширму и сшили для нее штору. Первым кукольным театром, сшитым из перчаток, был пальчиковый театр «Кто колечко найдет», затем по выкройкам, вместе с детьми наметывали части игрушек кукол и прострачивали их на машинке, а головы кукол набивали ватой для устойчивости. Американские друзья дополнили наши реквизиты, подарив кукольный театр по сказке «Вини Пух и его друзья», бутафорскую игрушку овечку Луизу подарил клуб «Кудесник». Ребятам очень хотелось самим участвовать в кукольном театре, и их мечта осуществилась. В этом году мы пополнили репертуар домашним театром: «Алладин», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Свинопас», который будет развивать полет нашей фантазии.

После общения со сказкой, которая вызывает интерес к окружающему миру, наши ребята отражают свои впечатления в художественном творчестве: рисуют на стекле, лепят из соленого теста, самостоятельно разыгрывают придуманные сценки. С большим желанием ребята ждут встречи со зрителем. А я, в свою очередь, никогда не забываю, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл моей работы. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно его развивать, пусть он не станет артистом, но я надеюсь и верю, что через театр ребенок научится понимать человеческие взаимоотношения, искренность, доброту, честность и что такое хорошо и что такое плохо. По мере своих возможностей я пытаюсь развивать свой внутренний духовный мир, таланты и способности, так как творческая, духовно богатая личность всегда привлекает детей, притягивает к себе, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать и ценить окружающих.

Приводимые ниже четверостишия отражают на эмоциональном уровне смысл и сущность моей работы с детьми на основе театрализации. Такие «эмоциональные зачины» очень понятны детям, что способствует их активному сопереживанию героям театрализации и самой театральной деятельности.

Наш театр – он живет,
Подтвердит честной народ.
Темы наши актуальны,
В этом мире мы реальны!
На смену сказкам Алладина
Пришел с друзьями Буратино.
Здесь заяц и лиса, и волк,
И, конечно, Колобок.
И бабушки Яги, тот нос
Недаром в потолок он врос,
Ведь сделаны с друзьями впрок,
Расскажем сказку, будет толк.
Мы куклы тростевые,
С волшебником лихие.

Научим семеро козлят,
Как мудрым быть для всех ребят!
За эти годы наш медведь
Не будет просто так реветь,
Он знает свое место,
Ведь голова из теста.
Соленая, липучая,
Мудрая, могучая,
Любит сказку «Теремок»,
Где все звери наутек.
А петух и черный кот
Удивляют весь народ?
Как возможно лисе в пасть
Броситься и не пропасть?
Сказку «Репка» на «ура»
Любит наша детвора
Потому, что чудо здесь
Выросло, что всем не съесть!
Всех герои покорили,
Дедку, бабку не забыли,
Ну а внучка так мила,
Что кошка с жучкой к ней пришла,
С мышкой были все дружны,
В деле каждые важны.
Все сказки показали в зале,
И обо всех мы всё узнали,
Что встречи с нами ждут всегда
Взрослые и детвора.
Об этот всем вам подтвердит

Программа, а не «Айболит».

Почему я выбрала творческую деятельность? Наверное, все начинается с детства. И на каждую профессию оно накладывает свой отпечаток. Самые яркие эмоциональные впечатления остались в памяти о моем детстве. И мне хочется, чтобы, соприкасаясь с театром, ребята испытывали чувство радости, которого так не хватает. У наших детей мал жизненный опыт, так как они лишены семьи, где ребенок стремится к самовыражению. Через театр ребенок познает окружающий мир. Познав о хорошем и плохом, ребята учатся по-доброму относиться к малышам, взрослым, родным, близким и просто прохожим. За ширмой дети учатся быть терпимыми друг к другу, сдержанными, собранными.

Театр помогает видеть мне в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. В работе с детьми я помню, что каждый ребенок уникален, и к каждому необходим свой подход, старюсь помочь ему увидеть свои возможности и развивать их в себе, часто демонстрирую свое уважение к его достоинствам.

С большим желанием ребята ждут встречи со зрителем. А я в свою очередь никогда не забываю, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл моей работы. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно его развивать, пусть он и не станет артистом, но я надеюсь, что через театр ребенок научится понимать человеческие взаимоотношения, искренность, доброту, честность, добро и зло. По мере своих возможностей я пытаюсь развивать свой внутренний духовный мир. Ищу тот материал, который заинтересует ребят.

За 2012-2013 учебный год совместно с воспитателем школьники изготовили для театра «Пиноккио»:

1. Декорации – панно к сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Репка».

2. Игрушки из соленого теста для настольного театра к драматизации сказок «Колобок» и «Репка».

Слепили из соленого теста и изготовили 10 тростевых кукол: волка, козу, семеро козлят и медведя.

На новогодних каникулах 2012-2013 г. показали сказку «Кот, петух и лиса», на весенних каникулах – сказку «Репка».

В ноябре 2012 года мы вылепили из соленого теста православную церковь и приняли участие в городской выставке на тему «Россия, Русь, храни себя, храни», проходившей в рамках празднования 400-летия избавления России от польско-литовских интервентов. Епископ Биробиджанской епархии отметил наш труд благодарственным письмом, в котором сердечно поблагодарил нас за активное участие в выставке.

Немаловажное влияние театр производит на ребят, вновь прибывших в группу. В текущем 2012-2013 году прибыли в нашу группу 3 мальчика: Рунов Савелий, Рунов Кирилл, Булах Юра. Через театральные игры, общение в театре дети быстро влились в группу и были приняты детским коллективом, легко адаптировались к новому образу жизни. Изначально мальчики были замкнутыми, педагогически отсталыми в общении и обучении. Сейчас они активны, самостоятельны, инициативны в творческих играх театра. Театр ежедневно помогает дошколятам решать проблемные ситуации, что им очень нравится в общении со сказочными персонажами на организационных занятиях, развитии математических представлений, изобразительной деятельности, физкультурных занятиях, в ознакомлении с окружающим, развитии речи.

Дошкольники охотно принимали участие в этом году в групповых, общих (внутри детского дома) конкурсах, фестивалях города, области, где были поощрены грамотами, памятными подарками.

Я не поэт, но я скажу стихами:

Все ребята на подбор,
Хоть малы, как грибной бор.
Выжигаем, лепим, дружим,
И поэтому не тужим!
В добрый час мы с куклой дружим.
Кукла – важный человек
В двадцать первый нынче век.

Нам она пример дает,
Чтоб хорошим был народ.
И умения свои передаст –
Лишь посмотри.
Ты в глаза ей улыбнись,
С добротой к ней обратись.
И она в игре всегда
Не подведет вас никогда.

Театру – 11!

Он изначально
Развивался театрально.
Текст читали по ролям,
А потом слагали вам.
Нам на помощь приходили
И фигуры плоскостные.
А перчатковый театр
Развивал нам руки сладко.
А коза и серый волк,
И, конечно, колобок,
Все просили: «Шейте нас,
Покажите в добрый час!»
А лиса, медведь и заяц –
Сказки дружно всем слагали.
Петушка не забывали,
Кота в лес мы провожали,
А лисицу осуждали
За коварство, за лукавство
И обман ее напрасный.
Вот сейчас мы подросли,
К свинопасу все пришли,
Где узнали о любви,
В которой жили короли.
И, конечно, Алладин
Со всеми дружит не один!
А недавно к нам пришла
Кукла тростевая!
Все мы любим с ней играть
В печи ее выпекая!
Мы героев очень любим
И хорошими мы будем,

Потому что опыт их
Нам достанется от них.
Мы их лепим и рисуем
На бумаге, на стекле
И советуем всем вам:
Приходите в гости к нам!
Мастерству и волшебству
Мы вас всех научим!
Было бы желание,
Любовь и понимание.
Этой сказке не конец,
Растет актер наш – молодец!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 + семнадцать =