Развитие творческого потенциала воспитанников на занятиях по ручному вязанию и плетению макраме


Автор: Татьяна Демьяновна Жуковина
Место работы: МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет»
Должность: педагог дополнительного образования


«Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности детей. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Процесс творческой деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя.

Неисчерпаемые возможности в развитии творческого потенциала детей представлены в народном искусстве. Народное искусство – это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни.

Вязание – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Это одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Традиционный вид русского вязания – узорное (орнаментное) – встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию. Эта область народного искусства живет и развивается и в наши дни. В последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах – рукоделие наших бабушек и прабабушек – одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней.

Вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает девочкам осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации, формируется как творческая личность, развивается эмоционально.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, я стремлюсь раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Это с успехом реализуется в ходе практической деятельности.

В Центре детского творчества с. Амурзет я реализую дополнительную образовательную программу «Вдохновение». Цель программы – привитие интереса к ручному вязанию и макраме, формирование творческой активности обучающихся через занятия ручным вязанием и плетением, содействие становлению личности путём создания развивающей среды, атмосферы сотрудничества. Возраст обучающихся по программе ‒ от 7 до 15 лет.

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания и плетения, которые основаны на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом. Кроме того, любое полученное знание ребенок может применить в повседневной жизни. Все, что связано или сплетено, можно либо подарить, либо носить или применять самому. Дети на самом деле очень часто задают вопрос: «Для чего это нужно?». То есть в них очень развита практическая жилка. И ценность моих занятий в том и состоит, что все изготовленное детьми нам пригодится в жизни.

Работая по данной программе, я создаю условия для развития личностных качеств учащихся, таких как: целеустремленность, терпение, аккуратность. Составление различных узоров и схем способствует развитию творческого мышления, эстетического вкуса, эмоциональной сферы каждого ребёнка. Давно известно о взаимосвязи развития двигательной способности рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют внимания и заставляют учащегося думать. Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие ребенка.

В обучении я использую проектные технологии, что позволяет ребятам научиться планировать свою работу, видеть конечный результат, уметь рассчитывать свои силы и способности. Использование в работе информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения такому древнему виду рукоделия более современным. Создавая свою программу по обучению вязанию и плетению, я постаралась сделать ее наиболее доступной, охватить больший возрастной контингент воспитанников и осветить много современных техник вязания.

В программу обучения включены не только традиционные способы создания ручного трикотажа, но и такие малоизвестные, как вязание мехом, вязание с бисером, ирландское кружево, гипюр и другие техники. Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности воспитанников возможно только при условии творческого подхода самого педагога к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы у обучающихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

На занятиях по ручному вязанию и макраме я использую мультимедийные презентации, на которых представлены образцы изделий, схемы, узоры. Почти к каждой теме занятий делаю подборку образцов изделий в сети Интернет и готовлю презентацию для показа своим ученицам: «Волшебный мир цветов», «Готовимся к Пасхе», «Новогодние игрушки и сувениры», «Валентинки», «Подарок мамочке», «Кукольный театр», «Сказочные герои», «Чехлы для телефонов» и т. д. Даю возможность выбрать схему или описание этапов выполнения поделки для самостоятельной работы детей. Здесь учитывается возраст обучающихся, их опыт и навык работы, сложность работы над изделием.

С целью раскрытия творческих способностей обучающихся я использую технологию творческого развития, взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности. Здесь я использую зарисовку эскиза изделия, «звёздочку обдумывания» с вопросами по теме занятия, что помогает составить план работы над изделием, подобрать материалы необходимого цвета и количества, рассчитать время изготовления задуманного.

«Звёздочка обдумывания»:

Вопросы к «звездочке обдумывания»:

  1. Какие материалы необходимы для выполнения изделия?
  2. Какое понадобиться оборудование для этого?
  3. О чем необходимо помнить при работе с инструментами?
  4. Какова форма и размеры конструкции?
  5. Какова потребность в изделии?
  6. Каковы требования к оформлению изделия?
  7. Основные затраты на изготовление изделия?
  8. Основные этапы конструирования изделия?
  9. Основные этапы технологии изготовления изделия?

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 1 =