Введение
Свободная самостоятельная деятельность, занимает важное место в образовательном процессе дошкольных организаций. Несмотря на то, что самостоятельная деятельность детей имеет место в различные режимные моменты: на прогулках, во время хозяйственно-бытового труда др.. , в повседневной жизни дошкольного учреждения термин «самостоятельная деятельность» чаще всего связывается со свободным временем и употребляется в случаях, когда речь идёт об организации занимательных дел, игр по интересам. Именно в свободное время ребёнок получает полезную самостоятельность действий, начиная с выбора вида занятости. Остановимся на характеристике свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Такая деятельность отличается разнообразием, её видами выступают:
Игровая Свободная самостоятельная деятельность, занимает важное место в образовательном процессе дошкольных организаций. Несмотря на то, что самостоятельная деятельность детей имеет место в различные режимные моменты: (на прогулке, во время хозяйственно –бытового труда и др.), в повседневной жизни дошкольного учреждения термин «самостоятельная деятельность» чаще всего связывается со свободным временем и употребляется в случаях ,когда речь идёт об организации занимательных дел, игр по интересам. Именно в свободное время ребёнок получает полезную самостоятельность действий, начиная с выбора вида занятости . Остановимся на характеристике свободной самостоятельной деятельности Музыкальная: игра на детских музыкальных инструментах; исполнение песен, хороводов, дошкольников. Такая деятельность отличается: сюжетно-ролевые, режиссёрские, развивающие игры.
танцев, музыкальных дидактических игр.
Художественно-речевая: рассматривание книг, иллюстраций; рассказывание и сочинение сказок, стихотворений.
Трудовая: работа с природным материалом , бумагой, картоном.
Конструирование: создание построек с использованием конструкторов и строительных наборов.
Двигательная: выполнение упражнений с использованием физкультурного оборудования: обручей, скакалок, мячей; организация подвижных, спортивных игр.
Включение детей в самостоятельную деятельность происходит по разному: по личной инициативе; приглашению сверстников; иногда педагога. Ребёнок может быть активным участником игры -продолжительно и увлечённо что- то мастерить; а может включаться в дело лишь фрагментарно- просто наблюдать за индивидуальной или совместной деятельностью детей. Дети в праве заниматься одним делом в течении всего свободного времени, допустимо выполнение нескольких видов деятельности: например поиграть со сверстниками в настольно –печатную игру; сделать из бумаги воздушного змея, разрисовать его и т.д. Возникает вопрос: «всегда ли занятость ребёнка в свободное время стоит рассматривать ,как самостоятельную деятельность?». Известный отечественный учёный отмечает, что деятельность, как самостоятельную можно рассматривать тогда, когда индивид способен выполнять новые, всё усложняющие задачи или действовать в незнакомых ситуациях , ориентируясь в них без посторонней помощи.
Существует три компонента входящие в свободную самостоятельную деятельность:
1. Ориентировочный компонент – включает в себя такие составляющие как:
а) Мотив – побудитель к деятельности. Ребёнок выбирает лишь те игры, которые являются для него привлекательными;
б) Цель – она направляет и регулирует активность, поведение детей; обуславливает характер организации, совместная или автономная. в) Опорные знания и представления – успех определяется наличием опыта, основой которого составляет знания и представления необходимые для организации игр.
г) Планирование- последовательность действий необходимых для достижения поставленной цели.
2. Исполнительский компонент – включает в себя выполнение действий двух видов:
а) Организационные действия – в них входит определение цели, планирование, подготовка необходимых атрибутов, контроль за способом выполнения.
б) Действия, обусловленные спецификой конкретной, выбранной ребёнком игры. Эти действия применяются внутри одного конкретного вида деятельности и обеспечивают содержательность, разнообразие действий, стиль выполнения.
3. Контрольно–корректировочный компонент – включает контроль за способами действий, полученный результат с поставленной целью.
Успешность выполнения всех компонентов, входящих в свободную деятельность детей, зависит от умения детей её организовывать.
То-есть:
а) Умение выделять цели деятельности, принять цель от других при организации совместных видов деятельности.
б) Умение планировать последовательность выполнения действий, обеспечивающих успешность выполнения поставленной цели.
в) Умение реализовывать намеченное, используя для этого заранее продуманные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога или сверстников.
г) Умение осуществлять контроль.
д) Умение осуществлять самооценку.
Таким образом – самостоятельная деятельность детей, важное направление образовательного процесса. Условиями, обеспечивающими успешность формирования умения организовывать самостоятельную деятельность, являются наличие у детей интересов, личного опыта и создание соответствующего уклада жизни в дошкольной образовательной организации.
Актуальность:
Формирование активной, самостоятельной личности необходимо решать уже в работе дошкольников. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности. Сегодня, понятие самостоятельности, насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связанно с личностно – ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализация личности ребёнка; его актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, её творческих потенций.
Цель: Теоретически обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования самостоятельности у дошкольников.
Задачи:
Уточнить сущность понятия «самостоятельность» дошкольников.
Установить критерии и уровни формирование умения организовывать самостоятельную деятельность детей.
Разработать педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Создавать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую поддержке детской инициативы;
Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей.
Планирование работы на 2020-2021 гг.
Сроки |
Содержание работы | |
Сентябрь |
| |
Октябрь |
| |
Ноябрь |
«Больница»; «Магазин», на основе серии картинок.
| |
Декабрь |
| |
Январь — Февраль |
| |
Март |
| |
Апрель |
| |
Май | 1.Игровая технология творческого развития на основе коммуникативного, познавательно- исследовательского сеанса. Мастер–класс «Зайка с сюрпризом». 2. Консультация для родителей: «Организация игровой деятельности дошкольника дома». 3. Выставка детских рисунков «Любимая игрушка» | |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА 2021- 2022 гг. | ||
Сентябрь |
| |
Октябрь |
| |
Ноябрь |
| |
Декабрь |
| |
Январь – Февраль |
| |
Март |
| |
Апрель |
| |
Май |
|
Проблема: Повышение познавательного интереса дошкольников и их родителей к условиям, способствующих формированию самостоятельности у детей.
Ожидаемый результат: Развитие самостоятельности дошкольников. Благодаря этому у ребёнка формируется умение ставить цель, планировать и предвидеть результат предстоящей деятельности.
Так же в процессе самостоятельной работы у ребёнка появляются такие качества, как: инициативность, целеустремлённость , любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.
Формы работы: В своей работе я использую серии картинок, которые представляют собой разновидность предметно – схематической модели; последовательность изображений на картинках, соответствует последовательности организационных действий: (постановка цели, планирование, практическое осуществление , самоконтроль и самооценка). Такая модель помогает детям усвоить существенные связи внутри выполняемой деятельности и умении её организовывать. Для пробуждения интереса к любому занимательному делу, педагогу необходимо демонстрировать собственную увлечённость: (проводить беседы, создавать ситуации способствующие активизации жизненного и игрового опыта дошкольников, и так же подготовить атрибуты).
Дидактические игры создаются на основе серии картинок, они представляют собой длинные полоски бумаги, поделённые квадратики по количеству должны соответствовать числу структурных элементов входящих в процесс организации той или иной самостоятельной деятельности. Такие наборы желательно чтобы были разные по цвету, например: на розовом фоне оформляется набор карточек отображающий процесс организации художественной деятельности, на зелёной – процесс организации ручного труда, на оранжевой – процесс организации конструирования и т.д.
Так же используются игры инсценировки. Их желательно организовывать по подгруппам, где тоже необходимо соблюдать определённую последовательность: это – постановка цели, планирование, задуманное, осуществление самоконтроля и т.д. Приглашаю вас принять участие в игре – инсценировки по стихотворению Ю. Корчагина «Про мишку». Эта игра направлена на необходимость ставить цель. Так же есть инсценировки, направленные на осознание необходимости планировать; осуществлять задуманное до конца.
Для осознания необходимости подготовки атрибутики, или нужных средств, можно создать проблемную ситуацию.
Например: Саша играл с ребятами и был сотрудник ГИБДД. Он должен был следить за порядком на дорогах, что бы никто не нарушал правила дорожного движения. Саша пытался остановить машины, которые едут на большой скорости, но не один водитель не останавливался. Он размахивал руками кричал, но машины проезжали мимо. Саша обиженно произнёс: «Они не узнают и не замечают инспектора дорожно – патрульной службы». Почему машины не останавливались на сигналы мальчика? Почему не замечали сотрудника ГИБДД?….
Так же используются словесные игры. Например: всеми известная игра «сломанный телефон»; «поторопись, не зевай»; «кто больше назовёт слов на заданный звук».
В нашей группе есть активные дети, а есть детки которые в силу своего характера и темперамента менее активны, я сделала игру «Перчатка», на развитие мелкой моторики ,которая подходит для каждого типа ребёнка.
Уделяя внимание поддержке и развитию детской самостоятельности творческого мышления мы задействуем родителей. По данной теме проводится много бесед, консультаций; даются рекомендации; индивидуальные проекты детей при поддержке родителей. В своей группе мы часто проводим конкурсы и выставки совместных творческих работ родителей и детей на различные темы. Рассказывая о своей работе в группе, ребёнок с упоением рассказывает, что придумали они с мамой или папой и о том, что именно он захотел сделать в этой работе.
Вывод: Делая выводы из опыта своей работы, в результате постоянного руководства самостоятельной деятельности, дети стали проявлять в разных видах деятельности инициативу и самостоятельность; развивается познавательная активность, любознательность, наблюдательность, мышление. Возрастает уровень умений сравнивать, анализировать, выражать своё мнение, обобщать, делать выводы на основе собственных наблюдений.