Семинар-практикум по теме «Мнемотехника как технология успешного развития памяти и речи»


Автор: Елена Викторовна Афанасьева
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 31» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Цель: Ознакомление педагогов с технологией, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

— расширять знания педагогов о технологии мнемотехника, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

— дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий.

Ход семинара-практикума

1. Выступление старшего воспитателя

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи – это новое направление.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает: запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

2. Основная часть

1. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

2. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

3. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

4. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.

Таким образом, мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.

5. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

6. Выступление педагогов (из опыта работы):

«Использование мнемосхем в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

7. «Использование метода мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»

8. Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1) Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2) Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3) После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Разберем примеры:

1. Отгадывание и загадывание загадок

  • Отгадывание мнемозагадки необходимо осуществлять в следующей последовательности:
  • Рассматривание мнемотаблицы.
  • Подробное объяснение.
  • Лёгкая, как пёрышко, белая и пушистая. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
  • Отгадывание загадки детьми.

2. Заучивание стихов, потешек, чистоговорок.

Особенно эффективно применение мнемотехники при разучивании стихотворений, потешек и чистоговорок, т.к. облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов, формируются приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Так все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

3. Составление рассказов. Составление рассказов считается сложным типом монологической речи. Мнемотехника выступает в качестве помощника, подсказки, в результате ее использования у детей преодолевается неуверенность в себе, они учатся выделять главное в рассказе, отделять его от второстепенного.

Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.

Последовательность составления описательного рассказа по картине:

  1. Проводится беседа по содержанию картины, по ходу которой выставляются опорные карточки-символы.
  2. Составление предложений по карточкам – символам.
  3. Составление рассказа с опорой на графический план.

В старшем возрасте дети сами под руководством взрослого могут выбрать нужные карточки — символы, расположить их в мнемотаблице, которая будет необходима для самостоятельного составления рассказа.

Сложность обучения составлению описательных рассказов обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.

4. Пересказ художественной литературы.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Использование мнемотаблиц, как опоры при пересказе, позволяет детям составлять план своего ответа, что развивает самоконтроль и саморегуляцию: дети следят за тем, что они уже рассказали, и что им еще предстоит рассказать.

Последовательность работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу:

  • чтение рассказа (литературного произведения);
  • знакомство детей с мнемотаблицей;
  • пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью педагога, затем самостоятельно.

С детьми старшего возраста предлагается картинно-графический план рассказа, а в подготовительной школе группе дети могут делить текст на значимые части и самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста.

После занятий с применением мнемотаблиц, дети старшего дошкольного возраста составляют рассказы и сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Таким образом, использование приемов мнемотехники в системе при работе над развитием речи значительно улучшает понимание речи, связность и целостность языкового оформления, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок.

8. Практическая часть:

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Педагоги делятся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)

1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку (Остальные команды отгадывают).

Семь раз отмерь, один раз отрежь; Под лежачий камень вода не бежит; Яблоко от яблони не далеко падает

2. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу
В синем небе звезды светят космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит и на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной, шар земной- наш дом родной!

3. Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»

5. Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Осень/Зима»

9. Заключительная часть

Итак, мнемотехника :сокращает время запоминания; развивает основные психические процессы; развивает умение перекодировать информацию; устанавливает причинно-следственные связи; помогает делать выводы и схематизировать материал.

10. Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия. Технология «Острова».

На большом листе бумаги изображена карта «Эмоциональные острова»: о. Недоумения, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия. Каждому участнику раздаются кораблики со следующими фразами, которые необходимо завершить: «Среди этапов работы, мне особенно понравилось…»; «Во время работы я приобрел….»; «Работа заставила меня задуматься….»

По завершении оценивания работы семинара участникам предлагается выйти к карте и разместить свой кораблик на соответствующем островке.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =