Система формирующего оценивания в начальной школе


Автор: Елена Анатольевна Камешкова
Место работы: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа им. И.А. Пришкольника села Валдгейм»
Должность: учитель начальных классов


— Зачем современному человеку уметь оценивать?

— Надо ли это ему?

— Насколько важно данное умение в повседневной жизни?

— Почему в образовании формированию этого умения отводится столь важная роль?

— Нужны ли альтернативные формы оценивания или достаточно лишь традиционного подхода к этому процессу?

Я попытаюсь ответить на эти вопросы, поделившись с вами своим педагогическим опытом.

Ведущими векторами современной образовательной стратегии стали образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится, вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности, компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

«Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».

Для того чтобы этот лозунг реализовался на практике и переворот в педагогике стал необратимым, ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром – монополистом, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Наблюдение и анализ учебного процесса и формирующее оценивание позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать. Наблюдение за процессами, происходящими в классе, позволяет учителям более внимательно и тонко следить за тем, как изо дня в день протекает обучение. Учителя, таким образом, получают возможность сделать класс лабораторией, в которой они исследуют то, как происходит учение, прийти к пониманию этого процесса и более эффективно влиять на него через собственное преподавание.

Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают материал и как они реагируют на те или иные приёмы преподавания.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Педагоги, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Увы, дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв между тем, что преподавалось и тем, чему обучились школьники. Когда педагоги это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и – если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель-ученик.

В современном образовании функция оценивания приобрела новый смысл. Изменились цели и задачи оценивания. Теперь оно направлено не просто на выявление недостатков в образовании ученика, а ориентировано на развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Наша с вами задача, как учителей — сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.

Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Итак, формирующее оценивание:

ориентировано на обучающегося;

встраивается в личностно-ориентированное обучение;

ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;

оценивается не только результат, но и процесс;

отслеживается прогресс каждого обучающегося;

носит системный характер.

Формирующее оценивание имеет ряд преимуществ и для ученика, и для учителя.

Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:

учиться на ошибках;

понять, что важно и что у них получается;

обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Как увидеть, в чем разница между стандартизированным (суммирующим) оцениванием и формирующим?

Суммирующее оценивание проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся.

Если формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей, то суммирующее оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей, при суммирующем оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания.

Сравним формирующее и суммирующее оценивание:

Показатели

Формирующее оценивание

Суммирующее оценивание

Цель

Определить новые пути и формы обучения;

исправить ошибки учащихся;

обеспечить обратную связь учителя с учащимися

Определить соответствие знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения;

констатировать факт обученности учащихся

Анализ

Данные результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами учащегося

Результаты оценивания сравниваются:

— со стандартами;

— со среднестатистическими результатами;

— с результатами, определенными контролирующими органами

Шкала

Может разрабатываться учителем;

может быть балльной (отметка), может быть словесной (оценка) и безотметочной

Используется общепринятая бальная шкала оценивания

Критерии

Разрабатывается учителем или группой учителей в соответствии с принятой шкалой оценивания

Единые критерии оценки (ЕГЭ, ОГЭ, тестовых работ)

Периодичность проведения

Определяется учителем в зависимости от потребностей учащихся, например, проводится достаточно часто – несколько раз в течение урока

По итогам прохождения тем, блоков, модулей, курсов, по окончании периодов обучения

Участники

Учитель;

учащиеся (самооценка и взаимооценка)

Администрация образовательного учреждения; контролирующие органы

Фиксация результатов

В листах наблюдения;

в портфолио учащихся

Официальные документы: результаты ОГЭ, ЕГЭ; результаты административных работ; классные и электронные журналы

Таким образом, формирующее оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников.

Существуют различные методики, приёмы и инструменты формирующего оценивания. Мы рассмотрим некоторые из них, которые я систематически применяю в своей педагогической практике.

Введение новых элементов в практику оценивания начала с метода неоконченных предложений.

1) Пример. Метод неоконченных предложений

  • Я почувствовал, что…

  • Было интересно…

  • Меня удивило…

  • Своей работой сегодня я…, потому что…

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…, потому что…

  • Я научился…

  • Задания для меня показались…, потому что…

  • Для меня было открытием то, что…

Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне было трудно….

  • Я не понял….

Проводя системную работу из урока в урок, наблюдала, как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное), то в дальнейшем оценочные суждения стали более интересней (Я научился работать в группе. Мне было трудно оценить работу товарища…).

2) следующий прием – недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  • Чему я научился за эту неделю?

  • Какие вопросы остались для меня неясными?

  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Читая отчёты, преподаватель может узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

3) Лист самооценки

Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться. Самооценивание и взаимооценивание» дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения.

На уроках удачно получилось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я так же вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание.

Пример. Лист самооценки на уроке окружающего мира. Тема «Поверхность нашего края»

Итоги урока. Рефлексия ( 4 минуты)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей

Мы нашли ответы на поставленные вопросы.?

Обратите внимание на нашу таблицу.

— Ребята, а можно ли сказать, что мы все узнали о нашем родном крае?

— Что бы вы еще хотели узнать? Впишите эти вопросы в свою табличку.

— Ответы на ваши вопросы мы сможем получить на следующих уроках.

— Оцените свою работу на уроке

Перед вами карточки с названием «Я узнал о….». Поставьте «+», если об этом узнали на уроке, «-», если не узнали.

Я узнал о….?Оценка своей работы на уроке
Какие формы рельефа можно встретить в нашей местности.Как используется поверхность в областиКакой вред наносится поверхности земли при её использовании человеком.  

 

— Выставление оценок.

Я собираю информацию в таблицу и корректирую работу на следующих уроках. Таблица наглядно показывает, какие предметные умения и с кем я должна отработать индивидуально, а какие умения вызывают затруднения у большинства в классе. Эта информация помогает мне спланировать учебную деятельность на обобщающих уроках, задать детям индивидуальные домашние задания.

Сводная таблица

ФИ

учащегося

Какие формы

рельефа можно встретить в нашей ме6стности?

Как используется поверхность в области?

Какой вред наносится

поверхности земли при ее использовании человеком?

А

+

+

+

Б

+

+

+

В

+

+

+

Г

+

+

+

Алгоритму самооценивания учащиеся начинают учиться с 1 класса.

Алгоритм самооценивания 1 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Алгоритм самооценивания во 2 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

Алгоритм самооценивания в 3 классе

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Примеры вопросов для самооценивания (4 класс)

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что …

  2. Наиболее трудным мне показалось …

  3. Я думаю, это потому, что …

  4. Самым интересным было …

  5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее …

  6. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее …

  7. Я бы хотел попросить своего учителя …

Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, я не проговариваю все вопросы алгоритма самооценки, а предлагаю ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.

При оценивании учителем учащийся может согласиться с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная оценка.

Как пример своей деятельности. Даю фрагмент урока по математике.

Актуализация знаний.

Выполните задание.
Найдите значения выражений.
В конце работы вы должны будете оценить себя по критериям:
Если вы выполнили

  • все 5 примеров правильно – отлично;

  • если выполнили только 4 и правильно – хорошо;

  • 3 – неудовлетворительно.

  • 2 — плохо

На полях поставьте свою оценку.
15 * 10 + (30 – 20) * 5

15 * 10 + 30 – 20 * 5

(120 + 320 : 4) * 2

(120 + 320) : (4 * 2)

Самооценка

Как пример самооценки учащимися своей деятельности даю фрагмент урока с применением алгоритма самооценки на уроке.

Пример алгоритма самооценки на уроке русского языка 4 класс

б) Допишите по смыслу слова из словаря, выделить орфограммы
Душистая ____, спелая ____, широкая ____, русский ____.

Душистая малина, спелая ягода, широкая дорога, русский язык.
Один ученик работает у доски.

в) оценивание работы по алгоритму.
Ученик у доски оценивает себя по алгоритму.
Проверим выполнение работы по алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать? 
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?

4) Не могу не поделиться одним из самых простых и действенных приёмов для актуализации знаний в начале урока и рефлексии в конце урока, для повышения мотивации учеников, для развития речи и формирования умения чётко и кратко излагать свои мысли. Речь идёт о таблице «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) или ещё одно её название, которое не меняет содержания – «ЗИУ» (Знаю. Интересуюсь. Узнал).

Таблицы – это самый распространённый способ графической организации материала.

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Графическая форма таблицы отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Задачи, которые позволяет решать данная стратегия:

1. Формирование умения определять уровень собственных знаний, планировать работу для дальнейшего изучения материала и восполнения пробелов в знаниях.

2. Создание условий для повышения мотивации к учению и проявления интереса к изучаемому материалу.

3. Формирование умения соотносить полученную информацию с собственными  представлениями по изучаемой теме.

Работа с таблицей ведётся на всех трёх стадиях урока.

На «стадии вызова» обучающиеся заполняют первый столбец таблицы «Знаю». Они составляют список того, что уже знают или думают, что знают, по данной теме.

Учитель ставит перед детьми задачу: вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Работая с учениками старшего школьного возраста и используя данную таблицу на уроках систематически, можно попросить детей здесь же перечислить источники информации, откуда получены имеющиеся сведения. Можно предложить детям систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, что позволит вывести аналитическую работу на качественно новый уровень.

Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний.

Учитель предлагает детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения. Что было бы интересно узнать?

Последняя часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению работы с книгой, просмотра фильма, обсуждения изученного материала в группе в ходе урока или в конце урока.

Учитель спрашивает, нашли ли дети ответы на все вопросы, которые ставили вначале урока. Если да, то ответьте на них в третьей графе. Если нет, предложите свои варианты информационных источников, где будете искать ответы.

Пример приема на уроке окружающего мира 4 класс. Тема «Наш край»

Актуализация знаний

Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

У вас на столе есть карточка с текстом (приложение 2). Прочитайте название. О чем пойдет речь? Ребята, внимательно читайте и ставьте значки:

«+»- я знаю, «!» –новое, «?»- вызывает сомнение (прием «Чтение с пометками»).

Какой материал вам уже знаком? Где вы поставили «+»

А есть ли у вас «!» или «?»

Вам предстоит сегодня поделиться изученным материалом и сделать новые открытия. А чтобы нам ничего не забыть и не потерять мы, как и ученые будем фиксировать свои наблюдения, открытия в научной таблице (карточка №1). Рассмотрите её.

Читают, выполняют маркировку текста.

(1 учащийся читает вслух)

Рассматривают таблицу

Индивидуальная

Фронтальная

 

Фамилия, Имя

 

 

Запиши информацию

Оцени себя

1

Название.

Год образования. Губернатор.

Главный город

  

2

Символы

Еврейской

автономной

области

  

3

Географическое положение, соседи

  

4

Города и сёла (подчеркнуть)

Москва, Биробиджан, Валдгейм, Хабаровск, Ленинское, Облучье, Комсомольск – на Амуре, Головино, Красноярск.

 

5

Деятельность человека. Сельское хозяйство

  

6

Известные люди

  

7

   

5) Техника «Формативный опрос» – это форма проверки знаний учащихся, когда педагог задает дополнительные уточняющие вопросы, позволяющие ребенку проанализировать, обобщить, сделать выводы по пройденному материалу.Например:

  • Как, чем _________ похожи или отличаются от________?

  • Что неверно в ___________________________________?

  • Какое заключение вы можете сделать _______________?

6) «Светофор»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

7) «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

8) «Дерево знаний»

Итоги урока можно подводить на «Дереве знаний». После урока дети прикрепляют на дерево яблоки: красное – все удалось ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, желтое – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, зеленое – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

— прием «взаимооценка» (1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.)

— прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия (задания можно предложить придумать самим ребятам);

9) Прием оценивания «Ладошки»

Этот прием рекомендуется использовать с первых дней обучения ребенка в школе.

С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку.

Очень хорошо – карандаш у кончиков пальцев.

Испытывает затруднения – на уровне большого пальца.

Нужна помощь – карандаш внизу ладошки.

10) Прием «Своя валюта»

Этот прием используется для оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов. В классе вводится своя денежная единица: например, звездочка. Чтобы перевести валюту в отметку нужно набрать определенное количество звездочек.

Прием можно использовать в любом возрасте и на любом уроке для организации активной работы учащихся.

11) Прием «Оценка – не отметка»

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.

«Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» — фразы, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке.

«Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал» — фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха.

12) Проверка ошибочности понимания.

Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания

В данной работе рассмотрены элементы формирующего оценивания. Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей. Я выделила пять принципов формирующего оценивания:

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся.

  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

  3. Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

  4. Учитель создаёт условия для мотивации ученика.

  5. Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.

Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. На основе этого переориентировать своё преподавание так, чтобы дети учились активнее и эффективнее. Но следует учитывать, что ФО не исключает традиционную систему оценивания, а дополняет её, расширяя границы познания себя и этого мира.

Эта система универсальна. И для преподавателей 5 классов в том числе. Если они будут применять её в своей работе с выпускниками начальной школы, то многие актуальные проблемы преемственности будут решены. Учащиеся быстрее смогут адаптироваться и «раскрыться», а, соответственно, и быть готовыми к новым видам деятельности и решению более сложных практических задач. Формирующее оценивание бесценно для непрерывного обучения. Эта система готовит детей к новой эпохе. Эпохе людей желающих и способных развиваться, «расти» и достигать высоких целей.

Опытом своей работы я поделилась с коллегами на школьном методическом объединении, где было принято решение о создании единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × пять =