Этапы работы; задачи деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учителя | УУД |
1.Мотивация учащихся на учебную деятельность Создать благоприятные условия для возникновения у учащихся внутренней потребности, включения в учебную деятельность | — Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Прозвенел звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики. -Какой работой мы занимаемся на уроках? -Как получить хороший результат в учёбе? Что значит учиться? -А чему мы учимся на уроках русского языка? — Сегодня на уроке вы раскроете ещё одну тайну русского языка. На наш урок вы должны приготовить самое главное – свой ум. Что значит «приготовить свой ум»? — Как мы это делаем? — Растираем «грабельками» (раздвинутые пальцы рук) лоб – все посторонние мысли уходят. — Растираем ушки – голова будет лучше думать. — «Вилочкой» (указательный и средний пальцы) массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, слушать и будем внимательными. | — Мы учимся. — Это значит самому понять, чего не знаешь, а затем нужно постараться самому открыть новое знание. -Убрать не нужные мысли из головы и думать только об уроке, вспомнить, о чём мы говорили на прошлых уроках. — Мы делаем массаж. Дети выполняют массаж головы. | Коммуникативные (монологические высказывания) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) |
2.Актуализация знаний учащихся Вспомнить известные знания детей о правописании сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, о согласном звуке Ч | -Урок мы всегда начинаем с повторения. На доске у меня написаны два столбика слов. -Вставьте пропущенные буквы в слова первого столбика. Ч..до, щ..ка, ч..гун. —Какое правило, мы повторили? -Вставьте пропущенные буквы в слова второго столбика. Рощ.., ч..сы, ч..шка. — Какое правило, мы повторили? -Какие согласные буквы встречаются нам в этих сочетаниях? — Какие звуки они обозначают? — Дайте характеристику этим звукам. — Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. | — Вставим букву У. — Чу, щу пишу с буквой У. — Вставим букву А. -Ча, ща пиши с буквой А. — Буквы ЧА и ЩА. -Согласные звуки Ч и Щ. — Согласные звуки Ч и Щ – глухие, непарные, всегда мягкие. | Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (логические: обобщение) |
3.Целеполагание Введение в тему урока, постановка учебной проблемы Выявление затруднения Определение темы урока, постановка и принятие цели учебной деятельности Построение проекта выхода из затруднения Игра на развитие фонематического слуха | — Ребята, к нам на урок пришли Знайка и Незнайка.
(Уч-ль вывешивает картинки Знайки и Незнайки) — Учитель попросил их написать слова. Посмотрите, что у них получилось. Предлагаю вам поработать в парах, обсудить кто прав и почему. Обратите внимание, чем отличаются слова. На доске: птичка птичька речка речька сердечно сердечьно навечно навечьно —Чем отличаются? — Кто прав? Почему? — А вы, ребята, знаете почему у Знайки нет мягкого знака? — Значит, что вы испытываете? — Почему же мы не можем ответить на вопрос, как пишутся сочетания ЧК и ЧН? -Может кто-нибудь догадался, какая сегодня тема урока? (Уч-ль вывешивает тему урока.) — Назовите цель урока. — По какому плану мы будем работать, достигать нашей цели? (Уч-ль вывешивает план) — Вижу, что вы устали. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Прятки», искать вы будете не меня, а мой голос. Вы встанете ко мне спиной и будете поворачивать голову на мой голос только тогда, когда услышите слово с сочетанием ЧК или ЧН. (Уч-ль читает строчки из стихотворений) Ручки спляшите разок, Будет вам завтра пирог! Ах, вы мои. Мастерички, Быстрые ручки – сестрички! Яблочный будет пирог, Только спляшите разок. Ребятам почемучкам Интересно всё на свете, Потому что почемучки Любознательные дети. Хорошо, что почемучки Есть всегда среди ребят, На вопросы почемучкам Отвечайте все подряд. | Дети работают в парах, обсуждают написание слов. — У Незнайки есть мягкий знак, а Знайки нет. — Знайка. Незнайка не знает правила. — Нет. -Затруднение. — Мы не изучали. У нас нет правила. -Сочетания ЧК, ЧН. — Узнать правило и научиться писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Дети проговаривают план: - Вывести правило.
- Научиться применять правило написания слов с сочетаниями чк, чн.
- Потренироваться в написании слов с сочетаниями чк, чн в самостоятельной работе.
Дети поворачиваются на голос только тогда, когда услышат слова с сочетаниями ЧК, ЧН. | Познавательные (постановка проблемы, логические: выбор критериев для сравнения) Коммуникативные (управление поведение партнёра, умение договариваться) Познавательные (формулирование темы и познавательной цели) Регулятивные (планирование) Личностные (здоровьесбережение: зарядка физическая и умственная) |
4.Открытие новых знаний | -Посмотрите на сочетания ЧК и ЧН. Какая буква встречается в обоих сочетаниях? -Какой звук она обозначает? -Вспомните и напомните другим какой это звук? — А раз звук Ч – всегда мягкий, то необходимо ли обозначать мягкость согласного в сочетаниях ЧК, ЧН мягким знаком? — Какой вывод можем сделать? — Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали, прочитаем правило в учебнике на странице 54. -Какой пункт нашего плана мы выполнили? | -В этих сочетаниях встречается буква ча. -Буква ча обозначает звук Ч. -Звук Ч- согласный, глухой, непарный, мягкий. -Нет. — В сочетаниях ЧК, ЧН мягкий знак не пишется. Уч-ся открывают учебник на странице 54, читают правило. — Первый, узнали правило. | Познавательные (анализ- выделение признаков, решение проблемы, логические: обобщение) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
5.Первичное закрепление Чистописание | — Чтобы не оказаться на месте Незнайки будем закреплять полученные знания. -Откройте тетради на странице 12. Рассмотрите буквосочетания ЧК,ЧН. Прокомментируйте их написание. — Обведите образец. -А теперь самостоятельно запишите каллиграфически правильно сочетания ЧК и ЧН. — Прочитайте слово, записанное у нас на странице. — Сколько слогов в слове девочка? -Поставьте ударение. — Назовите орфограммы. — Почему сочетание ЧК без мягкого знака? — Запишите слово девочка, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. — Ребята, какое время года наступило? — Скоро из тёплых краёв вернутся перелётные птицы. Отгадайте загадку, назовите птичку. Я проворна легко крыла Хвост раздвоен, точно вилы. Если я летаю низко,- Значит, дождик где-то близко. (Уч-ль вывешивает картинку) -Запишите отгадку. (Уч-ль записывает на доске) -Валерия приготовила нам стихотворение о ласточке. -О пользе ласточек нам расскажет Лали. -Свои домики ласточки строят под крышами домов, а люди сбивают их. Но зная теперь о пользе ласточек, мы можем всем сказать, что нельзя разорять их гнёзда. — Послушайте ещё одну загадку. На шесте – дворец, Во дворце – певец. Кто это? (Уч-ль вывешивает картинку скворца) — Люди часто строят им домики, как мы их называем? — Запишите это слово. (Уч-ль записывает на доске) — Дети, обратите внимание, мы произносим скворешники, а пишем скворечники. — Давайте отдохнём и опять писать начнём. Физкультминутка Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Повернись вокруг себя. Влево, вправо – раз-два! Руки вверх мы все подняли, На носочки поднялись. Руки опустили, А теперь присели вниз, Коленки обхватили. Снова встали – ноги вместе И уже сидим на месте. | Дети открывают тетради, комментируют написание сочетаний ЧК, ЧН. Дети записывают сочетания. -В слове девочка 3 слога. — Первый слог ударный. — Безударная О, сочетание ЧК без мягкого знака. Дети записывают слово, ставят ударение, обозначают орфограммы. — Весна. -Ласточка. Запись слова ЛАСТОЧКА. Чтение стихотворения наизусть. Выступление Лали. — Скворец. — Скворечники. Дети записывают слово скворечники в тетрадь. | Позгавательные (построение причинно- следственной связи, доказательство) Познавательные (логические: анализ, синтез) Личностные (добрые отношения с природой) Личностные (здоровьесберегающий аспект жизни) |
6.Закрепление нового знания в самостоятельной работе, формирование первичных умений на основе самоконтроля | — Давайте обратимся к нашему плану. Что мы уже сделали? — Что мы теперь должны сделать? — Правильно. Сейчас вы будете выполнять упражнение 3 на странице 54 и проверите, как усвоили новое знание. Прочитайте слова в столбике. Прочитайте задание. Прочитайте слова данные для образца. Назовите, одним словом все эти три слова. На какие вопросы отвечают слова река, речка? — Что означают эти слова? — На какой вопрос отвечает слово речной? Что оно означает? — Назовите орфограммы в словах речка и речной. — Теперь вы будете самостоятельно подбирать родственные слова к словам рука, ночь, печь. Но сначала вы на полях нарисуете две волшебные линеечки, на одной отметьте, как вы думаете, справитесь с заданием или нет, сделаем прогноз. -Давайте проверим, какие вы написали слова. На доске: Река-ручка – ручной. Ночь-ночка – ночной. Печь-печка –печной. -Отметьте на второй линеечке, как вы справились с заданием. — Поднимите руку, те у кого совпали результаты на линеечках. — Поднимите руку те у кого результат выше, чем он оценил себя. — Молодцы! Надеюсь, что и другие ребята запомнили правило и научились писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН. | — Мы узнали правило, научились применять при написании слов с сочетаниями ЧК и ЧН. — Потренироваться писать слова с сочетаниями чк, чн в самостоятельной работе. — Родственники. — Что? -Река большая, речка маленькая. — Какой? -Что-то на реке, например, речной вокзал. — ЧК Дети делают прогноз самостоятельной работы. Дети сверяют написание слов. | Познавательные (структурирование знаний) Регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция, оценка) |
7.Итог урока, рефлексия Формирование умения адекватно оценивать себя и свою деятельность | — Какую цель поставили в начале урока? — Какую тайну русского языка узнали? — Где пригодятся вам эти знания? — Эти знания помогу вам не оказаться на месте Незнайки. — Выберите любое высказывание и продолжите его. | Высказывания детей | Регулятивные (удержание целей и задач урока, адекватная оценка выполненных действий) Личностные (способность к самооценке учебной деятельности) |