Урок в начальной школе «СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН»


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование умения писать слова с сочетаниями чк, чн.

Задачи урока (деятельности учителя):

  1. Актуализировать знания детей в правописании сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
  2. Помочь детям усвоить, что звук Ч всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.
  3. Формировать умения правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН.
  4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  5. Организовать работу в парах, самооценивание своей работы на уроке.
  6. Воспитывать интерес к родному языку, любовь к родной природе.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс (авт. Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина), тетрадь «Русский язык» 1 класс (авт. Т.М. Андрианова, И.В. Илюхина), дидактический материал.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

1.Научатся:

Доказывать, почему не нужно обозначать на письме мягкость согласного звука Ч в сочетаниях ЧК и ЧН.

2.Получат возможность научится:

Применять на письме правило о правописании буквосочетаний ЧК, ЧН.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Научатся:
  • Осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • Вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с эталоном, находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях).
  1. Могут научиться:
  • Понимать цель выполняемых действий;
  • Оценивать правильность выполняемых заданий.

Познавательные:

  1. Научатся:
  • Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
  1. Могут научиться:
  • Выделять существенную информацию

Коммуникативные:

  1. Научатся:
  • Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

2. Могут научиться:

— Выражать свои мысли, с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

— Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению.

Личностные

  1. У учащихся будут сформированы:
  • Понимание важности нового социального статуса «ученик»;
  • Внутренняя позиция активного участника процесса обучения;
  • Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы.
  1. Учащиеся получат возможность для формирования:
  • Познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
  • Понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

 

 

 

Этапы работы; задачи деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учителя

УУД

1.Мотивация учащихся на учебную деятельность

Создать благоприятные условия для возникновения у учащихся внутренней потребности, включения в учебную деятельность

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости.

Прозвенел звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

-Какой работой мы занимаемся на уроках?

-Как получить хороший результат в учёбе? Что значит учиться?

-А чему мы учимся на уроках русского языка?

— Сегодня на уроке вы раскроете ещё одну тайну русского языка. На наш урок вы должны приготовить самое главное – свой ум. Что значит «приготовить свой ум»?

— Как мы это делаем?

— Растираем «грабельками» (раздвинутые пальцы рук) лоб – все посторонние мысли уходят. — Растираем ушки – голова будет лучше думать. — «Вилочкой» (указательный и средний пальцы) массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, слушать и будем внимательными.

— Мы учимся.

— Это значит самому понять, чего не знаешь, а затем нужно постараться самому открыть новое знание.

-Убрать не нужные мысли из головы и думать только об уроке, вспомнить, о чём мы говорили на прошлых уроках.

— Мы делаем массаж.

Дети выполняют массаж головы.

Коммуникативные (монологические высказывания)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

2.Актуализация знаний учащихся

Вспомнить известные знания детей о правописании сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, о согласном звуке Ч

-Урок мы всегда начинаем с повторения. На доске у меня написаны два столбика слов.

-Вставьте пропущенные буквы в слова первого столбика.

Ч..до, щ..ка, ч..гун.

Какое правило, мы повторили?

-Вставьте пропущенные буквы в слова второго столбика.

Рощ.., ч..сы, ч..шка.

— Какое правило, мы повторили?

-Какие согласные буквы встречаются нам в этих сочетаниях?

— Какие звуки они обозначают?

— Дайте характеристику этим звукам.

— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

— Вставим букву У.

— Чу, щу пишу с буквой У.

— Вставим букву А.

-Ча, ща пиши с буквой А.

— Буквы ЧА и ЩА.

-Согласные звуки Ч и Щ.

— Согласные звуки Ч и Щ – глухие, непарные, всегда мягкие.

Коммуникативные (монологические высказывания)

Познавательные (логические: обобщение)

3.Целеполагание

Введение в тему урока, постановка учебной проблемы

Выявление затруднения

Определение темы урока, постановка и принятие цели учебной деятельности

Построение проекта выхода из затруднения

Игра на развитие фонематического слуха

— Ребята, к нам на урок пришли Знайка и Незнайка.

(Уч-ль вывешивает картинки Знайки и Незнайки)

— Учитель попросил их написать слова. Посмотрите, что у них получилось. Предлагаю вам поработать в парах, обсудить кто прав и почему. Обратите внимание, чем отличаются слова.

На доске:

птичка птичька

речка речька

сердечно сердечьно

навечно навечьно

Чем отличаются?

— Кто прав? Почему?

— А вы, ребята, знаете почему у Знайки нет мягкого знака?

— Значит, что вы испытываете?

— Почему же мы не можем ответить на вопрос, как пишутся сочетания ЧК и ЧН?

-Может кто-нибудь догадался, какая сегодня тема урока?

(Уч-ль вывешивает тему урока.)

— Назовите цель урока.

— По какому плану мы будем работать, достигать нашей цели?

(Уч-ль вывешивает план)

— Вижу, что вы устали. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Прятки», искать вы будете не меня, а мой голос. Вы встанете ко мне спиной и будете поворачивать голову на мой голос только тогда, когда услышите слово с сочетанием ЧК или ЧН.

(Уч-ль читает строчки из стихотворений)

Ручки спляшите разок,

Будет вам завтра пирог!

Ах, вы мои. Мастерички,

Быстрые ручки – сестрички!

Яблочный будет пирог, Только спляшите разок.

Ребятам почемучкам

Интересно всё на свете,

Потому что почемучки

Любознательные дети.

Хорошо, что почемучки

Есть всегда среди ребят,

На вопросы почемучкам

Отвечайте все подряд.

Дети работают в парах, обсуждают написание слов.

— У Незнайки есть мягкий знак, а Знайки нет.

— Знайка. Незнайка не знает правила.

— Нет.

-Затруднение.

— Мы не изучали. У нас нет правила.

-Сочетания ЧК, ЧН.

— Узнать правило и научиться писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН.

Дети проговаривают план:

  1. Вывести правило.
  2. Научиться применять правило написания слов с сочетаниями чк, чн.
  3. Потренироваться в написании слов с сочетаниями чк, чн в самостоятельной работе.

Дети поворачиваются на голос только тогда, когда услышат слова с сочетаниями ЧК, ЧН.

Познавательные (постановка проблемы, логические: выбор критериев для сравнения)

Коммуникативные (управление поведение партнёра, умение договариваться)

Познавательные (формулирование темы и познавательной цели)

Регулятивные (планирование)

Личностные (здоровьесбережение: зарядка физическая и умственная)

4.Открытие новых знаний-Посмотрите на сочетания ЧК и ЧН. Какая буква встречается в обоих сочетаниях?

-Какой звук она обозначает?

-Вспомните и напомните другим какой это звук?

— А раз звук Ч – всегда мягкий, то необходимо ли обозначать мягкость согласного в сочетаниях ЧК, ЧН мягким знаком?

— Какой вывод можем сделать?

— Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали, прочитаем правило в учебнике на странице 54.

-Какой пункт нашего плана мы выполнили?

-В этих сочетаниях встречается буква ча.

-Буква ча обозначает звук Ч.

-Звук Ч- согласный, глухой, непарный, мягкий.

-Нет.

— В сочетаниях ЧК, ЧН мягкий знак не пишется.

Уч-ся открывают учебник на странице 54, читают правило.

— Первый, узнали правило.

Познавательные (анализ- выделение признаков, решение проблемы, логические: обобщение)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

5.Первичное закрепление

Чистописание

— Чтобы не оказаться на месте Незнайки будем закреплять полученные знания.

-Откройте тетради на странице 12. Рассмотрите буквосочетания ЧК,ЧН. Прокомментируйте их написание.

— Обведите образец.

-А теперь самостоятельно запишите каллиграфически правильно сочетания ЧК и ЧН.

— Прочитайте слово, записанное у нас на странице.

— Сколько слогов в слове девочка?

-Поставьте ударение.

— Назовите орфограммы.

— Почему сочетание ЧК без мягкого знака?

— Запишите слово девочка, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Ребята, какое время года наступило?

— Скоро из тёплых краёв вернутся перелётные птицы. Отгадайте загадку, назовите птичку.

Я проворна легко крыла

Хвост раздвоен, точно вилы.

Если я летаю низко,-

Значит, дождик где-то близко.

(Уч-ль вывешивает картинку)

-Запишите отгадку.

(Уч-ль записывает на доске)

-Валерия приготовила нам стихотворение о ласточке.

-О пользе ласточек нам расскажет Лали.

-Свои домики ласточки строят под крышами домов, а люди сбивают их. Но зная теперь о пользе ласточек, мы можем всем сказать, что нельзя разорять их гнёзда.

— Послушайте ещё одну загадку.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец. Кто это?

(Уч-ль вывешивает картинку скворца)

— Люди часто строят им домики, как мы их называем?

— Запишите это слово.

(Уч-ль записывает на доске)

— Дети, обратите внимание, мы произносим скворешники, а пишем скворечники.

— Давайте отдохнём и опять писать начнём.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик.

Повернись вокруг себя.

Влево, вправо – раз-два!

Руки вверх мы все подняли,

На носочки поднялись.

Руки опустили,

А теперь присели вниз, Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе

И уже сидим на месте.

Дети открывают тетради, комментируют написание сочетаний ЧК, ЧН.

Дети записывают сочетания.

-В слове девочка 3 слога.

— Первый слог ударный.

— Безударная О, сочетание ЧК без мягкого знака.

Дети записывают слово, ставят ударение, обозначают орфограммы.

— Весна.

-Ласточка.

Запись слова ЛАСТОЧКА.

Чтение стихотворения наизусть.

Выступление Лали.

— Скворец.

— Скворечники.

Дети записывают слово скворечники в тетрадь.

Позгавательные (построение причинно- следственной связи, доказательство)

Познавательные (логические: анализ, синтез)

Личностные (добрые отношения с природой)

Личностные (здоровьесберегающий аспект жизни)

6.Закрепление нового знания в самостоятельной работе, формирование первичных умений на основе самоконтроля— Давайте обратимся к нашему плану. Что мы уже сделали?

— Что мы теперь должны сделать?

— Правильно. Сейчас вы будете выполнять упражнение 3 на странице 54 и проверите, как усвоили новое знание.

Прочитайте слова в столбике.

Прочитайте задание.

Прочитайте слова данные для образца. Назовите, одним словом все эти три слова. На какие вопросы отвечают слова река, речка?

— Что означают эти слова?

— На какой вопрос отвечает слово речной? Что оно означает?

— Назовите орфограммы в словах речка и речной.

— Теперь вы будете самостоятельно подбирать родственные слова к словам рука, ночь, печь. Но сначала вы на полях нарисуете две волшебные линеечки, на одной отметьте, как вы думаете, справитесь с заданием или нет, сделаем прогноз.

-Давайте проверим, какие вы написали слова.

На доске:

Река-ручка – ручной.

Ночь-ночка – ночной.

Печь-печка –печной.

-Отметьте на второй линеечке, как вы справились с заданием.

— Поднимите руку, те у кого совпали результаты на линеечках.

— Поднимите руку те у кого результат выше, чем он оценил себя.

— Молодцы! Надеюсь, что и другие ребята запомнили правило и научились писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН.

— Мы узнали правило, научились применять при написании слов с сочетаниями ЧК и ЧН.

— Потренироваться писать слова с сочетаниями чк, чн в самостоятельной работе.

— Родственники.

— Что?

-Река большая, речка маленькая.

— Какой?

-Что-то на реке, например, речной вокзал.

— ЧК

Дети делают прогноз самостоятельной работы.

Дети сверяют написание слов.

Познавательные (структурирование знаний)

Регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)

7.Итог урока, рефлексия

Формирование умения адекватно оценивать себя и свою деятельность

— Какую цель поставили в начале урока?

— Какую тайну русского языка узнали?

— Где пригодятся вам эти знания?

— Эти знания помогу вам не оказаться на месте Незнайки.

— Выберите любое высказывание и продолжите его.

Высказывания детей

Регулятивные (удержание целей и задач урока, адекватная оценка выполненных действий)

Личностные (способность к самооценке учебной деятельности)