Содержательно-методические ресурсы уроков литературы о Холокосте


Автор: Виктория Владимировна Снегирёва
Место работы: МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
Должность: учител русского языка и литературы


Холокост ‒ это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма…

Л. Коваль

Преамбула Закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что образование ‒ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (N 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).

Таким образом, в понятии «образование» на первое место поставлено «воспитание». Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс совместной деятельности.

Статья 3 указанного Закона гласит:

Государственная политика в области образования основывается на 12 принципах, один из которых

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определяет в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания «воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям».

В связи с этим в стратегии идет речь о формировании гражданской идентичности и толерантности. Российские школьники обязательно должны обладать «социальной компетентностью» в сфере межконфессионального и этнического взаимодействия.

Ключевыми понятиями в этой связи являются «общечеловеческие ценности», «нравственная культура», «толерантность», «духовность», которые в лицее реализуются через организацию системы мероприятий по изучению культуры и традиций русского и еврейского народов. Особое место в этой системе занимают памятные даты еврейского народа, даты, посвященные памяти жертв Холокоста.

События, произошедшие более 75 лет назад, ‒ это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, ‒ это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.

«У нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывают его, поют с чужого голоса», – декларировал на встрече с интеллигенцией в марте 1963 года Н. Хрущев, выступая с критикой по поводу выхода в свет поэмы Е. Евтушенко «Бабий Яр» [27]. Тема Холокоста не включалась в специальное изучение в школьные и вузовские курсы.

В наши дни, когда мир сотрясают межнациональные конфликты, распространяются ксенофобные настроения, разжигается этническая нетерпимость к представителям другой нации, другой культуры, носителям иной модели поведения и логики мышления, вопрос изучения Холокоста в школе обретает особую актуальность и значимость.

Тему Холокоста сегодня необходимо осмысливать целостно, с позиций истории, сохранения исторической памяти, формирования толерантного сознания, патриотизма и гражданственности учащихся; в глубокой взаимосвязи с литературой, искусством, культурой, общественной мыслью и философскими идеями эпохи.

Перед каждым учителем, впервые погрузившимся в страшные глубины Холокоста стоит вопрос: как осветить эту тему, чтобы не навредить. Именно так. Не навредить – главный принцип, которым должен руководствоваться учитель, подходя к этой теме.

Есть ещё несколько важных, по моему мнению, замечаний.

Во-первых, браться за преподавание этой сложной темы можно только в том случае, если ты искренне ей сопереживаешь. Сухость и фальшь ученики сразу заметят. На таких уроках важны чувства. Сопереживания, сострадания, душевного неравнодушия.

Во-вторых, необходим большой спектр источников, доступ к разнообразной литературе по теме, владение современными компьютерными технологиями.

В-третьих, нужен довольно высокий уровень технического оснащения учебного кабинета, т. к. на занятиях используется музыка, кинофрагменты, Интернет и т. п.

В-четвёртых, учитывая, что на уроках будут затрагиваться не только общетеоретические темы, но и глубоко личные проблемы, необходима атмосфера доверия и взаимопонимания учителя и учащихся.

И наконец, учителю нужно быть готовым к неудобным и острым вопросам и высказываниям учеников.

Для меня как для учителя важно показать моим ученикам, как даже в самые страшные годы человек сумел остаться человеком, что бы ни происходило вокруг него.

А что происходило вокруг? И когда это началось?

Книга Бытия. Глава 1, стих 1-3: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» … Удивление? Непонимание? При чем здесь Книга Бытия, «Ветхий Завет», «Пятикнижие Моисеево»?

Читаем другое. Книга Исход. Глава 15, стих 9: «Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя». И новая картина открывается перед нами: плен египетский, мстительный и корыстолюбивый фараон, повелевший изнурять израильтян тяжёлыми работами, чтобы сдержать рост их численности.

Вспоминаем мы эту историю не только в дни праздника Песах во время чтения пасхальной Агады, но и на уроках еврейской литературы, когда только погружаемся в мир нового для учащихся предмета и говорим о библейском периоде развития национальной литературы. А потом знакомимся с литературными центрами: Испанией, Италией, Польшей. Один из вопросов, который рождается на уроках: почему центр развития смещался все время? И здесь на помощь нам приходит история. История еврейского народа: исход из Египта продолжился и в нашу эру. Долгий не в одно тысячелетие. Но грянул век двадцатый: еврейский вопрос стал ребром. Центр развития еврейской литературы перестал существовать…

Программа предмета «Еврейская литература» составлена таким образом, что в 10 классе старшеклассники знакомятся со средневековой еврейской литературой, литературой эпохи Возрождения, творчеством Шолом-Алейхема, классика еврейской литературы, и литературой Еврейской автономной области.

В 11 классе в программу вынесены русские еврейский поэты и писатели XX века. На изучение литературы о Холокосте выделено 12 часов. Курс позволяет познакомить старшеклассников с литературой, созданной в период Холокоста и последующие десятилетия, литературой о праведниках мира. К этому моменту одиннадцатиклассники уже освоили курс «История Холокоста», где изучены его основные дефиниции (беспрецедентность, геноцид, гетто и другие). По истории пройден период Второй Мировой войны. Произошло информационное насыщение темой. Но важно не только информационное насыщение, но и эмоциональное. Именно искусство, литература, слово может знания перевести в сферу эмоций.

Знакомство с литературой Холокоста мы начинаем с произведения Ильи Когана «Где ты был, человек? Шесть писем внуку» (письмо второе) [11]. Письма знакомят читателя с историей одной ночи. «Хрустальная ночь» или ночь разбитых витрин – ночь еврейских погромов, произошедших в ночь 9-10 ноября 1938 года. Перед нами судьбы конкретных семей немецких евреев Леви и Левина, одной из которой помогли спастись.

Кроме художественного текста в распоряжении классов фотоматериалы и исторические справки. Впервые на уроке звучит термин «байстендер» (стоящие в стороне, сторонние наблюдатели) [22].

Мировая история сужается до истории отдельного человека. Когда мы говорим «много», «миллионы», мы не говорим ни о ком. Когда мы говорим об отдельном человеке, мы говорим о всех людях. «Сказка» И. Когана – это история нескольких людей, но за ними – история всех евреев, переживших Хрустальную ночь.

Кроме этого, «Письма» знакомят нас и с другой стороной жизни. Появляются люди, которые готовы помогать евреям. Позже, на следующих уроках мы будем говорить о праведниках мира. Но сегодня нам важно показать, что были люди, готовые помочь.

Для меня как для учителя важно показать феномен Холокоста: торжество человеческого духа.

А что это за дух? Где источник его? В том мире, что, казалось бы, был потерян навсегда.

Вдруг на следующем уроке раздаются звуки улицы: слышится скрипка, кто-то говорит, смеется, кого-то зовут домой. Среди этого многоголосия мы различаем еврейские напевы. Мы слышим «Голоса и лица ушедшего мира». Перед нами еврейский мир до войны. Сложно плакать, читать Кадиш по миру, который ты не знаешь и не видел никогда. Важно дать представление о том мире маленьких штетлов (польских еврейских местечек), которые были уничтожены.

Перед учащимися проходят герои прошлого: писатель Юлиан Тувим, девушка Цивья, учительница религиозной школы Эстер, раби Давид, урка Нахальник – шесть персонажей ушедшего мира. Знакомясь с их историей, класс погружается в еврейский мир до войны. А как выглядят эти люди? На помощь приходит воображение и фотографии довоенных лет: группы, н которые разбит класс, пытаются найти своего героя на этих фотографиях. И все счастливы, когда среди незнакомых лиц вдруг отыскивают, кажется, знакомое лицо. И вдруг в этот мир врывается вопрос: а пережил ли ваш герой Вторую мировую войны. Нескольким группам легко – они с радостью сообщают, что их герой уехал в Америку или Ирец-Исраэль. Другие, размышляя, приходят к выводу, что нет. Скорее всего нет. История постороннего человека вдруг становится частью уже твоего мира. Переживания усиливаются, переходя в сферу эмоций – начинается глубинное, уже личностное переосмысление.

На следующих уроках мы вспоминаем творчество Переца Маркиша. Знакомимся с его поэтическим наследием.

Особое место занимают произведения, в основе которых судьбы реальных людей. Одно из них – книга В. Шпильмана «Пианист» [29]. Главный вопрос, на который в течение урока пытаемся ответить: «Как герою удается сохранить человеческое достоинство в мире, где человек теряет свое лицо?» Прием фишбоун (рыбный скелет) помогает выстроить ответ: семья, друзья, музыка, вера, человек (стр. 64). И вновь появляется человек, немец, имя которого осталось неизвестным, посторонний и неравнодушный, который делает вид, что не замечает, но именно эти, отведенные глаза становятся спасательным кругом.

Важной составляющей уроков литературы о Холокосте является организация обратной связи: мир старшеклассника расширяется, появляются новые страницы чужих судеб, которые необходимо переосмыслить. Я предлагаю старшеклассникам для такого переосмысления форму эссе, свободного литературного жанра, позволяющего из хаоса мыслей вычленить самое важное, животрепещущее, то, что задело за душу.

Анализируя повесть Зофьи Посмыш «Пассажирка» [17]. мы говорим об ответственности. «Мы отбиваем мячик ответственности, будто играем в теннис», — размышляет Вальтер Кречмер, один из героев произведения. В течение урока мы создаем временной кластер повести (стр.63): корабль «Гамбург» (респектабельный корабль, идущий в новый свет, роскошь и богатство жизни) и лагерь Освенцим (Ад Европы, Болото немецких лагерей). Казалось бы, что общего между этими мирами? Две судьбы, случайно, столкнувшиеся на палубе: Марта и Лиза, заключенная и надзирательница. История узнавания. Прошлое, которое вдруг настигает тебя спустя много лет. И главный вопрос: «Почему ты молчал?». Эссе «Об ответственности» завершает изучение произведение.

И вдруг раздается гимн! Торжественная песнь? Нет. «Штрасденгофский гимн» боли человеческой. Гимн страданий, злобы и ненависти. Гимн всему человеческому, что придает силы в борьбе с нацизмом [19]. Гимн стал боевой песней Сопротивления. М. Рольникайте, автор гимна, была узницей концлагерей Штрасденгоф и Штуттгоф. Текст написала в минуты злобы, чтобы не отчаяться. Эти чувства в каждой строчке гимна. В течение урока мы ведем сопоставительную работу гимна М. Рольникайте с современным понятием гимна (торжественной песни, государственного символа).

Вслед за гимном звучит тихий «Дневник» А. Франк [25], свидетель трагедии, рассказывающий об Убежище и его обитателях.

Книг о Холокосте много. Учащимся предлагается прочитать одну из них на выбор и поделиться своими впечатлениями. При анализе делаем акцент на силе духа, человеческой воле. Каждое произведение неповторимо и наполнено пафосом героизма.

К концу изучения темы тональность уроков меняется. Завершается изучением темы знакомство с историями праведников мира [1]. Звание «Праведник мира» присуждается людям, которые, рискуя жизнью, спасали евреев во время Холокоста. Сейчас в списке «Праведников мира» числится более 25 тысяч человек. Вспоминаем аллею праведников Яд Вашема. «Высаживаем» свою аллею. Мы говорим о праведниках мира, о проявлении милосердия и толерантности, тех качествах, которых, по нашему мнению, не хватает современному человеку. Погруженный в собственные мысли, виртуальное пространство, школьник забывает о простых человеческих качествах, сочувствии, сопереживании, сострадании. Наша задача заключается в том, чтобы показать детям, что в любой ситуации можно и нужно оставаться человеком, помнить, что такое честь и достоинство.

Особое место занимает история русского писателя Ивана Бунина. Его имени нет ни на одной табличке аллеи памяти. Русский писатель Иван Бунин и его супруга во время нацистской оккупации Франции укрывали на своей вилле «Жаннет» по меньшей мере троих евреев. Если собранного материала будет достаточно, то «Бунин может первым «Праведником народов мира», получившим всемирную известность еще до своего подвига, и единственным среди них нобелевским лауреатом».

Праведники мира. Что это за люди? Какой силой характера нужно обладать, чтобы, несмотря на страх был уничтоженным, помогать людей. Ответ сложен и, в то же время, прост. Нужно быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Человеком быть непросто, потому что нужно уметь уважать и ценить других людей. Ставить Личность выше понятия национальности, расы, вероисповедания.

Изучение темы Холокоста, на мой взгляд, необходимо заканчивать на высокой патетической ноте.

Источник силы человека – нравственное превосходство, умения строить жизнь на земле в мире с самим собой и окружающими. К такому осмыслению приходят школьники, приобщаясь к авторскому замыслу, его выстраданной позиции человека, пережившего трагедию. А это особенно важно для того, чтобы сформировать свою гражданскую позицию, сделать свой нравственный выбор. Максимальное использование потенциала литературы, применение форм и методов, активизирующих эмоциональное восприятие учащихся, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.

Я уверена, убеждена, что будущее наших детей зависит от того, как мы вложим в их души и сердца мысль о сохранении мира на Земле, о толерантном сосуществовании.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать + два =