Совершенствование работы по недопущению участия несовершеннолетних в несанкционированных акциях и митингах


Автор: Евстигнеева Л.Г., Исаева В.В.
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность:


Общие положения

В современном обществе особенно остро стоит проблема борьбы с такими асоциальными явлениями, как увеличение преступности, рост экстремистских настроений, разрушение традиционных ценностей. Одна из главных опасностей, связанных с распространением данных негативных тенденций, заключается в том, что они проникают прежде всего в подростковую и молодёжную среду, поражают наименее защищённую в социальном и психологическом отношении часть общества – детей и подростков. Манипулирование общественным сознанием, размывание нравственных норм, очевидная подмена понятий, терроризм, возведённый отдельными мировыми державами в статус государственной политики, – такова реальность, с которой столкнулось современное человечество.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов наиболее подверженными в молодежной среде, где легче формируются радикальные взгляды и убеждения, являются несовершеннолетние, поэтому их активно используют в своих политических интересах.
Участились случаи привлечения несовершеннолетних к участию в политических акциях. В социальных сетях, в сети Интернет, через блоги в последнее время активно распространяются сообщения, призывающие граждан, в том числе и несовершеннолетних, к участию в протестных митингах и акциях различного характера, в том числе в несанкционированных публичных мероприятиях.
Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в статье 31 Конституции Российской Федерации.
Порядок проведения публичных массовых мероприятий – митингов, собраний, шествий установлен Федеральным законом № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Этот закон запрещает несовершеннолетним выступать организаторами публичных мероприятий, в том числе политических.

Санкционированный митинг или другое публичное мероприятие имеет строгий порядок проведения, установленный статьями 7, 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Условия санкционированного публичного мероприятия:
— подача заявки (организаторами) на проведение митинга в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия;
— согласование места и времени проведения мероприятия;
— соблюдение общественного порядка и регламента мероприятия;
— приостановление/прекращение мероприятия в случае совершения его участниками противоправных действий.
Участники публичного мероприятия не вправе:
— скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
— иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т.д.;
— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
— проявлять противоправное поведение.
Российское законодательство предусматривает проведение только согласованных митингов.

Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти без соблюдения установленных законом условий.
По российским законам и международным нормам дети не должны втягиваться в политическую деятельность, поскольку являются несовершеннолетними и недееспособными. Школьники не имеют права принимать участие в общественно-политической деятельности, тем более, если речь идет о пропаганде или агитации. Организаторы акций, которые привлекают к участию в них несовершеннолетних, не только вторгаются в их личную жизнь и учебный процесс, но и могут спровоцировать у детей нарушения психики.

В 14-16 лет человек уже уверен, что он взрослый, со сформировавшимся мировоззрением, несмотря на то, что он ещё несовершеннолетний. Вместе с тем у несовершеннолетних еще не определена гражданская позиция, отсутствуют конкретные политические взгляды.
Школьники и студенты живут в цифровом мире и не смотрят телевизор. Это не аудитория Первого канала или «России», они воспитываются и формируются в другой информационной среде. Судя по разным исследованиям, так называемое поколение Z (термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с начала 2000-х) ‒ очень хорошие и неконфликтные дети, не склонные к тому, чтобы спорить или восставать против родительского контроля. Тем не менее, это дети, которые сформировали свое представление о жизни и справедливости. У этих детей есть другой мир, другие гуру, другой язык.
Итак, если у подростка вдруг возникает желание выразить свою гражданскую позицию и пойти на митинг, как на это реагировать родителям? Радоваться, что воспитали человека с активной гражданской позицией или насторожиться ‒ почему именно такую форму выражения своих взглядов выбрал ваш сын (дочь)? Уточните у него тематику митинга, кто его проводит, чтобы понимать исходные данные. Насколько увлечённость подростка этим мероприятием соответствует его настроениям. Потому что, если это будет митинг памяти павшим в войнах или день солидарности в борьбе с терроризмом, то родители безусловно только будут «за».
Если же это будет какая-то непонятная системная оппозиция с мутными личностями в качестве организаторов, это будет повод поговорить на эту тему дополнительно, понять, откуда такие взгляды зародились, что сын (дочь) думает по этому поводу.
Не все мероприятия проходят тихо, мирно, интеллигентно. Немало случаев, когда молодежь, подогретая речами или напитками, отправлялась крушить все, что попадалось под руку. Подростки и молодежь не чувствуют, что вовлечение их в массовые политические митинги – это циничная игра, в которой они пешки.
Подростки, участвующие в несанкционированных митингах и акциях, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки и правонарушения. Участие несовершеннолетних в несанкционированных митингах и акциях опасно для жизни и здоровья детей, так как во время массовых беспорядков они могут быть травмированы, получить вред здоровью различной степени тяжести.
Для привлечения несовершеннолетних к участию в митингах используются различного рода психологические уловки, материальные и нематериальные методы стимулирования. Например, игровая концепция и даже обещание денежного вознаграждения за присутствие на акции.
Команды опытных пропагандистов и агитаторов разрабатывают специальную методику вовлечения молодежи в политический процесс. Это регулярные социологические исследования, анкетирование и приглашения (нередко именные) на различные партийно-политические мероприятия: манифестации, митинги, собрания, дискуссии и т.п. Кроме того, сегодня на молодежь обрушивается целенаправленный газетно-журнальный и радио-телевизионный поток информации. Главная цель заключается в том, чтобы вызвать повышенный интерес к политическим событиям, происходящим прежде всего в стране, и перетянуть на свою сторону тот или иной слой молодежи.
На сегодняшний день у большинства молодежных и политических организаций есть собственные Интернет-сайты, а также официальные аккаунты во всех социальных сетях ‒ Twitter, Facebook, Vkontakte, Odnoklassniki, Instagram и другие. Также в свободном доступе имеются множество Интернет-блогов политических деятелей. С помощью Интернета политические организации могут в кротчайшие сроки обмениваться информацией, оказывать консультационную поддержку и предоставлять информацию по актуальной молодежной проблематике ‒ трудоустройству, защите прав и т.д.
Модными молодёжными площадками скрытого воздействия сегодня являются всероссийские молодежные форумы «Территория смыслов», «Таврида», «Машук» и др., с помощью которых достигается максимальный эффект идеологического воздействия на различные категории молодежи.
Часто используемой технологией привлечения молодежи к участию в деятельности общественно-политических организаций является возможность попадания в кадровый резерв органов власти. Речь идёт о возможности таких ребят в составе известных политических организаций участвовать и с большей вероятностью побеждать в конкурсах государственных или муниципальных грантов. И здесь есть два фактора: первый касается приближенности к первоисточнику информации и оперативности реагирования, а второй популярности ‒ чем больше организация и её рейтинг, тем больше шансов оказаться в победителях.
Технологии воздействия на сознание молодежи могут нести в себе положительные стороны, заставляя молодежь все больше принимать активные гражданские позиции, но вместе с этим и делают ее податливой внушению и манипуляциям различных политических лидеров и партий. В отрицательной перспективе молодежь может стать лишь инструментом осуществления различных антиправительственных выступлений и народных волнений.

В сознании подростка выход на несанкционированную акцию приравнивается к приключению, подбадриваемому необходимым для подростка местоимением «МЫ», после задержания прибавляется бравада, закрепляется протестный механизм реагирования на все события (который в норме только в подростковом возрасте). Для подростка быть в протесте – естественно. Тотальный запрет может вызвать только еще один протест – против тотального запрета. Нужно научить ребёнка протестовать без угрозы его психике и будущему, создать условия для возможности подросткам высказывать свой протест.
Опрос о возрасте митингующих, проведенный сайтом TheQuestion среди пользователей «Фейсбука», показал, что процент молодых людей, участвующих в несанкционированных уличных акциях, растет.

Статистика по участию несовершеннолетних в несанкционированных акциях, митингах:
По последним данным, в Петербурге в ходе митинга задержали 131 человека, из них только шестеро были несовершеннолетними. По данным «ОВД-Инфо», во Владивостоке задержали троих несовершеннолетних из 26, четверых задержали в Ханты-Мансийском АО, одного в Екатеринбурге и еще нескольких в Комсомольске-на-Амуре.
В Нижнем Новгороде на антикоррупционной акции задержали пятерых школьников, на их родителей полиция составила протоколы о неисполнении обязанностей по воспитанию.
В Москве рекордное количество задержанных ‒ 1030 человек. Известно, что пятерых подростков заперли в автозаке около ОВД, а к еще одному подростку, больному астмой, после задержания не пустили родителей. Кроме того, полиция задержала двух школьников, залезших на фонарь на Тверской. «Интерфакс» со ссылкой на источники в полиции сообщил о 46 несовершеннолетних задержанных.
«Статистика говорит, что процент молодых людей, участвующих в несанкционированных уличных акциях, растет. Уменьшение среднего возраста участников протестов нас, как ответственных за ситуацию, настораживает», ‒ отметил начальник главка МВД по противодействию экстремизму Тимур Валиулин.

Причины, по которым подростки участвуют в митингах:
— желание приобщиться к крупному движению;
— они не осознают последствий своих действий;
— берут пример со значимых старших, оказавшихся рядом;
— много свободного времени;
— доказать, что они взрослые;
— не сформированы ценностные ориентации;
— низкий уровень самоконтроля (форма выражения агрессии);
— любопытство;
— высокий уровень внушаемости;
— молодежный экстремизм;
— культивируется принцип силы, агрессии;
— фанатизм, опора не на разум, а на инстинкты и предрассудки;
— разделение мира на две различные группы: «мы» и «они»;
— перенос негативных черт отдельных лиц на всю социальную, национальную и религиозную группу;
— потребность в риске, которая связана с получением интенсивных и острых ощущений;
— неоднородность митингующих (провокаторы, пришедшие «за компанию», «идейные» и др.);
— низкая критичность по отношению к информации, высокая импульсивность (склонность действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний);
— иррациональность совершаемого выбора ввиду несформированной психики;
— сильное доверие к «кумирам», ориентация на мнение сверстников и более взрослых детей, но не родителей;
— подросток не чувствует персональной ответственности за происходящее, им руководит лидер и толпа.
В толпе человек приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.
Человека в толпе характеризуют следующие черты: анонимность, инстинктивность, бессознательность, состояние единения (ассоциации), состояние гипнотического транса, ощущение неодолимой силы, заражаемость, аморфность, безответственность, социальная деградация. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.
Подростки наиболее доверчивы к распространяемой в социальных сетях информации и, не имея необходимых правовых и политологических знаний, навыков критического мышления, принимают любые агитационные высказывания за чистую монету и призыв к действиям.
Подростки – идеальные мишени для навязывания своей точки зрения и для вовлечения в политические игры, им свойственно любопытство, они не заняты заботой о вопросах, как обеспечить семью, и такие акции даруют им ощущение, что они «уже взрослые» и чего-то стоят. При этом молодые люди до конца не осознают, что, собираясь посетить несанкционированный митинг, они нарушают требования законодательства, и они, и их родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Участвуя в несанкционированных митингах, подростки совершают следующие правонарушения:
— несоответствие фактических целей, формы и места проведения мероприятия, времени его начала и окончания, количества участников тому, что обозначено в поданном в уполномоченный орган власти уведомлении (заявке);
— нарушение общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;
— ношение участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы как орудия для создания угрозы (причинения ущерба) жизни и здоровью людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;
— неповиновение участника публичного мероприятия законным требованиям или распоряжениям сотрудника полиции;
— выкрики или иные действия, оскорбляющие честь и достоинство других людей, нарушающие общественный порядок и (или) угрожающие общественной безопасности;

— использование предметов, плакатов и иной демонстрационной продукции из любых материалов, демонстрирующих условные обозначения, символику, лозунги, направленные на разжигание расовой, социальной, национальной, религиозной и иной ненависти и вражды.
Если дети или подростки нарушают правила проведения таких мероприятий ‒ в том числе идут на несанкционированный митинг или шествие и тем более позволяют там себе хулиганские выходки, ‒ они подлежат ответственности наравне с прочими участниками правонарушения.
Разумеется, при вынесении решения суд учтет их возраст ‒ но не более того.
Участие граждан в несанкционированных публичных мероприятиях (митингах, пикетах, шествиях) является административным правонарушением, предусмотренным ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Административной ответственности подлежат граждане с 16 лет. В отношении лиц, совершивших правонарушение, но не достигших возраста административной ответственности, применяются меры воздействия, предусмотренные законодательством.
Санкция за неоднократное нарушение статьи предусматривает уголовное наказание, предусмотренное ст. 212.1 УК РФ. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Совершение несовершеннолетним противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях, привлечет их родителей к установленной законом ответственности от 10 до 20 тысяч рублей штрафа или обязательным работам на срок до пятидесяти часов. Если же при этом был причинен вред чьему-либо здоровью или имуществу, или нарушение совершено повторно, в силу вступит уже более серьезное наказание: штраф на граждан от 150 до 300 тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов. Предусмотрен также административный арест на срок до 30 суток.
При этом семья подростка, вынужденная оплатить штраф, может пострадать не только материально, для них может наступить ответственность по ст. 5.35 КоАП. По этой статье привлекают к ответственности взрослых за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Штрафы по этой статье 5.35 КоАП (ч. 1) – от 100 до 500 рублей. Но при повторных нарушениях семья может привлечь внимание органов опеки и попечительства, мера – вплоть до лишения родительских прав.
Подростку грозит постановка на учет в органах МВД, образовательной организации. За участие несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях, а также за возможные последствия участия в таких мероприятиях несовершеннолетних для жизни и здоровья ребенка ответственность несут родители.

 

Современная социальная среда, которая создается политическими оппозиционными, не политическими, но деструктивными организациями, определяет наличие вероятности вовлечения любых школьников, даже самых позитивных и неполитизированных, к участию в несанкционированных митингах.

Что делать школе? Задачи образовательной организации по организации профилактической работы, направленной на недопущение участия несовершеннолетних в несанкционированных акциях и митингах:
— наблюдение, внимание к обучающимся и деталям их жизни, их семьям – родителям, выявление таких детей по признакам, по мониторингу социальных сетей, по разговорам школьников между собой и информации о подростках, усиление влияния на поведенческий выбор школьников, оказание психологической и иной помощи подросткам с отклонениями в поведении;
— не оставлять желание высказаться у детей без внимания, организовывать в школе мероприятия-дебаты, дискуссии, круглые столы и т.д, позволяющие школьникам выразить свое мнение и точку зрения на происходящие политические события;
— постоянное правовое просвещение школьников и их родителей об административной и уголовной ответственности за участие в несанкционированных митингах;
— наблюдение, выявление школьников, склонных к участию в несанкционированных мероприятиях, постановка на внутренний учет, если такой подросток выявлен, и организация профилактической работы с ним и его окружением;
— принятие максимально возможных мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних, формированию у детей навыков критического мышления, умений оценивать возможные риски, противостоять манипулятивному воздействию в целях вовлечения в участие в протестных акциях, обучение детей навыкам безопасного поведения, правилам поведения на массовых мероприятиях и в общественных местах, информирование об ответственности за поступки;
— обеспечение информирования педагогов, специалистов, работающих с детьми, родителей (законных представителей) несовершеннолетних о принятии возможных мер против втягивания несовершеннолетних в протестные акции, манипулятивного воздействия, о возможности травматизма несовершеннолетних, вовлеченных в участие в протестных акциях, провокаций на совершение противоправных деяний, влекущих административную или уголовную ответственность;
— проведение ежемесячных социологических опросов несовершеннолетних на предмет участия в протестных акциях, мониторинга параметров социального самочувствия детей и подростков;
— организация занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел (и иных органах или учреждениях системы профилактики), принятие мер по обеспечению особого контроля за нахождением указанных несовершеннолетних на учебных занятиях и незамедлительного информирования родителей (иных законных представителей) детей при выявлении фактов пропусков занятий на период проведения протестных акций.

Профилактические мероприятия

Анализ опыта работы ряда образовательных учреждений позволил рекомендовать к применению следующие эффективные формы работы с несовершеннолетними по профилактике, направленной на недопущение участия несовершеннолетних в несанкционированных акциях и митингах.
1. Организация работы по качественному доступному обучению и обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС COO) в образовательных программах каждой образовательной организации должна быть реализована программа воспитания и социализации обучающихся. Содержание указанной программы отражено в примерной основной образовательной программе (http://fgosreestr.ru).
В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться групповые занятия, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних, их интеграцию в общество, а также на формирование толерантного поведения.
Например, проведение групповых занятий с использованием медиативных техник, таких как «круги примирения» (форма работы, в рамках которой подросток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом cпope). Эффективность «кругов примирения» заключается в организации активной работы в группе, проведении «мозгового штурма» по выработке решения, удовлетворяющего всех участников дискуссии. Также возможно использование игровых тренингов как формы работы в классах, где основная проблема – агрессивное поведение по отношению друг к другу, как прием самоутверждения (характерно для несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом), и такой формы внеурочной занятости, как работа дискуссионного клуба «Подросток», деятельность которого направлена на формирование активной жизненной позиции обучающихся. Кроме постоянных членов клуба, на заседания могут приглашаться подростки и педагоги других школ, представители общественности населенного пункта. на обсуждение в дискуссионном клубе могут быть вынесены самые злободневные вопросы, например, такие темы, как «Осторожно, злые дети! Жестокость подростков», «Решение конфликтных ситуаций в школе» и др.
2. Организация работы по формированию правовой компетентности несовершеннолетних обучающихся.
В рамках реализации этого направления деятельности образовательной организации наряду с изучением предметных областей «история», «обществознание», «основы безопасности жизнедеятельности» могут формироваться специализированные органы самоуправления обучающихся, организовано чтение элективных курсов правовой тематики, проведение диспутов и конкурсов социально-правовой направленности для обучающихся, а также использоваться такая форма работы, как разработка и реализация долгосрочных внутришкольных программ, например, реализация программы «Школа – правовое пространство», позволяющая приобрести подросткам необходимый для последующей социальной адаптации опыт улаживания конфликтов с помощью правовых механизмов, элективных курсов «Имею право», «Подросток и закон», занятия которых проходят в формате обсуждений актуальных социальных проблем молодежи, совместном поиске их решений.
3. Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в социально значимую, в том числе волонтерскую деятельность.
В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться: формирование в образовательной организации волонтерских отрядов или движений, проведение образовательной организацией социально значимых мероприятий либо привлечение обучающихся к участию в акциях, организуемых волонтерскими отрядами или движениями (субботниках, концертах и др.) на территории муниципалитета.
Волонтерские отряды «Помогать легко» одним из направлений своей деятельности реализуют сопровождение обучающихся «группы риска» (применение модели «равный-равному»). В волонтерское и наставническое движение вовлечены обучающиеся старшего возраста, молодые преподаватели и сотрудники школы, являющиеся лидерами, пользующиеся уважением во взрослом и школьном коллективах. Суть деятельности волонтерского отряда – вовлечение обучающихся ‹группы риска» в социально значимую добровольческую деятельность. Одновременно с добровольческой деятельностью лидеры-волонтеры проводят с обучающимися «группы риска» дискуссии, дебаты, тренинги.
4. Привлечение несовершеннолетних обучающихся к работе молодежных объединений.
Такой вид деятельности позволяет подростку позитивно реализовать свой потенциал, предоставляет возможность проявить себя в социальной практике и получить заслуженное признание.
Например, молодежное объединение «КBECT», его девиз: «Ключ к успеху – в единстве». Одним из основных направлений деятельности объединения может стать социальная поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе совершивших правонарушение. Участники молодежного объединения «KBECT» являются организаторами различных благотворительных акций, например: «Территория семьи», «Добрая сладость – детям радость», предновогодней акции «Стать волшебником легко!», акции по сбору вещей «Вторая жизнь».
С целью поддержания порядка в образовательном учреждении и на его территории, соблюдения правил внутреннего распорядка может быть создана общественная молодежная организация «Отряд ученической службы безопасности «Форпост», членами которого являются учащиеся, состоящие на различных видах учета по охране общественного порядка в школе, на микрорайоне проживания школьников.
5. Привлечение к профилактической работе, проводимой в образовательной организации, родителей обучающихся (иных законных представителей и членов семьи несовершеннолетнего).
Эффективной формой работы с обучающимися «учетных категорий» является организация деятельности родительского клуба «Нежный возраст». Основная задача данного клуба – своевременно предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Представители родительской общественности совместно с педагогами организуют общешкольные (и классные) мероприятия, проводят заседания «круглых столов» с обучающимися, участвуют в планировании социальных проектов школы (класса).
6. Организация просветительской работы среди обучающихся и родительской общественности по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Проведение специальных занятий для учащихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, например, курс для учащихся 5-9 классов «Азбука информационной безопасности». Проведение на родительских собраниях мастер-классов для родителей обучающихся, направленных на получение навыков выявления угроз безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», совместно с представителями OAO «Мегафон», «ТЕЛЕ-2» «МТС» и правоохранительных органов.
7. Организация деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения.

В настоящее время именно в образовательном пространстве формируется и отрабатывается социальный опыт ребенка. Для того, чтобы работа с детьми в образовательной организации была эффективной, необходим индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему и привлечение всех субъектов системы профилактики, особенно сотрудников отдела по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые целенаправленно занимаются вопросами профилактики правонарушений несовершеннолетних, оказанием социально-педагогической поддержки обучающихся, отнесенных к категории «группа риска» и совершивших преступление, во избежание рецидивов.
Учитывая имеющийся региональный опыт в деятельности, проводимой образовательными организациями с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, представляется целесообразным рекомендовать комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, органам управления образованием и образовательным организациям использовать различные формы работы по следующим направлениям:
— организация работы по обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся, в том числе привлечение их к занятости в организациях дополнительного образования детей, участию в спортивных и культурных мероприятий;
— разработка и проведение в образовательных организациях элективных курсов, групповых тренингов, диспутов, тематических лекций для детей и родителей, направленных на формирование правомерного и толерантного поведения, здорового образа жизни;
— привлечение родителей (иных законных представителей) обучающихся к решению актуальных проблем образовательного сообщества, в том числе к работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем участия в органах самоуправления образовательной организации, в социально значимых мероприятиях, проводимых образовательной организацией;
— содействие развитию молодежных общественных объединений (волонтерских отрядов и движений, органов самоуправления обучающихся, молодежных и детских общественных объединений различной направленности);
— разработка и реализация программ, способствующих социально-педагогической реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения;
— разработка методических рекомендаций, направленных на разъяснение особенностей и порядка работы с несовершеннолетними обучающимися, совершившими правонарушения;
— организация работы по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем проведения разъяснительных мероприятий, ориентированных как на детей и их родителей (иных законных представителей), так и на педагогический коллектив образовательной организации.
Только изменение ситуации в вопросах воспитания и внеурочной деятельности, активность общественных организаций в стремлении обогатить подростков новыми знаниями, дать им возможность высказаться мирно и грамотно, реализовать себя и свой потенциал поможет вырвать подрастающее поколения из политического коллапса, в который они вовлекаются совершенно осознанными действиями взрослых радикалов. В противном случае вырастет поколение, уверенное, что угрозами и давлением можно добиться любого желаемого результата. Задача общества, семьи и государства – действовать и работать в стремлении оградить подрастающее поколение от тлетворного влияния, прививая им ценности сильного государства и его великого наследия.

Приложение 1. Памятка для подростков

Уважаемый подросток!

Ты решил принять участие в массовом мероприятии?
ШАГ 1. Прежде всего, прими к сведению, что порядок организации и проведения любого публичного массового мероприятия, в том числе протестного характера, регламентированы законодательством.
В частности, организаторами публичного мероприятия должна быть предварительно подана заявка на его проведение в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Отсутствие согласования заявки с указанным органом власти автоматически делает проводимое мероприятие незаконным.
ШАГ 2. До принятия решения об участии в таком мероприятии постарайся выяснить, кто его организует, подавалась ли и согласована ли властями заявка на его проведение, какие действия планируют предпринять организаторы в ходе его проведения.
Оцени степень своего доверия к полученной информации.
Помни: протестный митинг, «народный сход» – это не массовое гуляние или флэш-моб.
Массовая акция протеста – мероприятие с повышенной степенью опасности для всех её участников. Для любой акции протеста характерна идея противостояния ее участников и тех, против кого она направлена – чиновников, органа власти, полиции.
При этом у человека, участвующего в массовом протестном мероприятии, способность к объективному восприятию реальности нередко ослабевает – срабатывает так называемая «психология толпы». Обезличенность толпы порождает в человеке ложную уверенность отсутствия личной ответственности за происходящее. Это вместе с выплеском возмущения освобождает дремлющую в любом из нас агрессию.
Находясь в таком психологическом состоянии, участник акции не всегда адекватно способен оценить как свои действия, совершаемые под воздействием эйфории от чувства «коллективизма», безнаказанности, так и действия организаторов, ведущих само мероприятие.
Главная опасность такого состояния – не до конца осознанное повторение действий других людей, участвующих в акции, выполнение призывов-команд, поступающих от организаторов и ведущих.
Следует помнить, что участник протестной акции под руководством организаторов, нередко преследующих противоправные цели (организация массовых беспорядков, уничтожение имущества, незаконные действия в отношении органов власти, сотрудников правопорядка и т.п.) под воздействием «психологии толпы» может стать легко управляемой марионеткой, объектом манипулирования.
Все в порядке и ты принял решение все-таки принять участие?
ШАГ 3. Напоминаем:
участники публичных мероприятий не вправе:

— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
— иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества;
— иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;
— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

При проведении массовых мероприятий не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.
Время окончания публичного мероприятия строго установлено законодательством: 22 часа по местному времени.
ШАГ 4. Если у тебя есть желание мирно выразить свою гражданскую позицию и не вступить в конфликт с законом:
— Собираясь на митинг или протестную акцию, обязательно возьми с собой паспорт.
— Не приходи в нетрезвом виде или со спиртными напитками.
— Не бери с собой колющие и режущие предметы, а также кино-, фото-, видеотехнику (без крайней необходимости), плакаты на шестах и палках.
Не надевай обувь на высоких каблуках, длинную одежду, галстук, шарф, шнурки от обуви потуже затяни, а их свободные концы заправь в ботинки.
— Не бери сумки и зонты с длинными ручками.
— Воздержись от нецензурной брани, особенно в адрес полицейских. Ни в коем случае не нужно оскорблять сотрудников полиции!
— Не пытайся помешать действиям работников правоохранительных органов. Не вступай с ними в спор, выполняй все их требования.
— Не поддавайся на призывы к противоправным и насильственным действиям, т. к., во-первых, это нарушение закона, во-вторых, может быть провокацией.
— Находясь на митинге, следи за поведением окружающих, остерегайся агрессивно настроенных людей.
— Не стоит лезть в толпу и к оцеплению. Если последует разгон, то вероятность пострадать от ударов и спецсредств максимальна.
— Не нужно приближаться к экстремистским группам, а также лицам в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
— Не провоцируй своими действиями обострение ситуации.
— Если тебя задерживают сотрудники полиции, не делай ничего, что можно трактовать как насильственные действия в отношении сотрудников полиции. Твое поведение должно быть корректным и вежливым.

Приложение 2. Памятка для родителей «Об ответственности несовершеннолетних за участие в несанкционированных публичных мероприятиях»

Уважаемые родители!

Конституция Российской Федерации не устанавливает возрастных ограничений участия несовершеннолетних в несанкционированных митингах для реализации «права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги».
В соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия, при этом возрастных ограничений для участия в публичных мероприятиях не установлено.

Если у подростка вдруг возникает желание выразить свою гражданскую позицию и пойти на митинг, уточните у него тематику митинга, кто его проводит, чтобы понимать исходные данные; насколько увлечённость подростка этим мероприятием соответствует его настроениям. Если это будет митинг памяти павшим в войнах или день солидарности в борьбе с терроризмом, то родители, безусловно, только будут «за».
Если же это будет какая-то непонятная системная оппозиция с мутными личностями в качестве организаторов, это будет повод поговорить на эту тему дополнительно, понять, откуда такие взгляды зародились, что сын (дочь) думает по этому поводу.
Подростки, вовлеченные в несанкционированные митинги и акции, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления. Участие подростков в несанкционированных митингах и акциях опасно для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, так как во время массовых беспорядков они могут быть травмированы, могут получить вред здоровью различной степени тяжести, в том числе травмы психики.
Существует административная ответственность за участие несовершеннолетних в несанкционированных митингах. Согласно статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях родители (законные представители) несут ответственность за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (участие несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях, а также за возможные последствия участия в таких мероприятиях несовершеннолетних для жизни и здоровья ребенка).
Статьей 20.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Уголовная ответственность предусмотрена частью 2 статьи 212 Уголовного кодекса Российской Федерации за участие в массовых беспорядках; статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Правовая ответственность родителей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к следующим видам юридической ответственности:
— административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ);
— семейно-правовая – в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отбирания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ);
— уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).
Подростку грозит постановка на учет в органах МВД, образовательной организации за участие несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях, а также за возможные последствия участия в таких мероприятиях несовершеннолетних для жизни и здоровья ребенка.
Привлечение к административной или уголовной ответственности накладывает большой отпечаток на будущее подростка, формируя как психологические предпосылки для дальнейшего нарушения закона, так и оказывая влияние на его будущее профессиональное становление. Такие привлечения к ответственности не позволят уже в осознанном возрасте замещать должности государственных гражданских служащих, работать в правоохранительных, судебных органах, занять руководящую должность в крупных компаниях.
При этом семья подростка, вынужденная оплатить штраф, может пострадать не только материально, для них может наступить ответственность по ст. 5.35 КоАП. По этой статье привлекают к ответственности взрослых за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Уважаемые родители!

Разъясните своим несовершеннолетним детям положения статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации с целью избежания нарушения закона. Напоминаем вам о необходимости контроля за действиями своих детей, особенно в местах массового скопления граждан.
Научите детей безопасному поведению:
• Поговорите с детьми об правилах поведения на массовых мероприятиях и в общественных местах.
• Об ответственности за поступки.
• Проверьте знания и навыки в виде игры.
• Понаблюдайте, применяет ли ребенок знания на практике.

Если вы отправляетесь на массовое мероприятие – митинг, спортивные соревнования на стадионе, концерт:
• С ребенком дошкольного и младшего школьного возраста заучите наизусть ФИО родителей и телефон для связи, адрес, карточку с ФИО, телефонами.
• Сообщите ребенку единый номер вызова служб экстренной помощи 112.
• В перерывах (антрактах), не отправляйте ребенка одного в буфет самостоятельно.
• Не давайте вашему ребенку деньги с просьбой купить что то самостоятельно, сопровождайте его в буфет или кафе.
• Не выделяйтесь в общей массе различными знаками и символикой на своей одежде.
• Не берите с собой колющие и режущие предметы, а также кино-, фото-, видеотехнику (без крайней необходимости), плакаты на шестах и палках.
• Не надевайте обувь на высоких каблуках, длинную одежду, галстук, шарф, не берите сумки и зонты с длинными ручками.
• Шнурки от обуви потуже затяните, а их свободные концы заправьте в ботинки.
• Вложите ребенку, подростку в карман карточку с его ФИО, телефонами законных представителей и адресом проживания
• Посещайте мероприятия вместе с ребенком! Даже если он – подросток!

ПОМНИТЕ!
Родители несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей!

ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ:

101 – ПОЖАРНЫЕ, МЧС

102 – ПОЛИЦИЯ
103 – СКОРАЯ ПОМОЩЬ
112 – ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ НОМЕР ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ СО ВСЕХ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × 3 =