Современный подход к формированию навыка смыслового чтения




Подготовила: учитель начальных классов Каминская Любовь Петровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы В.И. Пеллера»

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.

Добрый день, дорогие коллеги! Свое выступление я хочу начать словами А.С. Пушкина «Чтение – есть самое главное в жизни обучение» (слайд)
Я – учитель начальных классов Каминская Любовь Петровна. Работаю по УМК «Гармония». Основа программы «Гармония» — это введения ФГОС ООО второго поколения, особенностью  ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, цель которого — формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное — умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. (слайд)
Тема моего выступления:«Использование приемов смыслового чтения в урочной деятельности», как я на практике применяюсовременный подход к формированию навыка смыслового чтения, его виды, методы и приемы, целью которого является — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это — внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ученик, действительно, вдумчиво читает, то у него, обязательно, работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Ребенок сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ученик владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития — речь письменная. Смысловое чтение неразрывно связано с познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, детям необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы, а также является универсальным учебным действием. (слайд)
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов, которые входят в структуру универсальных учебных действий (УУД):- в личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
(слайд)
Существуют технологии, формирующие основы смыслового чтения, такие как критическое мышление, которое направленное на развитие учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые присутствуют на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.(слайд)
Уже начиная с первого класса я осуществляю множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения. (слайд)Это такиекак — проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок, работа со словарем и другие.
(слайд) Приведу примеры, как с первых моментов поступления ребенка в школу я начинаю работу над смысловым чтением:
* использую различные приемы по повышению качества беглости и правильности чтения;
* работаю с каждым словом, чтобы смысл был понятен;
* умению выделить главную мысль в прочитанном;
* большая работа проходит над пересказом – от предложений, к абзацам, а затем к небольшим текстам, в которых, в свою очередь, дети имеют возможность не пересказывать близко к тексту, и использовать слова-синонимы (обогащается словарный запас)
*часто дается работа по составлению текстов, но при этом, обязательно, присутствуют «слова-помощники», схемы.
* жанр работы над текстами – разнообразен – от сказок до текстов познавательного характера.
Все эти приемы есть в учебниках, в заданиях перед текстами и после них, зачастую интересные задания вношу в урок самостоятельно, опираясь на изученные ряд новейших приемов, таких, как: (слайд)
Стратегии текстовой деятельности, Целью которой является: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1.«Чтение в кружок» (попеременное чтение»);
2.«Чтение про себя с вопросами» («диалог с автором»);
3.«Чтение про себя с остановками»;
4.«Чтение с формулированием вопросов»;
5.«Чтение про себя с пометками»;

1. Оценка текста.
2. Отсроченная отгадка.
3. Ассоциации.
4. Обращение к жизненному опыту.
5. Чтение с остановками.
6. Антиципация.
7. «Дерево предсказаний».
8. Верите ли вы?
9. Ключевые слова.
10. Прием драматизации.
11. Моделирование обложки.
12.. Составление плана. (слайд)
13.. Кластер.
14. Составление схемы произведения.
15. Диалог с автором.
В целом, все это работает и работа над смысловым чтением, приносит положительный результат, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения, улучшается навык скорости чтения, осмысленный пересказ. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста.
Какова же моя методика работы с текстом на уроках чтения? Прежде чем говорить об этом, отвечу на вопрос: какому чтению я учу, чтоб достичь эффективного результата?
Во-первых, нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ученик должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Часто в уроке висят схемы- подсказки(слайд) схемы
Во-вторых, я понимаю, что учу ребенка читать для самого себя, а, значит, учу понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения, видеть положительные и отрицательные моменты в тексте.
В-третьих, уделяю достаточное внимание и чтению про себя.( даю возможность ребенку уединится с героями произведения, поразмыслить, дать свою личную оценку)
Как правило, я используютри этапа работы с текстом: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.(слайд)

Работа с текстом во время чтения:Первичное чтение. Перечитывайте текста.Анализ текста.Беседа по содержанию.Выразительное чтение.
1 этап: Работа с текстом до чтения. Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов:
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Дети читают (про себя, затем вслух) выделяют ключевые слова, которые сама заранее выписываю из текста и раздаю каждому на парту по одному экземпляру (здесь идет параллельно еще работа в паре). По ходу дети уточняют свои предположения, обязательно, пользуются толковым словарем, находят научный ответ словам и выражениям, предполагают тему произведения и дальнейшее развитие действий:
Приведу пример фрагмента урока литературного чтения, на котором дети умело ориентируются в словарях, работая парами, сотрудничают, один учение ищет значение слов, другой – на заготовленном мною листке – записывает под диктовку значение найденного слова, тем самым последующее осмысление прочитанного максимально понятно.
3. Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом, потому что понимают ее смысл.
Интересным приемом является «Дерево предсказаний». Стратегия этого метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием использую на уроке любого типа по любому предмету.(слайд)
Алгоритм работы с приемом «Дерево предсказаний»:
 I. Ствол дерева – это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
II. Ветви дерева – это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно, …»; «Вероятно, …». Количество ветвей не ограничено.
III. Листья дерева – обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
Примеры работы с приемом «Дерево предсказаний».(слайд)
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно, предоставитьфакты, взятые из самого текста произведения.
В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
 2 этап: Работа с текстом во время чтения. Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. В своей работе использую такую последовательность действий:
1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2–3 предложения) с комментариями. По ходу чтения задаю уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращаю детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
4. Задаю уточняющие вопросы на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть, например, озаглавливание этой части текста.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
 3 этап: Работа с текстом после чтения. Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»):
1. Я ставлю проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».
2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
3. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д.. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в изображении фрагмента? Я еще раз обращаю внимание детей на иллюстрацию.Ученики размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, какое выражение на лицах героев и т. д. Составляется диафильм по тексту (каждое предложение – кадр диафильма).
4. Рассказываю сама, или как правило, заранее даю любому ребенку задание приготовить сообщение о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Для учащихся 3–4 классов мой рассказ о писателе можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно.(слайд)

5. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Послетекстовые приемы работы:(слайд)

1. Толстые и тонкие вопросы.
2. Синквейн.
3. Аннотация.
4. Составление/ разгадывание кроссворда.
5. Пересказ.
6. Чтение по ролям.
7. «Ромашка вопросов».(слайд)

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов:
I. Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д.
II. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
III. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
IV. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы…?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет…?»
V. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему … хорошо, а … плохо?», «Чем … отличается от другого?» и т. д.
VI. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете…?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» [5].
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Используя «Ромашку вопросов» в младших классах, я оставляю визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».
(слайд)
Вывод: Смысловое чтение как, общеучебное метапредметное умение, формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

(слайд)
А главная моя цель, почему я учу детей смысловому чтению, чтобы дети смогли, прочитав любую книгу, датьей личную оценку, откликнулись на содержание, извлекли полезную информацию и использовали, как положительный опыт, в любой жизненной ситуации.
Спасибо за внимание!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 8 =