Сценарий непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «путешествие на остров правильной речи» (подготовительная группа)


Автор: Оксана Викторовна Шейко
Должность: воспитатель


Задачи:

Образовательные:

• Формировать умение определять в словах «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; звукового и слогового анализа и синтезаслов;составлятьиз слов — предложения;

Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

Развивающие:
• Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

Совершенствование навыков и умений работать со схемой;

Развитие общей и мелкой моторики;

Воспитательные:
• Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии; способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Словарная работа: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением.

Ход занятия

Организационный момент

1.- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг – друга.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать,

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать

2. Введение в тему занятия

— Ребята, что это?

— Письмо! Давайте прочитаем!

Помогите! На нашем острове произошла беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания вы будете получать букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки». Королева Правильной речи.


— Здесь приложена карта! На ней указан путь до «Острова Правильной речи»
— Я предлагаю отправится в это путешествие на корабле.

— Занимайте места. Тогда в путь!

— Итак, пока мы плывем давайте вспомним:

— Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

— Скажите, какие звуки мы называем гласными?(Ответы детей)

— Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным

— От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.

— Скажите, а какие звуки мы называем согласными?(Ответы детей)
— Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

— Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (синим)

— Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (зеленым)

— Чем обозначаются звуки речи на письме? (буквами)

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)

— Молодцы, вы правильно отвечали.

— Мы приплыли на«Остров слогов», где Пират приготовил для вас первое задание. Чтобы получить букву, вам нужно остановить на море шторм.

— Что же делать, ребята? (предположения детей).

— А как же нам это сделать?

— Посмотрите, сколько много на пристани лодочек. Интересно, кто хозяева этих лодочек? — Ребята, я поняла, смотрите, на каждой лодочке есть эмблема с буквами.

— Ищите скорее хозяев лодочек!

Помогите лодочкам отплыть от берега! (дети берут по одной лодочке и ищут картинки — например — лодочка МУ – МИШКА и УТОЧКА)

— Ребята, кто собрал лодочку отпускайте ее в море! Смотрите, сколько помощников отправились на помощь команде пирата Сэма.

— Ничего не пойму, почему лодочки медленно плывут? (предположения детей)

— Я кажется знаю, что может помочь плыть лодочкам быстрее! Смотрите, на некоторых лодочках есть спасательный круг, что там написано?

Буква Р

Ищите скорее шарик в названии цвета первая буква Р (розовый)

— Прикрепите к лодочке шарик и лодочка быстрее поплывет

Дети получают букву «Ш». (Выставляется на фланелеграфе)

— Следующее задание на этом же острове.

— Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [З,].
— Молодцы! И вы получаете вторую букву (буква О).

-Ну, снова в путь!

— Следующий остров —  «Остров Чистоговорок»

— Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.

РА – РЯ — РА — начинается игра.
РИ – РЫ — РИ – чисто говори
ЛИ – ЛЫ — ЛИ — в море корабли
ЛА – ЛЯ — ЛА – здесь скала
УРЬ — УР — УРЬ — не боимся бурь.
ШО – СО — ШО — у меня все хорошо.
ЖУ – ЗУ — ЖУ — я со звуками дружу.
ЩУ – СЮ — ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРА — БРО — делайте всегда добро.
РЫ – ЛЫ — РЫ — наступил конец игры.

— Следующее задание на этом же острове.

Игра «Рыбалка»

— Нам с вами надо поймать рыбу для ухи, для этого мы должнысоотнести картинки к схемам словв которых проставлены только некоторые буквы. СловаЗвезда, рыба, осьминог, дельфин, акула, краб, кит, медуза, черепаха, ракушка.

— Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… «К».

Дети получают букву «К». (Выставляется на фланелеграфе)

— Поплыли дальше! Впереди вижу остров.

— Это «Остров Грамотеев».

На этом острове Пират оставил для вас карточки — схемы для звукового анализа слова и составление данного слова из букв.

— Проходите за столы. (выполнение работы за столами)

Физминутка:

Мы немного подустали, долго- долго отвечали,

И, наверное, друзья, отдохнуть и нам пора.

-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Веселый куб».

— Впереди «Остов Неправильных предложений».

Нас встречают странные непонятные надписи. Кто их расшифрует получит – букву. Нужно слова расставить в правильной последовательности в предложении:

* Плавают, по, пираты, морям.
*Клады, храбрые, находят, моряки.
*Кораблекрушение, корабль, может, потерпеть.
*В, водятся, морях, обитателей, разных, много.
— Назовите предложение.(Ответы детей)

— Молодцы!

Дети получают букву «А» (выставляется на фланелеграфе).

— Мы собрали все буквы.

-Что дальше нужно сделать? (Нужно из букв выложить слово).

Дети выкладывают слово «ШКОЛА»

— Какое слово получилось? (ШКОЛА)

— А вот и сундук

— Чтобы его открыть, нужно найти в таблицы буквы и отметить их с помощью фишек.(работа с таблицей)

— Проверьте, правильно ли вы нашли буквы (Сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.

Ребят встречает Королева острова «Правильной речи»

— Ребята, нас встречает Королева острова «Правильной речи» и жители этого острова — Звуковички. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.
— Заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу.
— Пока мы плывем, скажите: где мы с вами побывали и что делали?

— Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?

— Какое задание показалось самым трудным?

— Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка – сюрприз от жителей острова «Правильной речи» и их Королевы. Я благодарю вас. Спасибо!