Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение определять в словах «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; звукового и слогового анализа и синтезаслов;составлятьиз слов — предложения;
• Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
Развивающие:
• Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
• Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
• Развитие общей и мелкой моторики;
Воспитательные:
• Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии; способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Словарная работа: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением.
Ход занятия
Организационный момент
1.- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг – друга.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать,
Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать
2. Введение в тему занятия
— Ребята, что это?
— Письмо! Давайте прочитаем!
“Помогите! На нашем острове произошла беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания вы будете получать букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки». Королева Правильной речи.
— Здесь приложена карта! На ней указан путь до «Острова Правильной речи»
— Я предлагаю отправится в это путешествие на корабле.
— Занимайте места. Тогда в путь!
— Итак, пока мы плывем давайте вспомним:
— Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
— Скажите, какие звуки мы называем гласными?(Ответы детей)
— Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным
— От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
— Скажите, а какие звуки мы называем согласными?(Ответы детей)
— Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
— Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (синим)
— Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (зеленым)
— Чем обозначаются звуки речи на письме? (буквами)
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)
— Молодцы, вы правильно отвечали.
— Мы приплыли на«Остров слогов», где Пират приготовил для вас первое задание. Чтобы получить букву, вам нужно остановить на море шторм.
— Что же делать, ребята? (предположения детей).
— А как же нам это сделать?
— Посмотрите, сколько много на пристани лодочек. Интересно, кто хозяева этих лодочек? — Ребята, я поняла, смотрите, на каждой лодочке есть эмблема с буквами.
— Ищите скорее хозяев лодочек!
Помогите лодочкам отплыть от берега! (дети берут по одной лодочке и ищут картинки — например — лодочка МУ – МИШКА и УТОЧКА)
— Ребята, кто собрал лодочку отпускайте ее в море! Смотрите, сколько помощников отправились на помощь команде пирата Сэма.
— Ничего не пойму, почему лодочки медленно плывут? (предположения детей)
— Я кажется знаю, что может помочь плыть лодочкам быстрее! Смотрите, на некоторых лодочках есть спасательный круг, что там написано?
– Буква Р
– Ищите скорее шарик в названии цвета первая буква Р (розовый)
— Прикрепите к лодочке шарик и лодочка быстрее поплывет
Дети получают букву «Ш». (Выставляется на фланелеграфе)
— Следующее задание на этом же острове.
— Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [З,].
— Молодцы! И вы получаете вторую букву (буква О).
-Ну, снова в путь!
— Следующий остров — «Остров Чистоговорок»
— Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РЯ — РА — начинается игра.
РИ – РЫ — РИ – чисто говори
ЛИ – ЛЫ — ЛИ — в море корабли
ЛА – ЛЯ — ЛА – здесь скала
УРЬ — УР — УРЬ — не боимся бурь.
ШО – СО — ШО — у меня все хорошо.
ЖУ – ЗУ — ЖУ — я со звуками дружу.
ЩУ – СЮ — ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРА — БРО — делайте всегда добро.
РЫ – ЛЫ — РЫ — наступил конец игры.
— Следующее задание на этом же острове.
Игра «Рыбалка»
— Нам с вами надо поймать рыбу для ухи, для этого мы должнысоотнести картинки к схемам слов, в которых проставлены только некоторые буквы. Слова: Звезда, рыба, осьминог, дельфин, акула, краб, кит, медуза, черепаха, ракушка.
— Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… «К».
Дети получают букву «К». (Выставляется на фланелеграфе)
— Поплыли дальше! Впереди вижу остров.
— Это «Остров Грамотеев».
На этом острове Пират оставил для вас карточки — схемы для звукового анализа слова и составление данного слова из букв.
— Проходите за столы. (выполнение работы за столами)
Физминутка:
Мы немного подустали, долго- долго отвечали,
И, наверное, друзья, отдохнуть и нам пора.
-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Веселый куб».
— Впереди «Остов Неправильных предложений».
Нас встречают странные непонятные надписи. Кто их расшифрует получит – букву. Нужно слова расставить в правильной последовательности в предложении:
* Плавают, по, пираты, морям.
*Клады, храбрые, находят, моряки.
*Кораблекрушение, корабль, может, потерпеть.
*В, водятся, морях, обитателей, разных, много.
— Назовите предложение.(Ответы детей)
— Молодцы!
Дети получают букву «А» (выставляется на фланелеграфе).
— Мы собрали все буквы.
-Что дальше нужно сделать? (Нужно из букв выложить слово).
Дети выкладывают слово «ШКОЛА»
— Какое слово получилось? (ШКОЛА)
— А вот и сундук
— Чтобы его открыть, нужно найти в таблицы буквы и отметить их с помощью фишек.(работа с таблицей)
— Проверьте, правильно ли вы нашли буквы (Сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.
Ребят встречает Королева острова «Правильной речи»
— Ребята, нас встречает Королева острова «Правильной речи» и жители этого острова — Звуковички. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.
— Заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу.
— Пока мы плывем, скажите: где мы с вами побывали и что делали?
— Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?
— Какое задание показалось самым трудным?
— Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка – сюрприз от жителей острова «Правильной речи» и их Королевы. Я благодарю вас. Спасибо!