Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников


Автор: Наталия Витальевна Гордейчук
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 29" г. Биробиджана
Должность: воспитатаель


«В душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь». (Антипина Е.А.)

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности, личности, готовой адаптироваться в социуме. Считаю, что, развивая творческие способности детей, мы развиваем индивидуальные способности каждого ребенка. Современному педагогу следует знать и помнить, что «образование XXI века – это образование через ощущения; игра – метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии», а «если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, зачахнет». Сегодня мы должны воспитывать детей через искусство, через эстетическое восприятие окружающего мира, интенсивно развивать творческий потенциал детей.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.). В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И.Г. Андреева, М.Б. Зацепина, Е.А. Медведева, Л.С. Фурмина, О.В. Солнцева и др.). Проблема развития детского творчества – малоизученная, сложная и комплексная. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях театрализованной деятельности детей.

Психологами (М.В. Ермолаева, Г.А. Урунтаева и др.) доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, если оно вызывает у них интерес. По словам А.С. Макаренко, самым интересным и любимыми занятием для дошкольников является зрелище. В детском саду такими зрелищем являются театр и театрализованные игры.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). По мнению исследователей Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития и восприятия детей. Она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Музыка ‒ важная составляющая театральной деятельности. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, подчеркивает ритмичность движений персонажей и их настроение. Музыка оформляет, дает объем. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах. Благодаря произведениям ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Таким образом, театрализованная деятельность всесторонне развивает ребёнка и мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Они дают возможность часто и ненавязчиво давать знания детям по сенсорике, математике, знакомить их с окружающим миром, совершенствовать движения, моторику пальцев, приобретать умения в изобразительной деятельности. Театральная деятельность даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем. Актуальность данной работы исходит из того, что обществу на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности, а для этого необходимо создавать условия развития каждой личности, её интересов, способностей и конечно же творческого самовыражения в каждом виде деятельности. Театр всё это может дать ребёнку. Но проблема была и остаётся – недостаточно используется театрализованная деятельность, театрализованные игры в воспитании подрастающего поколения. В детских садах играм драматизациям не уделяется должного внимания, этот вид игр очень часто обходят стороной, не понимая его важности. В наше время телевизоров и компьютеров детям стали меньше читать родители. Детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители.

Мы, взрослые, должны научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Но как перенести детскую игру на сцену. Такое возможно только в Театре… Театр! Это всегда сказка, чудо, волшебство. Поэтому роль театра во всестороннем развитии ребенка – дошкольника очень важна.

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. И как же хочется детям быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. И дети играют в «Лису-Патрикеевну», «Золушку», «Красную Шапочку». Актуальность проблемы состоит в том, что благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Мы должны научить ребёнка нестандартно мыслить, находить новые решения в привычных ситуациях. Именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формируется психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

В процессе театрализованной деятельности у детей формируется ряд личностных качеств: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Я считаю, что театрализованная деятельность даёт возможность развивать творческие способности каждого ребёнка, формирует его творческое воображение, фантазию, коммуникативные навыки, способствует развитию памяти, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, за счёт расширения словарного запаса. Совершенствуется артикуляционный аппарат, ребёнок старается говорить четко, чтобы его все поняли. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.

Нахожу эту работу очень интересной и с удовольствием перевоплощаюсь в героев сказок, увлекая за собой дошкольников. Я считаю, что развитие всесторонней, творческой личности дошкольников возможно через погружение в мир театра.

Театр во все времена имел огромную власть над детским сердцем. В нем, проверенном веками, заключена мудрость народа, который его создавал в нем основы национальной культуры. С раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, восприятию окружающего мира и его познания. И в этом поможет театр. Театр – это средство гармоничного воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют воспитательную и развивающую направленность.

Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром, поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей. Во-первых , это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как не в одном виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, люди видят отражение своей жизни.

В-третьих, сценическое искусство дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия, сочувствия. Я постаралась с каждым ребёнком окунуться в мир театра, попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников.

Организацию работы с детьми строила следующим образом:

  • Создание атмосферы психологического контроля и сотрудничества.
  • Подбор репертуара, создание сценария сказки (основные требования сказка должна быть интересной, доступной, музыкальной, воспитывающей, выявление способностей каждого ребенка и взрослого, изготовление костюмов, декораций и атрибутики).

Основные направленияразвития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли.
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Многие сказки я не просто читаю, а инсценирую с помощью игрушек, театра или картинок.

Эмоциональный настрой занятия способствует тому, что дети продолжают играть после занятия. При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для развития дикции я использовала скороговорки. С целью развития воображения, мышления, памяти детям предлагала закончить «короткие истории». Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики. Также я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику. Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику.

Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Дети умеют показывать себя в этюдахна выражение основных эмоций «Лисичка подслушивает», «Зайка испугался».

Ребята показывают себя в этюдах на выражение жестов «Тише», «Игра в снежки», «Игра с камушками».

Очень нравится детям ролевые театрализованные игры с использованием элементов костюмов и масок ‒ «Играем в сказку», «Угадай ситуацию», «Организуем всеобщий театр».

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

  • выбор детьми роли по желанию
  • назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей
  • распределение ролей по карточкам
  • проигрывание ролей в парах.

Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:

I. 1. Чтение сказки.

2. Беседа по содержанию.

II. 1. Рассказывание сказки по ролям.

2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1. Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

2. Индивидуальная работа по ролям.

3. Закрепление.

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

2. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

На мой взгляд, важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции , поскольку именно в процессе работы над ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности. Репетируя с ребятами спектакли, всегда есть актеры-дублеры, дети знакомы с этой профессией. С интересом слушали и принимали участие в беседах: «Волшебство театра», «Знакомство с театральными профессиями» (артист, гример, декоратор, режиссер, художник, костюмер, музыкант, парикмахер), «Правила культурного поведения в театре», «Театральные профессии». Познакомились с видами театров (музыкальным, кукольным, драматическим, театром зверей и др.). Я использую в работе мультимедийные презентации «Волшебство театра», «Театральные профессии», видеопутешествие в театр «Кудесник» г. Биробиджана.

При действиях с различными картинками на фланелеграфе и магнитной доске, у детей развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. Дети любят разыгрывать театральные постановки, выстраивают сюжет «У солнышка в гостях». Пальчиковый театр помогает стимулировать кончики пальцев, движение кистями рук, игра пальчиками ускоряет процесс речевого и умственного развития. Дети с удовольствием играют в знакомые сказки «Репка», выстраивают диалог. Настольный театр игрушки, помогает обучать детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движение пальцев речью. Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Ребята придумывают свои истории, пробуют сочинять сказки. Очень понравилась сказка «Три поросёнка». Посредством куклы Би-ба-бо, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отожествляют себя (свою руку) с куклой. Дети стали разбираться в характерах сказочных героев, умеют рассказать о них «Три медведя».

Освоили театр на ложках, ребёнку ложка хорошо ложится в кулачок, поэтому ей удобно манипулировать. Развивает ловкость, координацию движений, повышает работоспособность. Нравится играть в театр на палочках, уже удаётся держать палочку, не переворачивая. Способствует развитию мелкой моторики рук, диалогической речи, внимания, памяти.

Детям нравится использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности, на прогулке обыграли стихотворение «У лукоморья дуб зелёный», «Коза с козлятами в избушке», строим новый «Теремок».

Систематически включая театрализованные игры в образовательный процесс. Дети стали говорить лучше, общаться со взрослыми, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли. Постепенно дети включались в процесс игрового общения. Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для родителей я проводила консультации «Воспитание сказкой», «Театр и родители», родительское собрание «Рисуем сказку вместе с папой и мамой», давала советы и рекомендации. Обновляла материал в уголке, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома «Театр на кухне». В группе совместно с родителями пополнили театральный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребенка на театрализацию любимого произведения. Уголок был оснащен различными видами театров, которые мы изготовили своими руками. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

В результате проделанной работы у детей обогатился и активизировался словарный запас, углубились и расширились знания о сказках. Дети стали узнавать героев русских народных сказок «Жихарку», «Аленушку», «Иванушку».Сформировалось умение узнавать сказку по предметам яблоко «Гуси-Лебеди», фасоль «Бобовое зернышко». Узнают сказку по отрывкам, по иллюстрациям, по театру, по загадкам.

Усовершенствовалась интонационная выразительность речи, все ребята без стеснения повторяли нужные фразы, ставили логическое ударение на определенное слово и наблюдали разницу «Принеси мне игрушку».

Развилась память, мышление, воображение, внимание детей, многие научились собирать сказки из кубиков, пазлов, разрезных картинок.

Развились социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение. Дети стали разыгрывать и придумывать свои этюды используя различные виды театров, научились задавать и отвечать на вопросы. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. Усвоили нравственные категории: добро и зло, трудолюбие-лень, простота-хитрость, правила доброй жизни.

У детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности, расширились представления детей об окружающей действительности. Дети самостоятельно выбирали себе роли, хотели участвовать все, поэтому сказку приходилось проигрывать два раза «Рукавичка», «Зимовьё» и хочется отметить, что с интересом наблюдали, а иногда и подсказывали своим сверстникам.

Вместе с детьми были поставлены спектакли: во второй младшей группе «Волк и семеро козлят» и «Теремок», в средней группе «Литературный концерт» (чтение стихотворений, обыгрывая руками и предметами), в подготовительной группе театральное представление по ПДД «Волк и семеро козлят» Ребятам понравилась эта сказка и мы решили трансформировать её и она стала по ПДД. Мне самой стало интересно, как выросли наши «козлята». Этот спектакль посмотрели все ребята нашего детского сада, артисты остались довольны. Нас приглашали в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3», где ребята с удовольствием выступили и почувствовали себя настоящими артистами.

Свои театрализованные постановки мы показываем своим подшефным (малышам). Нас приглашали в комплексный центр социального обслуживания со сценкой «Как котёнок потерялся?», ребята получили добрые улыбки, аплодисменты пожилых людей, почувствовали себя артистами и это дети средней группы.

Создан альбом рисунков «Мой любимый сказочный герой», нарисовали дети вместе с родителями нетрадиционными способами (тычками, мятой бумагой, втулками и т.д).

Совместно с родителями оформила выставку «Любимая сказка» (дети вместе с родителями, сделали её своими руками).

Вместе с детьми оформила выставку «Театр своими руками» (дети вместе с родителями, сделали театр из бросового материала).

В группе пополнена предметно-пространственная среда. Уголок театрализации «В гостях у сказки» постоянно пополняется:

  • Пальчиковый театр (из киндер-сюрпризов) «Зимовьё»
  • Настольный театр из коробочек «Три медведя», «Три поросёнка»
  • Маски к сказкам «Гуси лебеди», «Жихарка»
  • Театр на ложках «Теремок»
  • Конусный театр «Колосок»
  • Театр на дисках «Жихарка»
  • Тантамареска «Три поросенка»
  • Сшиты костюмы для персонажей сказок: «Заюшкина избушка», «Колосок»
  • Дидактические игры: «Собери из частей эпизод из сказки», «Найди пару», «Какому герою принадлежит волшебный предмет», «Узнай героя по описанию», «Зашумлённые сказки».
  • Обновили ширму.

Мной составлен и разработан творческий проект «Театральная семья». Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру, совместное развитие артистических способностей через театрализованную деятельность.

Результаты реализации проекта:

  • У детей развился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок совместно с родителями.
  • Родители и дети проявили себя активными участниками работы над спектаклями.
  • Повысился авторитет родителей в глазах ребёнка, сформировались доверительные, гармоничные отношения внутри семьи.
  • Проведены итоговые мероприятия «Семейные спектакли»

Мной составлена программа на летний оздоровительный период «Весёлое творческое лето!», в которую я включила элементы театрализованной деятельности.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. Театр – это самая настоящая игра, которая никогда не надоедает, потому что изменяется,усложняется и развивается вместе с детьми. Театральные импровизации способствуют, эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей и родителей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Ребёнок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции, становится эмоциональной, открытой, культурной, творческой и креативной личностью! Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребёнка всю его жизнь!

В заключение хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные.

Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Литература

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2003.
  3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.
  4. Богачёва Н.И. Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. М.: Академия, 2001.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
  6. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М., 1994.
  7. Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991.
  9. Лыкова И.А. Театр на пальчиках М., 2012.
  10. Лыкова И.А. Теневой театр вчера и сегодня. СПб., 2012.
  11. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера, 2009.
  12. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2005.
  13. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. № 1.
  14. Новотворцев Н.К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995.
  15. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная пресса, 2000.
  16. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1988. № 8.
  17. Синицын Е.Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998.
  18. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: Аркти, 2002.
  19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
  20. Теплов Б.М. Психология. М., 1951.
  21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
  22. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  23. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. Владос, 2001.
  24. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь: метод. рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  25. Шорыгина Т.А. Красивые сказки. М.: Книголюб, 2003.
  26. Фролов Ф.М., Соковин Е.Н. Нам весело: пособие. М.: Просвещение, 1973.
  27. Ярыгина О.Г. Мастерская сказок. М., 2010.
  28. Электронные образовательные ресурсы:
    1. http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=театрализованная+деятельность
    2. Сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search
    3. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu
    4. Международный образовательный портал http://www.maam.ru
    5. Сайт для воспитателей http://dohcolonoc.ru
    6. Cайт для воспитателей http://vospitateljam.ru/?=театрализованная+деятельность&x=0&y=0

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − семнадцать =