Технологическая карта урока литературы «А.С. Пушкин «Зимнее утро». Единение природы и человека. Антитеза.»


Автор: Варфоломеева Алёна Геннадьевна
Место работы: ЧОУ "Школа-интернат № 27 СОО ОАО "РЖД" г. Облучье
Должность: учитель русского языка и литературы


Дополнительные файлы

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя

Варфоломеева Алена Геннадьевна

6 класс

УМК

Предмет

Литература УМК: Литература . 6 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. — 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015

Тема урока

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Единение природы и человека. Антитеза.

Тип урока

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности, введение нового материала.

Цели

дать представление о любимых уголках природы А. С. Пушкина как источниках творческого вдохновения поэта; выразительно читать и анализировать стихотворение; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь; воспитывать любовь к родной природе, к русской земле

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться анализи­ровать текст стихо­творения

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать сти­хотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Формирование навыков самоана­лиза и самокон­троля, готовности и способности ве­сти диалог с дру­гими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Основные понятия, изучаемые на урокеЭпитет, олицетворение, метафора, антитеза 

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приемы.

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

  

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

личностные

Коммуникативные

регулятивные

познавательные

1. Мотивация к учебной деятельности

1мин.

Словесное приветствие.

Добрый день, ребята.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили ? Садитесь.
С усердием трудитесь.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

самоопределение

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушание учителя

Самоконтроль, организация своей учебной деятельности

Формирование положительной мотивации

2. Эмоциональный настрой, введение в тему.

2 мин

Беседа,

Ребята, посмотрите на экран. (см. Приложение 1

-Что изображено на картинах известных русских художников? (Зима, отдых людей зимой).

-А что вам нравится зимой?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)

Просматривают слайды с изображением репродукций картин известных художников, отвечают на вопросы.

Самоорганизация

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Организация своей учебной деятельности, контроль правильности ответов учащихся

Построение логической цепи рассуждений

3.Проверка домашнего задания 5 мин

Беседа, устное словесное рисование.

А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, что вы там видите. Как выглядит снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите о том, какое настроение вызывает у вас эта картина. Можно использовать материал домашнего задания, где вам нужно было подобрать эпитеты, метафоры, сравнения, помогающие описать ваше утро.

Ребята, к этой работе мы еще вернемся и послушаем других ребят! А пока давайте посмотрим, каким рисует зимнее утро известный русский поэт А. С. Пушкин.

Давайте запишем тему урока А.С. Пушкин «Зимнее утро». Единение природы и человека. Антитеза.

Рассказывают, воображают, приводят свои примеры

организация своей учебной деятельности

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Формируем умение контролировать процесс и результаты УД.

Узнают информацию от своих одноклассников, анализируют ее

4.Постановка целей и задач урока 1 мин

беседа

— Подумаем и поставим цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют задачи.

самоопределение

Сотрудничество с учителем и сверстниками

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Построение логической цепи рассуждений

5. Работа по теме урока 19 мин

Физкультминутка 3 мин

Индивидуальное сообщение,

беседа, анализ стихотворения.

Знакомство с новым приемом «антитеза»

Исследовательская работа «Художественные средства»

Но прежде чем начнем знакомиться с произведением, давайте узнаем историю создания стихотворения «Зимнее утро»

1)Выступление ученика. (см. приложение 2)

2) Учитель проводит словарную работу:

— как понимаете значение слов и выражений: нега, взоры, лежанка, предадимся бегу коня, северной Авроры.

(слова выписаны на доске)

Учитель помогает определить точное значение для понимания стиха.

3) выразительное чтение стихотворения учителем.

— Ребята, какое впечатление на вас произвело это стихотворение? -Каково настроение этого стихотворения?

-Какова идея стихотворения? (единение природы и человека)

— Ребята, стихотворение построено на антитезе. О том, что это такое подробнее расскажут ваши одноклассники. (выступление учеников: определение понятия, примеры, роль в произведении. Запись понятия в тетрадь).(см. Приложение 3).

— Найдите примеры антитезы в стихотворении (мороз-солнце; дремлешь-проснись, блестит-чернеет и т.д.)

-Для чего поэт использует этот прием?

-Ребята, антитеза еще бывает и композиционной! (учитель рассказывает о таком виде антитезы)

-Дети, посмотрите на «кривую настроения» этого стихотворения.

любовь, любование нега

бодрость тревога,

грусть

— Скажите, почему поэт композиционно расположил «мрачную картину» не в начале стихотворения?

-Итак, каким поэт рисует нам зимнее утро? А вечернюю вьюгу? А природу? (зачитывают строчки из стихотворения)

-А какие художественные средства помогают Пушкину так просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроении, которые появляются в душе поэта?

Каждая из пяти групп анализирует по одной строфе и заполняет таблицу (образец 1 строфа)

Образная система

эпитеты

метафоры

сравнение

настроение

Обра природы

Мороз, солнце, день чудесный

Чудесный, прелестный

Сомкнуты негой взоры, северная Аврора

 

радостное

Образ человека

Дремлешь, друг прелестный, красавица

-Ребята, представим свои работы.

— Какую роль играют данные художественные средства? (помогают поэту выразить восторг, нарисовать картины утра, природы).

-Какие эпитеты вам помогли описать зимнее утро! (проверка домашнего задания 2 часть).

-Зачитайте строчки стихотворения, где, по-вашему, наблюдается единение человека и природы («На мутном небе мгла носилась» — «и ты печальная сидела»; « открой сомкнуты негой взоры….)

Слушают стихотворение.

Анализируют с учителем стихотворение.

Работают с учебником.

бодрость

Проводят исследовательскую работу в группах.

Представляют свою работу.

организация своей учебной деятельности

Формируем умение работать в группе;

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Находить примеры в стихотворении.

Формируем умение принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

Формируем умение контролировать процесс и результаты УД.

Формируем умение извлекать информацию из текста, из выступлений учителя и одноклассников.

Закрепление 10 мин

Выразительное чтение с вдохновением

Дети читают выразительно стихотворение с учетом полученных знаний

Выразительно читают стихотворение.

Самоорганизация

Сотрудничество с учителем и сверстниками

организация своей учебной деятельности

Учатся выразительно читать стихотворение

Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин

беседа

-Каким вы увидели зимнее утро А. С. Пушкина?

-Какие художественные средства помогли автору написать картины природы?

Закончите предложение:

— пейзаж А.С. Пушкина – это гимн родной природе, потому что…

-Ребята, у вас на партах лежат листочки с изображением ясного зимнего утра и вечерней вьюги. Если у вас хорошее настроение, вы поняли материал урока, поставленные цели были достигнуты, то поднимите картинку зимнего утра. Если нет, то вьюги.

Озвучивает оценки за урок

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке, достижение поставленных целей.

Определяют своё настроение

понимают, в чем значение литературы для человека

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Осуществлять итоговый контроль по результату;

Уметь оценивать свою деятельность;

Способность к рефлексии.

рефлексия;

Домашнее задание 1мин

Объясняет домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро»

Слушают и записывают

   

умение делать выбор и обосновывать его.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =