Технологии развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы


Автор: Татьяна Александровна Заневская
Место работы: МБОУ "СОШ № 5" г. Биробиджана
Должность: учитель русского языка и литературы


Слово об учителе

Татьяна Александровна Заневская в 1987 году окончила Хабаровский государственный педагогический институт, присвоена квалификация «учитель русского языка и литературы». Педагогический стаж 32 года. Начинала свою деятельность в неполной средней школе № 11 с. Двуречье, затем трудилась в школах №№ 1 и 2 г. Облучье, в настоящее время учитель русского языка и литературы школы № 5 г. Биробиджана. Выбрав девизом своей работы слова «Сердце отдаю детям», следует ему всю жизнь.

В своей работе учитель применяет приемы технологии коучинг, работу с социальными сервисами, проблемно-диалоговое обучение, системно-деятельностный подход, которые способствует формированию личностных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий. На уроках осуществляет поиск оптимальных путей и способов развития активности учащихся на уроке. Разнообразные формы работы способствуют созданию благоприятного климата на уроках, повышению интереса школьников к изучению русского языка. Педагог умело сочетает различные формы работы, применяя дифференцированный подход в преподавании филологических дисциплин.

Учащиеся Татьяны Александровны – призеры и победители муниципальных предметных олимпиад, областных творческих конкурсов: «Всемирный день писателя», «Спасем свою жизнь».

С 2016 года Т.А. Заневская входит в состав предметной комиссии по проверке муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе. На протяжении двух лет работает в составе региональной экспертной группы по проверке работ государственной итоговой аттестации по русскому языку. Являясь с 2017 года руководителем районного методического объединения учителей русского языка и литературы, педагог активно обобщает опыт на школьном, муниципальном, областном уровнях: проводит открытые уроки и мероприятия, размещает многочисленные разработки уроков на образовательных сайтах.

Под руководством Татьяны Александровны школьная газета «Школяръ» приняла участие в областном конкурсе незарегистрированных СМИ и была отмечена дипломом и поощрительным призом Законодательного Собрания области (2017).
Учитель совершенствует профессиональные компетенции, участвует в программах повышения квалификации: «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации (ОГЭ – русский язык)», ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2018 г.; «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации (ОГЭ – русский язык)», ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2019 г.; «Методика обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному», ФГБОУ ВО «Благовещенский педагогический университет», 2019 г.

Т.А. Заневская является победителем конкурса разработок, посвященного Дню славянской письменности и культуры, муниципального конкурса программ летнего отдыха (2018), призёром регионального конкурса «Сердце отдаю детям» (2018). В 2017-2019 гг. являлась руководителем кукольного кружка «Юный артист», подготовила участника областного фестиваля «Театральная весна 2017».
Коллеги Татьяны Александровны отмечают её оптимизм, любовь к профессии, отзывчивость.

За многолетний добросовестный труд Татьяна Александровна Заневская награждена Почётной Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2015), Благодарственным письмом комитета образования Еврейской автономной области (2017), отмечена Благодарностью и Грамотой сайта «Инфоурок» за методическое обеспечение образовательного процесса (2019).

Н.Ю. Гузева, доцент ОГАОУ ДПО «ИПКПР»

Разработка урока «Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях»

Разработка урока «Образ Бирюка» по рассказу И.А. Тургенева «Бирюк»

Разработка урока «Буквы -З -С на конце приставок». «Не будьте бездушными!»

 

Технологии развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Плохой учитель преподносит истину,
Хороший – учит её находить.
А. Дистервег

 

Развитие речи учащихся на уроках русского языка – важнейший аспект обучения родному языку. Думаю, дар слова – одна из важнейших особенностей человека, возвышающего его над миром живого, но этот дар нужно развивать. Это означает, что я, как учитель, должна способствовать тому, чтобы речь учащихся была более логичной, точной, образной. Согласитесь, что её выразительность, эмоциональность, связность, логичность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам русского языка и литературы. Но еще важно для меня – помочь ученику учиться, меняться и достигать целей, а моим ребятам – научиться прогнозировать результат, раскрывать потенциал. Реализовать эти требования помогают проблемно-диалоговый метод и инновационная технология (метод) – коучинг.

Изначально технология коучинга не использовалась в педагогической практике. Отметим, что коучинг получил своё развитие в США с 1974 года. Основоположником коучинга стал Тимоти Голви – тренер, описавший «выращивание» чемпионов по гольфу и теннису. Суть его концепции в том, что «внутренний противник» в голове спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви считал, что коуч может смягчить внутренние препятствия спортсмена, и это позволит спортсмену самому добиться лучших результатов. С 1980 года метод получил активное распространение в разных сферах жизнедеятельности: бизнесе, политике в качестве эффективной методики достижения серьезных личных целей. Развитие коучинга можно проследить в работах специалиста по финансовому консалтингу, основателя Университета коучинга Томаса Дж. Леонарда, бизнес-менеджера Джона Уитмора, психотерапевта Милтона Эриксона. С 2001 года коучинг стал в Америке профессией. Так что такое «коучинг»? По словам Тимоти Голви, «это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности».

Принципы коучинга. Концептуальное ядро коучинга составляют пять принципов, обоснованных и сформулированных выдающимся американским психотерапевтов Милтоном Эриксоном в работе «Стратегия психотерапии». Первый принцип гласит: люди хороши такими, какие они есть. Для М. Эриксона важными являются самоизменения, которые намерен осуществить человек на основе сформировавшегося положительного и отрицательного жизненного опыта. Для педагога положительное отношение к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности. Основой такого отношения является педагогический оптимизм.

Второй принцип: у каждого человека есть все необходимые ему ресурсы. Это означает что для решения любых проблем и задач, возникающих в жизни, у человека имеются внутренние ресурсы. Осознание педагогом данного положения помогает ему установить более правильные и эффективные воспитательные отношения с детьми. Он в большей мере верит в возможности своих воспитанников, поддерживает проявления их инициативы, активности и самостоятельности, заботится о развитии их самопроцессов.

Третий принцип: человек делает наилучший выбор для себя из тех, что может сделать в данный момент. Педагогам чаще необходимо ставить ученика в ситуации выбора (коллективного или индивидуального), помогающего им в развитии своих способностей сделать продуктивный выбор.

Четвертый принцип: в основе каждого поступка (действия) лежат позитивные намерения. Данное положение можно рассматривать как продолжение и уточнение предыдущего принципа: ребенок, делая для себя наилучший выбор, исходит из позитивных намерений. Педагогу необходимо поддерживать такие намерения своего воспитанника, потому что это содействует формированию нравственной направленности поведения и деятельности личности человека. Успешно реализовав свое позитивное намерение, ребенок и в будущем будет стремиться действовать, исходя из добрых побуждений.

Пятый принцип: изменения не только возможны, но и неизбежны. В возможности и неизбежности изменений в человеке и его жизни вряд ли кто-то будет сомневаться. Более важно для изменяющегося человека ответить самому себе на следующие вопросы: становитесь ли вы тем человеком, которым хотите стать в процессе изменений? Или вы все больше становитесь тем, кем не хотели бы становиться? Живете ли вы, руководствуясь осознанным выбором, или вами руководит случай? На эти или близкие по смыслу вопросы должен ответить ученик в процессе своего саморазвития. Педагог должен овладеть технологиями ориентированного воспитательного взаимодействия. К таким технологиям (средствам), безусловно, относятся приемы и методы коучинга.

Основная задача коуча – поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча – помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!».

Многие российские учителя используют коучинг в практике своей работы и активно делятся опытом с коллегами. В 2017 году состоялась V Международная конференция «Коучинг в образовании», где ведущие педагоги поделились опытом практического применения, результативности приемов коучинга на уроках. Гульчевской В.Г, Гульчевской Н.Е. представлена обобщенная модель урока.

Считается, что коучинг – это особая форма консультационной и индивидуальной поддержки учащихся, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост. Это технология, раскрывающая потенциал личности с целью повышения максимальной его эффективности. Коучинг соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности (этап вдохновения).
  2. Планирование эффективных действий для достижения цели (приверженности цели);
  3. Этап реализации цели;
  4. Этап завершения (рефлексии). 

Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию приемов для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.

На этапе мотивации и постановки цели предлагаются вопросы:

Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

Представь, что ты стал таким. Каким теперь ты видишь себя в конце урока?

Каким тебя видят твои одноклассники? Родители?

Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

Задача учителя на этом этапе – помочь осознать необходимость учения. Этот этап дает возможность понять, что учится ребенок не для родителей или учителя, а для себя, своего будущего, чтобы понравиться самому себе. Для этого необходимо преодолеть этап действий.

Следующий тип вопросов дается, когда учащийся уже овладел темой и обладает определенной информацией на этапе планирования эффективных действий для достижения цели. Главным считается побудить учащегося заглянуть «внутрь» себя, определить, что он может. На данные открытые вопросы требуются развернутые ответы. На этом этапе не задаются закрытые вопросы – вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

Как ты можешь достичь целей?

Что для этого нужно сделать сейчас, на этом уроке?

Что конкретно будешь делать?

Каким будет первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

Какой будет следующий шаг?

Каким способом ты предполагаешь это сделать?

Как ты узнаешь, что таким способом достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

Этап реализации плана уместны такие вопросы.

Почему эта цель важна для тебя?

Как ты можешь пойти дальше?

Оцени, где ты сейчас находишься в шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

А если сдвинуться на 1 балл выше, в чем будет разница? Что будет по – другому?

Приемы побуждают учащегося заглянуть «внутрь» себя, дают ему возможность увидеть реальный сдвиг в умениях, навыках в сторону прогресса.

Этап рефлексии предполагает подведение итогов. Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей.

Как ты поймешь, что достиг цели?

Какие самые важные вехи ты замечаешь?

Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?

Как эти задачи были взаимосвязаны?

Какие самые первые шаги потребовались, чтобы двигаться к результату?

Главное для меня – уважать ребенка и принимать его таким, каков он есть. На занятиях мне помогают стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Совершенно исключаю из речи вопросы: «Что тебе мешает? Почему плохо учишься и не выполняешь домашние задания?» Учащийся часто на эти вопросы не знает ответа или обвиняет в своих бедах всех вокруг. А мне нужно добиться ясности в мышлении и поведении учащихся, суметь смотивировать каждого на изменения себя.

Урок, проведенный по данной технологии, отвечает на пять основных вопросов: ЧЕГО ты хочешь? ПОЧЕМУ это важно для тебя? КАК ты можешь достичь цели? КАК ты узнаешь, что достиг результата. Пошаговое описание урока технологии коучинга я бы представила следующим образом:  

  •  выбор темы урока;
  • определение цели урока (что учащиеся должны вынести из проведенного урока);
  • открытие реальности (что в действительности происходит, кто занимался рассмотрением проблемы, что накоплено по данному вопросу в литературе…);
  • рассмотрение вариантов выбора (возможностей и ресурсов выполнения задания, решения проблемы);
  • взятие учащимся на себя обязательств по их выполнению, осознание, есть ли у него план действий, нужна ли ему поддержка, помощь, будет ли он действовать с решимостью);
  • подведение итогов (ясность и осознанность со стороны учащегося (группы, класса).  

Используемые мной приемы новых технологий: коучинговой, проблемного диалога на уроках русского языка, литературы — помогают получить максимальный эффект речедеятельности учащихся. Существует множество приемов, инструментов, применяемых в различных технологиях, развивающих речевые навыки учащихся, но общим для них является обязательность развития умения выстраивать логические цепочки заключений, владеть навыками ведения дискуссии, обладая грамотной выразительной речью. Мной успешно используются следующие приемы.

На каждом уроке используется приём для мотивации к учебной деятельности: «Лист ожидания» («Маршрутный лист») и учу ребят определять свои задачи на урок, ответы на которые они хотели бы получить. Показателем развития мыслительной деятельности является следующее: учащийся не получил ответа на уроке на поставленную им задачу. Это означает, что он должен самостоятельно решить, какими способом ему предстоит найти вне урока ответ на ее решение.

Прием «Линия времени» («Лента времени») предполагает развитие умения прогнозирования, планирования, анализа. Мной предлагаются вопросы на начальном этапе урока: определите цель по формату конечного результата; определите время реализации цели; перенеситесь в будущее, когда цель вами реализована и видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего. Затем на заключительном этапе вопросы ставятся «с возвратом назад»: из будущего обернитесь назад, на пройденный путь урока; какие самые важные вехи (знания, сведения, умения) вы замечаете? Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? Как эти задачи были взаимосвязаны? Если бы вы из будущего дали совет себе настоящему, что бы вы сказали? Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату? Вопросы мотивируют оценить свою деятельность и, быть может, дать совет тем, кто еще не знаком с изученной темой.

Прием «Лента времени»

Например, на уроке русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению – рассуждению» учащиеся определяют время реализации цели (октябрь-апрель):

  • перенеситесь в будущее, когда цель реализована и видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего. (В апреле я смогу самостоятельно, без репетитора и интернета писать сочинения, давать определения, комментарий, приводить правильно аргументы, писать вывод, редактировать сочинение. Сумею идти к цели и ее добиваться);
  •  что важно для тебя от настоящего к дате 1 (10 октября)? (Сегодня я должен уяснить структуру сочинения, научиться писать сочинение, используя комментарий и аргументы);
  • какая цель к дате 2 (10 февраля)? (Уметь давать определение к любому понятию, написать из перечня тем ОГЭ 2020 не менее половины сочинений);
  • какая цель ко дате 3 (10 марта)? (Составить банк литературных аргументов, писать самостоятельно сочинения, научиться развернуто мыслить, поучаствовав в итоговом собеседовании).

В «Шкала успеха» (понимания темы) учащиеся отмечают свое «продвижение» по теме урока, непрерывно фиксируя точками степень приближения к цели.

Прием « Шкала успеха»

Перед вами Шкала успеха.

  • Чем для вас является цифра 10? Каких результатов вы достигнете, дойдя до этой цифры?
  • Где вы сейчас находитесь?
  • Опишите подробно, что вы знаете по теме урока, находясь пока на данной цифре?
  • Опишите 10 – конечный результат.
  • Чем 9 отличается от 10?
  • Что будет на цифре 9?
  •  Чем 8 отличается от 9?
  • Составьте пошаговый план, опираясь на желаемый результат. Возможно, что на уроке учащийся не достиг желаемой цифры, но он может определить четко: какие упражнения необходимо сделать, какими знаниями дополнить пробелы, какой формой контроля поверить усвоенное. К этой Шкале учащийся может возвращаться и на следующих уроках с целью увидеть изменения в своем продвижении. Это прием формирует умение прогнозировать и планировать свою деятельность.

Прием «Инсерт» формирует умение анализировать информацию, определяя главное. Этот прием представляет собой маркированное чтение: с помощью знаков учащийся помечает прочитанное. «+» – я это знал, «..» – это для меня новое, «…» – это противоречит моим знаниям, «?» – об этом я хочу узнать больше. Прием учит структурировать свою деятельность и может быть использован на разных этапах урока.

Прием «Наводящая задача – аналог» основан на заимствовании опыта посредством поиска тщательного анализа достоинств и недостатков и улучшения чужих идей в научной и методической литературе. Этот прием заставляет усомниться в правильности утверждений учебника. В то же время он побуждает ученика поверить в себя, в то, что у него есть знания, заставляющие что-то поставить под сомнение.

Например, на уроке русского языка в 5 классе «Приставка» применяю такое задание: «Аргументируйте мнение: правильно ли дано определение к понятию «приставка» в учебнике? Используйте слова перезагрузка – перегрузка, непередаваемое – передаваемое».

Учащиеся без труда, отметив все приставки в словах, выяснив изменение значения от их использования в слове приходят к выводу: в учебнике неточно сформулировано положение приставки в слове. Ошибка состоит в том, что необходимо добавить к предложению: «Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем ..» – фразу: «или перед другой приставкой».

Для повторения ранее изученного материала применяется приём «Развивающий канон», в котором учащиеся должны назвать третье слово: первые два слова связаны значением, необходимо найти третье слово, связанное со вторым таким же значением и аргументировать свою точку зрения. Например, на уроке русского языка в 5 классе «Рассуждение» используется такое задание: «Аргументируйте мнение: какое слово пропущено?»

Повествование

Описание

?

На уроке уместен еще один вариант «Развивающего канона», при котором в определенных колонках представлены определения к понятиям (правило), в других ‒ лишь название. Учащимся предстоит заполнить недостающие графы и рассказать правило, на которое они опирались, выполняя задание. Например, на уроке русского языка в 11 классе «Лексика»:

?

Омонимы

?

Паронимы

Слова одной и той же части речи, которые пишутся по-разному, произносятся по–разному, но имеют схожее лексическое значение.

?

Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.

?

Следующий прием применяют все русоведы, существует он в разных формах: «Собери высказывание», при котором учащиеся собирает из отдельных слов фразу, пословицу, высказывание известных людей. Например, на уроке русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению ОГЭ по русскому языку» можно предложить такой:

Бескорыстие

добрую

похвальных

одна

порождающих

добродетелей,

из самых

славу

добрую

Если проводить проверку, то лучше демонстрировать ответ на слайде: «Бескорыстие – одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую» (Мигель де Сервантес Сааведра).

Если ребята обладают большим интеллектуальным багажом, много читают, то для них интересен прием «Облака мыслей» (это вариант приема «Мозговая атака»): приводят первые пришедшие в голову признаки, черты, ассоциации, связанные с терминами новой темы, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Затем обсуждаются все предложенные определения и выбирается одно или два наилучших.

Если же читают мало, то данный прием развивает ассоциативное мышление, способность логически мыслить. Например, на уроке русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению ОГЭ по русскому языку 9.3» всегда даю задание: подберите слова, отождествляемые вами со словом «Верность».

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависит от многих факторов: особенностях и уровня подготовки детей, мастерства учителя, но мой опыт подсказал, что даже в сложных случаях можно найти прием, который позволит организовать самостоятельную деятельность учащихся.

Прием «Мозговая атака» – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказать как можно большее количество вариантов решения, самых неожиданных. Сначала идеи учащимися быстро излагаются, без обсуждения и критики, затем идеи записываются, после происходит обсуждение каждой идеи, в итоге – 1-2 идеи выбираются. Они становятся основой для проекта. Важно, что учащиеся не боятся критики, поскольку условием данного метода является продуцирование невероятных и невозможных идей.

Прием «Корзина идей». Каждый ученик тезисно в течение 2-3 минут записывает в тетради все, что ему известно по теме. Работа может осуществляться и в группах: тогда учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Но чаще всего провожу работу с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания кратко записываю на доске. В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины, предположения. Идеи, высказанные детьми, не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Пример приема «Корзина идей»

 

Прием «Изменение формулировки задач» – это расширение границ поиска актуальной проблемы. Состоит он в следующем: меняя формулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы.

Все знают, что одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто?, неодушевленные на вопрос Что?. Но если учащимся в 5 классе предложить найти из данного списка одушевленные: кукла, цветок, матрешка, лиса, мертвец – будет 100% неправильный ответ. Почему? Ребята отождествляют неживые предметы с категорией неодушевленности существительных. Прием «Изменение формулировки задач» мне помогает научить отличать неодушевленные существительные от одушевленных. Основным критерием следует брать не вопрос, а грамматические признаки этой части речи. Задача изменяется так:

1. Поставьте слово в множественное число.

2. Поставьте в форму родительного и винительного падежа.

3. Сравните эти формы.

 

Р.п.

В.п.

лиса

лис

лис

матрешка

матрешек

матрешек

4. Сделайте вывод: у одушевленных существительных формы винительного и родительного падежей во множественном числе совпадают.

Прием «Изменение формулировки задач» необходим для подготовки к предметным олимпиадам по русскому языку: правило применения множественного числа в учебнике отсутствует, а олимпиадное задание на данное правило всегда пятиклассникам предлагается.

Стратегию «Мудрые совы» использую для развития следующих умений: развития речи, анализа текста. Учащимся предлагаю самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем в Рабочих листах содержащуюся в тексте информацию кратко представить по разделам.

1. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их.

2. Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

3. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой (или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?).

4. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры5.Какие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни, ты сделал?

Большим подспорьем в формировании умения выдвигать гипотезы и аргументированно доказывать мысль для меня являются приёмы: «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку». Для первого приема предлагаются утверждения по еще не изученной теме. Они отвечают, полагаясь на собственный опыт. Затем в конце урока возвращаюсь к этим ответам, учащийся должен аргументированно ответить материал, так как уже знает учебный материал. Например, на уроке русского языка в 5 классе «Лексика» предлагаю устранить речевые ошибки, не называя вида ошибки (Устрани лишние слова).

  1. На выставке нас поразила одежда коренных аборигенов Америки.

  2. В нашем городе открыт мемориальный памятник героям войны.

  3. Телепередача посвящена первым пионерам космоса.

На уроке русского языка в 6 классе «Глагол» даю такое задание:

«Составьте игру «Найди четвертое лишнее».

Мельни…, красави…, учи…, модни…

Улыбае…, не учи…, умни…, смотри…

Но самым сложным для учащихся является умение применить только изученный теоретический материал. Прием «Аналогия» предусматривает перенос знаний об одном предмете, явлении на другой. На уроке русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» предлагаю дифференцированное задание: 1 группе с образцом выполнения, 2 группе – без образца, но усложненного уровня.

ЗАДАНИЕ № 1. Замени предложением с обособленным определением, выраженным причастным оборотом на предложение с придаточным определительным.

Образец. Поселок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славится обилием грибов. – Поселок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, славящейся обилием грибов.

    1. Мы учимся в школе, которая носит имя героя, который известен всем.

2. Мы с удовольствием читали книги о Биробиджане, в которых рассказывается история города, в котором мы живем.

ЗАДАНИЕ № 2. Повышенный уровень сложности. Замени предложение с придаточным определительным предложением с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Всегда ли возможна такая замена?

1. Поселок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 2. У памятника, который был открыт не так давно, всегда лежат цветы, которые приносят дети и взрослые.

На уроке русского языка даю несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Учащимся нужно найти и доказать ошибочность одного или нескольких из них. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Приём «Лови ошибку» приём, который позволяет мне активизировать внимание учащихся и формирует умение применять знания в нестандартной ситуации. На уроке русского языка в 10 классе «Нормы русского языка» предлагаю такое упражнение: найдите правильные и неправильные примеры ошибок разных типов. Исправьте ошибки и докажите свое мнение.

Пример предложения

Название нормы русского языка, которая нарушена

1.

Мы надеемся и верим в успех.

Речевая

2.

Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.

Синтаксическая

3.

Решенные примеры ребятами были правильны.

Орфоэпическая

4.

В тысячу девятьсот пятом году открылась выставка.

Грамматическая

5.

Его гуманность и человеколюбие известны всем.

Речевая

Мной результативно применяется интересный способ развития словарного запаса школьников при обучении русскому языку «диктант значений». На уроке диктую не слова, а их лексические значения. Учащиеся должны по значениям определить слова и написать их. На уроке русского языка в 7 классе «Повторение изученного в 6 классе» предлагаю определить слово по значению.

1. Сплетенные в виде цветы и зелень, а также орнамент такой формы. 2. Спортсмен-победитель в соревнованиях по какому-либо виду спорта. 3. Предшествующий чему-либо, бывающий перед чем-нибудь. 4. Способность к творческому воображению, измышлениям. 5. Рисунок комически или сатирически изображающий кого-либо.

Запись учащихся будет такой: гирлянда, чемпион, предварительный, фантазия, карикатура.

Уметь задавать вопросы учу на разных этапах урока. Главное – раскрыть учащимся многообразие видов вопросов. С этой целью использую приемы проблемно-диалогического обучения.

Приём «Сюжетная схема» представляет ответ на вопросы: «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Почему?». Этот прием является вариантом приема инсерт. Читая текст художественного произведения, учащийся делает пометки — ответы на вопросы, создавая тем самым «скелет» текста. Этот прием формирует сюжетное мышление, помогает воссоздать ту информацию, которая необходима на уроке. Можно предложить это задание на дом и потом при повторении материала вернуться в данной таблице.

Таблица-элемент урока литературы в 6 классе

(по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Вид вопроса

Ответ

Что?

Собака укусила за палец мастера ювелирных дел Хрюкина

Кто?

Полицейский надзиратель Очумелов, собака, толпа, Хрюкин

Где?

Рыночная площадь, возле дровяного склада купца

Когда?

Обеденное время

Почему?

Узнает, что собака генерала – жалеет ее, ничейная – истребить. Хамелеон.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» учит задавать вопросы и находить ответы, что является обязательным условием коучинга. Вопросно — ответная форма: учитель – ученик. Тонкий вопрос предусматривает односложный ответ: «Кто это сделал?, «Когда это произошло?» Толстые же – предполагают развернутый ответ на поставленный вопрос: «Почему это произошло?», «Кто, на ваш взгляд, виноват в этом?».

На уроке литературы в 9 классе «Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» использую все типы вопросов:

Тонкий

Толстый

Как проходила жизнь Матрены до знакомства с автором?

Какими событиями была наполнена жизнь Матрены до знакомства с автором?

Автор воплотил в Матрене лучшие черты русской женщины?

Какие лучшие черты русской женщины воплотил автор в Матрене?

У Матрены украли котелок со святой водой?

Почему в конце повествования, как вы думаете, автором дана такая деталь: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой?

Прием «Чтение со «стопами», развивающий критическое мышление. Он состоит из чтения смыслового фрагмента текста, после которого делается остановка – стоп. Далее либо идет обсуждение проблемного вопроса, либо дается ответ на основной вопрос урока, либо в группе дается задание, для выполнения которого учащемуся нужно обратиться к внутреннему ресурсу: как можно решить эту проблему или вопрос с помощью той информации, которую он только что прочитал. Например, на уроке литературы в 5 классе по рассказу И. Бунина «Подснежник» (фрагмент):

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

1 остановка

Учитель: Ожидали ли вы такое начало рассказа? Что именно оказалось неожиданным?

Что вы знаете о празднике масленицы? Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?

Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

2 остановка

Учитель: Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу. Соотнесите записи в таблице. Какой прием и для чего использует писатель при описании отца и сына?

Саша

Отец

  

Как проверить уровень усвоения материала? Бесспорно, – предложить выполнить контрольную работу, тест, представить сочинение, письменный ответ. Для моих подопечных наилучшим результатом будут разноуровневые задания, которые обозначат границы имеющихся знаний, приоткроют новые возможности – выполнение заданий открытого банка заданий сайтов: «Решу ВПР», «Решу ОГЭ». При подготовке к ВПР в 5 классе рекомендую такое задание: «Составьте на основе имеющегося теста свой», «Составь описание предмета», «Выбери из текста ответ на вопрос».

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

ВПР

Составлены учеником

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморт

1) В нашем классе любят выступать на сцене с современными песнями.

2) Полейте цветы в коридоре и в классе.

3) В начале урока ребята повторите правило о существительном.

4) Мы пойдем на смотр песни и строя.

Всегда помню, рефлексия в конце урока проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для учащегося. Ребята любят оценивать свою работу на уроке. В 5-9 классах я использую прием «Колесо баланса». Для этого необходимо начертить круг (колесо) и разбить его на столько секторов, сколько значимых областей в данной конкретной теме, либо критериев, выбираемых для оценивания. Центр колеса, где спицы встречаются в одной точке, принимаем за нулевую отметку, а радиус представляет шкалу от 1 до 10 баллов. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» – только знание о его существовании. Учащийся отмечает на каждой спице точкой степень знаний по данному направлению в начале урока и определяет для себя, какая область знаний у него «западает», соединяя все точки, получает фигуру.

В конце урока учащийся снова отмечает цифры на «Колесе баланса», соединяет их и видит свое продвижение в теме урока.

Если урок достиг цели, по соединенным точкам должен получиться круг. Некоторые учащиеся сразу определяют, что такое колесо ехать ровно и быстро не может. Например на уроке русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном предложении» объясняю так:

— Мы с вами являемся уже специалистами в теме «Бессоюзные предложения». Но все же чего мы еще не знаем по этой теме? Заполните Колесо развития. На каждом его секторе указана изученные нами темы, уровень знания которой вы отмечаете цифрами от 1 до 8.

  1. двоеточие в бессоюзных предложениях
  2. двоеточие в простом предложении
  3. замена синонимичных словосочетаний различных типов связи
  4. правописание безударной чередующейся гласной в корне
  5. правописание нн в наречиях
  6. правописание не, ни с разными частями речи
  7. знаки препинания при причастном обороте
  8. знаки препинания при прямой речи
  • Соедините получившиеся точки. Полученная фигура похожа на колесо? (Нет)
  • Сможет ли оно двигаться ровно? (Безусловно, нет)
  • Какую часть этого колеса нужно изменить? Какая область (тема) у нас отмечена наименьшей цифрой? (Часть «Двоеточие в бессоюзном предложении»)
  • Какова тема урока? («Двоеточие в бессоюзном предложении»)

С первого раза никогда кратко учащимся не удается написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Приём «Телеграмма», приём актуализации субъективного опыта, предполагает краткую запись. Написать можно пожелание даже себе с точки зрения изученного на уроке.

На уроке русского языка в 8 классе «Способы выражения подлежащего» мой ученик написал: «Вот это да! Существительное, глагол в н.ф., прилагательное, наречие, междометие могут быть подлежащим!»

Как художественную форму рефлексии побуждаю ребят сочинять синквейны и хокку. Хокку (хайку) – нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на различные сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками учащийся описывает некое явление, а третьей строчкой подводит какой-то итог сказанному, часто неожиданный.

Пример хокку моей ученицы:

Поднялся ветер.
Багульник зацветает.
Жизнь идёт сквозь смерть.
Алина К. 7 класс А

Прием «Синквейн» позволяет ученику предложить новую интерпретацию темы, резюмировать учебный материал, выразить к нему свое отношение, что является в коучинге необходимым условием. Синквейн – стихотворения особой формы: 1 строчка – это существительное, дающее название теме, 2 – два прилагательных, раскрывающих тему стихотворения, 3 – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна, 4 – фраза, высказывание, выражающая отношение ученика к теме, 5 – имя существительное, дающее новую интерпретацию темы.

Пример синквейна ученика 5 класса по теме «Обращение»:

Обращение.
Необычное, ласковое.
Указывает, называет, украшает.
Обращение всегда приятно.
Радость.

Метод проблемного диалога использую на различных этапах урока: «Изучение нового материала», «Решение учебных задач», «Подведение итогов». При этом творческое усвоение знаний происходит посредством специально организованного диалога. Мы знаем, «проблемность» предполагает: изучения нового материала для учащихся определяется учебной проблемой и поиском путей ее решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск ее решения осуществляют учащиеся в ходе диалога: побуждающего и подводящего.

Побуждающий диалог состоит из отдельных реплик, мотивирующих на творческую деятельность. Создаю проблемную ситуацию, затем произношу реплики для понятия учащимися противоречия. После этого учащиеся формулируют данное противоречие. Далее учащимися определяется гипотеза, которая далее проверяется и путем проб, ошибок происходит открытие нового знания. При подводящем диалоге предлагаю вопросы, которые развивают логическое мышление учащихся. Сначала происходит определение проблемы урока, затем с помощью вопросов помогаю определить тему урока. Но на этапе поиска решения последовательно предлагает цепь вопросов, ответ на которых и приводит к новым знаниям. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (побуждающего либо подводящего) помогает учащимся поставить учебную проблему, т.е. сформулировать вопрос для исследования. Использую три вида побуждающего диалога на своих уроках.

1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями

Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Побуждение к формулированию проблемы осуществляется репликой: «Какое противоречие налицо?» Например в 7 классе на уроке литературы «Образ Бирюка в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк» тема урока определяется через проблемную ситуацию.

Построение

Учитель

Учащиеся

Предъявление 1 факта

— Кто главный герой рассказа?

— Лесник, которого все называют бирюком.

Предъявление 2 факта

— Слово «бирюк» — устаревшее, а что оно обозначает?

— Угрюмый, нелюдимый, злой человек.

Побуждение к осознанию

— Ребята, а вам понравился Бирюк?

— Да, он нам понравился.

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к проблеме

— Что вас сейчас удивляет?

Какое противоречие налицо?

— Нам Бирюк понравился, но само слово означает плохие качества человека.

(ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Вопрос

— Какой возникает вопрос? Точнее, тема урока?

— Почему нам понравился Бирюк?

 

Точнее, тема урока?

Образ Бирюка.

(ТЕМА УРОКА)

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся создается практическим заданием по новому материалу. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем. Например, в 7 классе на уроке русского языка «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени» предлагаю определить проблему урока через столкновение разных мнений о правописании гласной в суффиксе причастий.

Построение

Учитель

Учащиеся

Практическое задание по новому материалу

– Работаем в парах. На каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия настоящего времени с помощью суффиксов

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-.

-Запишите рядом с глаголом только суффикс.

Выписывают глаголы: бороться, колыхаться, клеить, лечить

Проверка задания

– Проверяем глагол «бороться». Какой суффикс в причастии?

Глагол «колыхаться». Какой суффикс написали в причастии?

Называют причастия, проговаривая гласную в суффиксе. Борющийся или борящийся? Колющий или колящий?

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

– Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Задание было одно, а выполнили его по-разному. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Побуждение к проблеме

– Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

– Не знаем суффиксов причастий.

(НЕТОЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Переформулирование проблемы

– Суффиксы мы как раз знаем. А в чем возникли сомнения?

– В суффиксах каких слов?

В написании гласной действительных причастий настоящего времени.

Переформулирование проблемы

– Значит, какую проблему сегодня надо решить на уроке?

Фиксирует тему на доске.

– От чего зависит правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

(ПРОБЛЕМА УРОКА)

Приём 3. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. При использовании данного метода сначала создаю проблемную ситуацию, а затем побуждаю учеников к осознанию и формулированию проблемы и поиску путей ее решения. На уроке литературы в 8 классе «Пугачев: заступник или злодей?» по роману
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» предлагаю проблемную ситуацию на знание текста произведения.

Построение

Учитель

Учащиеся

Мотивационный настрой

– Сегодня мы продолжаем читать роман «Капитанская дочка». Послушайте два отрывка (читает текст) Гл. 11 от слов «Я проучу Швабрина! Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ. Я его повешу!». Гл. 2 от слов «Спасибо Ваше благородие, век не забуду ваших милостей»

Слушают чтение учащимися отрывов из 2 и 11 глав

Вопрос на новый материал

Попробуйте определить, какие черты характера отмечает автор в Пугачеве в этих отрывках?

(Фиксирует мнения на доске в виде приема «Корзина идей»)

Отвечают:

– Он разбойник, люди его войска убили семью капитана Миронова. Он может повесить любого за нежелание перейти на его строну.

Он добрый человек. Помнит добро: заячий тулуп, подаренный Гриневым.

Стремится помочь Маше, отпускает Гринева в Оренбург (Проблемная ситуация.)

Побуждение к осознанию

– Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали?

Два. Пугачев описан и как добрый человек и как жестокий.

Побуждение к проблеме.

– Какой же возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске.

– Пугачев в романе показан как заступник народа или как злодей?

Проблемный вопрос урока.

Пугачев: заступник или злодей?

 

Думаю, проблемно-диалогические методы обучения универсальны, то есть реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, необходимы на уроке с коучинговым подходом.

Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные. Требования последней группы, в силу разработанных инструментов измерения успешности их изучения, более близки для учителя-предметника и активно обсуждаются на страницах методической периодики. А требования первых двух групп, порой воспринимаются не как необходимость, а как дань «педагогической моде». Для многих учителей и средства, и технологии формирования этих результатов, и инструменты их измерения малопонятны. Все это приводит к их простому декларированию и, в лучшем случае, восприятию на некоем интуитивном уровне. Но метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».

Для меня, как учителя, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».

Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.

Результатом применения технологий проблемно-диалогового общения и коучинга для моих учеников стали развитие монологической речи, умения аргументированно высказывать свою точку зрения, вести диалог на заданную тему, применяя приемлемые речевые средства, а также навыки редактирования текста. Получение учениками умений в постановке и достижении цели, успеха (результата), эффективном управлении временем; умении анализировать и структурировать учебную информацию, стремление работать в команде, принимать решения в проблемной ситуации, преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи.

Качественным результатом использования приёмов данных, технологий являются победы моих учащихся на предметных олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня.

Урок с приемами коучинга – способ повышения профессионального мастерства педагога, раскрытия личностного интеллектуально-творческого, потенциала как учащихся, так и педагогов.

Разработка урока «Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях»

Разработка урока «Образ Бирюка» по рассказу И.А. Тургенева «Бирюк»

Разработка урока «Буквы -З -С на конце приставок». «Не будьте бездушными!»

Литература

  1. Аткинсон М., Чойс Р.Т. Наука и Искусство коучинга. Внутренняя динамика коучинга… Компас для коучей / М. Аткинсон, Р.Т. Чойс. – М., 2008.
  2. Власова Е.А. Коучинг в образовании. Режим доступа: Infourok.ru > statyapotemecouchingvobrazovanii.
  3. Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. – М., 2018.
  4. Гузева Н. Ю. Современные образовательные технологии на уроках русского языка: учебное пособие. – Чехов: ЦОИНК, 2016. – 84 с.
  5. Гульчевская В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации: монография / В.Г. Гульчевская, Е.Е. Алимова. – Ростов н/Д., 2012.
  6. Епишева О.Б., Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С. 31-36.
  7. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. М., 2004.
  8. Каютина Н.В. Коучинг в школьном образовании. Режим доступа: https://www.libfox.ru/656599-natalya-kayutkina-kouching-v-shkolnom-obrazovanii-sbornik-izbrannyh-statey.html.
  9. Коучинговые технологии. Режим доступа: http://coachingineducation.ru/.
  10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М., 2000.
  11. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М., 2011.
  12. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: пособие для учителя. – М., 2015.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М., 1989.
  14. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении : практические методы и техники. – СПб., 2003.
  15. Эриксон М. Стратегия психотерапии: избранные работы. – СПб., 2002.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

× 3 =