Тема: «КИСЛОТЫ» Технологическая карта урока


Автор: Галина Николаевна Сергушева
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель биологии


Цели по содержанию:

обучающие: формирование у обучающихся представления о классе кислот, умение их называть и классифицировать;

развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

воспитывающие: развитие мотивации к предмету химия, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, классифицировать, описывать физические свойства кислот.

Метапредметные :

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы: Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 210; рабочая тетрадь, таблицы, компьютер, мультимедиапроектор «Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс», презентация.

 

Этапы урокаЗадачи этапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУД
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельностиСоздать благоприятный психологический настрой на работуНа доске написан эпиграф: «Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает».В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете?

Учитель организует работу в группах.

1. Обсуждают эпиграф (проблемную ситуацию).2.Предлагают работать в группах.Личностные УУД.Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
этап актуализации и пробного учебного действия;Актуализация опорных знаний и способов действийФронтальная беседа по прошдой теме -Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?-Какие соединения химических элементов мы уже изучили? -Какие химические соединения называются оксидами ? — Какие химические соединения называются основаниями? Из перечисленных химических формул, выберите оксиды и основания и запишите в таблицу:SO3 , HCI , CO2 ,CuO ,HNO3 ,Fe O, H2SO4 , Ca (OH)2 , K2O ,KOH, Na2O ,Cu(OH)2, Al2O3 ,Zn(OH)2, Fe(OH)3. -Дать названия оксидам и основаниям.

Вспоминают определение «Оксид. Основание». В тетрадях выполняют задания, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные УУД. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
этап выявления места и причины затруднения;Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урокаПроблемная ситуацияЧто заметили интересного? Как Вы думаете, с какими соединениями мы будем сегодня работать? Подумайте, как можно назвать вещества, которые состоят из атома Металла и кислотного остатка? Почему они так называются? Где встречаются?Хотите познакомиться с названием этих соединений? А как их можно назвать, классифицировать?Какая цель нашего урока? Объясняет Правила техники безопасности при работе с кислотами и оказание первой помощи при попадании кислот на кожу — Лабораторный опыт: Действие кислот на индикаторы.

Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу.

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
этап построения проекта выхода из затруднения;Включение учащихся в целенаправленную деятельностьОрганизует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся. Ставит вопрос об отличие кислот по наличию кислорода в кислотном остатке Классифицирует кислоты.Работают с учебником. Классифицируют кислоты вместе с учителем. Находят отличия Познавательные УУД.Умение работать с текстом.Коммуникативные УУД.Умение работать в группе.
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала.Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) кислот, их классификации.Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталонуВыявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатковСамостоятельная работа1(Базовый уровень)А) Заполнить таблицу «Важнейшие кислоты»

Формула веществаНазваниеНахождение в природеСвойстваПрименение
     

Б) Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот.Выпишите их. H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNH3O3CHClBaSHKSHH2Na2OHClH2SO42(Повышенный уровень) а) Распределите вещества (из таблицы) по группам.б) Составить оксиды соответствующих кислотHNO3 —N2 O5 H 2SO4 – SO3

Работают с учебником §18, стр. Записывают в тетрадях.Проверяют материал по эталону.Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляютвзаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого).Регулятивные УУД.Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.Коммуникативные УУД.Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
этап включения в систему знаний и повторения;Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся 1.Базовый уровень Из формул HNO3 H3РO4, НCl, H2SiO3,H2SO4, H2S, HNO2 выпишите отдельно а) бескислородные и кислородсодержащие кислота б) одно-, двух-, трехосновные кислоты. Назовите их по международной номенклатуре.2. (Повышенный уровень)А)Составьте формулы названных в тексте кислот (предлагается текст, содержащий названия и описания кислот) Б) В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивировать
1.
H3PO4 H2SO4 HCl
2. H2SiO3 H2SO3 H3PO4
Ребята, давайте поменяемся работами, проверим ее и выставим оценки за работу.
Решают самостоятельно.Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях.Перечисляют критерии оценивания.Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляютвзаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). Регулятивные УУД.Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.Познавательные УУД.Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.
Информация о домашнем заданииОбеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания§Поясняет выполнение заданий.Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.  
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классеПодведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?Как вы считаете, достигли ли мы целей?А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы. Что изучали сегодня на уроке?Кто желает сформулировать определение кислот. На какие группы делятся кислоты?Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.Регулятивные УУД.Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.